Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 20:59, курсовая работа
Актуальность. Проблемы изучения рыцарства являются одними из наиболее популярных в медиевистике, поскольку напрямую связаны с целым комплексом системообразующих черт средневекового общества. В богатой историографии, посвященной рыцарству, кажутся изученными буквально все стороны этого феномена, тем не менее, вопрос типологизации поведения в бою остается исследованным слабо, и многочисленные рассуждения о так называемых "рыцарских войнах" не дают четкого пон
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
ГЛАВА I. РЫЦАРЬ КАК ВОИН
«Посвящение» в рыцари………………………………………………11
Рыцарский турнир………………………………………………………14
Рыцарский замок………………………………………………………..19
Воинские ценности и культурные идеалы………………………..21
ГЛАВА II. РЫЦАРЬ В СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
2.1. Богатство и щедрость в рыцарском сознании…………………...26
2.2. Рыцарь и женщина. Культ прекрасной дамы…………………….28
2.3. Место в обществе……………………………………………………….32
ГЛАВА III. РЫЦАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
3.1. Рыцарская поэзия……………………………………………………….35
3.2. Рыцарский роман………………………………………………………..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..41
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I. РЫЦАРЬ КАК ВОИН
ГЛАВА II. РЫЦАРЬ В СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
2.1. Богатство и щедрость в рыцарском сознании…………………...26
2.2. Рыцарь и женщина. Культ прекрасной дамы…………………….28
2.3.
Место в обществе……………………………………………………….
ГЛАВА III. РЫЦАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
3.1.
Рыцарская поэзия……………………………………
3.2.
Рыцарский роман………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК…………………………………………..41
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Проблемы изучения рыцарства являются одними из наиболее популярных в медиевистике, поскольку напрямую связаны с целым комплексом системообразующих черт средневекового общества. В богатой историографии, посвященной рыцарству, кажутся изученными буквально все стороны этого феномена, тем не менее, вопрос типологизации поведения в бою остается исследованным слабо, и многочисленные рассуждения о так называемых "рыцарских войнах" не дают четкого понимания данного явления. Неизученными остаются и морально-этические ценности, формирующиеся в ходе этих войн, а так же остается мало освещенным в исторической литературе вопрос о общесоциальной роли рыцарской этики. Более исследованными в этом отношении, по известным причинам, является западноевропейские рыцари, менее - воюющие других Евразийских регионов. Тем более, эти вопросы никогда не рассматривались в комплексе, на широком территориальном и временном фоне, хотя правомерность такого подхода прекрасно продемонстрировал Ф. Кардини в "Истоках средневекового рыцарства".1
Между
тем, рассмотрение евразийских обществ
на обширном пространстве от Гибралтара
до Японских островов убедительно показывает
наличие ряда социальных образований
- сословно-классовых групп, каст и пр.
(арабские фарисы, адыгские уорки, тюрко-монгольские
"батыры", индийские раджпуты, японские
самураи и др.), деятельность которых отразилась
в эпических, исторических и др. произведениях,
имеющих немало общих черт, которые позволяют
рассматривать западноевропейское рыцарство
на фоне этих воинских сообществ.
Рыцарство - это, прежде всего социальная
элита, жизни которой и роли которой в
обществе ныне уделяется все возрастающее
внимание, как носителю наиболее репрезентативных
для общества качеств, свойств, характеристик.
И в том числе, носителю определенных идеалов,
ценностей, которые служили ориентирами
как в обществе современников, в конкретный
хронологический период эпохи, так и оставались
привлекательными для последующих поколений
на многие века. Рыцарский идеал, пропитывавший
на протяжении столетий мировоззрение
знати, демонстрировал и предоставлял
модель и нормы "благородного" поведения
так же и самым широким слоям средневекового
общества. Воздействие рыцарских идей
на выработку светского этико-эстетического
идеала в общественном сознании и практике
людей этой эпохи было чрезвычайно велико2.
Рыцарство положило начало светской этике
в Западном мире и на Востоке. Феодально-рыцарская
этика, возникнув, дала идеал военной доблести
и верности. "Если освободить понятие
чести от аристократической спеси и склонности
к насилию, то в нем останется нечто такое,
что помогает человеку сохранять порядочность
и распространять принцип взаимного доверия
в общественных отношениях"3.
