Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 12:44, реферат
Актуальность выбранной темы заключается в том, что русско-турецкая война 1877-1878гг. являлась для России видным этапом в прозревании и выяснении среднеазиатского вопроса. В результате русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг. многие балканские народы получили независимоть; народы, оставшиеся в составе Турции, получали ряд прав и для них открывались возможности экономического и культурного развития. Условия договора представляли несомненные выгоды для России. Они укрепляли русское влияние на Востоке, подорванное Крымской войной.
ВВЕДЕНИЕ 1
1. Цели политики России на ближнем Востоке. Положение народов в составе Османской империи 4
2. Национально - освободительное движение на Балканах. Политика России и государств Запада 5
3. Русско – турецкая война. Соотношение сил и планы сторон 10
4. Участие грузинского народа в войне против Грузии …………………. 15
5. Военные действия 19
6. Форсирование Дуная ……………………………………………………….21
7. Борьба за Плевну 22
8. Переход через Балканы 25
9. Мятеж в Абхазии ……………………………………………………………26
10. Кавказ в Русско – Турецкой войне 27
11. Перемирие 27
12. Сан-Стефанский мирный договор 28
13. Берлинский конгресс …………………………………………………….. 29
14. Итоги войны ………………………………………………………………. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Начало военных действий против Турции с удовлетворением встретили не только преданное царю грузинское дворянство, но и весь народ. Иначе и не могло быть, так как в памяти грузин еще живы были все те насилия и страдания, которые причинили их родине турецкие захватчики. Кроме того, с этой войной грузины связывали осуществление их давнишней мечты: вернуть отторгнутые ранее турками территории на юге Грузии и освободить своих соотечественников, томившихся под турецким игом. Когда царские власти приступили к формированию иррегулярных грузинских воинских частей, значительная часть крестьянства добровольно и охотно вступала в формируемые отряды. Газета «Дроэба» сообщала, что по приказу властей в Шорапанском уезде из каждых ста крестьян двое подлежали призыву, однако при проведении мобилизации на каждую сотню крестьян пришлось по двадцати добровольцев. Особенно много желающих вступить в армию было среди гурийского крестьянства. Участник русско-турецкой войны 1877—1878 гг. И. Макашвили, посвятивший специальный труд боевым делам гурийского отряда, пишет, что молодежь со слезами на глазах требовала немедленного зачисления в войска. Один лишь Озургетский уезд выставил свыше 4 тыс. молодых бойцов. Число желающих добровольно вступить в войска было велико также в Тбилиси и других городах Грузии. Население гор. Ахалцихе по собственному почину сформировало отряд и собрало средства на приобретение для него оружия и снаряжения. Из грузин были сформированы 102 сотни добровольцев, в которых насчитывалось свыше 18 тыс. бойцов; пеших сотен было 63, конных — 39. Было организовано также народное ополчение, в количестве 1.800 вооруженных бойцов. Кроме того, в прифронтовых городах и селах вооруженные отряды крестьян и ремесленников несли караульную службу. Всего в Грузии под ружье было призвано свыше 25 тысяч человек.
Грузинские иррегулярные войска отважно сражались против турецких захватчиков. В продолжительных и тяжелых боях на батумском направлении прославились первый и второй грузинские пехотные отряды, в которых сражались сыны Картли и Кахети, а также первый Гурийский отряд. В Абхазии против турецкого десанта героически боролись первый и второй Кутаисские пехотные отряды и Кутаисский иррегулярный конный полк. Грузины-бойцы составляли примерно половину общей численности Ингурского отряда, действовавшего на Абхазском направлении. При взятии Ардагана и Карса отлично показали себя Ахалцихский и Тианетский (тушинский) грузинские отряды.
