Русская правда

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:42, практическая работа

Описание работы

Ру́сская Правда (др. рус.: Правда русьская (XI век, 1019-1054 годы), Правда Руськая (вторая половина XV века) (здесь «правда» в значении лат. iustitia, греч. δικαίομα) — правовой кодекс Руси. Правда Ярослава основана на устном законе и обычном праве Руси.
Русская Правда содержит в себе прежде всего нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений восточных славян.

Работа содержит 1 файл

Русская правда.docx

— 36.17 Кб (Скачать)

    [править]  Процессуальное право 

    Древнерусское право еще не знало четкого  разграничения между уголовным  и гражданским процессом, хотя, конечно, некоторые процессуальные действия могли применяться только по уголовным  делам. Во всяком случае и по уголовным, и по гражданским делам применялся состязательный (обвинительный) процесс, при котором стороны равноправны и сами являются двигателем всех процессуальных действий. Даже обе стороны в процессе назывались истцами. 

    Стадии  процесса по Русской  правде 

        "Заклич" означал объявление о совершившемся преступлении (например, о пропаже имущества). Заклич производился в людном месте, "на торгу", объявлялось о пропаже вещи, обладавшей индивидуальными признаками, которую можно было опознать. Если пропажа обнаруживалась по истечении 3-х дней с момента заклича, тот, у кого она находилась, считался ответчиком (ст.32, 34 ПП).

        “свод“ (ст. 35—39 ПП) напоминал очную  ставку. Свод осуществлялся либо  до заклича, либо в срок до истечения трех дней после заклича. Лицо, у которого обнаружили пропавшую вещь, должно было указать, у кого эта вещь была приобретена. Свод продолжался до тех пор, пока не доходил до человека, не способного дать объяснения, где он приобрел эту вещь. Таковой и признавался татем. Если свод выходил за пределы населенного пункта, где пропала вещь, он продолжался до третьего лица. На того возлагалась обязанность уплатить собственнику стоимость вещи и право далее самому продолжать свод.

        Гонение следа — это отыскание  преступника по его следам. Закон  предусматривает специальные формы  и порядок проведения этого  процессуального действия. Если  след привел к дому конкретного  человека, считается, что он и  есть преступник (ст. 77 Троицкого  списка). Если след привел в  село, ответственность несет вервь  (община). Если след потерялся  на большой дороге, то на этом  поиск прекращается. 

    Наказание по Русской правде 

        Вира (штраф в пользу князя). Вира  могла быть одинарная (за убийство  простого свободного человека) или  двойная (80 гривен, за убийство  привилегированного человека —  П.19, 22 КП, ст.3 ПП). Существовал особый  вид виры — "дикая" или  "повальная" вира. Она налагалась  на всю общину. Для применения  этого наказания необходимо, чтобы  совершенное убийство было простым,  неразбойным; община либо не выдает своего подозреваемого в убийстве члена, либо не может "отвести от себя след", подозрения; община только в том случае платит за своего члена, если он ранее участвовал в вирных платежах за своих соседей. Институт "дикой" виры выполнял полицейскую функцию, связывая всех членов общины круговой порукой.

        Головничество (денежное взыскание в пользу родственников убитого).

        Поток и разграбление (высшая мера наказания: за убийство в разбое (ст.7 ПП), поджог (ст.83 ПП) и конокрадство (ст.35 ПП). Наказание включало конфискацию имущества и выдачу преступника (вместе с семьей) "головой", т.е. в рабство.

        Урок (денежное возмещение за  причиненный ущерб потерпевшему).

        Продажа (штраф в пользу князя  за остальные преступления). 

  1. Землевладение светских и церковных  феодалов в Древней  Руси

    Сельское  хозяйство и положение  крестьян 

    В период феодальной раздробленности произошли  существенные сдвиги в производительных силах страны, усовершенствовалась  техника сельского хозяйства. Так, например, на территории, расположенной  по течению Днестра, как показывают материалы раскопок, население пользовалось череслом (плужным ножом, устанавливаемым впереди лемеха) при вспахивании плугом целинных земель, лемехом для обработки старопахотных земель и маленькими лемешками для предпосевной обработки почвы. Стала применяться водяная мельница для размола зерна. В центральных областях Русь наряду с подсекой и перелогом распространялась трёхпольная система земледелия, Русским народом были освоены обширные пространства новых земель, особенно на северо-востоке страны (в Поволжье, в бассейне Северной Двины и др.). Появились новые полевые, огородные и садовые культуры. Росло поголовье скота. 

