Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 16:21, реферат
Старообрядчество прошло длительный, более чем трехсотлетний путь развития. Зародившись как протест консервативно настроенной части русского духовенства против церковных реформ середины XVII века, оно превратилось в наиболее массовое реакционно-общественное движение в истории России. В нем отразился стихийный, неосознанный, обличенный в религиозную оболочку протест, порожденный социальными противоречиями самодержавно-крепостнического строя и идеологическим засильем господствующей православной церкви. В течение трехсотлетней эволюции общественно-политическое содержание этого протеста менялось в зависимости от изменения социального состава движения, конкретной исторической ситуации и расстановки классовых сил.
Введение 2
1. Русская церковь до середины XVII в 4
2. Реформы патриарха Никона и начало раскола Русской церкви 7
3. Поповщина и беспоповщина. Формирование основных
старообрядческих толков 11
4. Старообрядчество и современность 25
Заключение 26
Библиографический список 27
3 Поповщина и беспоповщина. Формирование основных старообрядческих толков.
После церковного раскола в обществе староверов произошли внутренние расколы на толки или по другому согласия (см.рис 1)
Рисунок 1 – Схема раскола староверов на толки
Поповцы приемлют все 7 таинств христианства и признают необходимость священников при богослужениях и обрядах.
Традиционно в поповщине ведущую роль играли торговые и промышленные элементы.
Основными центрами поповства изначально был Нижегородский край, где насчитывались десятки тысяч старообрядцев, Донская область, Черниговщина, Стародубье. В XIX веке крупнейшим центром поповства стала община Рогожского кладбища в Москве, в которой ведущую роль играли владельцы мануфактур.
Социальные противоречия и внутренняя борьба привели к образованию различных согласий в поповстве: перемазовщина, ветковское согласие, дьяконово согласие, лужково согласие.
Поповцам не удалось сразу создать свою церковную иерархию, поскольку епископы, сохранившие старую веру, либо были репрессированы, либо приняли никонианские реформы. Поэтому старообрядцы-поповцы были вынуждены принимать священников, перебегавших по различным причинам из Русской православной церкви. За это поповцы получили название "беглопоповцы".
При приеме беглых православных священников поповцы исходили из признания действительности рукоположения в Русской Православной Церкви, считая, что благодать в этой церкви сохранилась, несмотря на реформы. Впоследствии, в 1800 г., часть поповцев перешла под юрисдикцию Русской Православной Церкви сохранив дореформенную обрядность и войдя в состав Единоверческой церкви, другая часть создала собственные иерархии, третья часть перешла в беспоповщину.
В 1846 г., после перехода в старообрядчество митрополита Боснийского Амвросия, возникла Белокриницкая иерархия, которая в настоящее время является одним из самых крупных старообрядческих направлений.
По догматике поповцы практически не отличаются от православных, однако придерживаются при этом старой, дониконианской, культовой обрядности. Для поповцев характерно участие в церковной жизни не только священнослужителей, но и мирян.
Численность поповцев на конец XX века составляет около 1,5 миллиона человек, большая часть которых сосредоточена в России (самые большие группы находятся в Московской и Ростовской областях).
Образование различных согласий в поповстве:
Новопомазанцы – принимали беглых попов (священников) не иначе, как через новое крещение;
Перемазанцы – поповский толк второй половины XVIII в. Свое название перемазанцы получили потому, что совершали над беглыми попами обряд миропомазания (сначала миром, которое освящали сами, а затем маслом), что в Стародубщине тогда не делалось. Были распространены в Керженце, Стародубье и на Иргизе. Центр перемазанцев располагался в Москве на Рогожском кладбище;
Белокриницкое (австрийское) священство – названо по месту зарождения – в Белокриницком монастыре, что был в Австрийской области Буковине:
o Окружники – принимали лишь учеников опального греческого митрополита Амвросия (основателя священства) и признавали составленное одним из них так называемое «окружное послание», суть которого заключалась в попытке обнаружить значительную близость «старой веры» и «новой», причём «в примирительном тоне по отношению к Православной Церкви»;
o Противоокружники – тоже принимали белокриницкое (австрийское) священство, но отличались от окружников тем, что не признавали вышеупомянутое «окружное послание»;
Диаконовцы —поповский толк возникший в начале XVIII в. на р. Керженец от перехтенского дьякона Александра, постриженника Софониева. Движение было широко распространено в Стародубье. Свое название дьяконовцы получили потому, что их дьяконы на богослужении кадили крестообразно и проклинали всех тех, кто кадил иначе. Дьяконовцы положили начало таким течениям, как афиногеновское и сусловское согласия.
