Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 16:21, реферат
Старообрядчество прошло длительный, более чем трехсотлетний путь развития. Зародившись как протест консервативно настроенной части русского духовенства против церковных реформ середины XVII века, оно превратилось в наиболее массовое реакционно-общественное движение в истории России. В нем отразился стихийный, неосознанный, обличенный в религиозную оболочку протест, порожденный социальными противоречиями самодержавно-крепостнического строя и идеологическим засильем господствующей православной церкви. В течение трехсотлетней эволюции общественно-политическое содержание этого протеста менялось в зависимости от изменения социального состава движения, конкретной исторической ситуации и расстановки классовых сил.
Введение 2
1. Русская церковь до середины XVII в 4
2. Реформы патриарха Никона и начало раскола Русской церкви 7
3. Поповщина и беспоповщина. Формирование основных
старообрядческих толков 11
4. Старообрядчество и современность 25
Заключение 26
Библиографический список 27
В отличие от большинства других беспоповцев, Антихрист понимается бегунами не как духовное явление, а как конкретная персонификация Петра I, поэтому царскую (а после 1917 г. - светскую) власть они считают "апокалиптическим зверем", иконы - властью гражданской, тело - властью церковной. Официальная церковь считается еретический и категорически отвергается.
Исключение из традиционного для радикальных старообрядцев неприятия предметов с изображением государственного герба (печати Антихриста) бегуны сделали только для денежных знаков, считая, что деньги переходят из рук в руки и не составляют отличительной принадлежности того или другого лица.
Народная молва говорит о существовании среди бегунов обычая "красной смерти". Обычай состоит в том, что умирающего бегуна удушают специальной красной подушкой, с тем, чтобы он своей мученической смертью искупил часть своих грехов и грехов всех бегунов. В 1897 г. в Шуйском уезде Владимирской губернии по факту подобного преступления было заведено уголовное дело, однако это единственное официальное подтверждение существования такого обычая.
Большинство бегунов имело своеобразный самодельный паспорт, свидетельствующий о принадлежности к согласию, представляющий из себя, как правило, простую бумагу с надписями типа: "Господь защититель живота моего: кого страшуся?", "Сей пачпорт духовный по точкам чти тихо: царь царей!".
Несмотря на то, что численность бегунов всегда была незначительной, из-за подвижного образа жизни они быстро распространились по территории России.
Новое развитие идея бегунства получила в 30-е годы XIX в. В этот период среди старообрядцев появилась весть, что древнее благочестие сохранено на Дальнем Востоке, на "Белых водах, в Опаньском государстве". Туда и двинулись массы бегунов. Старообрядческими географами был составлен даже специальный "атлас" путешествия на Беловодье.
К середине XIX в. бегуны представляли собой тайную, строго законспирированную организацию.
В 1854 г. по указанию императора в Ярославской губернии был создан особый совещательный комитет для обсуждения "вредоносности бегунов". Официальная церковь в этом вопросе высказалась за ужесточение репрессий против сектантов, в результате чего бегуны были признаны "вредной сектой", и для пресечения ее деятельности были разрешены меры гражданского и церковного воздействия.
Внутри бегунов обособились отдельные группы: неплательщики, лучинковцы, безденежники (антипово согласие), брачные странники, пустынники и др.
В 1860 г. большинство сопелковских наставников приняло новый церковный устав – "Статьи", написанные бегунским наставником Никитой Семеновым (Киселевым). С этого времени сторонников нового устава стали называть статейниками (иерархитами), а их оппонентов - противостатейниками.
Численность бегунов на конец XX в. незначительна, они представляют собой мелкие разрозненные секты, не признающие гражданских и церковных законов и скрывающиеся в глухих местах Сибири и северного Урала.
Через четыре года после основания общины к ней присоединились братья Андрей и Семен Денисовы, ставшие впоследствии главными идеологами согласия.
От своих последователей поморцы требуют полного разрыва с Русской православной церковью и всех переходящих из православия обязательно перекрещивают. Первоначально поморцы отвергали брак, затем различные группы поморцев стали относиться к этому вопросу по-разному.
