Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 21:55, курсовая работа
Из ряда существующих концепций образования Древнерусского государства у славян наиболее полно отвечает требованиям современной науки так называемая Днепровско-Одерская концепция происхождения славян академика Б.А.Рыбакова, в соответствии с которой с середины II тыс. до н.э. в северной части Восточной Европы между Днепром и Одером проживали древнейшие праславяне выделившиеся к этому времени из состава индоевропейцев. Спорным является вопрос о том, как образовалось Древнерусское государство. И здесь мы сталкиваемся с так называемой норманской теорией.
Цель работы заключается в том, чтобы выявить истоки происхождения Древнерусского государства, его общественного и политического строя.
Введение 3
1.Возникновение древнерусского государства
1.1 Этническая и политическая панорама Восточной Европы 4
1.2. Славяне: теории происхождения и расселения 5
1.3 "Повесть временных лет" об образовании государства Киевская Русь 6
2. Норманская теория. Первые русские князья и их деятельность
2.1. Норманская теория 8
2.2. Деятельность первых русских князей 10
3. Крещение Руси и его историческое значение 23
4. Русь при Ярославе Мудром. «Русская правда». Владимир Мономах и распад Киевской Руси.
4.1. Русь при Ярославе Мудром 27
4.2. Владимир Мономах и распад Киевской Руси 29
Заключение 34
Список использованной литературы
2.2.
Деятельность первых
русских князей
Рюрик (862-879, 23 ФВ) - сын норманнского конунга Гадлива, внук новгородского старосты Гостомысла. Был приглашён частью жителей Новгорода, чтобы "володеть" ими. В 862 г. занял Ладогу, а через два года, по смерти своих братьев Синеуса и Трувора, присоединил к ней их владения - Белоозеро и Изборск; перенес столицу в Новгород и срубил город над Волховом (ныне Городище), где впоследствии жили новгородские князья. В другие города (по летописи Полоцк, Ростов, Белоозеро) он послал "своих мужей". В 866 г. он отпустил к Царьграду двух своих бояр Аскольда и Дира. После смерти братьев Рюрик остался единовластным правителем и значительно расширил свои владения. В 879 г. он умер, вручив правление и малолетнего сына своего, Игоря, своему родственнику Олегу.
Княжение Олега стало поворотным этапом русской истории. Именно он явился первым представителем княжеской династии, под властью которой началось объединение Киевской Руси. Олег (Вещий) (879-912) - князь новгородский и (с 882) киевский. Будучи родственником и воеводой Рюрика, правил за его малолетнего сына Игоря. Первым шагом Олега стало овладение Киевом, в котором в то время правили варяжские князья Аскольд и Дир. Не решившись на прямой штурм хорошо укрепленного города, Олег выдал себя за купца, который будто бы направлялся с товарами в Царьград (так на Руси именовался Константинополь). Пригласив Аскольда и Дира на встречу, Олег с помощью дружинников убил их и захватил город. Овладев киевским престолом, Олег сразу же погрузился в заботы, важнейшими из которых стали освобождение от власти хазарского каганата и подчинение Киеву южнославянских племен. Для обороны от кочевников князь создал хорошо укрепленные рубежи. После этого ему удалось подчинить своей власти племена древлян, северян и радимичей. Постепенно под власть Олега попали все племена, заселявшие соседние с Русью земли, — вятичи, хорваты, дулебы, тиверцы. Вторым важнейшим делом Олега стала победа над Византией. Это было одно из самых сильных государств древнего мира, и торговля с ним была необходима для укрепления авторитета Руси. В 907 году Олег с большим войском совершил успешный поход на столицу Византии Константинополь. Защитников города подвела чрезмерная уверенность в своих силах. Посчитав, что русские не смогут взять город по суше, они не позаботились о защите стен, ограничившись лишь тем, что закрыли вход в бухту Золотой Рог массивной цепью. Вначале русские войска захватили и опустошили пригороды столицы, а затем Олег применил неожиданную хитрость. Он поставил часть своих кораблей на деревянные колеса, и под их защитой дружинники подошли под самые стены. Увидев, что поражение неминуемо, греки запросили мира. Императорам Византии Льву VI и его брату Александру пришлось заключить с Олегом мирный договор. Они выплатили огромную по тем временам дань: по двенадцати гривен на одно весло. Кроме того, русским послам было предоставлено полное государственное содержание, а купцам — право беспошлинной торговли. Городские власти обещали всем русским людям, приходившим в Константинополь, давать месячину, обеспечивать их необходимыми продуктами питания. Они могли также бесплатно пользоваться городскими банями, т.е. получили привилегию, которой раньше обладали только жители города.