Сказанное имеет особую ценность для современного
российского общества, которому еще только
предстоит по-настоящему освободиться
от тоталитарно-бюрократического отношения
к человеку, научиться уважать его достоинство
и честь.
Историография проблемы. Исходя их специфики выбранной темы и обширности зарубежной историографии посвященной рыцарству, мы дадим общую характеристику основных тенденций и направлений в изучении интересующей нас проблемы, а так же отдельно рассмотрим некоторые из работ оказавшиеся для нас наиболее полезными и доступными. История изучения западноевропейского рыцарства имеет давние традиции. Первые историографические работы появились уже в XVII веке, к ним можно отнести "Записки о древнем рыцарстве" Лакюрна де Сент-Палея4 и "Историю французского рыцарства" Готье.5 Этим работам присущ описательный характер поведения рыцарей на войне, без аналитического исследования. В XIX в., в эпоху романтизма, увлечение рыцарством стала всеобщим. Так Ж.Ж. Руа в "Истории рыцарства"6, находясь под впечатлением героико-куртуазных средневековых романов, преувеличивал роль рыцарей и идеализировал их поведение, быт и нравы. Он рассматривал западноевропейское рыцарство как некий "идеальный орден" а средневековые войны как продолжения турниров, без всякого критического анализа.
В это же время появляются классические работы по военному искусству, где эпохе рыцарства уделяется отдельное внимание. Хотя проблемы стратегии и тактики "рыцарских войн" не являются темой нашего исследования, тем не менее, мы считаем необходимым отметить некоторые из этих работ. В XIX веке написал свою книгу Дж. Денисон "История конницы"7, где есть глава, которая называется "Рыцарство". Автор считал, что рыцарство возникло во второй половине X века и "...составило главную военную силу народов, и введенные им обычаи и законы в военном деле имели огромное влияние на состояние современного ему военного искусства" 8. Вопросам истории военного дела периода средневековья посвящен третий том классического произведения "История военного искусства" Г. Дельбрюка9. Автором, на основе богатых письменных и археологических источников, исследуются различные аспекты военного искусства средневековой Европы. В том числе, он анализирует социально-экономические и политические предпосылки возникновения рыцарства, их вооружение, а также особенности стратегии и тактики.
В
историографии конца XIX - первой половины
XX в. большинство работ о
В XX веке впервые появляются работы изучающие "рыцарство" других стран и регионов, и делаются попытки провести некоторые аналогии в поведении, жизни и быте различных групп "воюющих"11. В книге "Осень средневековья"12, выдающийся нидерландский историк и культуролог первой половины XX века - Й. Хейзинга указывая на эротический характер средневековых турниров, отмечал: "По своим мотивам турнир более всего напоминает состязание из древнеиндийского эпоса: центральным мотивом Махабхараты также является битва за женщину"13. Некоторые параллели с индийским эпосом автор видел и в обычае принятия рыцарских обетов14.С этих позиций написана и книга Ф. Кардини "Истоки средневекового»15 рыцарства, которая оказала огромное значение для определения предмета исследования нашей диссертации. Автор показал, что истоки средневекового западноевропейского рыцарства лежат гораздо глубже, чем представлялось ранее в зарубежной и отечественной историографии, и что самое главное, эти корни он находит на всем Евразийском континенте.
Появились подобного рода работы и в ближайшем зарубежье. Так армянский исследователь Р. Абрамян в статье "Армянское рыцарство"16 убедительно показывает, что на Востоке вообще и в Армении в частности, феодальные отношения существовали уже IV-VI вв., а следствием этого было появление военно-служилого сословия - "рыцарей", образ жизни которых напоминал жизнь их западноевропейских собратьев по многим показателям и характеристикам. Автор приводит ряд интересных параллелей, однако, к сожалению, в основном исследует не "армянское рыцарство" как таковое, а высшую знать, хоть и живущую согласно рыцарским традициям, но все таки занимавшую особое положение в феодальной иерархии.
