Русь и кочевники. Проблемы взаимовлияния

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 16:09, реферат

Описание работы

Образование древнерусского государства, рождение первого феодального государства было не однократным событием, а процессом длительным. Развитие славянского общества растянулось на много веков. Племена расселялись, перемешивались, сливались. Восточные славяне вVII—VIII вв. уже составляли значительную часть населения Восточной Европы. Именно в это время славяне постепенно осваивают покрытые густыми лесами пространства современного Центра территории России.

Содержание

Введение……………………………………………3
Русь и кочевники………………………………….4-9
Рождение Орды………….………………………..10-11
4.Погибель Русской Земли………………………….12-13
5.Заключение…………………………………………14
6.Список литературы……………………………..15

Работа содержит 1 файл

реферат история.docx

— 37.40 Кб (Скачать)

Новосибирский  Государственный  Аграрный  Университет

Биолого – технологический  факультет

Кафедра политологии, культурологи, истории

 

 

 

                                    

 

Реферат по истории:

Русь и кочевники. Проблемы взаимовлияния

 

 

 

 

 

                                             

                                                  Проверил преподаватель: Гаврилов  Н.К.

                                                  Подготовила: студентка группы 2107

                                                  Новикова Галина

                        

Новосибирск  2012

                                              Содержание: 

  1. Введение……………………………………………3
  2. Русь и кочевники………………………………….4-9
  3. Рождение Орды………….………………………..10-11

4.Погибель Русской Земли………………………….12-13

5.Заключение…………………………………………14

6.Список литературы……………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

 
  Образование древнерусского государства, рождение первого феодального государства было не однократным событием, а процессом длительным. Развитие славянского общества растянулось на много веков. Племена расселялись, перемешивались, сливались. Восточные славяне вVII—VIII вв. уже составляли значительную часть населения Восточной Европы. Именно в это время славяне постепенно осваивают покрытые густыми лесами пространства современного Центра территории России. Славянские племена раскинулись на огромных пространствах,по.берегам.больших.рек.  
  Историческим значением образования государства являются благоприятные условия для развития земледелия, ремесел и внешней торговли; формирование социальной структуры развитие древнерусской культуры. Происходит складывание единой древнерусской народности из русского, украинского и белорусского народов. 
  Древняя Русь вследствие своего географического положения должна была вести борьбу с жителями степей, с кочевыми азиатскими народами, пока не окрепла в своем государственном организме и не превратила степи в убежище для себя.  
  То историческое место, которое заняла Древняя Русь среди феодальных государств Европы, а также те внешнеполитические проблемы, которые встали передней в связи с ее географическим положением и тогдашней расстановкой и соотношением сил между Русью и сопредельными государствами, оказались существенными и решающими вплоть до наших дней. 
 

 

 

 

 

 

 

                               1.Русь и кочевники

С 882 года во главе «новгородской  конфедерации» встает Олег. Под его  руководством был захвачен Киев, ставший  новой столицей Руси.

Именно после этого  мы можем встретить в литературе первые упоминания о стычках с  хазарами – присоединение древлян  к составу Киевской Руси, т.е. освобождение их от хазарской дани.

Сменивший Олега у руля власти Игорь, так же вел активную внешнюю политику. Сохраняя союз с  греками, он в 939 году внезапным ночным нападением взял город Самкерц, на берегу Керченского пролива, «потому что не было там начальника, раб Хашмоная»[1]. Видимо, нападение русов[2] было для хазарского ца

ря неожиданностью. В то же время другая русская рать, предводительствуемая воеводой Свенельдом, покорила племя уличей, обитавшее в низовьях Днестра и Буга. Уличи воевали против киевского князя еще в 885 г. и, естественно, находились в союзе с хазарами. Тогда им удалось отстоять свою независимость от Киева. Наконец войска русов после трехлетней осады, закончившейся в 940 г., взяли оплот уличей – город Пересечен и обложили их данью в пользу воеводы Свенельда.

К 822 году у хазар появляется довольно сильный союзник – печенеги. Объединившись они дают отпор мадьярам попытавшимся вторгнуться в их земли.

Печенеги прочно обосновались на границе Киевской Руси к 915 году, находясь между Русью и Хазарским  каганатом, они вели себя осторожно  и до поры предпочитали быть союзниками киевских князей, но и не ссорится с  хазарами.

Хазарский царь ответил на удар ударом. Полководец «досточтимый Песах» освободил Самкерц, отбросил русов от берегов Азовского моря, вторгся в Крым. Затем Песах пошел на Хельгу, т.е. подступил к Киеву, опустошил страну и принудил Хельгу (Игоря), против его воли, воевать с бывшими союзниками-византийцами за торжество купеческой общины Итиля.

Все эти события в русской  летописи опущены, за исключением последовавшего за ними похода на Византию. Это понятно: грустно писать о разгроме своей  страны, но разгром этот подтверждается новыми косвенными данными.

