Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 03:42, реферат
Первая половина XIX в. была отмечена значительным прогрессом русской культуры, сопровождавшимся развитием просвещения, науки, литературы и искусства. В нем отразились и рост самосознания народа, и новые демократические начала, утверждавшиеся в русской жизни в эти годы. Культурное влияние все шире проникало в самые различные слои общества, входя в тесный контакт с действительностью и соответствуя практическим требованиям общественной жизни.
Живопись. Направления в русской живописи XIX
Культурная жизнь
России в первой половине XIX в. характеризовалась
интенсивным развитием
С начала XIX в. в русском
изобразительном искусстве развивается
такое направление, как сентиментализм.
Впрочем, элементы сентиментализма в творчестве
русских мастеров обычно сочетались с
элементами классицизма или романтизма.
Наиболее полно черты сентиментализма
воплотились в работах замечательного
художника А.Г.Венецианова, с любовью писавшего
среднерусские деревенские пейзажи, портреты
крестьян. Романтическое направление
живописи воплотилось в творчестве К.П.Брюллова
- пожалуй, наиболее известного русского
художника первой половины XIX в. Его картина
"Последний день Помпеи" вызвала
восторг современников и принесла К.П.Брюллову
европейскую славу. Ярким представителем
романтического течения являлся О.А.Кипренский.
Прожив недолгую, но исключительно насыщенную
творческую жизнь, в своих картинах он
сумел выразить такие лучшие человеческие
чувства и идеи, как патриотизм, гуманизм,
свободолюбие. 30-40-е годы XIX в. стали временем
зарождения в русской живописи нового
направления - реализма. Одним из его основоположников
стал П.А.Федотов. Персонажами П.А.Федотова
были не герои древности, а простые люди.
Он стал первым художником, поднявшим
тему "маленького человека", ставшую
впоследствии традиционной для русского
искусства.
Значительным явлением
художественной жизни России первой
половины XIX в. стало творчество А.А.Иванова,
выдающегося мариниста И.К.Айвазовского.
А.А.Иванов многие годы посвятил работе
над гигантским полотном "Явление Христа
народу", вложив в него глубокое философско-этическое
содержание. Благородные идеи добра и
справедливости, нетерпимости к насилию
и порокам, вдохновлявшие русских художников
в первой половине XIX в., оказали сильное
влияние на развитие отечественного изобразительного
искусства и в последующие десятилетия.
Архитектура
Развитие русского
градостроительства в первой половине
XIX в. стимулировало творческий поиск
русских архитекторов. Главное внимание
по-прежнему уделялось строительству
в Петербурге. Именно в этот период
складывается традиционный для него
классический облик. В стиле зрелого
классицизма в городе создается
ряд монументальных ансамблей. В
центре столицы, на Дворцовой площади
К.И.Росси возводит здание Генерального
штаба (1819-1829), несколько позднее
по проекту О.Монферрана здесь устанавливается
Александровская колонна (1830-1834), а в 1837-1843
гг. А.П.Брюллов строит здание Штаба гвардейского
корпуса. Тот же Росси в 1829-18Э4 гг. создает
здания Сената и Синода, Михайловский
дворец (1819-1825), Александрийский театр
и застраивает целую улицу (Театральная,
ныне ул. Зодчего Росси). В первое десятилетие
XIX в. в Петербурге строится Смольный институт
(Д.Кваренги), здание Биржи с Ростральными
колоннами (Тома-де-Томон), Казанский собор
(А.Н.Воронихин). В последующие годы возводятся
Исаакиевский собор (О.Монферран), Главное
Адмиралтейство (А.Д.Захаров).
Шло каменное строительство и в других городах империи. После пожара 1812 г. быстро восстанавливалась Москва. В губернских и уездных городах наряду с каменными зданиями стали строиться и частные крупные каменные дома.
Информация о работе Русская культура в первой половине XIX века