Сусловцы –получило название по имени одного из последователей — Феодора Суслова; было распространено в XVIII в. в Черниговской губернии. Сусловцы принимали к себе не всех священников, а лишь тех, которые были поставлены великороссийскими епископами и могли доказать преемственность по нисходящей линии рукоположивших их епископов от московских патриархов Филарета и Иосифа.
Позднее поповцы разделились ещё на несколько толков. Наиболее известные толки — аввакумовщина, афиногеновское согласие (афиногеновщина), епифаново согласие (епифановщина), лужково согласие, чернобольцы.
Авваку́мовщина (ону́фриевщина) — поповский толк, основателем которого был старец Онуфрий, один из настоятелей Керженских скитов в Нижегородской губернии. Онуфрий учил о трех естествах Пресвятой Троицы, о воплощении Христа от Девы Марии не ипостасью, а благодатью и т. п. После 1717 г. онуфриевщина стала постепенно исчезать, но следы учения сохранились до нашего времени.
Афиноге́новское согла́сие (афиноге́новщина) — получило свое название по имени своего основателя — старообрядческого лжеепископа Афиногена, беглого дьякона новоиерусалимского Воскресенского монастыря, который, завоевав расположение стародубского попа Патрикия, рукополагал Патрикия в попы и дьяконы. Впоследствии, разоблаченный Патрикием, Афиноген бежал в Польшу, но некоторые последователи продолжали считать его епископом, образовав особое согласие.
Епифа́ново согла́сие (епифа́новщина) — получило свое название по имени лжеепископа Епифания Яковлева, которого его последователи принимали за истинного епископа и страдальца. Согласие это было распространено в Стародубье и на Ветке, а к концу XVIII в. имели свои церкви и монастырь.
Лужко́во согла́сие (лужко́вцы) — оформилось в 20-е годы XIX в. в Стародубье и получило свое название от одной из стародубских слобод, именуемой Лужки, где оно первоначально появилось. Впоследствии распространились на Дону в Курской губ., в Молдавии и других местностях. Лужковцы признавали истинным только тайное священство, независимое от гражданских и церковных властей, отменили молитву за царя, запрещали принимать присягу и нести воинскую службу, были противниками метрических записей.
Чернобо́льцы — поповский толк, основанный во второй половине XVIII в. в местечке Чернобыль Киевской губернии Радомысльского уезда. Основателями толка были Иларион по прозвищу "коровьи ножки", Никифор Иларионов и Павел Григорьев. Последователи толка верили в близость кончины мира, не принимали паспортов и воинской присяги, отказывались от молитвы за царя. Чернобольцы не поклонялись кресту, если на нем не было изображения Спасителя. Впоследствии, переселившись на Дунай, в с. Белая Криница слились с другими старообрядцами и получили общее название липован.
В настоящее время существуют три основные группы поповцев:
Единоверческая церковь — ведет свое существование с конца XVIII — начала XIX в. Церковная служба в Единоверческой церкви проходит при соблюдении старообрядческой обрядности. Священники Единоверческой церкви подчиняются Русской православной церкви;
Русская православная старообрядческая церковь, принявшая Белокриницкую иерархию;
Русская древлеправославная церковь — поповцы, не признающие Белокриницкую иерархию. Существуют с 1923 г. и имеют своего архиепископа из беглопоповцев.
Последователи беспоповства не имеют и не признают духовенства, поскольку истинное духовенство было истреблено во время проведения никонианской реформы, а новое духовенство не является священным.
После церковного раскола старообрядцы столкнулись с проблемой нехватки священников "старого" толка. Часть старообрядцев стала принимать священников, которые по различным причинам бежали из Русской православной церкви (беглопоповцы), другая часть решила вообще отказаться от института священства.
