Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 03:05, контрольная работа
Одна ее часть утратила исконное имя - Россия - и стала называться РСФСР. Другая, не признавшая новой советской власти, образовала Россию за рубежом - Русское Зарубежье. Эта часть русского общества продолжала сохранять свое единство. Большинство беженцев считали себя преемниками русских политических эмигрантов XIX - начала XX вв. Изгнание рассматривалось как временное состояние, когда необходимо выжить и переждать. По этой же причине изгнанники хотели, чтобы их дети оставались русскими. Большая часть детей при этом вырастала двуязычными и с двойным самосознанием.
1. Введение.
2. Причины возникновения, состав, основные центры русской белой эмиграции 20-30-х гг.
3. Основные политические течения русской эмиграции.
4. Русская православная церковь за рубежом.
5. Заключение.
6. Литература.
срок проверки контрольной работы не более 5 дней
Факультет
Курс группа________________________
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО____________________________
Ф.И.О. студента______________________
Поступила на ОЗО___________________________
Выдана на кафедру_______________________
Проверена_____________________
Возвращена на ОЗО___________________________
Отметка о зачете________________________
Преподаватель_________________
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение.
2. Причины возникновения, состав, основные центры русской белой эмиграции 20-30-х гг.
3. Основные политические течения русской эмиграции.
4. Русская православная церковь за рубежом.
5. Заключение.
6. Литература.
1. Введение
Революция и гражданская война раскололи Россию надвое.
Одна ее часть утратила исконное имя - Россия - и стала называться РСФСР. Другая, не признавшая новой советской власти, образовала Россию за рубежом - Русское Зарубежье. Эта часть русского общества продолжала сохранять свое единство. Большинство беженцев считали себя преемниками русских политических эмигрантов XIX - начала XX вв. Изгнание рассматривалось как временное состояние, когда необходимо выжить и переждать. По этой же причине изгнанники хотели, чтобы их дети оставались русскими. Большая часть детей при этом вырастала двуязычными и с двойным самосознанием.
Эмиграция переставала быть лишь способом выжить, она приобретала характер духовной миссии, которая заключалась в том, чтобы сохранить ценности и традиции русской культуры и продолжить творческую жизнь ради прогресса родины.
За границей были представлены почти все слои русского дореволюционного общества: правительственная и придворная элита, интеллектуальная элита, мелкая буржуазия, люди искусства, ремесленники, рабочие и служащие, крестьяне (казаки). Русская эмиграция была представлена всеми основными вероисповеданиями и важнейшими народностями. Но самое главное - эмигранты стремились вести русскую жизнь, как часть России. И в этом смысле Россия за рубежом оказалась продуктивной в культурном отношении.
2. Причины возникновения, состав, основные центры русской белой эмиграции 20-30-х гг.
Во время и после гражданской войны страну вынужденно покинули от полутора до двух миллионов человек. По другим данным после революции из России выехало 23 миллиона. Именно этот исход обычно называют первой волной эмиграции. Выехавшие в то время люди составили основу русской общины за рубежом. Последующие и предыдущие ее пополнения были несравнимы по численности.
Места эвакуации с частями белых армий: Западная часть Украины (январь - март 1919), Одесса (март 1919), Крым (ноябрь 1920), Сибирь и Приморье (конец 1920-1921). Буржуазные специалисты, получив под разными предлогами командировки и выездные визы, не возвращались. Покидали Россию и представители православного духовенства. Это были не только высшие его чины, но и рядовые священники, дьяконы, синодальные и епархиальные чиновники всех рангов, преподаватели и учащиеся духовных семинарий и академий.
Географически эмиграция из России была направлена прежде всего в страны Западной Европы. Первое направление: государства Прибалтики Литва, Латвия, Эстония, Финляндия, второе - Польша, то есть территории, исторически являвшиеся частью Российской империи. Третье направление: Турция, а из нее в Европу, на Балканы, в Чехословакию и Францию. Четвертый путь эмиграции российских политических беженцев связан с Китаем. Большая русская колония сформировалась в Маньчжурии, где еще до революции проживало до 200 тыс. русского населения, обслуживавшего строительство и эксплуатацию Китайско-Восточной железной дороги. Русские в Китае имели свои охранные войска, суд, учебные заведения, многочисленные средства массовой информации, церкви и четыре монастыря. Кроме того, отдельные группы россиян и их семьи оказались в США и Канаде, в странах Центральной и Южной Америки, да и практически где угодно. На Балканах сосредоточивались главным образом военные, в Чехословакии те, кто был связан с Комучем (Комитет Учредительного собрания), во Франции кроме представителей аристократических семей интеллигенция, в Соединенных Штатах предприимчивые люди, желавшие нажить капиталы в крупном бизнесе. Перевалочным пунктом туда для одних был Берлин (там ждали окончательной визы), для других Константинополь.
