Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 18:23, реферат
В культуре России ХIХ века произошли перемены, составившие культурное наследие страны, являющееся важнейшей формой, в которой выражается преемственность в историческом развитии общества. Даже в условиях культурного застоя и деградации нашего общества, дальнейшее культурное и общественное развитие России, невозможно без творческого освоения культурного наследия, без бережного отношения к культуре прошлых эпох, без сохранения тех богатств, которые были созданы в различных областях культуры и общественной мысли. Сегодня мы особенно ясно осознаем это [5, C.45].
Цель настоящей работы – изучить и охарактеризовать русскую культуру второй половины XIX века.
I. Введение 3
II. Русская культура второй половины XIX века 5
1. Распространение просвещения и наука в пореформенной России 5
2. Искусство и литература в России второй половины XIX века 12
III. Заключение 22
Список использованной литературы 24
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
"Владимирский
государственный университет"
Кафедра
отечественной истории
Реферат
по дисциплине
"Отечественная история"
на тему:
"Русская культура во второй половине XIX века"
Выполнила:
ст. гр. ЗТМД-109
Михайлова
М. А.
Проверял:
доцент
Бурлаков А.И.
Владимир 2010
Содержание
I. Введение 3
II. Русская культура второй половины XIX века 5
1. Распространение просвещения и наука в пореформенной России 5
2. Искусство и литература в России второй половины XIX века 12
III. Заключение 22
Список использованной литературы 24
Падение крепостного права означало начало нового, капиталистического периода в истории России. Капитализм внес существенные перемены в жизнь общества: преобразовал хозяйственно-экономический строй, изменил социальный и духовный облик населения, его быт, условия жизни, способствовал росту культурных потребностей.
Капитализм в целом создал условия для более высокого культурного уровня общества, расширял объективные социальные возможности для овладения культурой значительных общественных слоев.
Капиталистическая эпоха, требовавшая определенного уровня культуры в сфере материального производства, способствовала ускорению процесса демократизации культуры в целом. В пореформенное время была расширена сфера образования, фактически создана силами земства народная школа. Значительно выросла техническая высшая школа, повысился интерес к книге, увеличилась читательская среда, изменился социальный облик читателя.
Однако
капиталистическая эпоха в
Развитие культуры во второй половине XIX не было равномерным процессом. Его внутренние этапы определяли подъемы и спады в общественно-политической борьбе.
Культура, являясь важнейшей системой общественной жизни, аккумулировала идеи эпохи. Духовная жизнь при капитализме продолжала сохранять классовый характер. Класс выступал носителем и создателем идеалов, ценностных ориентации, этических и эстетических норм жизни. Поэтому, только будучи выразителем общественного прогресса, этот класс мог формировать общечеловеческие ценности и тем самым отражать потребности национального развития.
Именно
в таком положении в
Капитализм с его стремлением к расширению хозяйственно-экономических связей отдельных, в том числе и национальных, регионов способствовал усилению общения народов России не только в сфере экономической, но и общественно-культурной, что лежало в основе единства историко-культурного процесса в России в эпоху капитализма. Важность взаимных контактов, идейной близости с русской культурой, прежде всего литературой, неоднократно подчеркивали многие деятели национальных культур. Каждого из нас вырастила русская литература.
Интерес к истории русской культуры начал проявляться в России примерно в 30 —40-е годы XIX в. Он был связан с ростом национального самосознания, общим интересом к историческому прошлому нации, идейной борьбой этого времени, со спорами западников и славянофилов о судьбах России.
В культуре России ХIХ века произошли перемены, составившие культурное наследие страны, являющееся важнейшей формой, в которой выражается преемственность в историческом развитии общества. Даже в условиях культурного застоя и деградации нашего общества, дальнейшее культурное и общественное развитие России, невозможно без творческого освоения культурного наследия, без бережного отношения к культуре прошлых эпох, без сохранения тех богатств, которые были созданы в различных областях культуры и общественной мысли. Сегодня мы особенно ясно осознаем это [5, C.45].
Цель настоящей работы – изучить и охарактеризовать русскую культуру второй половины XIX века.
Общественный демократический подъем периода революционной ситуации и первых лет после падения крепостного права внес много изменений в культурную жизнь России. 60-е годы воспринимались современниками как время духовных преобразований, больших надежд и свершений, «Это было удивительное время, — писал публицист и видный деятель революционного движения Н. В. Шелгунов, — спавшая до того времени мысль заколыхалась, дрогнула и начала работать. Порыв ее был сильный и задачи громадные» [4, C.105].
Демократическая общественность активно включилась в решение вопросов просвещения, в первую очередь народного образования.
Отличительной чертой общественно-культурной жизни первых пореформенных десятилетий было распространение просвещения. В стране развернулось широкое движение за создание народных школ, изменение методов преподавания в них, предоставление права на образование женщинам. Большую работу по распространению образования среди народа проводили комитеты грамотности, общественные просветительские организации, связанные с земствами. Московский комитет грамотности, возникший еще в 1845г., впервые поднял вопрос о введении всеобщего начального образования. В 1861г. при Вольном экономическом обществе был создан Петербургский комитет грамотности. Он ставил целью “содействовать распространению грамотности преимущественно между крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости”. Подобные просветительские организации возникли в Томске, Самаре, Харькове и других городах России. В них проводилась работа по составлению каталога книг для начальной школы, написанию учебников, сбору средств для нужд народного образования.