Около 940 г. от Киевского княжества  отпало днепровское левобережье (северян  и радимичей впоследствии пришлось покорять заново). Русы выдали победителю свое лучшее оружие – мечи и, видимо, обязались платить дань, собираемую с племен правобережья, т.е. с древлян. Завоеванные земли уличей и тиверцев – в низовьях Днестра и Дуная – попали в руки печенегов. Кривичи освободились и создали независимое Полоцкое княжество.

Разгром хазар[3] князем Святославом в 965 году буквально развязал печенегам руки, сделав их хозяевами южных степей. В чем Русь убедилась во время Болгарского похода Святослава, когда печенеги осадили Киев. Разгром печенегов под Киевом в 968 году несколько усмирил наших соседей. Однако, печенегам удалось взять реванш за свое поражение – в 972 году, Святослав возвращавшийся из своего похода на Болгарию, попал в засаду на днепровских порогах, где и был убит Курей – печенежским князем. Но и это не последнее упоминание о печенегах – они сыграли роль и в междоусобных войнах сыновей Владимира Святославича – Святополка и Ярослава. Святополк прекратил начатую, а вернее продолженную отцом, войну с печенегами и предложил им объединиться против Новгорода, где княжил Ярослав. В итоге Ярославу удалось обратить в бегство армию брата и осесть в Киеве, но окончательную победу над печенегами он одержит только в 1036 году, когда печенеги без повода напали на Русь и осадили Киев. До этого 15 лет они жили в мире с русами, и нападение было вполне неожиданным. Тем не менее Киев продержался до прихода Ярослава из Новгорода, с варягами и словенами. Бой произошел на том месте, где ныне стоит храм св. Софии, и продолжался целый день. Печенеги были разбиты и навсегда отошли от русских границ. 

Но печенеги были лишь первой волной кочевников и буквально через  век их сменили половцы.

В сентябре 1068 г. отряд половцев в 12 тыс. сабель подошел к Киеву  и обратил в бегство княжескую  дружину. Неудачная стычка ни в коем случае не была бы решающей, если бы не отказ Изяслава выдать киевлянам  оружие из арсенала для отражения  половцев. Отказ вызвал восстание, бегство  Изяслава в Польшу и его возвращение  при помощи польского короля Болеслава II. За это время Святослав, имея всего 3 тыс. ратников, успел разбить половецкий отряд на р. Снови (1 ноября 1068 г.) и восстановить порядок на Руси.

В 1069 г. происходит возвращение  Изяслава при военной поддержке  поляков. Этим пользуются половцы –  в 1071 г. они напали на города Ростовец и Неятин, расположенные к юго-западу от Киева. На Черниговскую землю они после поражения у Снови не решались нападать. Тогда же был потерян Полоцк, куда Изяслав отправил последовательно двух своих сыновей. Первый умер при невыясненных обстоятельствах (1069), а второй – Святополк – выгнан Всеславом (1071). Попытка третьего сына великого князя разгромить Всеслава дала только бесплодную победу у Голотическа. Изяславу пришлось начать с мятежным полоцким князем переговоры, что весьма обеспокоило других членов триумвирата и вынудило их принять меры для восстановления порядка.

Прочный мир на степной  границе стал бесспорной заслугой князя  Всеволода Ярославича. Половцы не имели поводов для войны с  Русью, к тому же располагавшей превосходящими силами. Те столкновения, которые предшествовали миру, были случайны и эпизодичны. А  враги у половцев и русичей были одни и те же: торки и печенеги. Война с печенегами поглощала все силы половцев до боя при Лебурне в 1091 г., а торки за это время подчинились киевскому князю.

Но как и всегда все решают деньги. Одним из самых прибыльных видов «бизнеса» в то время являлась работорговля. Правитель Херсонеса был готов платить за русов, которых ему могли поставлять половцы…

Спрос рождает предложение - в мае 1093 г. началась война, «и поток  русских, скованных, босых и бледных, хлынул на корсунский невольничий рынок»[4]. Там их задешево покупали евреи для перепродажи и обращались с ними хуже, чем половцы. Подобно тому как в древности евреи покупали рабов – эллинов и христиан, чтобы убить, так и тут они иногда морили пленников голодом и жаждой, а один изувер распял на кресте монаха Киево-Печерской лавры Евстратия Постника, захваченного половцами в 1096 г. Но этот акт вызвал резонанс, дошедший до Константинополя. Алексей Комнин был человек решительный и приказал провести расследование, в результате которого выяснилась преступная деятельность эпарха (правителя) и всей общины. Базилевс Алексей приказал эпарха «зле убити» и провел репрессии против крымских евреев, а убийцу мученика Евстратия повесили на дереве, уподобив его Иуде.

