Русская культура XIXв. И ее вклад в мировую культуру.

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 18:43, доклад

Описание работы

Развитие русской культуры в первой половине XIXв. опиралось на достижения предшествующего времени. В начале XIXв. в России функционировало лишь одно высшее учебное заведение - Московский университет. Затем были открыты университеты в Петербурге, Дерпте, Вильно, Казани и Харькове. Открылись привилегированные учебные заведения в Царском Селе, Ярославле и Нежине. В 1829г. был восстановлен Главный педагогический ин-ститут, в котором осуществлялась подготовка учительских кадров для гимназий и университетов.

Работа содержит 1 файл

Русская культура XIXв.doc

— 68.50 Кб (Скачать)

Революционно-демократическое  направление в развитии драматургии 60-х годов представляют драматические произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина, включенные в его сатирические циклы, и главным образом пьесы "Смерть Пазухина" и "Тени".

Крупным достижением  драматургии 60-х годов является трилогия А.В. Сухово-Кобылина: "Свадьба Кречинского" (1854), "Дело" (1861) и "Смерть Тарелкина" (1869).

Также самым  выдающимся достижением драматургии 60-х годов и всей второй половины XIX в. являются пьесы А.Н. Островского, стоящие в одном ряду с классической русской поэзией. По выражению Гончарова, Островский достроил здание, в основание которого краеугольные камни положил Грибоедов, Пушкин и Гоголь

Зарождение и  развитие русского декадентства имели  свои особенности, обусловленные своеобразием социальных противоречий русской жизни конца XIX начала XXв., отразившихся и во многих областях гуманитарной культуры, в частности в журналистике и критике.

Литературной  трибуной русского декадентства становится в 90-х годах журнал "Северный вестник", главным сотрудником которого критик А.Л. Волынский, сразу же определившийся как "борец за идеализм". С 1893г. вокруг "Северного вестника" объединяются писатели - символисты Д.С. Мережковский, Н.М. Минский, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Соллогуб и др.

Русская поэзия XIX в. была чрезвычайно разнообразна: появилось много новых поэтов, завоевавших широкую популярность. В условиях 80-х годов возродилось влияние патриарха "чистой поэзии" А.А. Фета.

К середине 50-х  годов русский драматический  театр стал важным фактором не только культурной, но и идейной жизни России. Театр второй половины XIXв. неразрывно связан с именем Островского, который внес неоценимый вклад в историю театра.

В период творчества А.Н. Островского Малый театр сохранял положение главного центра театральной  культуры. Его звали "Домом Щепкина", в нем живы были и развивались традиции отца сценического реализма. Вместе с тем Малый театр по праву зовется "Домом Островского".

Кроме стационарных театров в пригородах Петербурга - Петергофе, Царском селе, Ораниенбауме, Павловске - были летние театры, в которых по разрешению дирекции устраивались концерты и спектакли с участием иностранных и русских артистов для увеселения отдыхающих двора, офицеров и другой светской публике.

К началу второй половины XIX в. в музыкальной культуре России уже сложились прочные национальные традиции, ведущие начало от творчества Глинки и Даргомыжского. В это время четко обозначаются пути развития русской оперы, симфонизма, русского романса и других важных направлений музыкального творчества.

Развитие русской национальной музыки происходило разными путями, подтверждавшими самостоятельность формирования композиторского мастерства. Во главе Петербургской композиторской школы стояла "Могучая кучка", в Москве - гениальный русский композитор П.И. Чайковский.

Блестящие успехи русской исполнительной школы стали достижением мировой музыкальной культуры. Европейские страны и далекая Америка смогли ознакомиться с мастерством выдающихся русских музыкантов и с лучшими произведениями русских композиторов.

Множество концертных поездок за границу совершил Рубинштейн, завоевав мировую славу величайшего пианиста. Большим успехом пользовалось концертирование замечательной русской пианистки А.Н. Есиповой, выступавшей в Австралии, Германии, Франции, Венгрии, Бельгии, Англии.

Блестящий расцвет  русской культуры второй половины XIX в. ярко проявился и в изобразительном  искусстве, искусстве реалистическом, истинно народном, глубоко национальным. Посвященное народу, оно говорит  с ним правдивым, простым и  ясным языком.

В изобразительном искусстве второй половины XIX столетия четко обозначены два периода:

Первый начинается с конца 50-х годов и охватывает все 60-е годы.

Второй этап - передвиженческий - от 70-х годов  до начала 90-х. Он связан с деятельностью  художников, членов Товарищества передвижных художественных выставок, которые вывели изобразительное искусство из Петербурга и Москвы на широкую дорогу всероссийского признания. Перед изобразительным искусством встала важнейшая задача - быть выразителем передовых идей эпохи.

Кризис архитектуры как искусства начался еще в 30-40-е годы, кода благородный русский классицизм выродился под высочайшим покровительством Николая I в сухой, казарменный, казенный стиль. Так возникли унылые корпуса заводов и фабрик, тесно стоящие доходные дома с дворами - колодцами.

Так постепенно менял свой стройный строгий вид  Петербург, его прекрасные, уже сложившиеся  улицы и площади. Таким образом, если вторая половина XIX в. для русского изобразительного искусства стала  эпохой расцвета, то эти же годы для  русской архитектуры были годами ее деградации в художественном отношении.