Русские генералы и офицеры с похвалой отзывались о мужестве и воинском мастерстве бойцов грузинских отрядов. Генерал Колюбакин, который наблюдал умелые действия грузинских частей в окрестностях Кобулети, писал: «Перейдя довольно быструю реку Кинтриши и преодолевая многочисленные препятствия, мужественные грузины систематически вели ожесточенный бой, причем атаки следовали одна за другой и, несмотря на испытываемые серьезные потери, все же успешно продвигались вперед». Колюбакин посвятил следующие строки Гурийскому пехотному отряду, которым командовал штабс-капитан Иасе Гуриели: «Все воздают хвалу незабываемому, мужеству Гурийского отряда, который в эти дни, как наша легкая пехотная часть, хорошо знакомая с местностью, всегда был впереди и вынес на своих плечах всю тяжесть военных действий».
Солдаты и командиры грузинских отрядов, а также грузины — генералы и офицеры, которые командовали частями русской регулярной армии, не раз показывали образцы самоотверженности и геройства.
Незабываемый подвиг совершили 16 грузинских крестьян, которые в первый же день войны добровольно пришли из села Лихаури и в течение пяти месяцев мужественно боролись против врага.
Все они геройски погибли 23 октября 1877 года при выполнении опасного боевого задания.
В войне 1877—1878 гг. заслуженно прославились генералы: Захарий Чавчавадзе, который умело командовал конницей действующего корпуса и шесть раз был ранен; Алексей Кавтарадзе, в течение всей войны командовавший 154-м Дербентским пехотным полком и с большим мужеством водивший свой полк в атаку на турок; Михаил Амираджиби, командир Елизаветпольского полка, который в боях за Ардаган, а также в кровопролитном сражении у Аладжских высот проявил личное мужество и незаурядное военное искусство; Иван Амилахвари, руководивший боевыми действиями конницы Эриванского отряда и другие. В войне отличилось и много офицеров-грузин. Среди них были полковник Микеладзе, полковник Квинитадзе, майор Иоселиани, майор Чавчавадзе, штабс-капитан Орбелиани, поручик Панчулидзе и многие другие.
Но не
только боевыми делами содействовал
грузинский народ победе России в
русско-турецкой войне. Поскольку Грузия
целиком оказалась в
Немаловажную роль в успешных действиях русских войск сыграл тот факт, что значительная часть грузин, проживавших на территориях ранее отторгнутых Турцией у Грузии, всеми силами старалась содействовать победе русского оружия. Население пограничных деревень (среди них и грузинские магометане) восторженно встречало приход своих освободителей — русских и грузин и при первой же возможности переходило на их сторону. Из одного лишь села Земо-Кобулети добровольно перешло на сторону русских 26 семейств, насчитывавших 125 человек. Приблизительно такая же картина наблюдалась и в других деревнях.
Таким образом, грузинский народ, несмотря на то, что царизм являлся его заклятым врагом, в русско-турецкой войне единодушно поддержал Россию, ибо сознавал, что победа России будет содействовать осуществлению его национальных интересов. Активная помощь грузинского народа на фронте и в тылу помогла русской армии преодолеть сопротивление врага и одержать победу над султанской Турцией.4
Военные действия развернулись одновременно на двух театрах - Балканском и Закавказском: из 450 тыс. войск турецкой армии 338 тыс. находилось на Балканах и около 70 тыс. - в Малой Азии; русское командование свыше 250 тыс. направило на Балканы и 55 тыс. - на Кавказ. Россия начала войну без союзников: Сербия, потерпев военное поражение, в феврале 1877 г. заключила мир с Турцией; Румыния вступила в войну после провозглашения своей независимости в мае 1877 г. (эту акцию румынского правительства признала лишь Россия).
Перейдя реку Прут, русские войска вступили на территорию Румынии. В мае-июне 1877 г. русская армия, совместно с болгарскими ополченцами, преодолевая сильный огонь неприятеля между Зимницей (на левом берегу) и Систовом (на правом), форсировала Дунай. Это была трудная и блестяще проведенная операция. При переправе через Дунай особенно отличились солдаты и офицеры под командованием генералов Драгомирова и Радецкого.