Во второй половине XX века появляются комплексные работы, рассматривающие историю западноевропейского рыцарства с различных точек зрения и изучающие те или иные стороны его жизни. таким произведение является книга М. Кина "Рыцарство"17. Исследуя средневековые войны, автор в первую очередь, останавливается на вопросе об уровне реальной опасности на войне в XIV веке считая, что такая опасность была весьма существенной, несмотря на прочные доспехи, которые носили рыцари и существующий кодекс чести предписывающий брать противников в плен, а не убивать. Далее автор рассматривает вопрос, касающийся странствующих рыцарей: насколько в позднем средневековье культ странствующего рыцаря соответствовал общественным и политическим нуждам своего времени, и как в умах современников культ странствующего рыцаря уживался с пониманием того, какие ужасы и преступления могут быть связаны с действиями таких рыцарей по отношению к мирным жителям.
Цель исследования. Целью данного исследования является комплексное изучение рыцарской культуры, ее генезиса и расцвета.
Из вышеуказанной цели можно выделить следующие задачи исследования:
1. Место "воюющих"
и войны в жизни средневекового общества;
2. Влияние военно-рыцарских традиций на
повседневную жизнь;
3. Морально-этические ценности "рыцарей",
связанные с войной;
4. Традиция "рыцарского" поединка;
5. Региональная специфика "рыцарских"
кодексов чести.
Хронологические рамки. Хронологические рамки исследования ограничиваются периодом зарождения и расцвета рыцарской культуры, то есть с IX в. н.э. – до XV в. н.э.
Источниковая база. Данная курсовая работа основана на опубликованных источниках и материалах, круг которых весьма широкий. Все задействованные источники целесообразно было бы подразделить на несколько групп:
4)
Фольклор и стихотворное
Специфика первой группы
В ряду источников литературно-публицистического характера необходимо отметить произведение Томаса Мэлори «Смерть Артура»20. Представленные литературные памятники содержат богатый исторический материал. Не отличаясь документальной точностью, они необходимы для исторического исследования, так как позволяют нарисовать полную живую картину эпохи, передают колорит времени. Однако следует отметить, что данной группе источников свойственны политическая тенденциозность и авторский субъективизм, присутствие элементов фантазии.
В самостоятельную группу источников можно вывести стихотворное творчество и фольклорное наследие современников21. Именно здесь по типологически близкой к мемуарам (только в более сжатой форме, а вследствие этого еще более тяготеющей к обобщению) модели складывался образ рыцаря. Народное творчество всегда с восхищением, любовью и тоской отзывалось о нем.
Несмотря на поэтический жанр, данная группа источников позволяет определить образ рыцаря как благородного и верного, а также определить место и роль воина в политической реалии той эпохи.
Все
вышеперечисленные источники
Методологическая база. Методологической основой исследования явился диалектический метод познания истории, включающий принципы историзма, объективности и системности. Вследствие специфики исторического познания, достижение объективности есть дело крайне сложное, но это является идеалом, к которому историк должен стремиться. Каждое новое поколение пишет историю заново, расставляя свои акценты, открывая новые грани. Но понимание относительности исторического познания не может быть основанием для скатывания к бесперспективному релятивизму или к антинаучному "принципу партийности". Для создания объективной картины прошлого автор использовал традиционные для исторической науки методы.
Метод историзма, предусматривающий рассмотрение всех явлений и процессов в их возникновении и развитии, применялся нами, чтобы проследить создание, функционирование рыцарской культуры. Генетический метод, концентрирующий внимание на истоках, происхождении изучаемого явления.
Автор
придерживался системного подхода, согласно
которому основные компоненты общественного
организма существуют не как простая сумма
факторов и явлений, а как система. Автор
исходил из многофакторного объяснения
исторических процессов, при котором происхождение
и развитие явления рассматриваются как
результат взаимодействия комплекса различных
факторов. Сравнительный метод применялся
автором при анализе. Ретроспективный
метод направлен от настоящего к прошлому,
от следствия к причинам.
ГЛАВА
I. РЫЦАРЬ КАК ВОИН
Рыцарство
своими корнями уходит в варварскую
эпоху, что наложило существенный отпечаток
на его мироощущение, образ жизни
и культурные ценности. Об этих истоках
проговариваются рыцарские