    В положении  крестьян в период феодальной раздробленности  произошли перемены. Увеличилось  количество зависимых от феодалов крестьян-оброчников. В Новгородской и Суздальской  землях, например, появились половники и закладники. Половниками называли смердов, обязанных давать феодалу в качестве оброка долю урожая; закладниками — крестьян, которые оставляли прежнего землевладельца и вступали в зависимость (в «заклад») от другого. В Смоленской земле были известны прощеники — крестьяне, зависимые от церковных феодалов, которые брали с них оброк (мёдом и «кунами» — деньгами) и имели право их судить.

    Крестьянин, обязанный вносить владельцу  феодальную ренту продуктами, получал  большую хозяйственную самостоятельность  и обладал большими возможностями  для проявления собственной трудовой инициативы, чем барщинник. Поэтому  с развитием (наряду с барщиной) ренты  продуктами возросла производительность труда крестьянина. Он получил возможность  производить некоторый излишек  продуктов, которые мог превращать на рынке в товар. Появились зачатки  имущественного расслоения крестьянства. 

    Расширение  связей крестьянского хозяйства  с рынком способствовало росту городов, развитию в них ремесла и торговли, развитию товарного производства. В  свою очередь феодалы, продавая продукты, полученные в счёт натуральных оброков, приобретали в городах дорогое  оружие, ткани, заморские вина и другие предметы роскоши. Стремление увеличить  свои богатства толкало феодалов к повышению оброков, к усилению эксплуатации крестьянства. 

    Крестьяне были сословие неполноправной категорией населения. В летописях при описании «подвигов» феодалов пленные крестьяне  и холопы упоминались наряду со скотом. Церковь освящала этот порядок, расценивая убийство господином «челядина полного» (т. е. холопа) не как «душегубство», а лишь как «грех перед богом». Если холоп бежал, за ним наряжалась погоня, а тот, кто давал ему хлеб и указывал путь, должен был уплатить штраф. Зато тот, кто задерживал холопа, получал вознаграждение за «переём». Правда, имущественные права холопов несколько расширились. В договоре от 1229 г. Смоленска с немецкими городами говорится о праве холопов передавать своё имущество по наследству.

    Рост  феодального землевладения 

    Период  феодальной раздробленности на Руси характеризуется быстрым ростом крупного землевладения и борьбой  феодалов за землю и за крестьян. Княжеские владения включали и города и сёла. Например, галицко-волынскому князю Даниилу Романовичу принадлежали города Холм, Данилов, Угровеск, Львов, Всеволож и др. Росло также боярское и церковное землевладение. Особенным богатством отличались новгородские, галицкие, а также владимиро-суздальские бояре. 

    В разных частях страны появились новые монастыри. Владимирский епископ Симон (XIII в.) хвалился богатствами своей епископии — землями и доходами с населения («десятина»). По всей Руси значительно расширилось вотчинное хозяйство, сохранявшее натуральный характер. Разрослись боярские дворы. Былая боярская челядь (часть которой несла барщину) превращалась в дворовых людей. 

    Рост феодальной собственности сопровождался укреплением  политической власти землевладельцев, которые имели право суда над  своими крестьянами и отвечали перед  государством за выполнение ими государственных  повинностей, прежде всего податных. Постепенно крупный землевладелец  становился сам «государем» в  своих владениях, иногда опасным  для княжеской власти.

    Борьба  внутри господствующего класса 

    Среди земельных  собственников были феодалы различных  рангов, обладавшие разными политическими  правами. Великие князья — в Галиче, во Владимире и даже в относительно небольшой Рязани — считались  главами своих княжеств, но фактически они должны были делить власть с  другими феодалами. Великокняжеская  власть, стремившаяся осуществлять объединительную  политику, сталкивалась как с боярской, так и с церковной знатью. В  этой борьбе местные великие князья находили поддержку со стороны мелких и средних служилых феодалов —  дворян и детей боярских. Слуги  вольные, дети боярские, дворяне —  это обычно младшие члены княжеских  и боярских дружин, составлявшие наиболее многочисленную группу господствующего  класса. Они владели землёй, некоторые  условно, пока служили, и были опорой великого князя, поставляя ему войско, состоявшее из зависимых смердов  — пешцев (пехотинцев). Княжеская власть расширяла ряды дворян, привлекая их к себе раздачей земель. Дворянам шла часть военной добычи. 