Основоположником народной школы, а также научной педагогики в России по праву считается К. Д. Ушинский. Он был замечательным русским педагогом-демократом, автором учебных книг (“Родное слово”, “Детский мир”), по которым в течение полувека учились десятки миллионов детей в России. Ушинский создал школу русских педагогов (И. Н. Ульянов, Н. Ф. Бунаков, В. И. Водовозов и др.), оказал большое влияние на развитие передовой педагогической мысли других народов России [9, C. 12].
В 60-е годы правительство провело реформы в школьном деле, явившиеся частью социальных преобразований тех лет. В изданном в 1864 г. “Положении о начальных народных училищах” декларировалась бессословность школы, предоставлялось право открытия начальных школ общественным организациям (земствам, органам местного городского управления); женщины получили возможность преподавать в школах. Однако все училища подчинялись Министерству народного просвещения [7, C. 55].
Наиболее распространенным типом начальной школы в пореформенной России были земские школы обязанные своим появлением общественной инициативе. За первые десять лет существования земских учреждений (1864-1874) было открыто до 10 тыс. таких школ. В последующие годы их рост несколько замедлился.
Земская трехгодичная школа по сравнению с другими начальными школами, существовавшими в то время в России (министерскими, церковноприходскими), отличалась лучшей постановкой обучения; помимо чтения, письма, четырех правил арифметики и закон; божьего здесь преподавались элементарные сведения по природоведению, географии, истории. Земские учителя, как правило, принадлежали к передовой русской интеллигенции. Земства открывали на свои средств; специальные учительские семинарии, оплачивали труд учителей, занимались комплектованием народных библиотек. Их деятельность в области народного образования и просвещения несомненно носила прогрессивный характер [3, C. 31].
Создание начальной народной школы в основном силами земства было серьезным достижением общественно - культурного развития пореформенной России. В системе начального обучения по уставу 1864 года сохранялись церковноприходские школы, находившиеся теперь в ведении Синода. Элементарное образование в этих школах, включавшее помимо чтения и письма закон божий, церковнославянское чтение и церковное пение, было значительно ниже, чем в земской школе. Правительство оказывало покровительство церковноприходским школам, стремясь с их помощью воспитать учащихся в духе религиозности и политической благонадежности.
Гимназия, основная форма средней школы, в 60-е годы считалась бессословным общеобразовательным учебным заведением. В это время возникли разные типы гимназий - реальные и классические. Однако самого начала они не были полностью уравнены в правах, а после 1866 г. классическая гимназия стала практически основной формой среднего образования; реальная же гимназия была преобразована в шестиклассное училище без права для ее выпускников поступления в университет.
В пореформенную эпоху были открыты новые университеты в Одессе, Томске. В университетах, получивших автономию, открылись новые кафедры, оживилась научная работа, повысился образовательный уровень выпускников. В университетах в те годы были сосредоточены лучшие научные силы России, работали многие выдающиеся ученые, которые способствовали распространению не только науки, но и просвещения в стране (Д. И. Менделеев, А. М. Бутлеров, А. Г. Столетов, И. М. Сеченов, К. А. Тимирязев, С. М. Соловьев, Ф. И. Буслаев и многие другие) [3, C. 31.].
Общественный подъем в период отмены крепостного права создал благоприятные условия для развития русской науки. В глазах молодого поколения росли значение и привлекательность научной деятельности. Выпускники российских университетов стали чаще ездить на стажировку в зарубежные научные центры, оживились контакты русских ученых с коллегами из Западной Европы.
Большие успехи были достигнуты в области математики и физики. Пафнутий Львович Чебышев (1821—1894) сделал крупные открытия в математическом анализе, теории чисел, теории вероятностей. Он положил начало петербургской математической школе.
В
развитии физики выдающуюся ролль сыграл
Александр Григорьевич Столетов
(1839—1896). Ему принадлежит ряд
Развитие
физической науки определило успехи
в электротехнике. П. Н. Яблочков создал
дуговую лампу (“свеча Яблочкова”)
и первым осуществил трансформацию
переменного тока. А. Н. Лодыгин изобрел
более совершенную лампу
Открытием мирового значения было изобретение радиотелеграфа. Александром Степановичем Поповым (1859—1905).
60—70-е гг. XIX в. называют “золотым веком” русской химии. Ученик Н. Н. Зинина Александр Михайлович Бутлеров (1828— 1886) разработал теорию химического строения, основные положения которой не потеряли значения до настоящего времени.
Во второй половине XIX в. сделал свои открытия великий химик Дмитрий Иванович Менделеев (1834—1907). Величайшей заслугой Менделеева стало открытие периодического закона химических элементов.
Выдающимся русским естествоиспытателем, основоположником отечественной физиологической школы стал Иван Михайлович Сеченов (1829—1905). Выдающееся значение имел его курс лекций “О животном электричестве” (т. е. о биоэлектричестве). В дальнейшем он занимался проблемами человеческой психики. Широкую известность получили работы Сеченова “Рефлексы головного мозга” и “Психологические этюды”.
Деятельность другого всемирно известного русского биолога, Ильи Ильича Мечникова (1845—1916), сосредоточилась в области микробиологии, бактериологии, медицины.
В
1851 г. вышел первый том “Истории
России с древнейших времен”, написанный
молодым профессором
Информация о работе Русская культура во второй половине XIX века