Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 23:33, реферат
В конце XIX в. обострилась борьба великих держав за раздел Китая. Наиболее прочные позиции имела в Китае Англия. Она владела Бирмой, господствовала на китайском рынке. Франция завоевала Индокитай и стремилась к новым захватам. Активизировали политику на Дальнем Востоке США. Под лозунгом «открытых дверей» в Китае американский капитал стремился к проникновению в эту страну.
Введение
Дальневосточная политика Российской империи и расстановка сил на русско-японском фронте
Начало и ход русско-японской войны
Заключение
Литература
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова филиал
Российской таможенной академии
______________________________
Кафедра гуманитарных дисциплин
РЕФЕРАТ
на тему:
«Русско-Японская война (1904-1905гг.)»
Санкт-Петербург
2009
Содержание
Введение
Дальневосточная политика Российской империи и расстановка сил на русско-японском фронте
Начало и ход русско-японской войны
Заключение
Литература
Введение
В конце XIX в. обострилась борьба великих держав за раздел Китая. Наиболее прочные позиции имела в Китае Англия. Она владела Бирмой, господствовала на китайском рынке. Франция завоевала Индокитай и стремилась к новым захватам. Активизировали политику на Дальнем Востоке США. Под лозунгом «открытых дверей» в Китае американский капитал стремился к проникновению в эту страну. Но наиболее агрессивно действовала Япония, где после «революции Мэйдзи» 1868 г. сравнительно быстро развивался капитализм, нуждающийся в колониях. Прежде всего японский капитал устремился в Корею и Маньчжурию. Резкое обострение борьбы на Дальнем Востоке началось в 80-е годы, когда Россия к этому совершенно не была готова. Экономическая колонизация Приамурья и Приморья, присоединенных к России в 1858-1860 гг. по договорам с Китаем, развертывалась очень медленно. В 1897 г. в Амурской области насчитывалось всего 120 тыс. человек, в Приморской области на Камчатке - 224 тыс., на Сахалине - 28 тыс., т.е. на огромный край приходилось всего 376 тыс. человек. В более освоенном Забайкалье жило 672 тыс. К этому нужно добавить плохие пути сообщения, слабое развитие промышленности и сельского хозяйства в регионе. Колонизация проходила неудовлетворительно из-за отсутствия свободы переселения.[1]
Россия до 1894 г. стремилась вести дружественную политику со своими соседями - Китаем и Японией, так как правительство понимало слабость своих восточных позиций. Россия активно развивала с Китаем и Японией торговые отношения. Торговля шла через Владивосток, где была введена беспошлинная зона, и пограничные города Кяхту, Благовещенск, Иркутск, Бийск и др. Широко развивалась меновая торговля с Маньчжурией, Монголией. Россия вывозила на Восток хлопчатобумажные, суконные, льняные ткани, металлические изделия, сахар, серебро, а ввозила чай, шелковые ткани, фарфор и т.п. Торговля с Россией была более выгодна для Китая: баланс торговли был в его пользу, обеспечивался приток серебра, Россия не ввозила опиум и не вывозила кули (китайских рабочих). Англия по существу вела работорговлю кули, а за право ввозить опиум Англия и Франция вели войны с Китаем и добились льготного ввоза.
Россия считала главным своим врагом на Дальнем Востоке Англию, недооценивая агрессивность Японии. Готовясь отразить натиск Англии, российское правительство с 80-х гг. начало планировать проведение Транссибирской магистрали, но строительство ее началось лишь после 1890 г., когда Александру III доложили о попытках английского капитала получить концессию на железную дорогу от Пекина к Хунчуню (в 100 км от Владивостока).[2] Министр финансов С.Витте в 1892 г. представил программу использования сибирской дороги не только в стратегических, но и в экономических целях. Суть ее сводилась к экономическому проникновению в Китай и Корею, вывозу капиталов, получению выгодных концессий и широкому развитию транзитной торговли Запада с Востоком через Россию. План предусматривал необходимость военной защиты дальневосточных рубежей, но лишь к 1910 г. с созданием сильного флота и военных портов. Такая возможность связывалась с продолжением дружественных отношений с Китаем, Японией и Кореей.
