Русь и Византия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 07:45, реферат

Описание работы

Значительный рост в последние годы интереса образованных кругов российского общества к истории и культуре Византийской империи очевиден. Несомненно, существенную роль в усилении этого интереса сыграло широко отмеченное в 1988-1989 гг. российской и мировой научной и культурной общественностью тысячелетие крещения Руси. Внимание к судьбам Византии, более полутысячи лет назад исчезнувшей с карты мира, и к ее давним связям с Древней Русью не затухает ни в России, ни за рубежом. Имел некоторое значение также и проведенный в августе 1991 г. в Москве 18-й Всемирный конгресс византиноведческих исследований, в котором приняли участие около 700 ученых почти из 40 стран мира и на котором проблема отношений Руси и Византии была одной из самых приоритетных.

Содержание

Введение
Глава I. Могущество Древнерусского государства
Глава II. Русско-Византийские отношения в XI-XII вв.
Глава III. Проблемы культурных отношений Древней Руси и Византии
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Русь и Византия.docx

— 50.09 Кб (Скачать)

Разумеется, более или  менее точная датировка начала культурных связей невозможна.

Первые контакты со славянами  Восточной Европы уходят в глубокую древность. В письменных источниках они фиксируются с VI в. Начало проникновения  на Русь христианства относится уже  к рубежу VIII-IX вв. Русские стремились к регулярным связям с Византией, а имперская дипломатия никогда  не упускала случая, чтобы не попытаться крестить желавших общения с империей «варваров». За 100 лет контактов до крещения десятки тысяч русов из самых разных социальных слоев ознакомилась с византийскими формами жизни, с бытом богатых и бедных византийцев, нормами морали и основами их религии. Во всяком случае, число христиан на Руси к 980 г. и число осведомленных об основах христианского учения был, по всей вероятности, гораздо значительнее, чем это признано в историографии.

Крещение от Византии было исторически обусловлено всей совокупностью  геополитических условий и обстоятельств  жизни восточного славянства в VI-X вв. Формы язычества и мусульманство  племен, давивших на Русь с востока  и юго-востока и чаще всего  ей враждебных, были совершенно чужды  русам, как и сам образ их жизни: это были по преимуществу кочевники и полукочевники. Русь стала страной европейской культуры задолго до ее крещения.

Гораздо менее предопределен  был выбор Руси между восточным  и западным христианством, хотя вся  предшествующая история связей Руси с христианским миром вела ее скорее в хорошо знакомый Константинополь, чем в далекий Рим. Однако не был  совершенно чужд Руси в X -первой половине XI в. и христианский Запад. «Католицизм» еще не воспринимался как принципиально  иной, противостоящий византийскому  вариант христианства. Не случайно византийцы рассматривали опасность  перехода Руси под супрематию папства как вполне реальную даже в XI в. опасность, что и нашло отражение в деятельности греческих митрополитов на Руси. Отданное Константинополю предпочтение было, несомненно, результатом обстоятельного анализа и внутренней борьбы в правящих кругах Руси.

Как решение принять крещение, так и обращение с этой целью  к Константинополю, а не к Риму целиком зависели от самих русов. Ни та, ни другая христианская столица не имела возможности оказать на Русь какое то ни было внешнее давление. Не Русь согласилась на крещение на предложенных императором условиях, а, напротив, уступила Византия, дав согласие крестить Русь на условиях, поставленных Владимиром.

Данные о проникновении  на Русь христианства до официального крещения вполне различимы. Сколь ни длителен был этот процесс, и в  самом Киеве и на периферии  крещение совершалось в целом  без масштабных социальных потрясений.

Без учета культурных связей Руси с Византией в дохристианский период невозможно объяснить последовавший  уже через полвека после крещения бурный расцвет самых разных сфер древнерусской культуры.

Заключение

В отношениях с Русью Византия искала такие формы связей которые  соответствовали бы ее целям, но не вызывали раздражения Руси. Хотя договоры с ней обязывали партнеров  оказывать империи союзную помощь, ее политическая независимость признавалась как факт.

