Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 03:42, реферат
Первая половина XIX в. была отмечена значительным прогрессом русской культуры, сопровождавшимся развитием просвещения, науки, литературы и искусства. В нем отразились и рост самосознания народа, и новые демократические начала, утверждавшиеся в русской жизни в эти годы. Культурное влияние все шире проникало в самые различные слои общества, входя в тесный контакт с действительностью и соответствуя практическим требованиям общественной жизни.
Русская культура в первой половине XIX века.
Первая половина
XIX в. была отмечена значительным прогрессом
русской культуры, сопровождавшимся развитием
просвещения, науки, литературы и искусства.
В нем отразились и рост самосознания
народа, и новые демократические начала,
утверждавшиеся в русской жизни в эти
годы. Культурное влияние все шире проникало
в самые различные слои общества, входя
в тесный контакт с действительностью
и соответствуя практическим требованиям
общественной жизни.
Просвещение
Социально-экономическое
развитие русского общества в первой
половине XIX в. настоятельно требовало
коренных изменений в области
народного просвещения. В годы царствования
Александра I была создана система
образования, включавшая на начальной
ступени приходские одноклассные школы
и двухклассные уездные училища, далее
следовали четырехклассные гимназии и,
наконец, в основу высшего образования
было положено обучение в университетах
и немногочисленных технических учебных
заведениях.
Центральными звеньями
этой системы были российские университеты
(Московский, Петербургский, Казанский,
Дерптский и др.). Наряду с ними существовали
и сословные дворянские учебные заведения
- лицеи, самым известным из которых был
Царскосельский лицей. Военное образование
дети дворян получали в кадетских корпусах.
В эти годы образование
в России сделало существенный шаг
вперед. Если в XVIII в, оно оставалось привилегией
высших дворянских кругов, то уже в первой
четверти XIX в. получило широкое распространение
в дворянской среде, а позднее и среди
купечества, мещанства, ремесленников.
Заметно выросло
в стране число библиотек, среди
которых появилось много
Наука и техника
В первой половине XIX
в. русская наука достигла значительных
успехов. Успешно изучалась русская история.
Впервые образованный читатель получил
обширную, написанную литературным языком
12-томную "История государства Российского",
созданную в 1816-1829 гг. Н.М.Карамзиным. Заметный
вклад в отечественную медиевистику внес
Т.Н.Грановский, лекции которого в Московском
университете имели большой общественный
резонанс.
Значительных успехов
добились русские филологи, А.X.Востоков
стал основателем русской палеографии,
в тесном содружестве работали русские
и чешские славяноведы.
В первой половине XIX
в. русские моряки совершили около
40 кругосветных путешествий, начало которым
положили экспедиции И.Ф.Крузенштерна
и Ю.Ф.Лисянского на парусниках "Надежда"
и "Нева" (1803-1806). Предпринятая в 1819-1821
гг. Ф.Ф.Беллинсгаузеном и М.П.
В 1839 г. благодаря
усилиям В.Я.Струве открылась знаменитая
образцовая астрономическая обсерватория
в Пулково (под Петербургом), оборудованная
крупнейшим телескопом.
Мировую известность
получили работы отечественных математиков:
В.Я.Буняковского, М.В.Остроградского.
Существенным вкладом в развитие математики
было создание Н.И.Лобачевским так называемой
неевклидовой геометрии.
Успешно работали в
области электричества русские
физики. В.В.Петров открыл электрическую
дугу (1802), имевшую большое практическое
значение, занимался проблемами электролиза.
Работы Э.X.Ленца были посвящены вопросам
превращения тепловой энергии в электрическую,
П.Л.Шиллинг явился создателем электромагнитного
телеграфа (1828-1832). Впоследствии в 1839 г.
другой русский физик Б.С.Якоби соединил
подземным кабелем столицу с Царским Селом.