Дальневосточная политика Российской империи и расстановка сил на русско-японском фронте
Сложившаяся внешнеполитическая обстановка показала слабость этого плана Витте. Уже в 1894 г. Япония ввела войска в Корею, а затем развязала войну с Китаем. По условиям Симоносекского договора 1895 г. Япония получала огромную контрибуцию с разгромленного Китая, а также Ляодунский полуостров и ряд островов. Китай отказывался от протектората над Кореей. По инициативе российского правительства три великие державы - Германия, Франция и Россия - ультимативно потребовали от Японии отказаться от Ляодунского полуострова, и Япония вынуждена была уступить, получив от Китая дополнительную контрибуцию. Следствием этого был взрыв недовольства в Японии и принятие ее правительством десятилетнего плана подготовки к войне с Россией.
С.Витте удалось частично осуществить свой план проведения экономической экспансии в Китай. Россия дала Китаю в 1895 г. огромный заем в 150 млн. руб. под гарантию российского правительства для уплаты контрибуции. В этом же году был создан Русско-Китайский банк. В 1896 г. в Москву на коронацию приехал руководитель китайской политики Ли-Хунчжан. С ним был заключен договор об оборонительном союзе против Японии и о строительстве Китайской восточной железной дороги (КВЖД) по территории Маньчжурии, что давало возможность соединить Читу с Владивостоком по более короткому пути. Концессия была выдана Русско-Китайскому банку, который создал общество КВЖД. Общество получило право строить КВЖД, управлять землями в полосе отчуждения, вести изыскания рудных богатств, добывать уголь и т.д. Концессия давалась на 80 лет. В 1897 г. КВЖД начали строить, а в 1901 по ней проехал первый поезд.[3]
К этому времени большое влияние на царя приобрела группа лиц во главе с отставным гвардейским офицером А.Безобразовым, так называемая «безобразовская клика». Эта клика обвиняла Витте в политике уступок Японии и требовала смелых наступательных действий. В 1897 г. Россия ввела эскадру кораблей в Порт-Артур, а затем заключила с Китаем договор об аренде Ляодунского полуострова на 25 лет и о постройке железной дороги от КВЖД до Порт-Артура. Россия получила незамерзающие порты: военный - в Порт-Артуре и торговый - в Даляне (Дальнем). Оба порта стали быстро отстраиваться, особенно Дальний, объявленный открытым для судов всех стран.
В 1900 г. Россия вместе с другими великими державами участвовала в подавлении восстания в Китае, поднятом обществом «Ихэтуань». Восстание было жестоко разгромлено, на Китай наложена большая контрибуция. Российское Министерство иностранных дел обратилось ко всем державам с предложением вывести войска из Пекина. В циркуляре МИД России было указано, что она лишь временно оставит войска в Маньчжурии для охраны КВЖД, пострадавшей от повстанцев, а в дальнейшем выведет их, чтобы сохранить «вековую дружбу Китая». Русский отряд генерала Линевича уже в августе 1900 г. был отведен из Пекина на север и не участвовал в карательных действиях войск остальных интервентов.[4]
Однако «безобразовская клика» настаивала на том, чтобы не торопиться с выводом войск из Маньчжурии. Наоборот, созданное этой кликой подставное общество купило у одного владивостокского коммерсанта концессию на эксплуатацию огромного лесного участка на границе Маньчжурии и Кореи по реке Ялу. Все это вызвало резкое недовольство Японии, Англии, США. В 1902 г. Японии удалось заключить очень важный договор с Англией, по которому английская сторона обязывалась сохранять дружественный нейтралитет в случае войны Японии с одной державой и вступить в войну на ее стороне в случае войны Японии с двумя державами. Тем самым Япония обезопасила себя от повторения дипломатического поражения в 1895 г., когда оказалась одна против трех великих держав. Англия и США охотно предоставляли Японии огромные кредиты на подготовку к войне.