Изначально для беспоповцев были характерны вера в скорый конец света и второе пришествие Христа, нежелание жить в мире зла, идеи добровольного мученичества. Именно поэтому среди беспоповцев были распространены "гари" - самосожжения, которые рассматривались как единственный путь спасения от царства Антихриста.
Руководство беспоповскими общинами осуществляют наставники, уставщики и начетчики.
В 1692 и 1694 годах под руководством Харитона Карпова, Феодосия Васильева и других сторонников старой веры прошли соборы новгородских старообрядцев, на которых были выработаны основные положения этого течения: окончательное воцарение Антихриста в мире, исчезновение благодати, отсутствие священства, не дающее возможности совершать таинства причащения и брака.
Соборы конца XVII века объявили безбрачие обязательным для беспоповцев. Из всех таинств были оставлены только таинства покаяния и крещения, которые и в Русской Православной Церкви при отсутствии священника в исключительных случая разрешается совершать мирянам.
Решения соборов конца XVII века не были признаны рядом общин, в результате чего беспоповство разделилось на ряд согласий и толков: Часовенное согласие, Поморское согласие, Федосеевское согласие, Спасово согласие, Филипповский толк, Страннический (Бегунский) толк и др.
Общая численность беспоповцев на конец XX в. составляет более 1 миллиона человек, которые проживают преимущественно в России, а также в Прибалтике, Белоруссии и Украине.
Духовным центром бегунов стало село Сопелки в 16 км. от Ярославля.
В основе вероучения бегунов - идея о том, что спасение от Антихриста возможно лишь путем полного разрыва с миром, изоляции от общества, отказа от любых гражданских функций, повинностей и обязанностей.
Бегуны ожидают "первого воскресения", когда Христос на белом коне придет с небес, сразится с Антихристом, и все бегуны встанут в его ряды. Тогда наступит тысячелетнее царство Христа, "Новый Иерусалим для жилища странников будет спущен с неба в то место, где моря несть к тому". Бегуны видят это место около Каспийского моря и совершают туда паломничество.
Бегуны не признают крещения, совершенного в любом другом вероисповедании. Всякий, перешедший в бегунский толк, независимо от того, православный или старообрядец, в обязательном порядке перекрещивается. Крещение у бегунов производит каждый человек самостоятельно, чтобы быть уверенным, что к этому таинству не причастен какой-либо человек, связанный с Антихристом.
Большинством бегунов брак полностью отвергается и признается большим грехом, чем блуд, считая, что блуд осуждается и тем частично искупается. Существуют отдельные течения бегунского толка, которые признают брак или относятся к нему нейтрально. Бегуны характерны высоким уровнем эмансипации женщин, проявлявшемся даже в XIX в.
Бегуны, вышедшие в странничество и крещеные по странническому обряду, считают себя монахами, носят имена, данные при крещении и именуются "совершенными христианами". И женщины, и мужчины, обязуются вести безбрачную и целомудренную жизнь, питаться только постной пищей и во всем поступать по древнему уставу Соловецкого монастыря. Тем не менее многочисленные факты, приводимые исследователями XIX в., говорят о том, что эти ограничения выполнялись формально, страннические наставники имели одну или несколько наложниц, а на факты откровенного разврата смотрели сквозь пальцы.
Со временем среди бегунов выделились так называемые "жиловые", "странноприимцы", или "пристанодержатели", которым вменялось в обязанность давать пристанище странствующим, "мироотреченцам". Сами же жиловые выполняли обеты странствия лишь формально. Им не запрещалось ходить в церковь, бывать у исповеди, повиноваться властям, жениться, так как считалось, что последующее вступление в "действительные странники" искупит все грехи предыдущей жизни. "Жиловые" укрывали странников в специальных потайных помещениях (схронах), а в случае смерти бегуна должны были его похоронить.
Хоронят бегуны своих покойников в сараях, погребах или в лесу, но ни в коем случае не не на кладбище. Гробы не используются, покойних хоронится в саване или рогоже. Места захоронений никак не отмечаются.