Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 14:56, реферат
В своей работе «Рождение чешской нации (Ян Гус, гуситские войны) » я рассматривала такие вопросы, как социально-экономическое развитие в XIV в. и классовая борьба, укрепление чешского государства, обострение социальных и национальных противоречий, начало реформационного движения, борьбу Яна Гуса с католической церковью, его последующее сожжение, то есть непосредственные предпосылки начала гуситских войн.
Введение …………………………………………………………….3
Глава 1. Становление чешского государства и противоречия внутри страны.
1.1Социально-экономическое развитие в XIV в. и классовая борьба …………………………………………………………….4
1.2 Укрепление Чешского государства в середине XIV в. ……5
1.3 Развитие чешской культуры. Основание Пражского университета ………………………………………………………..7
1.4 Обострение социальных и национальных противоречий. Начало реформационного движения ……………………………..8
Глава 2. Ян Гус
2.1 Борьба с католической церковью …………………………...9
2.2 Собор в Констанце. Расправа с Гусом ……………………12
Глава 3. Гуситские войны.
3.1 Начало гуситских войн. Образование двух лагерей в гуситском движении ………………………………………………14
3.2 Программы чашников и таборитов ……………………….16
3.3Хилиасты (пикарты) Табора ……………………………….17
3.4 Крупные победы революционной армии и их международное значение ………………………………………………………...19
3.5 Предательство чашников и поражение таборитов ……...21
Заключение ……………………………………………………...23
Ссылки …………………………………………………………..24
Список использованной литературы ……………………….…25
Четыре пражские статьи были приемлемы и для чашников, и для таборитов, выражавших интересы крестьянских масс и городских низов. Однако табориты понимали четыре статьи иначе, чем чашники. Табориты требовали полной и безусловной свободы проповеди. Из требования равенства, символом которого была чаша, народные массы выводили отрицание феодальных сословий и уничтожение имущественных различий. Если шляхта и бюргеры, захватив церковные земли, думали лишь о том, как бы удержать свои приобретения, то народные массы требовали раздела отобранных у духовенства земель. Исходным пунктом программы таборитов являлось их учение о начавшемся мировом перевороте, который должен закончиться победой добрых людей над злыми. Переворот табориты представляли себе как акт насильственного устранения «грешников и противников закона божьего», под которыми они мыслили феодалов, высшее церковное духовенство и чиновников феодального государства. Табориты рассматривали переворот как «дело бога», но утверждали, что он должен быть начат руками «верных», руками «ревнителей божьего дела», под которыми они понимали людей, принадлежащих к трудящемуся народу. Каждый из «верных» призывался к тому, чтобы «лично проливать кровь противников закона Христа» и «омывать свои руки в крови его врагов».
В крае, очищенном от врагов, табориты хотели уничтожить все феодальные порядки и возвратить крестьянству общинные угодья. Они запрещали «крестьянам и всем подданным» платить десятину феодалам и намеревались установить в своем крае «царство божье», при котором «исчезнет всякий властитель, прекратится дань и всякое светское государство». Полный переворот предусматривался таборитами и в делах церкви. Существовавшая церковь и все её порядки должны были быть полностью уничтожены, а имущество церкви отдано трудовому народу. В своих планах новой церкви табориты шли значительно дальше Гуса, заявляя, что нет нужды и в самом Евангелии, ибо новый «закон Христа будет записан в сердце каждого». Упразднялось и почитание «святых», а также действие всех церковных постановлений и предписаний «святых отцов». Табориты призывали народные массы ввести новый порядок в занятом ими крае и удерживать этот порядок силой меча вплоть до общего мирового переворота, который, по их ожиданиям, будет делом рук «самого Христа». Следовательно, программа таборитов была прежде всего антифеодальной. В целях лучшей организации народных масс для борьбы с феодалами табориты ввели в своём лагере строгий порядок и дисциплину, общее пользование всеми запасами продовольствия и другими предметами потребления. Всякая роскошь категорически запрещалась.15
3.3 Хилиасты (пикарты) Табора
Ещё
осенью и зимой 1420 г. в лагере таборитов
стали заметны некоторые
Воззрения
пикартов отпугивали многих крестьян,
особенно зажиточных, и казались им
кощунством и безбожием. Поэтому, хотя
социальная сторона учения пикартов
и привлекала симпатии городской и
сельской бедноты, пикарты всё же оставались
сравнительно немногочисленными и в решительный
момент не получили поддержки широких
масс. К весне 1421 г. в развитии революционного
гуситского движения наступил критический
момент. Идеологи умеренных таборитов
обратились к пражским магистратам с письмом,
в котором указывали, что Мартин Гуска
и 400 других пикартов не хотят чтить «святой
алтарь», выливают на землю «кровь христову»,
ломают и продают «священные чаши». В результате
пикарты были изгнаны из Табора. Тогда
они укрепились неподалёку от Пршибенице.
