Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 11:13, реферат
XXв. был наверно одним из самых тяжелых периодов для Русской православной церкви. Декрет СНК РСФСР от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» положил начало гонениям на религиозную сферу жизни вообще. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. прямые гонения затихли. За короткое время открылось около 10 тыс. новых приходов. В 1943 г. Русская церковь вновь обрела патриарха.
Введение…………………………………………………………………………...2
Церковь в н. 50х – н. 60х гг………………………………………………………3
Церковь в 60е-70е гг………………………………………………………………8
Церковь в 80е годы……………………………………………………………...12
Заключение……………………………………………………………………….18
Литература……………………………………………………………………….19
Русская православная церковь в 50-80-е гг. XX века
План
Введение…………………………………………………………
Церковь в н. 50х – н. 60х гг………………………………………………………3
Церковь в 60е-70е гг……………………………………………………
Церковь в 80е годы…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
XXв. был наверно одним из самых тяжелых периодов для Русской православной церкви. Декрет СНК РСФСР от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» положил начало гонениям на религиозную сферу жизни вообще. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. прямые гонения затихли. За короткое время открылось около 10 тыс. новых приходов. В 1943 г. Русская церковь вновь обрела патриарха. Им стал митрополит Сергий (Страгородский) (1867-1944). Своей патриотической позицией в годы войны Церковь на деле показала, что разделяет судьбу народа. Деятельность патриарха Сергия трудно охарактеризовать однозначно. С одной стороны, его лояльность советской власти привела к тому, что власть практически не считалась с Церковью, с другой стороны, именно такая политика патриарха и позволила не только сохранить Церковь, но и дала возможность последующего ее возрождения. В период Великой Отечественной войны, Русская православная церковь получила некоторые послабления, которые можно связать с внешнеполитическими задачами того времени, о чем пишет Поспеловский Д.В. в работе «Русская православная церковь в XXв.». Он выделяет такие сферы деятельности как антифашистская пропаганда, борьба за мир, объединение православных в восточной Европе под властью Русской православной церкви. Естественно речь не шла о какой либо самостоятельности церкви. В послевоенный период, вплоть до начала 50х м гг. активной антирелигиозной деятельности в СССР не велось. Таким образом, охватывая исторический путь РПЦ после войны, можно сказать, что ее внутренняя жизнь, благодаря этому трагическому моменту, возродилась. Стали открываться храмы, духовные школы, приостановились прямые репрессии против духовенства. Но чувствовалась постоянная тревога, что все эти перемены временные. За любой уступкой во внутренней организации РПЦ скрывалась огромная работа православия в интересах государства: ее внешней политики, миротворческой пропаганды. Однако «договор», заключенный И.В. Сталиным в 1943 г., соблюдался обеими сторонами: и государством и церковью. Смерть И.В. Сталина и восхождение на партийный олимп Н.С. Хрущева поставит среди прочих и вопрос о путях развития государственно-церковных отношений. Сам Н.С. Хрущев, которому ранее неоднократно и в Москве, и на Украине приходилось сталкиваться с данной проблемой, первоначально не проявит к ней какой-либо особой заинтересованности. Однако уже через три-четыре года обстоятельства заставят его уделить этому вопросу должное внимание.
Церковь в н. 50-х – н. 60-х гг.
В 1950 г. начинают появляться
статьи, в которых говорится, что
религия не отомрет сама по себе
в социалистическом обществе, так
что следует усиливать
В октябре 1954 г. председатель Совета по делам РПЦ Карпов представил в ЦК КПСС информацию о настроениях среди руководящего состава церкви. В ней приводятся выдержки из писем митрополита Николая патриарху Алексию I: «Духовенство и верующие Грузии, - говорится в письме, - ... переживают панику в связи с антирелигиозной пропагандой, ждут чисто физических репрессий, хотят прекратить архиерейские служения, прекратили звон, проповеди и т.д.». В сентябре того же года «Литературная газета» опубликовала статью «За стенами лавры», в которой делался вывод о необходимости закрытия Киево-Печерской лавры. В ЦК КПСС посчитали это предложение правильным, но преждевременным. До 1957г., до окончательной победы Хрущева над своей оппозицией, до открытого противостояния не доходило.
Согласно ряду постановлений
ЦК КПСС, принятых в 1958-1962 гг. государственными
органами, в том числе КГБ, МВД, Прокуратурой были осуществлены
меры по административному закрытию огромного
числа храмов, религиозных общин, приходов,
монастырей, духовных школ. Так, в 1963 г.
число православных приходов по сравнению
с 1953 г. было сокращено более, чем вдвое.
В Московской епархии с 1959 г. по 1963 г. было
закрыто более половины церквей. В Москве
летом 1964 г. впервые за послевоенное время
был разрушен храм - Малого Преображения.
