Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 18:43, доклад
Развитие русской культуры в первой половине XIXв. опиралось на достижения предшествующего времени. В начале XIXв. в России функционировало лишь одно высшее учебное заведение - Московский университет. Затем были открыты университеты в Петербурге, Дерпте, Вильно, Казани и Харькове. Открылись привилегированные учебные заведения в Царском Селе, Ярославле и Нежине. В 1829г. был восстановлен Главный педагогический ин-ститут, в котором осуществлялась подготовка учительских кадров для гимназий и университетов.
Русская культура
XIXв. И ее вклад в мировую культуру.
Культура России
в первой половине XIXв.
Развитие русской культуры в первой половине XIXв. опиралось на достижения предшествующего времени. В начале XIXв. в России функционировало лишь одно высшее учебное заведение - Московский университет. Затем были открыты университеты в Петербурге, Дерпте, Вильно, Казани и Харькове. Открылись привилегированные учебные заведения в Царском Селе, Ярославле и Нежине. В 1829г. был восстановлен Главный педагогический ин-ститут, в котором осуществлялась подготовка учительских кадров для гимназий и университетов.
Великий русский математик Н.И. Лобачевский (1793-1856) создал теорию неэвклидовской геометрии.
К математической физике, аналитической механике, теории чисел, теории вероятности относятся основные труды М.В. Остроградского (1801-1861).
Инженер П.Д. Шиллинг (1786-1837) в 1932г. создал записывающий электромагнитный телеграф.
Инженеры-механики, крепостные промышленников Демидовых на Урале, отец и сын Черепановы в 1833-1834г.г. построили первую в России железную дорогу на паровой тяге.
Великий вклад
сделали русские
Созданное при Московском университете Общество истории и древностей российских начало поиски и сбор памятников древнерусской культуры. В 1800г. был опубликован найденный памятник древнерусской литературы XII в. "Слово о полку Игореве".
В 1818г. вышли
в свет 8 томов написанной на основе
огромного исторического
В первой половине XIX в. литература занимала доминирующее положение в системе духовной культуры. Процесс развития и смены художественных направлений происходит в условиях разложения феодально-крепостнической системы и оживления общественной мысли. Этими направлениями были: классицизм, сентиментализм, романтизм, окончательно сложился реализм.
Героические события войны 1812г. способствовали возникновению романтизма. Одним из создателей русского романтизма стал В.А. Жуковский (1783-1852). Его поэзия проникнута меланхолическими мечтаниями, романтически переосмысленными образами народной фантастики (баллады "Людмила", "Светлана").
Романтизм оказал влияние и на раннее творчество А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
Основоположник русского реализма - А.С. Пушкин (1799. -1837). Именно с его творчеством связано начало золотого века в литературе. Он первым пришел к выводу, что истинная народность - это не описание русского сарафана, а жизненная достоверность, правда о взаимоотношениях людей, личности и общества.
В начале века русский театр был театром классицизма и романтизма. В репертуаре театров были трагедии на антично-мифологические и исторические сюжеты.
Официальным направлением в живописи первой половины XIX в. был классицизм.
С картины К.П. Брюллова (1799-1852) "Последний день Помпеи", являющейся ярким примером академической школы, начинается расцвет русской живописи.
А.Г. Венецианов (1780-1847) - первый русский живописец, который смог порвать с академической тематикой и ввести в свои картины русские сюжеты: "Гумно", "Крестьянка, чешущая шерсть"
Русская архитектура первых 3-х десятилетий XIX в. связана со стилем ампир (стиль первоначально сложившийся во Франции при Наполеоне I, служащий воплощению идей государственного могущества), завершившим развитие классицизма.
Характерная черта зодчества того времени - создание крупных архитектурных ансамблей, что особо проявилось в Петербурге. По проекту Захарова было возведено Адмиралтейство. По проекту А.А. Монферрана (1786-1858) создан Исаакиевский собор - самое высокое здание того времени в России.
