Русь при Ярославе Мудром. «Русская правда». Владимир Мономах и распад Киевской Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 21:55, курсовая работа

Описание работы

Из ряда существующих концепций образования Древнерусского государства у славян наиболее полно отвечает требованиям современной науки так называемая Днепровско-Одерская концепция происхождения славян академика Б.А.Рыбакова, в соответствии с которой с середины II тыс. до н.э. в северной части Восточной Европы между Днепром и Одером проживали древнейшие праславяне выделившиеся к этому времени из состава индоевропейцев. Спорным является вопрос о том, как образовалось Древнерусское государство. И здесь мы сталкиваемся с так называемой норманской теорией.
Цель работы заключается в том, чтобы выявить истоки происхождения Древнерусского государства, его общественного и политического строя.

Содержание

Введение 3
1.Возникновение древнерусского государства
1.1 Этническая и политическая панорама Восточной Европы 4
1.2. Славяне: теории происхождения и расселения 5
1.3 "Повесть временных лет" об образовании государства Киевская Русь 6
2. Норманская теория. Первые русские князья и их деятельность
2.1. Норманская теория 8
2.2. Деятельность первых русских князей 10
3. Крещение Руси и его историческое значение 23
4. Русь при Ярославе Мудром. «Русская правда». Владимир Мономах и распад Киевской Руси.
4.1. Русь при Ярославе Мудром 27
4.2. Владимир Мономах и распад Киевской Руси 29
Заключение 34
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

история.doc

— 241.50 Кб (Скачать)

                                            

 

      Содержание 

Введение 3
1.Возникновение  древнерусского государства  
1.1 Этническая  и политическая панорама Восточной Европы 4
1.2. Славяне:  теории происхождения и расселения 5
1.3  "Повесть временных лет"  об образовании государства Киевская Русь 6
2. Норманская  теория. Первые русские князья  и их деятельность  
2.1. Норманская  теория 8
2.2. Деятельность  первых русских князей 10
3. Крещение  Руси и его историческое значение  23
4. Русь  при Ярославе Мудром. «Русская правда». Владимир  Мономах и распад Киевской Руси.  
4.1. Русь  при Ярославе Мудром 27
4.2. Владимир  Мономах и распад Киевской  Руси 29
Заключение 34
Список  использованной литературы 36
 
 

 

     Введение 

     Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу.

     Зародышевую форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, непрочные. Одним из таких объединений был, по-видимому, союз племен во главе с князем Кием.

     Из  ряда существующих концепций образования  Древнерусского государства у славян наиболее полно  отвечает требованиям  современной науки  так называемая Днепровско-Одерская концепция происхождения славян академика Б.А.Рыбакова, в соответствии с которой с середины II тыс. до н.э. в северной части Восточной Европы между  Днепром  и  Одером проживали древнейшие праславяне выделившиеся к этому времени из состава индоевропейцев. Спорным является вопрос о том, как образовалось Древнерусское государство. И здесь мы сталкиваемся с так называемой норманской теорией.

     Цель  работы заключается в том, чтобы  выявить истоки происхождения Древнерусского государства, его общественного  и политического строя.

 

      1.Возникновение древнерусского государства 

     1.1 Этническая и политическая панорама Восточной Европы   

     С глубокой древности юг Русской равнины  был областью расселения многочисленных народов. Первыми обитателями Северного Причерноморья, имя которых сохранила письменная история, были киммерийцы, жившие здесь в VIII—VII веках до н. э. Древнегреческий историк Геродот сообщает, что киммерийцы жили в Северном Причерноморье до прихода скифов. Пребывание киммерийцев здесь принято относить к концу II — началу I тысячелетия до н. э. Геродот считает, что часть киммерийцев ушла в Малую Азию (Каппадокию), а другая часть была ассимилирована  скифами.

     Скифы. Пришедший с востока, этот народ в VII веке до н. э. обосновался на северном побережье Черного моря. Он представлял собой большое племенное (государственное) объединение и занимал в VII—V веках до н. э. среднее и южное Поднепровье, Нижний Дон, Кубань и Тамань. Могущественная Скифская держава сумела противостоять военно-политическим претензиям персов и македонян. Территорию Скифии населяли неоднородные народы, различавшиеся по хозяйственному укладу и образу жизни: скифы-пахари, скифы-кочевники. С V века до н. э. по III век н. э. скифы возглавляют государственное объединение в Северном Причерноморье — Скифское царство со столицей на Днепре (Каменное городище).

     У скифов было развитое хозяйство в  виде земледелия, скотоводства и ремесел. Они активно торговали с греческими колониями. Скифы имели довольно развитые социальные отношения. Из ныне существующих народов ближе всех к ним по языку находятся осетины — потомки сарматов, ближайших родственников скифов.