В Днепропетровской и Запорожской епархии
в 1959 г. было 285 приходов, а к 1961 г. оставалось
всего 49. Были закрыты 5 семинарий. В 1959
г. Русская церковь имела 47 монастырей,
а к середине 60-х гг. осталось только 16,
число монашествующих сократилось с 3-х
тысяч до полутора тысяч. К 1961 г. оставалось
8252 священника и 809 дьяконов, к 1967 г. - 6694
священника и 653 дьякона. В 1963 г. была закрыта
Киево-Печерская лавра. В то же время число
верующих и религиозно ориентированных
людей осталось примерно на прежнем уровне.
Увеличивалось число религиозных обрядов.
Даже руководство КПСС вынуждено было
признать, что, несмотря на принятые меры,
процесс «освобождения» населения от
религиозных предрассудков «шел весьма
медленно». В свою очередь, слабая результативность
борьбы с религией вызывала неудовольствие
некоторых лиц из политического руководства
СССР, прежде всего Хрущева, побуждала
их к прямой конфронтации с лидерами религиозных
организаций. Дело дошло до того, что к
началу 60-х гг. в стране вновь появились
заключенные из числа верующих и духовенства,
арестованные за свои убеждения. За 1961-1964
гг. в СССР было осуждено по религиозным
мотивам 1234 человека. Многие из них были
отправлены в тюрьмы, лагеря, на поселения,
в ссылки.
В 1959 г. в Саратовской области были арестованы
и осуждены к 10 годам лишения свободы четверо
верующих-христиан. Им инкриминировалась
антисоветская агитация, участие в антисоветской
организации церковников. Дела их по вопросу
о реабилитации не пересматривались.
В 1960 г. на 3 года заключения был осужден
архиепископ Казанский Иов (Кресович),
который пытался противодействовать закрытию
церквей в епархии. Он разъезжал по селам
и призывал паству твердо стоять за свои
храмы. Обвинен он был в неуплате налогов
и сокрытии доходов. В 1962 г. архиепископ
Черниговский Андрей (Сухенко) был приговорен
к 8 годам заключения по обвинению в экономических
злоупотреблениях и «безнравственном
поведении». Совет Министров СССР 16 января
1961 г. принял специальное постановление
«Об усилении контроля за деятельностью
церкви». Ряд законодательных актов, принятых
в годы Отечественной войны и в первые
послевоенные годы, допускавшие уступки
церковникам, были отменены. «Полностью
восстановлено ленинское законодательство
о культах», - отмечал Фуров. Комплекс мероприятий,
проведенных государственными органами
за последние годы, включал в себя:
«Во-первых, коренную перестройку церковного
управления, отстранение духовенства
от административных, финансово-хозяйственных
дел в религиозных объединениях, что лишило
их власти и подорвало авторитет служителей
культа в глазах верующих; во-вторых, восстановление
права управления религиозными объединениями
органами, выбранными из числа самих верующих,
что полностью соответствует требованиям
советского законодательства о культах;
в-третьих, перекрытие всех каналов благотворительной
деятельности церкви, которые ранее широко
использовались для привлечения новых
групп верующих и укрепления затухающих
приходов; в-четвертых, ликвидация льгот
для церковнослужителей в отношении подоходного
налога, обложение их как некооперированных
кустарей, прекращение государственного
социального обслуживания гражданского
персонала церкви, снятие с профсоюзного
обслуживания церковных активистов, роспуск
и ликвидация профорганизаций в религиозных
организациях, занимавшихся под руководством
попов соревнованием за лучшее обслуживание
прихожан; в-пятых, ограждение детей от
влияния религии, в результате теперь
полностью прекращено привлечение подростков
к участию в церковных хорах и к сослужению
духовенству; в-шестых, перевод служителей
культа на твердые оклады, независимо
от совершенных ими количества богослужений
и обрядов, ограничение материальных стимулов
духовенства, что снизило его активность. Таково
содержание церковной реформы. Она позволила
усилить контроль за деятельностью духовенства
и более усиленно вести работу по ограничению
влияния церкви», - заключал Фуров.
В записке содержалось циничное признание,
что многие мероприятия проводились «церковными
руками». И приводились примеры. Отстранение
духовенства от финансово-хозяйственной
деятельности было проведено по рекомендации
Совета по делам религиозных культов решением
Синода Русской Православной Церкви. Сокращение
церковного актива и обслуживающего персонала
проводилось, в основном, "руками исполнительных
органов религиозных объединений".
И даже закрытие монастырей, семинарий
проводилось по соответствующим рекомендациям
Совета патриархией. Таким образом, в документе
подчеркивалась полная подчиненность
русской церкви Советскому государству.
Трагичным событием для РПЦ стал Архиерейский собор 18 июля 1961 г. в Троице-Сергиевой лавре. Суть его заключалась в отстранении священнослужителей от руководства приходами. Роль главы общины переходила от настоятеля к исполнительному органу - приходскому совету, которому передавалась финансово-хозяйственная деятельность. Священники должны были наниматься общиной по договору для исполнения религиозных потребностей.
Для борьбы с притеснениями внутри страны РПЦ активизировала свою деятельность на международной арене. Многие внешнеполитические акции государству было удобнее вести руками церкви. Власти были заинтересованы в широком участии РПЦ в экуменическом движении, а старая политическая борьба с Ватиканом при использовании МП приобретала характер межцерковных разногласий.