За свое умение предвидеть события и находить выход даже из самой, казалось бы, невыгодной ситуации Олег получил прозвище Вещий. Таким его образ сложился и в легенде, на основе которой А.Пушкин написал свою знаменитую поэму «Песнь о вещем Олеге». Когда Олег умер, сложилось предание, что он умер не своей смертью, а от коня своего. Это рассказывают так: встретив однажды кудесника (колдуна), Олег спросил его, какою он смертью умрет. «Умрешь ты, князь, от коня своего», — отвечал кудесник. Испугался Олег, поневоле расстался с любимым конем и взял себе другого. Прошло после этого много лет, и вспомнил однажды Олег про коня своего: «А что конь мой, жив или нет?» — Давно уже издох, — отвечали ему. Вспомнил тут князь предсказание кудесника и посмеялся над ним. Однако захотелось Олегу взглянуть на кости коня, и он поехал к тому месту, где они лежали. Но едва он ступил на череп, как оттуда выползла змея и смертельно ужалила князя.
Игорь Рюрикович - князь киевский. Начал княжить в 912 г. по смерти Олега, который правил за его малолетством. На первых порах Игорю пришлось усмирять восстание разных славянских племен и устанавливать отношения с печенегами, впервые тогда появившимися в русских степях. Игорь в 913 начал успешный военный поход в Закавказье, завершившийся в 914. В 920 вместе с хазарами Игорь совершил поход против печенегов. В 940 иудейскому полководцу Песаху удалось подчинить Киев Хазарии, принудив его уплачивать "дань кровью", то есть участвовать в походах на стороне хазарского войска. В 941 вместе с хазарами совершил неудачный поход на Константинополь, завершившийся поражением и гибелью русского флота. Совместный поход в Закавказье, предпринятый Игорем в 943-944, был более удачным. В 944 русское войско захватывает в Закавказье город Бердаа. Это произошло после подписания в 944 соглашения между Русью и Византией. В отличие от предыдущих походов в 945 руссы не сожгли Бердаа, а заставили жителей повиноваться Руси. Руссы пробыли в Бердаа несколько месяцев, и лишь тяжёлые болезни и неустанные бои вынудили их покинуть город, но перед этим руссы под предлогом выкупа собрали с жителей города огромное количество денег, золота и товаров. В 949 Византия направила против критских и сирийских арабов войско, в котором были и русские воины. В 954 русские, армяне и болгары сражались на стороне Византии против сирийского эмира.
В 945 г. Игорь в очередной раз отправился в землю древлян на полюдье, рассчитывая собрать повышенную дань, чтобы ублажить свою жадную дружину. Собрав дань, Игорь отпустил большинство дружинников домой, а с остальными еще раз вернулся за данью в древлянскую столицу. Потерявшие терпение древляне решили: «Если повадится волк по овцы, то вынесет все стадо, пока не убьют его». Малочисленная дружина не смогла защитить Игоря, и он был убит.
В
истории России есть несколько прекрасных
женских имен. Одно из них — великая
княгиня киевская Ольга, которую
летописцы называли хитрой, церковь
считает святой, а историки — мудрой.
Имя Ольги свидетельствует о том, что скорее
всего она родилась в семье варяга. В летописи
сохранились сведения о том, что это была
красивая девушка, поэтому унаследовавший
после смерти князя Олега киевский престол
Игорь после первой же встречи женился
на ней и сделал княгиней. Вскоре у них
родился единственный сын, Святослав.
Ольга мало видела своего мужа, который
постоянно находился в походах, вел бесконечные
войны и собирал дань с подвластных ему
племен. Во время сбора «полюдья» у племени
древлян в 945 году князь Игорь был убит.
Ольге ничего не оставалось делать, как
принять правление после мужа, поскольку
наследник был еще слишком мал.
За убитого мужа княгиня жестоко отомстила.