После форсирования Дуная русские войска были разделены на три отряда. Отряд молодого генерала Гурко вместе с болгарскими добровольцами (15 тыс. человек) получил самое сложное задание - перейти Балканы и зайти в тыл турецкой армии в районе Андрианополя. Отряд генерала Н. П. Криденера должен был занять города Никополь, Плевну, обеспечив правый фланг всей армии. Самому многочисленному Рущутскому отряду под командованием наследника престола Александра Александровича следовало овладеть крепостью Рущук и обеспечить левый фланг. Такое расположение войск рассредоточивало силы армии на значительной территории, более половины их находилось на флангах, а для наступательных действий оставался один отряд Гурко, который должен был перейти Балканы и нанести удар по Адрианополю. Выполняя план командования, Гурко овладел древней столицей Болгарии городом Тырново, после чего предстоял труднейший переход через Балканы, требовавший упорства и мужества солдат.
«Местность, по которой приходилось лазить стрелкам, - писал участник похода Чичагов, - крутые подъемы в 30°; страшная жара, отсутствие воды, карабканье по глыбам камней делали путь неимоверно трудным».
В июле 1877 г. через Хаинкиойский перевал отряд Гурко преодолел Балканы и намеривался атаковать Шипку с юга, в то время как другие части армии должны были подойти к Шипки с севера. Шипка имела исключительное значение в ходе военных действий: она связывала Северную Болгарию с Южной, через Шипку шел кратчайший путь к Адрианополю. Кроме того, Шипкинский перевал был удобен для прохода войск с артиллерией.
Боясь окружения, турки без боя очистили Шипку. Оставив небольшой отряд на Шипке, Гурко направил свои основные силы к югу от неё, к Эски-Загру (ныне Стара-Загора), где находилась турецкая армия. Противник, воспользовавшись численным превосходством, пытался отбросить русских и болгар за Балканы. В этом сражении, как и в последующих боях, болгарские ополченцы показали себя бесстрашными воинами, преданными своей Родине. Но силы были неравны. Русская армия в пять, раз уступала армии противника по численности. В этих условиях русские и болгары, оставив ряд городов в Южной Болгарии, были вынуждены отойти на север, к Шипке. Вместе с армией, боясь насилия османов, отступало и болгарское население. Тем временем к Шипке направлялся 27-тысячная армия Сулеймана-паши, которой противостоял русско-болгарский отряд в 5 тыс. человек. Несмотря на пятикратное превесходство, туркам не удалось окружить противника и овладеть Шипкой. Подошедшая на помощь защитникам осенью 1877 г. стрелковая бригада и дивизия Драгомирова заставила турок отступить на южные склоны Шипкинского перевала. Началось так называемое зимнее «сиденье» русских и болгар на Шипке, показавшее их мужество, стойкость. Замерзая в окопах изо льда и снега, герои-солдаты защищали эту ключевую позицию. Оборона Шипки преградила путь туркам в Северную Болгарию, предотвратила истребление болгарского население османами. Оборона Шипки помогла завершению боев, начатых летом 1877 г. за Плевну, и в дальнейшем - переходу через Балканы.
Русская армия по предварительной договоренности с Румынией прошла по её территории и в июне в нескольких местах переправилась через Дунай. Для обеспечения форсирования Дуная требовалось нейтрализовать турецкую дунайскую флотилию в месте возможных переправ. Эта задача была выполнена установкой на реке минных заграждений, прикрытых береговыми батареями. Также были задействованы переброшенные по железной дороге легкие минные катера.
Турецкая
речная флотилия была расстроена действиями
российских моряков и не могла
воспрепятствовать переправе
Турецкое командование не предприняло активных действий, чтобы воспрепятствовать форсированию Дуная русской армией. Первый рубеж на пути к Константинополю был сдан без серьёзных сражений.
Западная армия Криденера после занятия Никополя направилась к Плевне - мощному укреплению, куда сходились пути от Рущука, Систова, Софии, Ловчи. Отсюда шел путь на Шипкинский перевал. Плевна, расположенная у реки Гривица, на холмах, пересеченных оврагами, была удобна для обороны и невыгодна для наступления.