Якоби также много и успешно работал над
созданием электрического двигателя,
лодка с таким двигателем прошла испытание
на Неве. В мастерской Якоби использовалось
еще одно его открытие - гальванопластика,
изготавливалась скульптура, медные барельефы,
которыми, в частности, был украшен Исаакиевский
собор в Петербурге.
Над изучением структуры
металлов трудился металлург П.П.Аносов,
химик Н.Н.Зинин сумел получить
анилиновые красители из бензола, мировой
известностью пользовались биологи
К.Бэр и К.Рулье. Русские медики начали
использовать наркоз при операциях (Н.И.Пирогов
применил обезболивающие средства и антисептики
в полевых условиях), работали в области
переливания крови (А.М.Филомафитский).
Значительными были достижения и в области техники. Ее развитие способствовало промышленному перевороту в России. В 1834 г. на Выйском заводе (Урал), крепостные механики отец и сын Е.А. и М.Е.Черепановы построили одну из первых в мире железных дорог, а уже в 1837 г. первые составы пошли по железной дороге Петербург - Царское Село. Первые пароходы на Неве появились в 1815 г., а в 1817-1821 гг. они стали плавать по Каме и Волге.
Университеты, гимназии,
школы. Согласно указу, принятому в
1803 г., страна была разделена на 6 учебных
округов, в каждом из которых намечалось
основать университет. Но в 1804 г. был
открыт лишь Казанский университет.
В 1819 г. начал действовать
В 1815 г. известная
армянская семья Лазаревых
К началу XIX в. в России было только одно высшее учебное заведение технического профиля — Горный институт в Петербурге. При Александре I был открыт Лесной институт. Николай I покровительствовал инженерно-техническому и военному образованию. При нем были открыты Петербургский технологический институт и Московское техническое училище, а также Академия Генерального штаба. Инженерная академия и Артиллерийская академия.
Средние учебные
заведения (гимназии) по указу 1803 г. предполагалось
открыть в каждом губернском городе.
Это было сделано далеко не сразу.
В 1824 г. на территории России действовало
только 24 гимназии. На всю Сибирь была
только одна гимназия (в Тобольске).
Через 30 лет число гимназий было
доведено до 43. В Сибири стали действовать
три гимназии (в Тобольске, Томске
и Иркутске). Многие дворянские дети
воспитывались в частных
В первой половине XIX в. продолжалось развитие системы женского образования, основы которой были заложены при Екатерине II. Новые институты для дворянских дочерей были открыты в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Саратове, Иркутске и других городах. Перед этими институтами ставилась цель воспитывать “добрых жен, попечительных матерей, примерных наставниц для детей, хозяек”.
Сильно отставало развитие начального народного образования. Церковь, некоторые помещики, отдельные ведомства (например, Министерство государственных имуществ) открывали кое-где школы для детей из народа. Но общей системы начального образования не было. Значительная часть городского населения была грамотной (хотя неграмотные встречались даже среди купечества). Среди крестьян грамотность составляла около 5%.
Тем не менее в числе
русских ученых были и выходцы из простого
народа. В основном же в науку шли юноши
из дворянских семей, из духовенства, купцов,
а также из потомственной интеллигенции.
Литература
Русская литература
первой половины XIX в. - одно из наиболее
ярких явлений в истории
Отечественная война
1812 г., порожденный ею подъем национального
самосознания вызвал к жизни такое
литературное течение как романтизм.
Одним из его наиболее выдающихся
представителей в русской литературе
стал В.А.Жуковский. В своих произведениях
В.А.Жуковский часто обращался
к сюжетам, навеянным народным творчеством,
перелагая стихами легенды и
сказки. Активная переводческая деятельность
В.А.Жуковского знакомила русское
общество с шедеврами мировой
литературы - творчеством Гомера, Фирдоуси,
Шиллера, Байрона и др. Высоким
гражданским пафосом был
Русская литература
первой половины XIX в. необычайно богата
яркими именами. Величайшим проявлением
народного гения стала поэзия и проза
А.С.Пушкина. "...через эпоху Державина,
а потом Жуковского, - писал один из выдающихся
представителей отечественной философской
мысли В.В.Зеньковский, - приходит Пушкин,
в котором русское творчество стало на
собственный путь - не чуждаясь Запада...