Заключение

В первой половине XIXв. политика царизма направлена на сохранение сословной культуры общества и тем самым мешала формированию подлинно демократической культуры. И все же национальный подъем, вызванный победой в войне 1812г., ведущей ролью России в разгроме Наполеона, способствовал значительному прогрессу ее культуры. В это время создаются непреходящие эстетические ценности мирового значения в области искусств, начинается "золотой век" русской литературы. Отличительная черта этой эпохи - демократизация культуры, увеличение числа ее деятелей из непривилегированных сословий, начало широкого распространения лучших достижений русской и мировой культуры.

В период преобразований начала XIXв. была реформирована система народного просвещения. В 1802г. появилось Министерство народного просвещения. По положению об устройстве учебных заведений (1803г.) было создано 6 учебных округов во главе с попечителями и 4 разряда учебных заведений: приходские, уездные училища, гимназии в губернских городах и университеты. Провозглашалась преимущественность между школами всех ступеней.

В начале века появились  и закрытые учебные заведения  для дворян - лицеи (в Ярославле, Одессе, Нежине, Царском Селе), которые готовили высших государственных чиновников.

Необходимость обучения грамоте требовала расширения сети школ. С 30-х годов различные  ведомства открывают начальные  школы к 1861г. их было создано около 30 тысяч.

Первая половина века стала временем существования различных художественных направлений: классицизма, сентиментализма, романтизма, реализма. В это время создают свои произведения А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь.

Итак, к середине XIXв. можно говорить о завершении в основных чертах процесса формирования национальной культуры. К этому времени завершается процесс складывания литературного языка, характерных особенностей русской национальной культуры, которые выражались в ее особой общественной сопричастности и социальности.

Падение крепостного права и последующие реформы открыли новую эпоху в развитии просвещения и науки в России.

Социальное и  экономическое развитие страны требовали  более высокого уровня развития системы  народного образования. Поэтому  реформа народного образования  стала неотъемлемой частью социальных преобразований второй половины века.

После 1861г. в  России увеличивается сеть начальных  школ. Они делились на: 1) церковно-приходские школы; 2) школы, открытые земствами; 3) крестьянские школы грамоты. Наилучшее образование давали земские школы с трехгодичным обучением. Общая грамотность всего населения в 1860г. составила 6%, а в 1897г. - 21%.

Среднее образование  развивалось гораздо медленнее. Основными типами средних школ были гимназии и реальные училища. На основании  специального министерского циркумера был ограничен прием в гимназию детей малоимущих родителей. И все же, с 60-х годов до середины 90-х число учащихся в мужских средних учебных заведениях возросло в 6 раз и составляло более 150 000. положительным было создание реальных училищ, где основное внимание уделялось изучению точных наук и естествознанию.

Дальнейшие распространение  получило высшее образование. К существующим 7 университетам присоединились еще 2 в Одессе и Томске. Более высокими темпами расширялось высшее техническое образование. Существенным достижением было открытие высших женских институтов - Бестужевских курсов и женского медицинского института в Петербурге, высших женских курсов в Москве. Всего к концу века в вузах России обучалось около 30 000 студентов, из низ 2500 женщин.

Университетский устав 23 августа 1884г. физически уничтожал  автономию университетов.

Значительную  роль в распространении образования  играли различные общественные организации, публичные библиотеки и читальни, музеи, печать, другие общедоступные средства просвещения и самообразования.

Вторая половина века стала периодом новых выдающихся открытий русской науки в области  естествознания и математики. И.М. Сеченов  являлся основоположником отечественной  физиологической школы и естественнонаучного направления в психологии, Д.И. Менделеев открыл периодический закон химических элементов. Чебышев создает единую математическую школу в России, делает ряд научных открытий в различных областях математики. П.Н. Яблочков и А.Н. Ладыгин - электрическую лампочку.

Развитие географической науки связано с деятельностью  академика П.П. Семенова Тян-Шанского. Он исследовал Тянь-Шань, был руководителем  географического общества, организовал  ряд крупных экспедиций по исследованию Центральной Азии под руководством Н.М. Пржевальского, в Новую Гвинею - Миклухо-Маклая и многих других.

Крупный план в  развитие отечественной истории  внесли С.М. Соловьев и В.О. Ключевский.

Художественная  литература второй половины века продолжала традиции А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.

Этот период стал переломной стадией для русского театра. Впервые большое место  в его репертуаре заняли пьесы  отечественных авторов, в первую очередь великого русского драматурга А.Н. Островского, который своим творчеством  завершил создание русской национальной драматургии. Главными центрами театральной культуры в России оставались Малый и Александрийский театры.

Живопись и  музыкальная жизнь пореформенного периода отмечены появлением двух крупных  созвездий талантов, центрами которых  были Товарищество художников - передвижников и "Могучая кучка" композиторов. На новые веяния в искусстве оказали заметное влияние идеи демократического движения 50-60-х годов. В 1863г. группа учеников Академии художеств порвала с академией и организовала "артель передвижников".

Значительные  изменения претерпевает в этот период архитектура. Никогда прежде страна не знала такого размаха строительства  домов различного типа: зданий крупных  форм, банков, гостиниц, вокзалов, доходных жилых домов, фабрик и заводов  и т.п. Архитекторы А.Н. Померанцев, И.Н. Ропет, В.О. Шервуд, Р.И. Клейн, Д.Н. Чичагов и другие создавали русский национальный стиль, основанный на изучении подлинных памятников древнерусского зодчества.

Информация о работе Русская культура XIXв. И ее вклад в мировую культуру.