     Сарматы. Перейдя в южно-русские степи  из Западной Азии во II веке до н. э., сарматы  разбили скифов и заняли земли  Причерноморья и Прикаспия. В руках скифов остается степной Крым, где и возникло новое царство со столицей в Неаполе Скифском.

     В течение нескольких последующих  столетий остатки скифов растворились в среде новых пришельцев — сарматов, аланов, готов. Часть скифов была ассимилирована славянами. 

     
    1. Славяне: теории происхождения и расселения
 

     История славян уходит в глубину времен, и первые сведения о них зафиксированы  в древнейших письменных источниках. «Сия земля по известию Геродота была необозримою равниною, гладкой и безлесной, только между Тавридою и днепровским устьем находились леса». Все они с привязкой к определенной территории фиксируют славян лишь с середины I тысячелетия н. э. (чаще всего с VI века), то есть тогда, когда они выступают на исторической арене Европы как многочисленная этническая общность.

     Места проживания древних славян, получившие название «прародины», определяются неоднозначно.

     Первым, кто попытался ответить на вопросы: откуда, как и когда появились славяне, был летописец Нестор — автор «Повести временных лет». Он определил территорию славян по нижнему течению Дуная. С Дуная начался процесс расселения славян, то есть речь идет об их миграции. Киевский летописец явился родоначальником миграционной теории происхождения славян, известной как «дунайская», или «балканская». Дунайскую «прародину» славян признавали С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и др. По мнению В.О. Ключевского, славяне переселились с Дуная в Прикарпатье. Именно здесь, по мнению историка, образовался обширный военный союз во главе с дулебо-волынянами. Отсюда восточные славяне расселились на восток и северо-восток до Ильмень-озера в VII—VIII вв.

     В противоположность миграционным теориям  признается автохтонное — местное  происхождение славян. Согласно так  называемаемой Днепровско-Одерской концепции происхождения славян, славянство образовалось на обширной территории, в состав которой вошла не только территория современной Польши, но также значительная часть современной Украины и Белоруссии.

     Автохтонная теория отмечает сложность процесса образования славян. Первоначально складывались мелкие отдельные разрозненные древнейшие народы на определенной обширной территории, которые затем образовались в более крупные и, наконец, в исторически известные народы. Выделяются протославянский, праславянский и собственно славянский периоды.

     Предки  протославян в результате своего культурного сближения дали славянство. Этот процесс прослеживается до н. э. с III тысячелетия до I.

     Праславянский период начинается с конца I тысячелетия  до н.э. Устанавливается культурная, а также и языковая общность. Значительная часть праславян была включена в орбиту скифского влияния. В VI—VII вв. завершается период праславянской истории. Расселение славян на обширнейших пространствах, их активное взаимодействие с иными народами привели к культурной дифференциации славянского мира и членению единого языка на отдельные славянские языки.

     В VIII—IX вв. наступает период собственно славянской истории, формирование союзов, образование государств. Происходит складывание современных славянских народов.

     Таким образом, важнейшим историческим фактом является наличие в I тысячелетии н.э. на территории Восточной Европы славян. 

     1.3  "Повесть временных  лет" об образовании государства Киевская Русь  

     На  территории Восточной Европы более  двух веков существовало сильное государство Киевская Русь. Начальный период образования государства нашел отражение только в летописях. Они писались, переписывались и дописывались в разное время, так что некоторые сюжеты истории выглядят как легенды.

     Согласно  «Повести временных лет» (начало XII века), создание мощного русского государства на территории Восточной Европы началось с севера. За 859 г. в летописи есть сообщение, что племена славян на юге платили дань хазарам, а на севере славяне и угро-финны платили дань варягам.

     Летопись  сообщает, что в 862 году новгородцы изгнали варягов за море, но среди разноязыких племен, да и в самом Новгороде — мира не было и пришлось пригласить князя, «...который бы владел и судил по праву. И пошли за море к варягам,  и пригласили трех братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Рюрик стал княжить в Новгороде, Синеус — на Белоозере, а Трувор — в Изборске».

     После смерти братьев Рюрик стал княжить  один, а своим дружинникам раздал Полоцк, Ростов, Белоозеро. Когда умер Рюрик (879 г.), воевода Олег вместе с  малолетним сыном Рюрика Игорем подняли народы по торговому пути «из варяг в греки» на большой поход к югу. В походе участвовали скандинавы, северные славяне и угро-финны; в 882 году они захватили Киев. Так произошло объединение северных и южных земель, образовалось государство с центром в Киеве.