К Плевне быстрым маршем подходил отряд талантливого турецкого военачальника, боевого начальника Османа-паши. Медлительность Криденера турки использовали для укрепления крепости и подтягивания новых сил. Русская разведка была поставлена плохо и сведений о численности противника было недостаточно. Первое столкновение одной из группировок Криденера (9 тыс.) с турками (15 тыс.) 8 июля 1877 г. закончилась поражением русских. Не разобравшись в обстановке и не сделав необходимых приготовлений к бою, 18 июля 1877 г. Криденер вновь атаковал Плевну своими основными силами, направив главный удар на восточные и юго-восточные укрепления города, хотя крепость была слабее защищена с юга и с запада. Эта вторая атака закончилась неудачей. Потеряв 7 тыс. убитыми и ранеными, русские отступили. Создалась угроза, что русская армия будет отрезана от тылов в Румынии и России. Эта неудача произвела тяжелое впечатление на русское командование и общество.
После второго штурма Плевны стало очевидно, что основные силы Дунайской армии не могут немедленно перейти Балканы для поддержки отряда Гурко, как планировалось ранее. Получив подкрепление из России и достигнув договоренности с румынским князем Карлом, русское командование решило штурмовать Плевну в третий раз. Наступление было приурочено к 30 августа - дню именин Александра II. Вместе с русскими в боях участвовали румынские части. Объединенная русско-румынская армия насчитывала 84,1 тыс. (52,1 русских, 32 тыс. румын) и 424 орудия. У турок было 32,4 тыс. человек и 70 орудий. Общее командование в третьем штурме осуществлял румынский князь Карол (Карл) Гогенцоллерн и русский генерал П. Д. Зотов. Русско-румынское командование решило подвергнуть бомбардировке позиции турок, а затем начинать штурм. Но артиллерии не удалось расстроить оборону противника. Некоторые успехи были достигнуты румынским войском перед укреплением турок у Гривицы.
В боях за крепость отличился генерал М. Д. Скобелев, человек большой храбрости и боевого опыта. Его войска, сражавшиеся на левом фланге, действуя энергично и стремительно, прорвались на южные окраины, но, не получив поддержки других частей, были вынуждены отойти на передние позиции.
Неудача третьего штурма Плевны вызвала растерянность в русском генеральном штабе, высказывались даже предположения об отступлении за Дунай. По настоянию военного министра Д. А. Милютина было принято решение об изменении тактики: от штурма крепости перейти к её блокаде. Из Петербурга был вызван генерал Э. И. Тотлебен, известный своим инженерным мастерством ещё по обороне Севастополя. Активные военные действия были прекращены. Русские, румынские и болгарские солдаты приступили к рытью новых и укреплению старых окопов; кольцо окружения противника постепенно сжималось. В результате таких действий удалось отрезать пути подхода турецких подкреплений к Плевне. Армия Османа-паши начала голодать. Полному окружению турок в Плевне помогли успешные бои за города и селения, лежавшие на пути из Плевны в Софию. В этих сражениях снова проявил себя генерал И. В. Гурко, использовавший новую тактику: рассыпной строй, артиллерию, поощрявший инициативу и находчивость солдат.
В ходе войны командиры николаевской школы вынуждены были отказаться от старых методов ведения боя: лобовых атак, наступления колоннами, передвижение парадным шагом. Маневренность, тесная взаимосвязь частей, артиллерия постепенно завоевали признание генералитета.
В результате побед русских и болгар при Горном Дубинке и Телеге турецкое командование перешло к обороне Балканских перевалов и, по существу, прекратило попытки прорваться к осажденным. В конце ноября 1877 г. Осман-паша решил выбраться из осады и прорвать кольцо. В исходе боя турки были отброшены русско-румынскими соединениями. После этой последней неудачи Осман-паша отдал приказ о капитуляции. 10 декабря 1877 г. свыше 40 тыс. солдат и офицеров сдались в плен союзным войскам.