Первых древлянских послов она приказала
живыми закопать в землю, вторых заживо
сожгла в бане. После этого она отправилась
с дружиной в древлянскую землю, где ее
с почетом встретило древлянское войско.
Ольга устроила тризну (поминальный пир)
по Игорю, напоила древлян и приказала
перебить их спящими. На следующий год
войско княгини осадило Искоростень. Ольга
потребовала легкую дань: по три голубя
и по три воробья от каждого двора, а затем
выпустили птиц на волю, привязав к ним
зажженные кусочки серы. Птицы полетели
под родные кровли, и город внезапно загорелся.
После
покорения древлян Ольга
Время ее правления характеризовалось
спокойной, размеренной жизнью. Как писал
русский историк Н.Карамзин «на Руси установился
недолгий период «тишины и замирения».
Но это отнюдь не означало, что правительницу не интересовали внешнеполитические дела. Как и Олег, она стремилась повысить престиж Русского государства, хотя добивалась своей цели не военными, а мирными способами. Чтобы упрочить контакты с другими государствами, в частности с Византией, княгиня Ольга решила принять крещение. Это был очень важный и мудрый шаг. Крещение не только уравняло Ольгу с правителями других стран, но и поставило ее в особое положение. Ведь она крестилась в Византии, причем ее крестным отцом стал сам император. Однако крещение Ольги еще не означало введения христианства на Руси. Даже ее сын Святослав оказался противником новой религии. Потребовалось достаточно много времени, чтобы христианство утвердилось как официальная религия. Это произошло уже во времена правления внука Ольги Владимира, прозванного Святым.
Сама же Ольга после возвращения из Константинополя отошла от государственных дел, передав власть своему сыну Святославу. Поэтому после смерти Ольга стала первой русской женщиной, причисленной к лику святых. Православная церковь также признала княгиню Ольгу равноапостольной, что является достойной оценкой ее деятельности.
Сын
Ольги и Игоря Святослав (957-972)
- киевский князь, первым из Рюриковичей
носивший славянское имя. Едва успел он
возмужать, как составил себе большую
и храбрую дружину и с ней стал искать
себе славы и добычи. Он рано вышел из-под
влияния матери и "гневался на мать",
когда она убеждала его креститься. С дружиною
он сжился крепко, вел с нею суровую походную
жизнь.
Еще при жизни матери, оставив на попечении
Ольги Киевское княжество, Святослав совершил
свои первые блестящие походы. Он пошел
на Оку и подчинил вятичей, которые тогда
платили дань хазарам; затем обратился
на хазар и разгромил Хазарское царство,
взяв главные города хазар (Саркел и Итиль).
Заодно Святослав победил племена ясов
и касогов (черкесов) на р. Кубани и овладел
местностью в устьях Кубани и на Азовском
побережье под названием Таматарха (позднее
Тмутаракань). Наконец, Святослав проникнул
на Волгу, разорил землю камских болгар
и взял их город Болгар. Словом, Святослав
победил и разорил всех восточных соседей
Руси, входивших в систему Хазарской державы.
Главной силой в Черноморье становилась
теперь Русь. Но падение Хазарского государства
усиливало кочевых печенегов. В их распоряжение
попадали теперь все южнорусские степи,
занятые раньше хазарами; и самой Руси
скоро пришлось испытать большие беды
от этих кочевников.
Возвратясь в Киев после своих завоеваний
на Востоке, Святослав получил приглашение
от греков помочь Византии в ее борьбе
с дунайскими болгарами. Собрав большую
рать, он завоевал Болгарию и остался там
жить в г. Переяславце на Дунае, так как
считал Болгарию своей собственностью.
Но ему пришлось на время вернуться из
Болгарии в Киев, потому что на Русь в его
отсутствие напали печенеги и осадили
Киев. Киевляне с княгиней Ольгой и детьми
Святослава едва отсиделись от грозного
врага и послали к Святославу с упреками
и просьбой о помощи. Святослав пришел
и прогнал печенегов в степь, но в Киеве
не остался. Умиравшая Ольга просила его
подождать на Руси до ее кончины. Он исполнил
ее желание, но, похоронив мать, сейчас
же ушел в Болгарию, оставив князьями на
Руси своих сыновей. Однако греки не желали
допустить господства русских над болгарами
и потребовали удаления Святослава назад
на Русь. Святослав отказался покинуть
берега Дуная. Началась война, и византийский
император Иоанн Цимисхий одолел Святослава.
