Русская культура во второй половине XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 18:23, реферат

Описание работы

В культуре России ХIХ века произошли перемены, составившие культурное наследие страны, являющееся важнейшей формой, в которой выражается преемственность в историческом развитии общества. Даже в условиях культурного застоя и деградации нашего общества, дальнейшее культурное и общественное развитие России, невозможно без творческого освоения культурного наследия, без бережного отношения к культуре прошлых эпох, без сохранения тех богатств, которые были созданы в различных областях культуры и общественной мысли. Сегодня мы особенно ясно осознаем это [5, C.45].
Цель настоящей работы – изучить и охарактеризовать русскую культуру второй половины XIX века.

Содержание

I. Введение 3
II. Русская культура второй половины XIX века 5
1. Распространение просвещения и наука в пореформенной России 5
2. Искусство и литература в России второй половины XIX века 12
III. Заключение 22
Список использованной литературы 24

Работа содержит 1 файл

Русская культура второй половины XIXв_ГОТ.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

      В Петербурге в 60-е годы композитором М. А. Балакиревым и преподавателем пения Г. Я. Ломакиным была открыта  бесплатная музыкальная школа. Она  ставила задачу распространения  музыкальных знаний, пропаганды сочинений Глинки, Даргомышского, композиторов “могучей кучки”, лучших произведений зарубежной  музыки.

      Во  второй половине XIX в. огромную роль в развитии музыкальной культуры сыграло творческое объединение композиторов “могучая кучка” (М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский, Ц. А. Кюи, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков). Это название дал ему музыкальный критик и его идейный руководитель В. В. Стасов. [7, С.79].

        Идейно-нравственные взгляды этого  содружества формировались под  воздействием передовых идей 60 - 70-х годов. Одной из основных черт эстетики и музыкального творчества композиторов “могучей кучки” было стремление передать в музыке “правду жизни”, национальный характер. Они широко использовали музыкальный фольклор, тяготели к историко-эпическим сюжетам и способствовали утверждению на сцене народно-музыкальной драмы.  Композиторы “могучей кучки” много сделали для собирания и изучения музыкального фольклора, издав в 60 - 70-х годах несколько сборников русских народных песен.

         Выдающиеся достижения русской музыки связаны с именем П. И. Чайковского. Это великий композитор оставил  обширное творческое наследие в области балетного, оперного, симфонического, камерного музыкального искусства. Национальная и глубоко народная музыка Чайковского обладает редкостной силой эмоционального воздействия.

      Чайковский  создал основные произведения в 70 - 80-е  годы. В своем творчестве он утверждал  право человека на свободную жизнь, призывал к борьбе с темными силами зла и несправедливости. Наряду с  лирическим жизнеутверждающим началом музыке Чайковского присущи черты трагедийности, особенно сильные в его последних произведениях.                                                                                                                                                                                           

        Отличительным свойством пореформенного  музыкального искусства была  его программность, использование  в музыке национальных мотивов,  сюжетов из литературных произведении [3, С.36].

     В. В. Стасов отмечал, что композиторы второй половины XIX в. следовали примеру Глинки. «Наша эпоха, — писал критик, — все дальше и дальше отходит в сторону от «чистой» музыки прежних периодов и все сильнее и сильнее требует для музыкальных созданий действительного, определенного содержания» [7, С.66]..

     Прогрессивная общественная мысль ставила новые задачи и перед живописью.

     60-е  годы составляют в истории  русского изобразительного искусства  определенный внутренний этап  с преобладанием социально-бытового  жанра. «Жанр не прихоть, не  каприз, не выдумка одного или нескольких художников, — писал В. В. Стасов, — а выражение современной потребности, всеобщей, неудержимой потребности в выражении искусством всех сторон жизни».

     С наибольшей полнотой атмосферу 60-х  годов отразило творчество В. Г. Перова (1833—1882) (картины «Сельский крестный ход на пасхе», «Проводы покойника», «Тройка» и др.).

     Идейно-художественное движение этих лет подготовило почву для возникновения "Товарищества передвижных художественных выставок" (“Бунт четырнадцати”) – крайне прогрессивное явление в русской культуре. Рассмотрим его подробнее.

      Российская  Академия художеств на протяжении ста  лет являлась законодателем вкусов и монополистом художественной жизни  и образования. И не смотря на либеральные  перемены, происходившие в русском обществе, она не собиралась сдавать свои позиции. Вышедшие из стен Академии молодые художники, верные своим демократическим принципам, оказывались лишенными помощи и поддержки. Социально-критическая направленность их произведений, воспроизводивших реальную действительность, лишала их возможности участия на выставках Академии и получения официальных заказов. Тягостная зависимость от Академии, от сановных меценатов, производственная неустроенность - все это толкало художников еще  в 30-40-е годы на поиски организационных форм для совместной деятельности, независимой от Академии, для коллективных выступлений с широким привлечением зрителей. И уже тогда эти искания далеко выходили за рамки чисто организационных задач и были связаны с важнейшими внутренними потребностями развития отечественного искусства [1, С.45].