    Об остроте  борьбы внутри класса феодалов можно  судить по произведениям общественно-политической мысли. Защитник сильной княжеской  власти, выразитель взглядов тогдашнего дворянства Даниил Заточник остро обличал светскую и духовную знать: «Тучный конь как враг храпит на своего господина; так и сильный, богатый боярин умышляет зло на своего князя». «Лучше бы мне,- говорит Даниил князю,— служить в лаптях в твоём доме, чем в сафьяновых сапогах в боярском дворе». Даниил Заточник высказывал мысль о необходимости участия дворян в управлении: из них, а не из «властелинов без ума» должны состоять «думцы княжеские». 

    Хотя тенденция  к централизации страны и получила в это время развитие на Руси, однако она не могла завершиться  прочной победой великокняжеской  власти. Не раз «молодое» боярство и «дворянство», богатея, заступало  место «старого» и, сталкиваясь  в феодальных войнах с отдельными князьями, опрокидывало их попытки  объединить значительные территории. Ещё не созрели экономические  условия для победы тенденции  к единству. Борьба за землю среди  господствующего класса приводила  к постоянным столкновениям. Зачастую князья так опустошали земля своих  противников, что не оставляли в  них «ни челядина, ни скотины». Княжеские  отряды становились на постой в сёлах  и забирали все хозяйственные  запасы.

    Город 

    Весьма  важным фактором экономической и  политической истории периода развитого  феодализма на Руси сделался город. Он был ремесленно-торговым и административным центром для окрестных земель, а также пунктом сбора их военных  сил. Характеризуя важную роль крупных  городов, летописец сообщает, что  сюда приходили на вечевые собрания жители пригородов, для которых были обязательными решения «старейших городов». 

    Число городов (больших и малых) выросло с XI в. более чем втрое и к XIII в., только по неполным данным летописей, достигло почти трёхсот. Расцвет городского ремесла продолжался вплоть до монгольского нашествия. Археологический материал позволяет говорить о существовании  тогда до 60 разных ремесленных специальностей. Даже в небольших городских центрах  имелись сложные домницы для варки железа, насчитывалось несколько систем гончарных горнов и т. д. Летописцы единодушно рисуют города как большие ремесленно-торговые центры, где ведётся значительное каменное строительство. Замечательный княжеский дворец в Боголюбове, великолепные храмы, украшенные каменной резьбой, во Владимире, Новгороде, Галиче, Чернигове и других городах, водопроводы и мостовые, частью сохранившиеся до наших дней и обнаруженные советскими археологами, характеризуют достижения древнерусских мастеров. 

    Русские ремесленники выполняли самые разнообразные  работы. Так, например, во Владимире-на-Клязьме одни местные ремесленники лили олово, другие крыли крыши, третьи белили известью стены. В Галицко-Волынской Руси, в городе Холме, отливались колокола и был отлит из меди и олова помост для местной церкви. Недаром образы, характеризующие ремесленный труд, широко использовались в тогдашней литературе: «Как олово, часто переплавляемое, погибает, так и человек от многой беды чахнет»; «Железо уваришь, а злой жены не научишь», — писал Даниил Заточник. 

    Наряду  с ремеслом развивалась и торговля. Район сбыта продукции деревенских  ремесленников был по-прежнему незначительным, сфера же сбыта городских мастеров, работавших на заказ на бояр и дружинников, достигала 50—100 км. Много городских  мастеров (Киева, Новгорода, Смоленска) работало на рынок. Некоторые, правда немногочисленные, изделия расходились за сотни километров, а отдельные произведения ремесленников шли за рубеж (в Болгарию, Польшу, Чехию, Швецию). 

    Развивалась торговля внутри княжеств. По русским  землям разъезжали купцы, проходили  купеческие караваны, насчитывавшие  по нескольку сот человек. Галицкие купцы везли соль в Киев, суздальские  купцы доставляли хлеб в Новгород и т. д. 

    Князьям поступали разнообразные доходы с торговли: гостина дань — с купцов (гостей), корчмиты — пошлины с корчем; мыта — пошлины за право провоза товара; перевоз — за перевоз через реку и др. Князья всё чаще включали в договоры друг с другом статью о том, что купцы имеют право свободного проезда через таможенные заставы. Но в условиях господства феодальной раздробленности и частых войн эти торговые связи нередко обрывались. Хозяйство в целом продолжало оставаться натуральным. 

Информация о работе Русская правда