На крестах поморцы пишут Ц.С.I.Х.С.Б. (Царь Славы Исус Христос Сын Божий).
В конце XVIII в. в результате споров о надписи на кресте и о браке от поморцев отделилось федосеевское согласие.
Главное догматическое произведение поморцев - "Поморские ответы", написанные в 1772 г.
Таинства поморцы делят на нужно-потребные, абсолютно необходимые для спасения (крещение, покаяние и причащение) и потребные, без которых спасение возможно (все остальные). Таинства совершают миряне. Литургия отсутствует. Богослужения совершаются в часовнях и проводятся наставниками (в народе называемых попами, хотя они и не имеют сана). Выходя из часовни, поморцы говорят друг другу: "Простите Христа ради" и отвечают: "Бог простит".
Споры по вопросу отношения к браку привели к разногласиям внутри поморского согласия и возникновению различных групп: брачных поморцев, венчающихся в православных церквах; небрачных поморцев, не вступающих в брак; полубрачных поморцев, считающих, что хотя каждый должен стремиться к безбрачию, но вступающим в брак без благословения общество не судья. От поморцев отделилась группа тропарщиков, которые совершали, в отличие от других поморцев, молитву за царя.
В 1988 г. поморцы образовали три отдельных республиканских центра: Высший старообрядческий совет в Вильнюсе, Гребенщиковская община в Риге и Российский совет древлеправославной поморской церкви в Москве.
Федосеевская община отличалась строгой дисциплиной, безоговорочным послушанием наставнику. Члены общины были обязаны соблюдать безбрачие и полное целомудрие. Федосеевцы считают, что в мире окончательно воцарился Антихрист, однако воспринимают его не как конкретную личность, а как духовное явление. Как и другие беспоповцы, федоссевцы считают, что благодати в мире больше не существует, поэтому нет и не может быть священства и таинств евхаристии и брака. Из таинств сохранены лишь крещение и исповедь, которые совершаются мирянами.
Федосеевцы отвергают брак в любой его форме и запрещают иметь детей. Позднее в ряде федосеевских общин семья была восстановлена.
Изначально федосеевцы крайне враждебно относились к государству, на котором, как они считают, лежит печать Антихриста. В отличие от поповцев и большей части поморцев, федосеевцы не приняли молитву за царя.
Во главе федосеевских общин стоят миряне, имеющие звание наставников.
Федосеевское согласие распалось на несколько групп, которые различаются в основном по своему отношению к браку. Аристовцы, рижские федосеевцы, польские федосеевцы и новожены разрешили браки. Кондратьевцы придерживаются аскетизма и выступают против брака.
От федосеевцев отделилась группа титловцев, не согласившихся с принятой большинством сторонников федосеевского согласия надписью на кресте I.Н.Ц.I и принявших поморский вариант Ц.С.I.Х.С.Б.
Духовным центром федосеевцев стала их община, созданная И.А.Ковылиным в 1771 г. в районе Преображенского кладбища в Москве. В России федосеевцы наиболее многочисленны в Псковской, Новгородской, Ульяновской и Тюменской областях. Общая численность федосеевцев около 200 тысяч человек, в основном - русские.
Филипповцы откололись от поморцев, которых обвинили в примиренчестве и от которых отличаются крайним радикализмом и фанатизмом. Филипповцы категорически отвергли брак и молитву за царя. Наиболее правильным способом очищения души от греха филипповцы считают самосожжение (в 1743 г. самосожжение совершил и основатель толка Филипп вместе с 70 приверженцами) и голодную смерть.
Филипповцы почитают восьмиконечный крест без титлы, поклоняются только своим иконам.
Посторонних, в том числе и приверженцев других толков и согласий старообрядчества, филипповцы принимают без ограничений, но с проверкой "исповедания веры". Федосеевцы и поморцы называются "приглашенными" и принимаются с 40-дневным постом, их родители не поминаются и иконы от них не принимаются. "Приглашенные" допускаются с общей молитве, но не допускаются к общей трапезе. В споре по вопросу отношения к "приглашенным" от филипповцев отделились филипповцы, не молящиеся с приглашенными, которые отказались от общей молитвы.