Центром политической жизни русской эмиграции в 20-х гг. был Париж, здесь были расположены ее учреждения и проживало несколько десятков тысяч эмигрантов. Другими значительными центрами рассеяния русских были Берлин, Прага, Белград, София, Рига, Гельсингфорс .
Наибольший приток эмигрантов из России в Австралию пришелся на второе десятилетие XX в., потому что в 1917-1921 австралийское правительство наложило эмбарго на русскую иммиграцию. Когда запрет было снят, многие русские из Китая поехали в Австралию: из Китая морским путем, который в те времена длился пять недель, въезжали через Брисбен и Дарвин.
В 20—30-х годах возникло множество русских высших учебных заведений: в Праге — 5, в Харбине — 6, в Париже — 8. Высшие военные курсы работали в Париже и Белграде. Почти во всех европейских столицах имелись русские академические группы, из них две — в Праге и в Париже — имели право присуждения ученой степени. Картографический институт в Белграде почти сплошь состоял из бывших русских штабных офицеров. Берлин стал центром русского издательского дела за рубежом, здесь располагалось 87 из 130 русских издательств. Действовали многочисленные союзы, общества и федерации, культурные центры, объединявшие различные профессиональные группы русских. Эмиграция жила и отмечала праздники по русскому православному календарю. Ежегодно в день рождения Пушкина проводились Дни русской культуры. Широко известна и деятельность представителей мира искусства. В эмиграции был представлен весь спектр общественно-политических партий и движений дореволюционной России, которые возобновили свою деятельность в эмиграции, включая съезды, выпуск периодических изданий и т. д.
Поскольку эмигранты первой волны бежали, в не уезжали организованно, ни по каким документам, созданным внутри России, выяснить, эмигрировал человек или погиб, невозможно. Однако возможности сбора информации о них есть. Эмигранты первой волны общались между собой, не теряли связи, искать их и исследовать их жизнь можно по множеству документов. Это документы:
образовавшиеся в результате деятельности эмигрантских организаций и учреждений;
образовавшиеся в результате деятельности частных (физических) лиц.
вывезенные эмигрантами из России.
архивы образовавшиеся в результате деятельности за рубежом бывших учреждений царского и Временного правительства, учреждений и частей белых армии и некоторые другие.
Сложность только в том, что эмигрантские материалы хранятся не в одном месте, далеко не централизованно. Их можно найти в государственных архивах различных странах; в архивах университетов, музеев, библиотек; в архивах и музеях созданных российскими эмигрантами; в архивах эмигрантских общественных и других организаций; в личных архивах эмигрантов и их потомков. К концу 30 -х годов вне СССР существовало 14 музеев и 10 архивов, организованных русской эмиграцией. ернуть эти архивы в Россию активно пытаются Государственный Архив Российской Федерации (ГАРФ), Российский Государственный Архив Литературы и Искусства (РГАЛИ), Российский фонд культура, Библиотека-Фонд Русское зарубежье, возглавляемый бывшим эмигрантом, Нобелевским лауреатом А.И. Солженицыным и другие организации, так что часть здесь уже доступны, многие в виде микрофильмов.
Следующая волна массовых перемещений русских была связана со Второй мировой войной.
С 1939 года начались значительные захваты территории сопредельных государств Советским Союзом. До июня 1941-го были присоединены территории с населением более 23 миллионов человек. В результате белоэмигранты активно выезжали из стран, вошедших в состав СССР (республики Прибалтики и Западная Украина). Была ликвидирована колония русских на Дальнем Востоке. В Польшу переехало 2,3 миллиона, а вместе с польскими евреями около 2,5 миллиона. Потом наступила немецкая оккупация. Из Прибалтики многие уехали в Европу.
Образование социалистического лагеря привело после войны к исчезновению очагов русской эмиграции в Берлине, Праге, Белграде, Варшаве. Одновременно из числа русских, воевавших в армиях генералов Власова и Корнилова на стороне Германии, а также военнопленных и перемещенных лиц в СССР не вернулось около 130 тыс. русских, украинцев и белорусов.