В течение 1903 г. шел обмен нотами между Россией и Японией. Японская сторона требовала вывода русских войск из Маньчжурии и признания своих исключительных прав на Корею, а ответы России были уклончивы. Проведение дальневосточной политики целиком оказалось в руках «безобразовцев». В июле 1903 г. на Дальнем Востоке было образовано наместничество и наместником в Порт-Артуре был назначен адмирал Е.Алексеев - ставленник этой клики. «Безобразовцы» получили подкрепление в лице министра внутренних дел Плеве, заявлявшего, что «маленькая победоносная война» необходима для отвлечения масс от революции. Витте был снят с поста министра финансов и переведен на другую должность, где он не мог влиять на внешнюю политику. Во второй половине 1903 г. Япония заняла более жесткую позицию и 31 декабря 1903 г. по существу предъявила ультиматум в расчете на то, что отказ России будет использован как повод для начала войны. Царское правительство перед непосредственной угрозой войны пошло на значительные уступки в Корее. Но телеграмма с ответом была послана лишь 22 января 1904 г., когда японское правительство уже приняло решение начать войну. Япония объявила о разрыве дипломатических отношений с Россией под предлогом, что российское правительство не отвечает на японскую ноту, хотя в этот день - 24 января 1904 г. - телеграмма была уже получена в Нагасаки, но задержана японцами на сутки и передана российскому посланнику на другой день.
Военные силы России в целом были значительно мощнее, чем у Японии. К 1904 г. она имела 1135-тысячную армию и 3,5 млн. человек запасных и ополченцев. Царское правительство не верило, что «маленькая» Япония первой нападет на Россию, и поэтому держало массу сухопутной армии у западных и южных границ. Даже сделав ставку на войну с Японией, царь не принял мер к посылке на Дальний Восток воинских контингентов. Военный министр Куропаткин и наместник Алексеев наперебой докладывали Николаю II о том, что «мы ныне можем быть спокойны за судьбу Порт-Артура и мы вполне надеемся отстоять Северную Маньчжурию».
На Дальнем Востоке к 1904 г. было разбросано по разным местам около 100 тыс. солдат. Подвоз войск затруднялся тем, что Сибирская магистраль на Кругобайкальском участке еще не была достроена (завершена в 1905 г.). Пропускная способность дороги у Байкала составляла в 1903 г. 2 пары поездов в сутки, а одна дивизия занимала 20 эшелонов. Мобилизованные сибирские части показали себя в боях выше всяких похвал, но с запада присылали в мирное время наспех сформированные соединения из недисциплинированных, плохо обученных солдат и проштрафившихся офицеров. Даже в ходе войны наиболее отборные войска задерживались в центре. Слабой была и подготовка части офицеров. Выявилась отсталость России в производстве отдельных средств вооружений. Новыми, лучшими в мире видами оружия - винтовкой С. Мосина, скорострельной 76-мм полевой пушкой - была снабжена лишь треть артиллерии. Артиллерийское обеспечение войск являлось самым слабым среди европейских армий. Не было тяжелой артиллерии новейших образцов. Очень мало - пулеметов, телефонной и телеграфной аппаратуры. Программа строительства флота специально для Дальнего Востока полностью не завершена. Не было закончено строительство укреплений Порт-Артура. Недостаточно заготовили снарядов, патронов, продовольствия и фуража.
Япония подготовилась к войне значительно лучше. Военная программа к 1904 г. ею была перевыполнена. В действующей армии насчитывалось 143 тыс. солдат и 8 тыс. офицеров, а вместе с флотом и резервом - 200 тыс. из полумиллиона человек, подлежавших призыву. Армия была обучена немецкими инструкторами и хорошо вооружена. Войска имели тяжелую и горную артиллерию. Каждая японская дивизия имела 6 тыс. носильщиков (кули), что делало ее более мобильной, чем русские дивизии.