Архитектурным сооружениям Москвы этого времени были свойственны черты лиризма, интимности, простоты и уюта. Затем на смену классицизму и ампиру пришли различные эклектические течения, в том числе русско-византийский стиль (или псевдорусский). По проекту архитектора К.А. Тона (1794-1881) в 1839г. был заложен храм Христа Спасителя в Москве как памятник победы русского народа в войне 1812г..
Традиции русской музыкальной культуры сложились к концу XVIII в. Композиторы А.А. Алябьев (1787-1851), А.Е. Варламов (1801-1848), А.Л. Гурилев (1803-1858), Н.А. Титов (1800-1875) в первой половине XIX в. создали замечательные произведения камерного жанра.
Основоположником русской классической музыки был М.И. Глинка (1804-1857). По значению вклада в развитие музыкальной культуры Глинка занимает место, равное Пушкину в литературу. Он заложил основу двух главных направлений отечественной оперной классики: народной музыкальной драмы и оперы сказочно-этического жанра.
Младшим современником Глинки был А.С. Даргомыжский (1813-1869). Вслед за Глинкой он укреплял реализм в русской музыке и первым создал народно-бытовую музыкальную драму - оперу "Русалка".
Культура России во второй половине XIXв. Пореформенные годы
Прогресс русской культуры, культуры других народов России во второй половине XIXв. определялся общественно политическим подъемом в стране, отменой крепостного права, проведением реформ 60-70-х г.г., высокими темпами развития капитализма в промышленности и др.
Определяя особенности развития культуры этого периода, следует назвать:
-во-первых, огромное воздействие демократических и социалистических идей на формирование культуры;
-во-вторых, неустанный
философско-нравственный поиск
-в-третьих, русская культура, с успехом вбиравшая достижения культур других народов, провозгласившая свободу, разум, счастье для всех людей, независимо от их социального происхождения и положения, языка и вероисповедания, вызвала к себе огромный интерес во всем мире.
Полиграфическая промышленность, ставшая отдельной отраслью капиталистического производства, увеличила выпуск продукции.
В 80-90-х г.г. крупными издателями были И.Д. Сытин (1851-1934), выпускавший большими тиражами дешевые книги для народа; братья А.Н. и И.Н. Гранаты, А.С. Суворин (1834-1912), Ф.Ф. Павленков (1839-1900), П.Г. Сойкин (1862-1938).
В Москве также были открыты Исторический, Политехнический музеи, Третьяковская галерея. В Петербурге в 1898г. был открыт Императорский Русский музей.
Вторая половина XIXв. - это период выдающихся достижений в науке и технике, позволивших русскую научно-исследовательскую деятельность ввести в мировую науку. Русские ученые принимали участие в экспериментальных и лабораторных исследованиях в научных центрах Европы и Северной Америки.
В стране возникали новые научные центры: Общество людей естествознания, антропологии и этнографии (1863), Общество русских врачей, Русское техническое общество (1866).
Крупным центром математических исследований стал Петербург, где сложилась математическая школа, связанная с именем выдающегося математика П.Л. Чебышева (1831-1894). Его открытия относятся к теории приближения функций, теории чисел и теории вероятностей.
Гениальным ученым-химиком,
создавшим периодическую
Мировую известность приобрели открытия А.С. Попова (1859-1905). В 1825г. он продемонстрировал работу "грозоотметчика" - радиоприемника, нашедшего очень скоро практическое применение.
А.Ф. Можайский (1825-1890) исследовал возможности создания испытательных аппаратов. В 1876г. с успехом прошла демонстрация полетов его моделей.
Выдающееся значение имели работы К.Э. Циолковского (1857-1935), одного из пио-неров космонавтики: нашел решения конструкции ракет и ракетных двигателей.