но уже связав себя в свободе и вдохновении
с самыми глубинами русского духа, с русской
стихией". В 30-е годы XIX в. пышным цветом
расцвел талант младшего современника
А.С.Пушкина - М.Ю.Лермонтова. Воплотив
в своем стихотворении "На смерть поэта"
общенациональную скорбь по поводу гибели
А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтов вскоре разделил
его трагическую судьбу. С творчеством
А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова связано утверждение
реалистического направления в русской
литературе.
Свое яркое воплощение
это течение нашло в
Театр
Значительным явлением
культурной жизни России первой половины
XIX в. стал театр. Популярность театрального
искусства росла. Крепостной театр сменялся
"вольным" - государственным и частным.
Впрочем, государственные театры появились
в столичных городах еще в XVIII в. В частности,
в Петербурге в начале XIX в. их было несколько
- дворцовый театр в Эрмитаже, Большой
и Малый театры. В 1827 г. в столице открылся
цирк, где ставились не только цирковые
представления, но и драматические спектакли.
В 1832 г. в Петербурге по проекту К.И.Росси
было построено здание драматического
театра, оборудованного по последнему
слову театральной техники. В честь жены
Николая I Александры Федоровны он стал
именоваться Александрийским (ныне - театр
им. А.С.Пушкина). В 1833 г. завершилось строительство
Михайловского театра (ныне - Малый театр
оперы и балета). Свое наименование он
получил в честь брата Николая I - великого
князя Михаила Павловича. В Москве в 1806
г. открылся Малый театр, а в 1825 г. завершилось
строительство Большого театра.
С большим успехом
шли на сцене такие драматические
произведения как "Горе от ума" А.С.Грибоедова,
"Ревизор" Н.В.Гоголя и др. В начале
50-х годов XIX в. появились первые пьесы
А.Н.Островского. В 20-40-е годы в Москве демонстрировал
свое многогранное дарование выдающийся
русский актер М.С.Щепкин, друг А.И.Герцена
и Н.В.Гоголя. Большим успехом у публики
пользовались и другие замечательные
артисты - В.А.Каратыгин - премьер столичной
сцены, П.С.Мочалов, царивший на сцене Московскаго
драматического театра и др.
Значительных успехов
в первой половине XIX в. добился балетный
театр, чья история в тот период
во многом была связана с именами
знаменитых французских постановщиков
Дидло и Перро. В 1815 г. на сцене Большого
театра Петербурга дебютировала замечательная
русская танцовщица А.И.Истомина.
Музыка
Первая половина
XIX в. стала временем формирования в России
национальной музыкальной школы. В этот
же период создается русская национальная
опера. Огромный вклад в развитие музыкального
искусства внесло творчество М.И.Глинки.
Созданные им оперы "Жизнь за царя"
(у нас она по понятным причинам долгое
время именовалась "Иван Сусанин"),
"Руслан и Людмила" поставили М.И.Глинку
в один ряд с крупнейшими композиторами
мира. В своем оперном и симфоническом
творчестве М.И.Глинка явился основоположником
русской классической музыки. К числу
талантливейших композиторов первой половины
XIX в. относились А.А.Алябьев - автор более
чем 200 романсов и песен, А.Н.Верстовский.
Крупным явлением в истории русского музыкального
искусства стало творчество А.С.Даргомыжского.
Большой успех имели его вокальные произведения
- в особенности романсы. По мотивам песен
и обрядов была создана его опера "Русалка"
- лирическая музыкальная драма. В сокровищницу
русского музыкального искусства вошла
опера А.С.Даргомыжского "Каменный гость",
написанная на текст А.С.Пушкина.
Информация о работе Русская культура в первой половине XIX века