Программа морских вооружений Японии была закончена к началу войны, и к этому времени японский флот, несомненно, превосходил морские силы русского тихоокеанского флота, строительство которого по принятой программе должно было закончиться в 1905 г.
Царское правительство не заметило роста японских морских вооружений. Если в 1895 г. Япония вынуждена была подчиниться Симоносекскому договору, а в 1898 г. согласиться с арендой Квантуна из-за слабости своего флота по сравнению с русской Тихоокеанской эскадрой, то в 1904 г. японский флот достиг мощной силы и опередил морские вооружения России. В то время как активная часть царского флота на Дальнем Востоке состояла из семидесяти пяти боевых единиц общим водоизмещением в 192276 т, японский активный флот насчитывал около ста единиц водоизмещением в 260931 т. Если принять во внимание и скорость хода, то сила японского флота превышала русский примерно в полтора раза.
Преимущество японского флота заключалось в том, что его корабли были построены и оснащены на основе последних достижений морской техники, в то время как русский флот, несмотря на отпуск огромных средств на его строительство, имел значительное количество кораблей устаревшего типа, вооруженных артиллерией, уступавшей по своей мощности японской. Построенные для России за границей корабли отличались низким качеством при огромной стоимости вследствие хищений морских сановников, входивших в соглашение с иностранными верфями.[5]
Личный состав японского флота, благодаря развитию в стране торгового мореплавания и морских промыслов, состоял из природных моряков, из которых очень многие прошли опыт японско-китайской войны и являлись полноценными специалистами морского дела.
Личный состав русского флота пополнился значительным количеством запасных, совершенно отвыкших от морской службы.
В то время как японские моряки были удовлетворительно обучены стрельбе, русские моряки стреляли слабо, вследствие чего нередко в морских боях русский флот нес огромные потери, не причинив вреда своему противнику. Отчасти по этой причине погибла эскадра Рожественского, состоявшая большей частью из устаревших судов и управлявшаяся бездарным командным составом. В Цусимском бою меткость и скорострельность японской морской артиллерии производили опустошения в русской эскадре, тогда как русская эскадра, имея мощную артиллерию, давала весьма редкие попадания.[6]
Преимущество японского флота состояло также в хорошо оборудованных портах и доках, облегчавших снабжение и ремонт, тогда как русская Тихоокеанская эскадра, опираясь на Порт-Артур, питалась той же Сибирской железной магистралью. При этом невыгодную сторону русского флота на Тихом океане составляло разделение Тихоокеанской и Владивостокской эскадр, которые были отрезаны друг от друга японским флотом.
Командование русского флота даже не догадалось окрасить суда в защитный цвет, что сделали японцы, затруднив русским отыскание целей.
Помимо технической отсталости и неподготовленности матросов, русский флот страдал отсутствием знающих офицеров и высших руководителей флота. Энергичный и опытный адмирал Макаров, командующий Тихоокеанской эскадрой, погиб в начале войны на броненосце «Петропавловск», который наткнулся на мину. Его заменял испугавшийся своего назначения начальник штаба Тихоокеанского флота адмирал Витгефт, крайне слабовольный, нерешительный и пассивный. Он погубил остатки флота и сам погиб от японского снаряда. Еще менее соответствовал своему назначению командующий Балтийской эскадрой адмирал Рожественский. Весьма посредственный, невежественный, не понимавший современных требований морской техники Рожественский растерялся в первом же бою, не сумел подготовить свою эскадру для боя и не смог управлять ею при встрече с японским флотом у Цусимы. В то же время главными силами японского флота руководил адмирал Того, прошедший морскую выучку в Англии. Таким образом, как в отношении техники вооружения, так и в отношении подготовки личного состава все преимущества оставались на стороне японского флота.