     «Древнерусское  государство сложилось в результате объединения славянских земель –  полян, древлян, дреговичей, ильменских славян, радимичей, вятичей и других».

 

      2. Норманская теория. Первые русские  князья и их  деятельность 

     2.1. Норманская теория 

     Норманская теория - один из важнейших дискуссионных аспектов истории Русского государства. Сама по себе эта теория  является  варварской  по отношению  к  нашей  истории и к ее истокам в частности. Практически на основе этой теории всей русской  нации  вменялась  некая  второстепенность, вроде  бы  на  достоверных  фактах русскому народу приписывалась страшная несостоятельность даже в сугубо  национальных  вопросах. Обидно, что на протяжении десятков лет норманистская точка зрения происхождения Руси прочно была в исторической науке на правах совершенно  точной  и  непогрешимой  теории. Причем среди ярых сторонников норманнской теории, кроме зарубежных историков, этнографов, было множество и отечественных  ученых. Этот  обидный  для России космополитизм вполне наглядно демонстрирует, что долгое время позиции норманнской теории в науке  вообще  были  прочны  и непоколебимы. Лишь со второй половины нашего века норманизм утратил свои позиции в науке.  В данное время эталоном является  утверждение, что  норманская  теория не имеет под собой почвы и в корне неправильна. Впрочем,  и та,  и другая точка зрения должна  быть подтверждена доказательствами. На протяжении всей борьбы норманистов и антинорманистов первые и занимались  поиском  этих  самых  доказательств, зачастую  сфабриковывая их,  а другие старались доказать беспочвенность догадок и теорий, выводящихся норманистами.

     Образование первого восточнославянского государства - Киевской Руси - проблема не менее  дискуссионная, чем происхождение славян. Все споры идут в основном об интерпретации известного летописного сказания Нестора о призвании варягов, согласно которому ильменские славяне (словене), жившие в Новгороде, устав от междоусобиц, призвали на княжение трех братьев-варягов: Рюрика, Синеуса и Трувора, которые и поделили между собой землю. От них и пошли затем династии русских князей. Реальным историческим лицом, возможно, был только Рюрик. Сомнение вызывает и родственная связь между Рюриком и Игорем, однако, суть дела не в этом. В практике раннего средневековья были нередки случаи, когда престол занимали чужеземцы-наемники. Проблема не в появлении варягов на Руси, а в их роли в создании древнерусского государства. То есть проблема намного шире, чем историческая достоверность легенды о призвании варягов. Авторами норманнской теории являются западные, прежде всего немецкие историки. Они считают, что славяне не способны были создать собственное государство, и только вмешательство норманнов привело к созданию государства у восточных славян. То есть норманны как бы привнесли восточным славянам государство в готовом виде. В такой теории явно просматривается унизительный, расистский подтекст. Вполне закономерное и объяснимое неприятие этой теории отечественными историками привело к другой крайности - полному отрицанию какой-либо роли скандинавов в ранней русской истории. Таким образом, второй подход также не может считаться объективным. Конечно, государство не может быть привнесено кем-либо извне. Не выдерживает никакой критики и мнение о культурном превосходстве скандинавов над славянами. Скандинавы (викинги) существовали в то время благодаря своему основному занятию - профессиональному разбою - и терроризировали Европу (и не только ее) своими дикими набегами, наводя ужас в течение многих веков. И это обстоятельство должно быть хорошо известно западным (немецким) историкам. Несомненно, общественный строй славян находился на стадии образования государства. Процесс образования государства — это естественноисторический процесс, это продукт всего достаточно длительного предшествующего развития данного народа, данной территории, и приход даже значительного числа иноземцев не может существенно повлиять на его темпы и направленность. У восточных славян к моменту образования государства были достаточно развиты производительные силы (хозяйство, орудия труда); в социальном плане произошла дифференциация (расслоение, выделение знати и т. д.); в политическом плане восточные славяне находились на этапе военной демократии (последняя ступенька к созданию государства); в культурном отношении восточнее славяне также были готовы к созданию собственного государства (религия, письменность и т. д.). Таким образом, в середине IX века восточные славяне были действительно, объективно и закономерно на пороге создания собственного государства. Как мы уже отметили, наши отечественные историки, и первым из них великий русский ученый М. В. Ломоносов, отвергают романскую теорию. Тем не менее, несомненно, что варяги сыграли определенную (но никак не определяющую) роль в образовании единого государства восточных славян, и эта объективная реальность доказана археологическими, письменными и другими историческими источниками. 

Информация о работе Русь при Ярославе Мудром. «Русская правда». Владимир Мономах и распад Киевской Руси