"Новожены" филипповцами принимаются с разводом, "староженам" рекомендуется развестись. В случае, если "старожены" не соглашаются развестись, то их не отлучали навсегда от согласия, а лишь наказывали епитимией, постом и поклонами, после чего принимали в общение. По вопросу об отношении к староженам филипповцы образовали два согласия - чадородных и нечадородных.
Филипповцы считают, что по воскресным дням нельзя работать и торговать, а необходимо весь день молиться. Существуют пищевые запреты на чай, пряники, вино, мясо, и бытовые запреты на бритье шеи, стрижку затылка, гуляния и веселье.
При проведении любых церковных обрядов филипповцы запрещают брать плату.
С течением времени радикализм филипповцев в вопросах брака стал ослабевать, известны случаи новоженства, согласия с госудрственными повинностями.
В XVIII веке из филипповского толка выделились аароновцы, которые допускали вступление в брак.
Ослабление религиозного фанатизма, разрешение торговли в праздничные дни и ношение модной одежде привело к отделению от филипповцев орловского согласия, придерживающегося традиционной строгости.
Филипповцы распространены в Архангельской, Мурманской областях и Поволжье. Их численность на конец XX в. очень незначительна.
4 Cтapooбpядчecтвo и coвpeмeннocть
Лишь в начале ХХ века старообрядчество было признано одним из значительнейших явлений новой русской истории. Трагедию раскола заново переосмыслило и русское зарубежье — от эмигрантов первой волны до Александра Солженицына, который, находясь в эмиграции в США, встречался со старообрядцами в штате Орегон, и который не раз в своих работах осуждал гонения на хранителей старой веры.
В настоящее время старообядческие общины, помимо России, можно встретить в Белоруссии, Латвии, Литве и Эстонии, в Молдове, Польше, на Украине, в Румынии, США, Канаде и ряде стран Латинской Америки, а также в Австралии.
Одна из крупнейших ветвей современного русского старообрядчества − Русская Православная Старообрядческая Церковь, насчитывающая около миллиона прихожан, имеет два центра − в Москве и Браиле, Румыния.
Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ) имеет на территории России более 200 общин, причем значительная часть общин не зарегистрирована. Централизованным, совещательным и координационным органом в современной России является Российский Совет ДПЦ.
Духовно-административный центр Русской Древлеправославной Церкви находится в г. Новозыбкове Брянской области. с тех пор − в Москве.
Общая численность старообрядцев в России, по приблизительной оценке, свыше 2 млн чел. Среди них преобладают русские, но есть также украинцы, белорусы, карелы, финны, коми, удмурты, чуваши и др.
Заключение
Подводя итог всему вышесказанному, можно выделить основные итоги развития старообрядчества.
Во-первых, несмотря на жестокие преследования со стороны властей и официальной церкви, раскольники выстояли и сохранили свою веру. Мужество и непреклонность старообрядцев в борьбе за свои убеждения − одна из замечательных страниц духовной истории русского народа.
Во-вторых, старообрядческие общины продемонстрировали удивительную способность приспосабливаться к самым тяжелым условиям. Несмотря на приверженность старине, они сыграли значительную роль в развитии и укреплении экономических отношений в России, проявив себя на редкость трудолюбивыми и предприимчивыми людьми.
В-третьих, неоценимы заслуги старообрядцев в деле сохранения памятников средневековой русской культуры. В общинах бережно хранились древние рукописи и старопечатные книги, старинные иконы и церковная утварь. Но главное, они создали новую культуру, в рамках которой вся жизнь человека подчинялась общинным, соборным решениям. Эти решения, в свою очередь, основывались на постоянном обсуждении и размышлении над христианскими догмами, обрядами и Священным писанием.
Обстановка непрерывных споров и обсуждений, столь характерная для старообрядчества, не имела ничего общего с той «казенщиной», которая сложилась после реформы Петра в официальной церкви.