Русские земли и характер взаимоотношений с Золотой Ордой и государствами Западной Европы в XIII - XV вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 23:15, доклад

Описание работы

В 1235 г. курултай (съезд монгольской знати) решил вопрос о Великом западном походе, куда отправилась примерно половина всей имперской армии (примерно 70 тыс.). Во главе войска был поставлен внук Чингисхана - Батый. После покорения Волжской Булгарии, мордвы и половцев войско подошло к границам Руси. Последовали два мощных удара. Зимой 1237/38 гг. татары взяли Рязань, Владимир и стремительно пошли на Углич, Кострому, Тверь.

Работа содержит 1 файл

Русские земли и характер взаимоотношений с Золотой Ордой и государствами Западной Европы в XIII.docx

— 32.71 Кб (Скачать)

Опричнина

Правительство Избранной рады пало в 1560 году. Это  означало поворот от политики реформ к методам террора. В России установилась опричнина (1565-1572 гг.) - авторитарный режим  власти. Иван Грозный и его опричники  расправлялись с противниками усиления царской власти. Одной из причин введения опричнины было то, что  проводившиеся реформы в условиях незавершенной централизации, неразвитости госаппарата не могли привести к  немедленным результатам. Иван IV стремился  добиться своих целей жесткими административными  мерами, упрочить личную власть.

Опричнина привела  к утверждению режима личной власти царя, способствовала централизации  и была направлена против пережитков феодальной раздробленности. Но это  была форсированная централизация, без необходимых экономических  и социальных предпосылок. Опричнина  не была антибоярской политикой, не изменила структуру феодальной собственности на землю. В результате изменился персональный, но не социальный состав феодалов- землевладельцев. Последствия опричнины, усугубленные неудачами в Ливонской войне, были трагичны для страны. В России разразился экономический кризис. Крестьянское хозяйство утратило устойчивость, начался голод, казна усилила налоговый гнет. В итоге опричнина способствовала утверждению крепостного права в России.

4.Церковь и государство в XVII веке.

По мере развития российского самодержавия все острее вставал на повестку дня вопрос о  приоритете государственной власти над церковной. В период феодальной раздробленности русская церковь сыграла существенную роль в объединении страны для борьбы с монголо-татарским нашествием. Однако при всем своем стремлении играть самостоятельную роль, русская православная церковь всегда находилась в зависимости от государственной власти. Этим она сильно отличалась от римско-католической церкви, обладавшей полной самостоятельностью в церковных делах.

Превращение церкви из орудия господства феодалов в орудие господства дворянского государства  получило свое завершение в XVII веке, когда  после смуты дворянство окончательно захватило руководящее положение  в Московском государстве. Это коснулось  и церкви. Она потеряла значительную часть своего влияния, и даже патриарх был вынужден считаться с постоянным контролем со стороны царя и боярской думы.

Это изменение в  положении церкви имело под собой  экономическое основание. Правда, абсолютные размеры церковных вотчин и численность  церковных людей были в XVII веке весьма внушительны: патриарху, митрополитам и епископам принадлежало в конце  века около 37000 дворов, в которых  числилось около 440000 душ тяглового  населения; кроме того, значительные земли принадлежали отдельным монастырям. Но, все-таки, по сравнению с дворянским государством, это было не так много. Росли торгово-промышленные города и слободы. Дворянство ревниво следило  за церковным хозяйством и продолжало принимать меры против его роста. Московское правительство провело  на соборе 1580 г. постановление, согласно которому запрещалось давать монастырям вотчины на помин души, а также  вообще запрещалось церковным лицам  и учреждениям покупать и брать  в залог земли. Смута парализовала действие этого правила; но в 1649 г. при  составлении Уложения оно было восстановлено, расширено и введено в жизнь  в качестве общегосударственного закона. Именно Соборное Уложение постановило (гл. XVII, ст. 42):«Патриарху и митрополитом и архиепископом и епископом, и в монастыри ни у кого родовых, и выслуженных и купленных вотчин не покупати, и в заклад не имати, и за собою не держати, и по душам в вечный поминок не имати некоторыми делы…»

Уложение окончательно уничтожило церковную юрисдикцию по отношению к церковным людям  по гражданским и уголовным делам. Эти меры помимо их юридического значения наносили церкви немалый материальный ущерб, лишая ее постоянных и крупных  доходов в виде судебных пошлин.

Инициатива учреждения патриаршества исходила от царя. Все  они были «избраны» соборами по указанию царя.

Царь вмешивался не только в административные, финансовые и судебные дела. Он также издавал  распоряжения о соблюдении постов, служении молебнов, порядке в церквях. И нередко эти указы отправлялись не архиереям, а царским воеводам, которые ревностно следили за их выполнением и наказывали ослушников.

Таким образом, главенство в церкви во всех отношениях фактически принадлежало царю, а не патриарху. Это положение в церковных  кругах не только не считалось ненормальным, но даже признавалось соборами официально.

Церковная реформа 50-60-х  годов XVII века была вызвана стремлением  укрепить централизацию русской церкви аналогично другим звеньям государственного аппарата.

 
5.ПОСЛЕДСТВИЯ  ВЕЛИКОЙ СМУТЫ.

 

Смутное время  было не столько революцией, сколько  тяжелым потрясением жизни

Московского государства. Первым, непосредственным и наиболее тяжелым его

следствием было страшное разорение и запустение страны; в описях сельских

местностей при  царе Михаиле упоминается множество  пустых деревень, из которых

крестьяне «сбежали»  или «сошли безвестно куда», или  же были побиты

«литовскими людьми»  и «воровскими людьми». Россия потеряла немало своих

сыновей и дочерей.

Многие города и селения лежали в развалинах. Разорены были сельское

хозяйство, ремесла, угасла торговая жизнь. Русские люди возвращались на

пепелища, приступали, как исстари повелось, к святому  делу – возрождали свои

жилища и пашни, мастерские и торговые караваны.

В социальном составе  общества «Смута» произвела дальнейшее ослабление силы и

влияния старого  родовитого боярства, которое в бурях  «Смутного времени»

частью погибло  или было разорено, а частью морально деградировало и

дискредитировало  себя своими интригами и своим  союзом с врагами государства.

Территориальное единство России, в основном, было восстановлено, хотя часть

русских земель осталась за Речью Посполитой и Швецией.

Во внутри политической жизни государства значительно  выросла роль дворянства

и верхушки посада. Власть восстановились в форме самодержавной  монархии.

Информация о работе Русские земли и характер взаимоотношений с Золотой Ордой и государствами Западной Европы в XIII - XV вв