Крупные научные и технические открытия были сделаны физиком П.Н. Лебедевым (1866-1912), который доказал и измерил давление света. Огромны были успехи биологических наук. Русские ученые открыли целый ряд законов развития организмов. Научные интересы И.П. Павлова (1849-1936) представляла физиология мозга. Он создал основанное на опыте учение о высшей нервной деятельности.
Крупнейшим представителем российской науки был К.А. Тимирязев (1843-1920). Он исследовал явление фотосинтеза, доказав применимость закона сохранения энергии к органическому миру.
Большой интерес в мире вызвали экспедиции по изучению Средней и Центральной Азии, Уссурийского края Н.М. Пржевальского (1839-1888), впервые описавшего природу этих регионов. Он внес огромный вклад в исследование флоры и фауны этих регионов.
Н.Н. Миклухо-Маклай
(1846-1888) - русский ученый, путешественник,
общественный деятель и гуманист.
Во время путешествий в Юго-
Получили разработку филология и лингвистика. И.И. Срезневский (1812-1880) подготовил работы по истории старославянского языка и древнерусской литературе. Его заслугой является также создание петербургской школы славистов. В.И. Даль (1801-1872) - создатель "Толкового словаря живого великорусского языка", который в отличие от академических словарей того времени, содержит лексику живой народной речи.
Разработка истории России осуществлялась рядом крупных историков. В 50-70-х г.г. над 29-томным изданием "История России с древнейших времен" работал талантливый русский историк С.М. Соловьев (1820-1879).
На вторую половину XIXв. и первую половину XXв. приходится творчество гения мысли и слова Л.Н. Толстого (1828-1910).
К 80-м гг. относится начало творчества А.П. Чехова (1860-1904).
В 80-х гг. начал свою литературную деятельность В.Г. Короленко (1853-1921) - писатель-демократ.
С развитием литературы
неразрывно связаны музыка, живопись,
театр. Конец XIX начало ХХв.в. - период достижений
русской музыкальной культуры, связанных
с именами П.И. Чайковского, М.П. Мусорского,
Н.А. Римского-Корсакова, С.В. Рахманинова
и многих других.
В музыкальной культуре второй половины XIX в. особое место занимает "Могучая кучка" или "Новая музыкальная школа". Задачи и эстетические позиции членов кружка сложились под влиянием взглядов русского художественного и музыкального критика В.В. Стасова (1834-1906).
Поворот русского изобразительного искусства к критическому реализму обозначился в конце 50-х г.г. XIX в. Важнейшие тенденции развития живописи определили художники, объединившиеся по инициативе И.Н. Крамского, Г.Г. Мясоедова, Н.Н. Ге, В.Г. Перова в Товарищество передвижных художественных выставок. Идейным вождем объединения стал И.Н. Крамской.
В истории русской
педагогики и просвещения середины
второй половины XIX в. Выдающееся место
принадлежит замечательным
Русская наука
во второй половине XIXв. развивается
в неразрывной связи с
Периодическую печать этого времени характеризует большое оживление. Кроме новых "толстых" журналов, которые вместе с прежними задавали тон в печати, появилось много специализированных, сельскохозяйственных, педагогических, посвященных различным видам искусства, рассчитанных на различные группы и слои населения России.
Особенно выросла газетная периодика, в том числе провинциальная, чему способствовала отмена запретов на издание частных газет и журналов универсального характера.
Реалистическая литература 60-х годов с большим успехом развивала традиции Пушкина, Лермонтова, Гоголя и писателей натуральной школы. Она была представлена прозаиками и поэтами разных поколений, идейно-творческих позиций и разной степени дарования.
Достижения драматургии этого времени неразрывны с достижениями русской реалистической школы искусства в целом. Кроме А.Н. Островского, большой вклад в развитие драматургии внесли М.Е. Салтыков-Щедрин и А.В. Сухово-Кобылин; ее влияние испытали также А.Ф. Писемский, Н.С. Лесков, А.К. Толстой, А.А. Потехин.
Информация о работе Русская культура XIXв. И ее вклад в мировую культуру.