Это прекрасно понимал сменивший главу Отдела внешних церковных сношений митрополита Николая, молодой архимандрит Никодим (Ротов). Николай подчинялся требованиям советской внешней политики. Никодим, выросший в годы советской власти, сын первого секретаря Рязанского обкома, неофит, во внешней политике повел себя изобретательнее своего предшественника и стал более независимым партнером советского режима.
Политика РПЦ при Никодиме внешне соответствовала хрущевской политике мирного сосуществования, расширения и укрепления внешних связей СССР. Показывая, что РПЦ полезна для советской дипломатии, Никодим «вырывал у власти то, что было нужно для Церкви». Именно Никодим привел Московскую патриархию во Всемирный совет церквей. Никодим принимал участие в организации, а затем и в работе Пражской мирной конференции, а также и в других межконфессиональных встречах, прошедших на Западе. Он прекратил нападки на Ватикан и установил с ним тесные контакты.
Церковь в 60-70-е гг.
После смещения Хрущева 14 октября 1964 г. со всех постов и прихода к власти Л.И. Брежнева характер государственно-церковных отношений стал постепенно изменяться. Сразу же после отставки Хрущева в Верховном Суде СССР прошло специальное совещание по вопросам нарушения социалистической законности в отношении верующих, а в январе 1965 г. Президиум Верховного Совета СССР принял постановление «О некоторых фактах нарушения социалистической законности в отношении верующих», в соответствии с которым была проведена работа по дополнительному изучению дел и отмена судебных решений. Много осужденных верующих было реабилитировано, возвращено в места прежнего проживания. Массовое закрытие религиозных общин, в том числе и православных церквей, было прекращено. Но церкви, закрытые в годы Хрущевских гонений, за все 20 «застойных» лет не были возвращены верующим. Однако первая публикация Положения о Совете по делам религий в 1966 г. и поправок к государственному законодательству о религиозных объединениях в 1975 г. продемонстрировала, что брежневский режим намеревался продолжать жесткое давление на Церковь, хотя и предполагалось осуществлять его в более цивилизованных формах. Проявлением такого намерения и была публикация законов взамен секретных инструкций.
Положение о Совете превращало этот орган из органа связи между Церковью и государством, как это предположительно формулировалось Сталиным, в орган... контроля над Московской патриархией, что становится ясно из следующих извлечений из статей:
3. Совет по делам религий...
б) осуществляет контроль за соблюдением законодательства о культах религиозными организациями и служителями культов...;
е) проверяет правильность применения центральными и местными организациями, а также должностными лицами законодательства о культах...;
4. Совет по делам религий имеет право:
а) принимать решения... о регистрации и снятии с регистрации религиозных объединений, об открытии и закрытии молитвенных зданий и домов;
б) проверять деятельность религиозных организаций в части соблюдения ими советского законодательства о культах и давать обязательные предписания об устранении его нарушений12.
Для Церкви, без сомнения, было важно получить, наконец, официальные прерогативы, функции и обязанности Совета. Однако поправки и дополнения к законодательству о религиозных организациях 1962—1975 гг. передавали многие функции контроля над религиозными структурами из местных Советов в Совет по делам религий, что очень осложнило верующим борьбу за свои права. Прежде всего, если Советы лишали регистрации и закрывали религиозную общину, последняя могла обращаться за помощью в иной орган СДРПЦ (с 1965 г. - СДР), орган - посредник между Церковью и государством, который, по крайней мере, технически, мог считаться нейтральным. Теперь же приходилось обращаться именно к тому учреждению, которое преследовало и подавляло.
Когда в 1975 г. стали известны поправки к законодательству о религиозных организациях, приравнявшие законы к прерогативам СДР, выявился их негативный аспект: они сделали процедуру открытия нового молитвенного дома бюрократически гораздо более трудной. До того религиозная организация должна была обращаться в местный Совет, где в течение одного месяца давали или разрешение, или письменный отказ. Отныне же религиозная организация не могла даже начать хлопотать перед местным Советом, покуда она не получит разрешение на регистрацию из Совета по делам религий. Новая ст. 7 не ограничивала местный Совет временем для ответа, причем он и не мог принять окончательного решения, но должен был лишь направить прошение в вышестоящие государственные органы, которые, в свою очередь, в течение месяца «дают свои рекомендации СДР». Окончательное решение остается за СДР, который опять-таки не ограничен никаким сроком. Формально, ст. 37 и 44 предоставляли религиозным организациям право на обжалование решения. Такое право не предусмотрено в законодательстве 1975 г. Теперь только СДР имеет право закрыть церковь, в этот же орган религиозная организация может обращаться с жалобой. Неизменным осталось право государства удалять отдельных лиц из исполнительного органа религиозной организации, не изменились и прежние ограничения церковной деятельности. В новых указаниях запрещался даже сбор добровольных пожертвований на церковь среди прихожан вне церковных стен, а также предписывалось получать «специальное разрешение районных или городских Советов для проведения службы вне церкви и... в домах верующих».
Информация о работе Русская православная церковь в 50-80-е гг. XX века