Русская правда

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:42, практическая работа

Описание работы

Ру́сская Правда (др. рус.: Правда русьская (XI век, 1019-1054 годы), Правда Руськая (вторая половина XV века) (здесь «правда» в значении лат. iustitia, греч. δικαίομα) — правовой кодекс Руси. Правда Ярослава основана на устном законе и обычном праве Руси.
Русская Правда содержит в себе прежде всего нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений восточных славян.

Работа содержит 1 файл

Русская правда.docx

— 36.17 Кб (Скачать)

    Значительного размаха в это время достигла внешняя торговля. Так, во Владимир-на-Клязьме приходили «гости» из Византии и других стран. Крупные города — Новгород, Смоленск, Витебск, Полоцк заключали торговые договоры с германскими городами (договоры 1189, 1229 гг. и др.). Русские купеческие объединения завоёвывали всё более устойчивые позиции в соседних землях. В Константинополе, Риге, Болгаре имелись «русские улицы». 

    Сильно  возросло политическое значение городского торгово-ремесленного населения. Ремесленники наиболее крупных городов объединялись в «улицы», «ряды» и «сотни», имели  свои церкви, выстроенные в честь  того или иного «святого» —  покровителя ремесла, и свою казну. Ремесленные объединения собирались для обсуждения своих дел, избирали старост. Существовали свои организации  и у купечества. 

    Руководство как купеческими объединениями (такими, как гречники, ведшие торговлю с Византией, чудинцы, торговавшие с Прибалтикой, обонежцы, торговавшие с народами Севера, и др.), так и ремесленными корпорациями находилось в руках торгово-ремесленной верхушки, тесно связанной с боярской знатью. Крупные купцы и ростовщики резко противостояли городской ремесленной бедноте — меньшим людям. 

    Феодалы во время постоянных междоусобных войн грабили и разоряли города. В этих условиях горожане стремились освободить свой город из-под власти бояр и  мелких князей и войти в соглашение с каким-либо крупным князем. Таким  образом, города получали известные  гарантии на случай феодальных войн и  добивались одновременно от местных  великих князей признания своих  привилегий, охранявших в первую очередь  права состоятельных горожан. Города,способствовавшие на ранней стадии развития феодализма установлению политической раздробленности в стране, постепенно превратились в силу, которая наряду с дворянством всё энергичнее содействовала объединению более значительных областей в великие княжества.

    Классовая борьба 

    Как ни сложны и противоречивы были отношения  между отдельными группами господствующего  класса, весь этот класс в целом  противостоял крестьянству, которое  продолжало борьбу со своими угнетателями. Формы крестьянской борьбы с феодалами  были многообразны: побеги, порча господского  инвентаря, истребление скота, поджоги  имений, убийство представителей княжеской  администрации, наконец, открытые восстания. 

    Неоднократно  восстания вспыхивали и в городах. Борьба с землевладельческой знатью, внутренняя дифференциация городского населения, рост долгового закабаления  ремесленников, частые войны и т. п.— всё это ухудшало и без  того тяжёлое положение городской  бедноты и приводило к восстаниям. В этих восстаниях городская беднота  и крестьянство нередко действовали  заодно. Так, большое восстание крестьянства и городской бедноты вспыхнуло  в 1136 г. в Новгороде, когда новгородцы совместно с псковичами и ладожанами изгнали князя Всеволода, который притеснял смердов. Но плоды восстания присвоили себе бояре, установившие в Новгороде феодальную республику, независимую от киевских великих князей.

В 1207 г. в  Новгороде произошло новое крупное  восстание. Оно было направлено прежде всего против посадника Дмитра, происходившего из семьи богатых бояр Мирошкиничей, которые жестоко угнетали городскую и сельскую бедноту и занимались ростовщическими операциями. Движение, начавшись в городе, получило широкий отклик в деревне. Восставшие разгромили дворы и сёла Мирошкиничей, захватили долговые расписки, взятые ими с закабалённых «чёрных людей», и разделили между собой боярское имущество. 

Поводом к  народному движению 1174—1175 гг. во Владимиро-Суздальской  земле явилось выступление части  богатых дружинников, вступивших в  союз с боярством и изменивших князю Андрею Юрьевичу Боголюбскому. Князь был убит, его замок разграблен. Власть захватили бояре. В это время вспыхнуло восстание крестьян. Крестьяне начали уничтожать представителей княжеской администрации, в основном состоявшей из дворян. Это заставило феодалов вновь искать помещи сильного князя. Местные города во главе с Владимиром, опасаясь самовластия бояр, тоже стояли за сильную княжескую власть. В конечном итоге народное восстание было подавлено.

В 1146 г. после  смерти черниговского князя Всеволода  Ольговича, захватившего Киев, местное торгово-ремесленное население восстало и расправилось с княжеской администрацией. Киевляне вели борьбу за городские вольности, протестуя против перехода Киева по наследству к князьям черниговским. 

В Галицко-Волынской  Руси народные движения происходили  в 40-х годах XII в. Галицкий князь Владимирко Володаревич, воевавший тогда против киевского князя из-за Волыни, потерпел неудачу и потерял некоторые города. Это отразилось на отношении к нему остальных городов, которые стали поддерживать киевского князя. Когда войска последнего осадили Звенигород, горожане собрали вече и выступили против Владимирка. Но княжеский воевода подавил движение горожан. Он захватил трёх мужей, которые возглавили вече, приказал зарубить их и бросить в крепостной ров. Подняли восстание против князя Владимирка и горожане Галича. После того как галичане, принуждённые военной силой к сдаче, открыли князю ворота, он перебил многих людей, а многих казнил «казнью злою». Крупное движение крестьян произошло в Галицкой земле в 40-х годах XIII в.

Информация о работе Русская правда