Большинство русских устремилось в США, Канаду и Австралию. Если до войны в Европе проживало более 80% русских эмигрантов, то после войны эта доля снизилась до 30%.
Как правило, эти люди старались не оставлять документированных следов, чтобы не быть депортированными обратно в Россию, многие меняли фамилии. Искать их можно только через Интернет, путем личных контактов. Их потомки часто испытывают интерес к родственникам в России.
3. Основные политические течения русской эмиграции
В российской эмиграции начала и середины 20-х гг. доминировали политические движения, сложившиеся в России еще в предреволюционные и революционные годы.
В "общественном" обозе Белых армий за границу ушел весь политический спектр дореволюционной России (кроме большевиков): с одной стороны, - социалисты и кадеты, то есть движущие силы Февраля; с другой - их недавние противники: монархисты, вплоть до самых крайне правых, которые, препятствуя проведению реформ, внесли свою лепту в крушение России. Подтверждением сказанному может служить и обширная отечественная историческая литература, где анализируется деятельность "непролетарских" российских политических партий в первые годы эмиграции. Почти все без исключения советские авторы констатируют факт укорененности в среде русских эмигрантов дореволюционных политических и социальных доктрин.
Но в эмиграции и не только в результате эмиграции ситуация изменилась. Дореволюционные направления политической мысли, как "правые", так и "левые", создавались в атмосфере совершенно иной, чем та, которая возникла после революции. Мировоззрение, вызвавшее к жизни русскую "революционность", не только изменилось, но и погибло. Н.А. Бердяев, остро чувствовавший зарождение новых русских политических настроений и понимавший их связь с развитием мировой политической мысли, писал: "Старый интеллигентский радикализм и старый интеллигентский социализм потеряли пафос и не имеют уже никаких глубоких идеологических обоснований... "
Политические настроения и пристрастия начального периода русской эмиграции представляли собой достаточно широкий спектр течений, практически полностью воспроизводивший картину политической жизни дооктябрьской России. В первой половине 1921 года характерной чертой было усиление монархических тенденций, объяснявшихся, прежде всего, желанием рядовых беженцев сплотиться вокруг «вождя», который мог бы защитить их интересы в изгнании, а в будущем обеспечить возвращение на родину. Такие надежды связывались с личностью П. Н. Врангеля и Великого Князя Николая Николаевича, которому генерал Врангель переподчинил РОВС как Верховному Главнокомандующему.
Эмиграция жила надеждой на возвращение в Россию и освобождение её от тоталитарного режима коммунизма. Однако эмиграция не была едина: с самого начала существования Русского Зарубежья в нём наметилась ожесточённая борьба сторонников примирения с установившимся в России режимом («сменовеховцы») и сторонниками непримиримой позиции по отношению к коммунистической власти и её наследию. Белая эмиграция во главе с РОВСом и Русской православной церковью за рубежом составила лагерь непримиримых противников «антинационального режима в России». В тридцатых годах часть эмигрантской молодёжи, дети белых борцов, решила перейти в наступление на большевиков. Это была национальная молодёжь русской эмиграции, сперва назвавшаяся «Национальный Союз Русской Молодежи», впоследствии переименовавшаяся в «Национально-Трудовой Союз Нового Поколения» (НТСНП). Цель была простая: противопоставить марксизму-ленинизму другую идею, основанную на солидарности и патриотизме. В то же время НТСНП никогда не ассоциировал себя с Белым движением, критиковал Белых, считая себя политической партией принципиально нового типа. Это в итоге привело к идейному и организационному разрыву НТСНП с РОВСом, продолжавшим оставаться на прежних позициях Белого движения и критически относившемуся к «нацмальчикам» (так в эмиграции стали называть членов НТСНП).
В 1931 году в Харбине на Дальнем Востоке, в Маньчжурии, где проживала большая русская колония, в среде части русской эмиграции образовалась также Российская фашистская партия. Партия была создана 26 мая 1931 года на 1-м съезде русских фашистов, проходившем в Харбине. Лидером Российской Фашистской партии являлся К. В. Родзаевский.
Во время японской оккупации Маньчжурии было создано Бюро русских эмигрантов во главе со Владимиром Кислицыным.
Эмиграция находилась в самой гуще европейской жизни и испытала на себе почти все идейные веяния Запада того времени — солидаризм, фашизм, различные формы немарксистского социализма и т.д. и, право же, эмигрантские варианты этих идеологий выглядят ничуть не провинциально, и их исторический анализ был бы интересным штрихом к политическому портрету Европы между двумя мировыми войнами.