        В  середине 1863 года открылась  очередная академическая выставка. Неожиданно для всех четырнадцать  студентов из числа допущенных  к конкурсу подали коллективное  ходатайство в Совет Академии с просьбой о дозволении свободного выбора сюжета для конкурсной картины. В истории академии такого ещё не случалось. В просьбе было отказано. Но “бунтовщики” не успокоились [6, С.55].

      Вот что об этом пишет И.Н. Крамской, участник и инициатор ”академического бунта”,  в письме своему другу фотографу и художнику-любителю М.Б. Тулинову: ”В день конкурса, 9 ноября, мы…решили взойти все вместе в Совет и узнать, что решил Совет. А потому на вопрос инспектора: кто из нас историки, а кто жанристы, мы, чтобы войти всем вместе в конференц-зал, отвечали, что все мы историки. Наконец, зовут нас перед лицо Совета для выслушивания задачи. Входим. Ф.Ф. Львов прочёл нам сюжет ”Пир в Валгалле” – из скандинавской мифологии, где герои-рыцари вечно сражаются, где председательствует бог Один, у него на плече сидят два ворона, у ног - два волка, и, наконец, где-то в небесах, меж колоннами месяц, гонимый чудовищем  в виде волка, и много другой галиматьи. После этого Бруни встал, подходит к нам для объяснения сюжета, как это всегда делается. Но один из нас, именно Крамской, отделяется и произносит следующее: ”Просим позволения перед лицом Совета сказать несколько слов!” (молчание, и взоры всех впились в говорящего). ”Мы два раза подавали прошение, но Совет не нашёл возможным исполнить нашу просьбу; то мы, не считая себя вправе больше настаивать и не смея думать об изменении академических постановлений, просим покорнейше освободить нас от участия в конкурсе и выдать нам дипломы на звание художников”. Несколько мгновений - молчание. Наконец, Гагарин и Тон издают звуки: ”Всё?”. Мы отвечаем: ”Всё” и выходим, а в следующей комнате отдаём прошение производителя дел. Итак, мы отрезали собственное отступление и не хотим воротиться, пусть будет здорова Академия к своему столетию. Везде мы встречаем сочувствие… Итак мы решились держаться и дальше, чтобы образовать из себя художническую ассоциацию, т.е. работать вместе и вместе жить” [8, С.158-159].

      Таким образом тринадцать конкурентов  на золотую медаль - после многих перипетий - решились пойти на открытое столкновение с Академией: они отказались от заданной темы конкурсных программ. Следует перечислить их имена: И.Н.Крамской, Б.Б.Вениг, Д.Дмитриев-Оренбургский, А.Д.Литовченко, А.И.Корзухин, Н.С.Шустов, А.И.Морозов, М.И.Песков, К.Г.Маковский, Ф.С.Журавлев, А.В.Григорьев, Н.П.Петров, К.В.Лемох. В последний момент отказался от протеста П. Заболотский. Присоединился к протесту скульптор В. П. Крейтан [8, С.158-159].

      В  середине 1865 года по инициативе Крамского в Нижнем Новгороде была представлена выставка картин «Артели художников», имевшая успех.

     Передвижничество  — ведущее направление в национальном искусстве второй половины XIX в., идейно противостоявшее академизму. Положения революционно-демократической эстетики определили программность творчества передвижников: гражданственность, сознание общественных и психологических проблем своего времени, интерес к облику современника.

     Работая в разных жанрах (бытовой жанр, пейзаж, портрет, историческая живопись), художники-передвижники внесли в каждый из них новые, существенно-важные моменты. Большое место они уделяли крестьянской теме, впервые на их полотнах были запечатлены образы прогрессивной интеллигенции, рабочих (Н. А. Ярошенко (1846—1898) — «Курсистка», «Студент», «Кочегар»).

     Излюбленной темой ряда передвижников была родная природа. Художники сумели раскрыть внутреннюю гармонию русской природы, удивительную красоту полей и перелесков, уходящей вдаль дороги, неба перед грозой и т. п. В их работах есть и романтическая одухотворенность, и философское осмысление бытия (Ф. А. Васильев, И. И. Шишкин, И. И. Левитан). Картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели», показанная на первой выставке передвижников (1871), была признана современниками образцом пейзажной живописи, в которой великолепно передано настроение наступающей весны, обновления природы.

     Отличительной особенностью портрета передвижников  был глубокий психологический реализм  и идейность. Их картины передавали социальный портрет эпохи, который  представлял лиц, дорогих нации, веривших в ее лучшее будущее и боровшихся за эту идею.

     Замечательную страницу русского искусства составило  творчество И. Е. Репина (1844-1930), художника  огромного таланта, глубокой жизненной  правды и поразительной разносторонности. Мировоззрение И. Е. Репина складывалось в эпоху общественного подъема и распространения буржуазного демократизма. Эти идеи питали его искусство, помогали осмыслить, понять многие вопросы современной жизни. Новое, не известное искусству 60-х годов отношение г народу показал Репин в картине «Бурлаки на Волге» (1873). Обличая эксплуатацию народа, художник в то же время утверждал скрытую в нем силу, зреющий протест. Репин видит в бурлаках могучие, самобытные черты и характеры. Успешно работая в области портретного жанра, он создал серию блистательных образов — людей своей эпохи. Вершиной мастерства Репина является портрет М. П. Мусоргского (1881).