Главной проблемой на Руси было отношение к половцам. Купеческие круги Киева и работорговцы –  были настроены крайне воинственно, потому что война их кормила. Но выиграть войну не удавалось, что констатировал  сам Владимир Мономах, принимавший  в ней участие.

В 1103 г. на княжеском съезде в Долобске Владимир Мономах противопоставил свою программу программе дружины Святополка, которая желала продолжения затяжной войны, сулившей немалые выгоды. Мономах потребовал решительного наступления, дабы завершить войну, и добился своего. Наступление было произведено и победа одержана!

История этого похода позволяет  отрешиться от предвзятой идеи, что  половцы были кочевниками, подобно  восточным монголам и приаральским казахам рода Адай. Таборное, т.е. круглогодичное, кочевание немыслимо в Приднепровье, где толщина снежного покрова превышает 40 см и, следовательно, зимой скот нуждается в сене, а весной в длительной подкормке после голодной зимы.

Вот почему Мономах напал  на зимовья половцев ранней весной и вынудил их к сражению, лишив  возможности маневра. При встречном  бое победа русских была предрешена. Не выдержав психической атаки, половцы  побежали, а русские всадники на сытых конях рубили бегущих, не неся потерь, после чего были разграблены  вежи, т.е. зимовья, где были захвачены  половецкие женщины, дети, скот и нашедшие приют у половцев торки и печенеги.

На этом война не кончилась. Владимир Мономах казнил попавшего  в плен хана Бельдюза, но этим только обострил положение: половцы перестали сдаваться. Сопротивление русскому наступлению возглавил хан Боняк, тот самый, который в 1091 г. спас Византию, в 1097 г. победил венгерского короля Коломана на реке Сан, после убийства Итларя ворвался в Киево-Печерскую лавру и теперь не сложил оружия.

На поход Владимира  Боняк ответил набегами на Переяславль в 1105 и 1107 гг. Второй поход был отбит семью князьями. Эта победа не сулила покоя, и Владимир в 1110 г. попытался предпринять новый поход, но столь вяло, что половцев не встретил, зато те разграбили много сел в Переяславльском княжестве. Лишь в следующем году, снова весною, князья Святополк, Владимир и Давыд двинулись на юго-восток, и 27 марта 1111 г. в знаменитой битве на реке Сальнице (около совр. Изюма) русские войска одержали полную победу.

И наконец, в 1116 г. был совершен последний поход на Дон, под которым  понимался Донец. Там были взяты  три аланские крепости и прекрасная княжна, на которой Ярослав Владимирович женился; но тут русское наступление  захлебнулось.

В том же 1116 г. союзные  с русскими торки и печенеги в двухдневном бою у Дона были разбиты половцами и бежали на Русь. Следом за ними в 1117 г. пришли русские жители Белой Вежи – крепости на левом берегу Дона. А последующие события на самой Руси воспрепятствовали дальнейшему завоеванию Великой степи. Так она и превратилась из русской окраины в «землю незнаемую» и была возвращена лишь в XVIII в.

Впрочем, иначе и быть не могло. Силы Мономашичей были ограниченны, как и их популярность на Руси. Кочевья половцев тянулись от Днестра до Иртыша, а задонские степи, не говоря о заяицких, были недостижимы для киевских войск. Поэтому после решительной, но, увы, бесполезной победы основой степной политики Руси стала программа Олега Святославича. Олег, считая бессмысленными походы в Степь, заменял их мирными переговорами и династическими браками. Но, отказываясь участвовать в походах, он всегда соединял свои силы с другими князьями, когда дело шло о защите границ. Это была политика, перенятая его наследниками – князьями Северской земли. И она принесла им успех.

Половцы и русичи нашли общий язык, но впереди Русь ждало поистине тяжелое испытание, в последствие названное «Золотой Ордой».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            2. Рождение золотой Орды:

Северо-восточную часть  Монголии и примыкающие к ней  области степного Забайкалья делили между собой татары и монголы.

Между монголами и татарами постоянно возникали войны, но в  середине XII в. монголы добились перевеса в силах. В начале XIII в. названия «татар» и «монгол» были синонимами потому, что, во-первых, название «татар» было привычно и общеизвестно, а слово «монгол» ново, а во-вторых, потому что многочисленные татары (в узком смысле слова) составляли передовые отряды монгольского войска, так как их не жалели и ставили в самые опасные места. Там сталкивались с ними их противники и путались в названиях: например, армянские историки называли их мунгал-татарами, а новгородский летописец в 6742 (1234) г. пишет: «Том же лете, по грехам нашим придоша языци незнаеми, их же добре никто ж весть: кто суть, и откеле изыдоша, и что язык их, и которого племени суть, и что вера их: а зовут я татары...» Это была монгольская армия.

Информация о работе Русь и кочевники. Проблемы взаимовлияния