После ряда тяжелых усилий он запер русских
в крепости Доростол (теперь Силистрия)
и вынудил Святослава заключить мир и
очистить Болгарию. Войско Святослава,
истомленное войной, на пути домой было
захвачено в днепровских порогах печенегами
и Рассеяно, а сам Святослав убит (972). Так
печенеги довершили поражение русского
князя, начатое греками.
Владимир Святославич (980-1015) – младший сын князя Святослава и ключницы княгини Ольги Малуши. С 969 года он правил в Новгороде. В 980 году Владимир, убив своего сводного брата Ярополка, стал Великим князем Киевским. Владимир был единовластным правителем Русской земли. Летописцы подразделяют время правления Владимира на два периода: Владимир – язычник и Владимир – христианин. В "языческий период" его правления летописи пишут о Владимире, как о человеке жестоком и безнравственном. По его приказу убили наследника престола Ярополка, его беременную вдову Владимир взял себе наложницы. У Владимира было пять законных жен и множество наложниц: в Вышгороде – около 300 наложниц, в Белгороде – 300, в селе Берестове – около 200. Первой его супругой была княжна Полоцкая Рогнеда, которую он взял в жены насильно. Чтобы добиться Рогнеды, Владимир захватил ее родной город Полоцк и убил всю ее родню: отца и братьев. Свою политическую деятельность Владимир начал с попытки свести верования различных племен в одно. Он поставил на своем дворе идолы наиболее почитаемых богов: Перуна, Дажбога, Стрибога и других. Перед этими идолами совершали языческие обряды, жертвоприношения. Но вскоре, разочаровавшись в язычестве, Владимир начал искать другую веру. В летописи описана легенда о выборе веры. Владимир направил десять "благоразумных мужей" в разные страны. Послы видели магометанские храмы "с унылыми молениями и печальными лицами" верующих, богослужения католические "с обрядами без всякого величия и красоты". В константинопольском храме священная торжественность и таинство обрядов, красота икон, благоухание фимиама покорили российских посланников. Они так и сообщили своему князю: "Когда бы закон греческий не был лучше других, то бабка твоя, Ольга, мудрейшая из всех людей, не вздумала принять его". Послушав советников, Владимир решил остановиться на православии. К принятию христианства Владимир шел обходным путем. В 988 году был предпринят поход на Херсонес (Корсунь). После длительной осады город был взят войском Владимира. Византийским императорам Василию и Константину был поставлен ультиматум: или они выдают свою сестру Анну замуж за Киевского князя, или Владимир идет войной на Византию. Однако императоры поставили Владимиру свое условие: чтобы жениться на византийской царевне, он должен принять христианство. Летописи рассказывают, что "болевший в то время глазами князь во время крещения прозрел". После крещения состоялся брак Владимира с царевной Анной. По возвращении на родину Владимир крестил своих детей и весь народ. Предполагаемая дата принятия христианства на Руси 1 августа 988 года. С этого момента, летописцы говорят о Владимире, как о человеке святом и благочестивом. На месте языческих капищ строили храмы. Принятие христианства оказало влияние на политику и культуру Древней Руси. В Киеве была построена церковь Святого Василия и церковь Богородицы ("Десятинная"). Книги с текстами богослужений стали переводить с греческого языка на славянский. Много сделал Владимир для укрепления границ государства. Он предпринял походы на вятичей, радимичей и литовцев. Во время княжения Владимира на берегу реки Трубеж состоялась битва с печенегами. Княжение Владимира Святославича считается периодом подъема Руси. К началу XI века в состав государства вошли практически все крупные союзы восточных славян. Народная память сохранила образ Великого князя в былинах и легендах. Именно в это время появился ряд былин, героем которых, наряду с Ильей Муромцем и Добрыней Никитичем был и князь Владимир Красное Солнышко. Владимир Святой умер 15 июля 1015 года во время подготовки к походу против своего сына Ярослава, который княжил в Новгороде. Князя Владимира любили в народе. Узнав о его смерти, "сошлись люди без числа и плакали по нем: бояре как по заступнике страны, бедные же как о своем заступнике и кормителе".