Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:42, практическая работа
Ру́сская Правда (др. рус.: Правда русьская (XI век, 1019-1054 годы), Правда Руськая (вторая половина XV века) (здесь «правда» в значении лат. iustitia, греч. δικαίομα) — правовой кодекс Руси. Правда Ярослава основана на устном законе и обычном праве Руси.
Русская Правда содержит в себе прежде всего нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений восточных славян.
Значительного
размаха в это время достигла
внешняя торговля. Так, во Владимир-на-Клязьме
приходили «гости» из Византии и других
стран. Крупные города — Новгород, Смоленск,
Витебск, Полоцк заключали торговые договоры
с германскими городами (договоры 1189, 1229
гг. и др.). Русские купеческие объединения
завоёвывали всё более устойчивые позиции
в соседних землях. В Константинополе,
Риге, Болгаре имелись «русские улицы».
Сильно
возросло политическое значение городского
торгово-ремесленного населения. Ремесленники
наиболее крупных городов объединялись
в «улицы», «ряды» и «сотни», имели
свои церкви, выстроенные в честь
того или иного «святого» —
покровителя ремесла, и свою казну.
Ремесленные объединения
Руководство
как купеческими объединениями (такими,
как гречники, ведшие торговлю с Византией,
чудинцы, торговавшие с Прибалтикой, обонежцы,
торговавшие с народами Севера, и др.),
так и ремесленными корпорациями находилось
в руках торгово-ремесленной верхушки,
тесно связанной с боярской знатью. Крупные
купцы и ростовщики резко противостояли
городской ремесленной бедноте — меньшим
людям.
Феодалы во время постоянных междоусобных войн грабили и разоряли города. В этих условиях горожане стремились освободить свой город из-под власти бояр и мелких князей и войти в соглашение с каким-либо крупным князем. Таким образом, города получали известные гарантии на случай феодальных войн и добивались одновременно от местных великих князей признания своих привилегий, охранявших в первую очередь права состоятельных горожан. Города,способствовавшие на ранней стадии развития феодализма установлению политической раздробленности в стране, постепенно превратились в силу, которая наряду с дворянством всё энергичнее содействовала объединению более значительных областей в великие княжества.
Классовая
борьба
Как ни сложны
и противоречивы были отношения
между отдельными группами господствующего
класса, весь этот класс в целом
противостоял крестьянству, которое
продолжало борьбу со своими угнетателями.
Формы крестьянской борьбы с феодалами
были многообразны: побеги, порча господского
инвентаря, истребление скота, поджоги
имений, убийство представителей княжеской
администрации, наконец, открытые восстания.
Неоднократно
восстания вспыхивали и в городах.
Борьба с землевладельческой знатью,
внутренняя дифференциация городского
населения, рост долгового закабаления
ремесленников, частые войны и т.
п.— всё это ухудшало и без
того тяжёлое положение городской
бедноты и приводило к
В 1207 г. в
Новгороде произошло новое
Поводом к
народному движению 1174—1175 гг. во Владимиро-Суздальской
земле явилось выступление
В 1146 г. после
смерти черниговского князя Всеволода
Ольговича, захватившего Киев, местное
торгово-ремесленное население восстало
и расправилось с княжеской администрацией.
Киевляне вели борьбу за городские вольности,
протестуя против перехода Киева по наследству
к князьям черниговским.
В Галицко-Волынской Руси народные движения происходили в 40-х годах XII в. Галицкий князь Владимирко Володаревич, воевавший тогда против киевского князя из-за Волыни, потерпел неудачу и потерял некоторые города. Это отразилось на отношении к нему остальных городов, которые стали поддерживать киевского князя. Когда войска последнего осадили Звенигород, горожане собрали вече и выступили против Владимирка. Но княжеский воевода подавил движение горожан. Он захватил трёх мужей, которые возглавили вече, приказал зарубить их и бросить в крепостной ров. Подняли восстание против князя Владимирка и горожане Галича. После того как галичане, принуждённые военной силой к сдаче, открыли князю ворота, он перебил многих людей, а многих казнил «казнью злою». Крупное движение крестьян произошло в Галицкой земле в 40-х годах XIII в.