     Художники-передвижники неоднократно обращались к исторической тематике, причем в их полотнах преобладала  национальная тема. Они использовали в качестве сюжетов реальные события, стремились передать эпоху, характер исторических персонажей. Передвижникам свойственно было изображение переломных моментов в русской истории. Они по-новому трактовали исторические сюжеты, показывая отечественную историю через психологическую драму отдельной, как правило, выдающейся личности (Н. Н. Ге. «Петр I допрашивает царевича Алексея», 1871; И. Е. Репин. «Иван Грозный и сын его Иван», 1885).

     Основные  достижения исторической живописи этого времени связаны с творчеством В. И. Сурикова (1848 — 1916). Его интересовали периоды больших социально-политических и духовных конфликтов, проявления народной борьбы против официальной государственности и церковности. Он сказал новое слово в исторической живописи, показав народ как движущую силу истории («Утро стрелецкой казни», 1881; «Боярыня Морозова», 1887; и др.). Суриковская трактовка исторических тем была следствием новых представлений об историческом процессе и месте в нем народных масс, которые отличали общественную мысль и литературу эпохи разночинца.

     Близок  к передвижникам по своим эстетическим воззрениям М. М. Антокольский (1843 — 1902), сыгравший большую роль в развитии русской реалистической скульптуры. Он создал серию исторических произведений («Иван Грозный», «Петр I», «Нестор-летописец», «Ярослав Мудрый» и др.) [10, С.267].

     А. М. Опекушин (1838 —1923) — один из представителей монументальной скульптуры - был автором  памятника А. С. Пушкину в Москве. Открытие памятника великому русскому поэту, созданного на добровольные пожертвования, состоялось в июне 1880 г. и стало событием огромного культурного значения.

 

      Заключение

 

     В результате выполнения работы изучена  и кратко раскрыта тема: Русская  культура второй половины ХIХ века", что позволяет в заключении сделать следующие краткие обобщающие выводы.

     Во второй половины ХIХ века в культуре России произошли перемены в огромной степени определившие культурное наследие нации.

      В этот период уровень грамотности населения повышается, открываются всевозможные учебные заведения: воскресные школы для взрослых, вольные крестьянские школы, земская школа, классические гимназии, высшие женские курсы. Увеличивает выпуск продукции полиграфическая промышленность. Значительную роль играли журналы "Современник", "Отечественная записка", "Русское слово" и др. Возрастает число библиотек.

      Вторая  половина XIX в. - период выдающихся достижений науки и техники. Развивается  химия (Менделеев, Зинин, Бутлеров), физика (Яблочков, Столетов, Попов, Можайский, Жуковский), космонавтика (Циолковский), биология (Сеченов, Павлов, Мечников, Ковалевский, Докучаев), география (Миклухо-Маклай, Пржевальский).

      В пореформенную эпоху в России были созданы замечательные произведения литературы и искусства, занявшие достойное  место в сокровищнице мировой  культуры. Сила русского национального искусства заключалась в его художественных достоинствах, гражданственности, высокой нравственности и демократической направленности.

      Обозначился поворот русского изобразительного искусства к критическому реализму. Романтичным характером отличались пейзажи Куинджи ("Украинская ночь", "Ночь на Днепре"), Шишкина ("Рожь", "Утро в сосновом бору"), Левитана ("Вечер на Волге", "Золотая осень", "Март"). Также знамениты портретист Репин, живописец Суриков ("Утро стрелецкой казни", "Боярыня Морозова"), Серов ("Девочка с персиками").

      Литература  пореформенного времени представляла собой “яркое созвездие великих  имен”. В эти годы создавали произведения крупнейшие русские писатели, творческий путь которых начался еще в  предшествующую эпоху: И.А. Гончаров, И.С.Тургенев, Л.Н. Толстой, Д.В. Григорович, А.В. Дружинин, А.Н. Островский, Н.А. Некрасов, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов. А. Григорьев и др.

      С развитием литературы неразрывно связано  развитие музыки. Конец XIX в. - период достижений русской культуры связанный с именами Чайковского ("Щелкунчик", "Лебединое озеро"), Мусоргского ("Борис Годунов"), Римского-Корсакова ("Снегурочка", "Садко"), Рахманинова ("Алеко", "Утёс"), Стравинского ("Жар-птица", "Петрушка").

      Антикрепостническая, демократическая направленность русского искусства и вера в созидательные силы народа определила важнейшую его черту на протяжении всего XIX в.

      Развитие  естественных наук, широкие связи  русских учёных с западными свидетельствовали  о достаточном месте в России в мировом содружестве.

      В XIX в. завершается процесс складывания  русского литературного языка и  формирования национальной культуры.

      Феномен взлёта русской духовной культуры позволяет  назвать XIX век в целом золотым  веком русской культуры.  
 

Информация о работе Русская культура во второй половине XIX века