Однако созданное пикартами укрепление
было осаждено, а затем взято приступом.
Пикарты отчаянно оборонялись, и большинство
их погибло в бою. Живыми в руки победителей
попало не более 40 человек. Пленные пикарты
отвергли все предложения «раскаяться»
и бесстрашно взошли на костер в Клокотах
на глазах у всех жителей Табора. В августе
1421 г. после мучительных пыток был сожжён
на костре в Руднице и Мартин Гуска, замечательный
проповедник и смелый мыслитель. Расправа
с хилиастами нанесла непоправимый удар
гуситскому революционному движению,
усилив в конечном счёте позиции шляхты
и бюргерства.
3.4 Крупные победы революционной армии и их международное значение
На гуситском сейме в Чаславе в 1421 г. было назначено временное правительство из 20 директоров, среди которых оказались только два представителя таборитов. Однако чашники были вынуждены пока ещё оставаться в одном лагере с таборитами ввиду того, что враги гуситов готовили против них второй «крестовый поход». Отразить этот натиск могли лишь революционные силы, объединённые в таборитском лагере. В то же время чашники завязали переговоры с польским королём Владиславом II Ягайло и великим князем литовским Витовтом, предлагая одному из них занять чешский престол. В 1422 г. в Чехию прибыли польско-литовские войска под командованием Сигизмунда Корибутовича (племянника Ягайло).
Под руководством Яна Жижки табориты обратили в паническое бегство войска немецких епископов и светских феодалов.16 Он был удачным полководцем, можно привести цитату из его воинского устава: «…Чтобы вся добыча и все трофеи были… собраны там где бует указано старшими… и для того чтобы были выбраны старшие от всех общин – панских, рыцарских, городских, крестьянских, чтобы справедливо разделили эти вещи между бедными и богатыми… чтобы никто самовольно себе не брал и не прятал…»17. Потерпели поражение и войска Сигизмунда, пытавшиеся окружить таборитов. Ян Жижка продолжал командовать народной армией, несмотря на то, что в 1421 г., во время атаки одного замка, он потерял второй глаз и ослеп совершенно. После разгрома войском таборитов второго «крестового похода» против гуситов чашники стали активно стремиться к тому, чтобы укрепить свои позиции. В марте 1422 г. пражские чашники предательски убили руководителя трудящихся масс столицы Яна Желивского и сделали попытку устранить его сторонников из городского управления. В ходе вооружённой борьбы против многочисленных врагов в Чехии создалось народное войско и выковались кадры опытных военачальников. Ян Жижка и другие полководцы выработали новую тактику, основанную на массовом применении пехоты и боевых повозок, на использовании лёгкой артиллерии и гибкости манёвра, а также быстрых и скрытых передвижений. Тактика таборитов была осуществима не только вследствие выдающихся способностей Жижки и других полководцев. Главная причина побед крестьянских отрядов заключалась в том, что это были народные войска, коренным образом отличавшиеся по своему характеру и от рыцарских ополчений и от наёмных отрядов. В октябре 1424 г. великий чешский полководец умер. Руководство военными силами таборитов перешло к Прокопу Большому, которому помогал другой военачальник — Прокоп Малый. Отразив в 1427 г. четвёртый «крестовый поход», революционная армия таборитов перешла в решительное наступление и вторглась в Силезию, Баварию, Австрию, Франконию и Саксонию. После провала четырёх «крестовых походов» силы таборитов и их влияние в самой Чехии и в Европе значительно возросли.