Византия весьма редко  обращалась к христианской Руси с  просьбой об экстраординарной военной  помощи, тогда как у языческой  Руси просила ее неоднократно. Крещение Руси не внесло, на первый взгляд, коренных перемен в ее политические отношения  с империей. Сохранение контактов  с Византией стало на Руси древней  традицией, питаемой исторической памятью  не только о том, что именно Византия избавила руссов от язычества, но и  вступила одновременно с Русью в  кровное родство через брак князя-крестителя с порфирородной царевной.

Языческая Русь ходила походами против Византии, но она же часто  оказывала ей и военную помощь.

Имелись, однако, три коренных отличия в отношениях Византии с  Русью после ее крещения, сравнительно с отношениями империи с Болгарией  и Сербией в христианскую эпоху  их истории. Во-первых только крещеная Русь не ставила цели овладеть Константинополем (разоряя его окрестности, русы ни разу не штурмовали его стен). Во-вторых, только князья Руси никогда официально не посягали на титул василевса. Русь находилась вне борьбы за престижное преобладание в ойкумене.

В-третьих, наконец, наиболее тесными были действительно только узы между Византией и Русью. Именно христианская Русь (и только она) оказывала империи военную  помощь в течение почти столетия, шеститысячный русский отряд  стал постоянным союзным подразделением византийского войска. Со времен крещения Руси правительство империи рассматривало  воинов-русов не как частных наемников, а как представителей дружественного (союзного) Древнерусского государства, условия службы которых были установлены межгосударственным договором.

То обстоятельство, что  Русь никогда не была (и не могла  быть) в какой-либо политической зависимости  от Византии, обусловило ее более лояльную в течение почти полутысячелетия позицию в отношении к империи. Используя затруднения империи, Русь вынудила ее к крупному вкладу в утверждение своего имиджа на мировой арене в период упрочения Древнерусского государства. Заключив почетный династический союз с правящим в империи домом, получив от нее христианство, а вместе с ним ( в основном - через посредство болгар) и изобретенную в Византии письменность на родном для славян языке и другие феномены высокой культуры, Русь испытала, как до нее Болгария в первое полустолетие после крещения, бурный расцвет культуры и искусства. Используя богатый опыт древней христианской державы, правители Руси укрепили центральную власть и систему управления огромной страной с разным уровнем развития ее регионов, с этнически разнородным населением и крайне трудными коммуникациями. Русь усматривала огромные выгоды в том, чтобы не только поддерживать, но и демонстрировать перед другими странами свои связи с империей в качестве ее друга и союзника. Наконец, ныне широко признано в историографии, что русские князья до середины XII в. никогда (кроме спорного случая с Илларионом) не возражали против поставления во главе русской церкви митрополитов - греков и никогда эти митрополиты не были в чужой и далекой стране проводниками выгодной империи политики.

Список используемой литературы

1. Бибиков М.В. Византийские источники по истории Древней Руси и Кавказа. - СПб.: Алетейя, 2001. - 314 с.

2. Васильев А.А. История  Византийской империи: В 2 т.Т.1. - СПб.: Алетейя, 2000. - 512 с.

3. Георгиева. Русская культура: история и современность.- М.: Юрайт, 1998. - 576 с.

4. Литаврин Г.Г. Византия, Болгария, Древняя Русь. - СПб.: Алетейя, 2000. - 415 с.

5. Рапов О.М. Русская церковь в IX - первой трети XII в. Принятие христианства. - М., Мысль, 1998. - 324 с.

6. Сахаров А.Н. Дипломатия  Древней Руси. IX - первая половина X в. - М.: Мысль, 1980. - 426 с.

7. Сказкин С.Д. История Византии. - М.: Наука, 1967.- 523 с.

8. Успенский Ф.И. История  Византийской империи. - М., 1997. - 527 с.

 


Информация о работе Русь и Византия