Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 23:15, доклад
В 1235 г. курултай (съезд монгольской знати) решил вопрос о Великом западном походе, куда отправилась примерно половина всей имперской армии (примерно 70 тыс.). Во главе войска был поставлен внук Чингисхана - Батый. После покорения Волжской Булгарии, мордвы и половцев войско подошло к границам Руси. Последовали два мощных удара. Зимой 1237/38 гг. татары взяли Рязань, Владимир и стремительно пошли на Углич, Кострому, Тверь.
Опричнина
Правительство
Избранной рады пало в 1560 году. Это
означало поворот от политики реформ
к методам террора. В России установилась
опричнина (1565-1572 гг.) - авторитарный режим
власти. Иван Грозный и его опричники
расправлялись с противниками усиления
царской власти. Одной из причин
введения опричнины было то, что
проводившиеся реформы в
Опричнина привела к утверждению режима личной власти царя, способствовала централизации и была направлена против пережитков феодальной раздробленности. Но это была форсированная централизация, без необходимых экономических и социальных предпосылок. Опричнина не была антибоярской политикой, не изменила структуру феодальной собственности на землю. В результате изменился персональный, но не социальный состав феодалов- землевладельцев. Последствия опричнины, усугубленные неудачами в Ливонской войне, были трагичны для страны. В России разразился экономический кризис. Крестьянское хозяйство утратило устойчивость, начался голод, казна усилила налоговый гнет. В итоге опричнина способствовала утверждению крепостного права в России.
По мере развития российского самодержавия все острее вставал на повестку дня вопрос о приоритете государственной власти над церковной. В период феодальной раздробленности русская церковь сыграла существенную роль в объединении страны для борьбы с монголо-татарским нашествием. Однако при всем своем стремлении играть самостоятельную роль, русская православная церковь всегда находилась в зависимости от государственной власти. Этим она сильно отличалась от римско-католической церкви, обладавшей полной самостоятельностью в церковных делах.
Превращение церкви
из орудия господства феодалов в орудие
господства дворянского государства
получило свое завершение в XVII веке, когда
после смуты дворянство окончательно
захватило руководящее
Это изменение в положении церкви имело под собой экономическое основание. Правда, абсолютные размеры церковных вотчин и численность церковных людей были в XVII веке весьма внушительны: патриарху, митрополитам и епископам принадлежало в конце века около 37000 дворов, в которых числилось около 440000 душ тяглового населения; кроме того, значительные земли принадлежали отдельным монастырям. Но, все-таки, по сравнению с дворянским государством, это было не так много. Росли торгово-промышленные города и слободы. Дворянство ревниво следило за церковным хозяйством и продолжало принимать меры против его роста. Московское правительство провело на соборе 1580 г. постановление, согласно которому запрещалось давать монастырям вотчины на помин души, а также вообще запрещалось церковным лицам и учреждениям покупать и брать в залог земли. Смута парализовала действие этого правила; но в 1649 г. при составлении Уложения оно было восстановлено, расширено и введено в жизнь в качестве общегосударственного закона. Именно Соборное Уложение постановило (гл. XVII, ст. 42):«Патриарху и митрополитом и архиепископом и епископом, и в монастыри ни у кого родовых, и выслуженных и купленных вотчин не покупати, и в заклад не имати, и за собою не держати, и по душам в вечный поминок не имати некоторыми делы…»
Уложение окончательно уничтожило церковную юрисдикцию по отношению к церковным людям по гражданским и уголовным делам. Эти меры помимо их юридического значения наносили церкви немалый материальный ущерб, лишая ее постоянных и крупных доходов в виде судебных пошлин.
Инициатива учреждения патриаршества исходила от царя. Все они были «избраны» соборами по указанию царя.
Царь вмешивался не
только в административные, финансовые
и судебные дела. Он также издавал
распоряжения о соблюдении постов,
служении молебнов, порядке в церквях.
И нередко эти указы
Таким образом, главенство в церкви во всех отношениях фактически принадлежало царю, а не патриарху. Это положение в церковных кругах не только не считалось ненормальным, но даже признавалось соборами официально.
Церковная реформа 50-60-х годов XVII века была вызвана стремлением укрепить централизацию русской церкви аналогично другим звеньям государственного аппарата.
Смутное время было не столько революцией, сколько тяжелым потрясением жизни
Московского государства. Первым, непосредственным и наиболее тяжелым его
следствием было страшное разорение и запустение страны; в описях сельских
местностей при царе Михаиле упоминается множество пустых деревень, из которых
крестьяне «сбежали» или «сошли безвестно куда», или же были побиты
«литовскими людьми» и «воровскими людьми». Россия потеряла немало своих
сыновей и дочерей.
Многие города и селения лежали в развалинах. Разорены были сельское
хозяйство, ремесла, угасла торговая жизнь. Русские люди возвращались на
пепелища, приступали, как исстари повелось, к святому делу – возрождали свои
жилища и пашни, мастерские и торговые караваны.
В социальном составе общества «Смута» произвела дальнейшее ослабление силы и
влияния старого родовитого боярства, которое в бурях «Смутного времени»
частью погибло или было разорено, а частью морально деградировало и
дискредитировало себя своими интригами и своим союзом с врагами государства.
Территориальное единство России, в основном, было восстановлено, хотя часть
русских земель осталась за Речью Посполитой и Швецией.
Во внутри политической жизни государства значительно выросла роль дворянства
и верхушки посада. Власть восстановились в форме самодержавной монархии.