Осенью 1429 г. табориты, стремившиеся расширить своё влияние в Европе, возобновили наступательные походы в Германию. Революционное чешское войско вступило также в Венгрию. Гуситы оказали помощь и Польше в её борьбе против Тевтонского ордена. В 1433 г. их отряды действовали под Гданьском на берегу Балтийского моря. О международном значении гуситских войн свидетельствовали отклики на них в Словакии, Венгрии, Германии, Польше и русских землях. Иностранцы, проезжавшие в 1431 г. через Германию и наблюдавшие крестьянские волнения, которые там происходили, выражали предположение, что скоро «все немецкие крестьяне возьмут сторону чехов». На открывшемся в 1431 г. церковном соборе в Базеле представители католического духовенства с ужасом говорили об откликах на гуситские войны, о массовых восстаниях крестьян в рейнских землях Германии, о тревожных настроениях в немецких городах и об угрозе антифеодальных выступлений во Франции и Италии.
Тогда
же был организован пятый «
3.5 Предательство чашников и поражение таборитов.
Переговоры
между уполномоченными
В
результате поражения таборитов
в стране наступила подлинная
феодальная реакция. Используя результаты
героической борьбы чешского народа,
феодалы-чашники завладели
После
разгрома таборитов католическая реакция
выступила и против чашников. Папа объявил
"Пражские компактаты" недействительными.
Католики отказались от всех уступок,
которые они раньше сделали чашникам.
Против чашника Юрия Подебрада, ставшего
королём в 1458 г., организовалась «конфедерация»
всех реакционных сил из панов и городской
верхушки, которые привлекли на свою сторону
венгерского короля Матвея (Матьяша) Корвина.
Подебрад умер в 1471 г., в самый разгар борьбы,
которая закончилась только в 1485 г. компромиссом
между католиками и чашниками. На сейме
в Кутна-Горе была провозглашена свобода
вероисповедания для католиков и чашников.
Заключение
В своей работе я пыталась рассмотреть важнейшие аспекты в истории рождении чешской нации, и их влияние. На основе рассмотренных мной вопросов можно сделать вывод о том, что гуситские войны имели огромное значение в истории чешского народа. Хотя восставший народ потерпел поражение, его героическая борьба содействовала прогрессивному развитию страны. Историческое значение гуситских войн заключается прежде всего в том, что народные массы Чехии открыто восстали против феодальной эксплуатации и национального угнетения. Громадное значение имели гуситские войны и для развития чешской национальной культуры. Чешский язык получил преобладание во всех областях жизни Чехии. Будучи кульминационным пунктом освободительной борьбы чешского народа в средние века, гуситские войны составили вместе с тем важный этап в многовековой борьбе всех славянских народов против иноземной агрессии.
Гуситские
войны потрясли европейскую реакцию,
выдвинув идеи народовластия и социальной
справедливости. Целый ряд крупных крестьянских
восстаний (восстание в 1437 г. в Трансильвании,
в 1440—1442 гг. в Молдавии и др.) связан с традициями
гуситских войн. Вожди Великой крестьянской
войны в Германии в начале XVI в., особенно
Томас Мюнцер, с большим уважением и любовью
относились к памяти Яна Гуса и его последователей,
а себя считали продолжателями их дела.
Гуситские войны расшатали устои католической
церкви во всей Европе и нанесли тяжёлый
удар папству. Чешская Реформация XV в.
имела большое международное значение,
явившись необходимой подготовительной
ступенью в созревании общеевропейской
Реформации.
Ссылки
1 Хрестоматия по истории средних веков, М., Том 2. 1963, с.603-606
2 Послания магистра Иоанна Гуса, М., 1903, с.47-48
Информация о работе Рождение чешской нации (Ян Гус, гуситские войны)