Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 21:08, реферат
События рубежа XVI-XVII вв. современники назвали Смутным временем, Смутой. Смута в России – суровое испытание для российской государственности и всего общества. Смутное время – это годы глубокого социально-политического, экономического, династического и духовного кризиса. Эти годы вместили в себя огромное количество событий – трагических, героических и фарисейских, самоотверженных и корыстных.
Цель моей работы выявить факторы, способствовавшие наступлению смутного времени, показать Россию в годы смуты и, конечно же, узнать о последствиях Смуты.
Введение…………………………………………………………………………………………………………….2
Глава 1. Факторы, способствовавшие наступлению смутного времени………….3
Глава 2. Россия в годы смуты…………………………………………………………………………….5
Глава 3. Освободительная борьба русского народа и провал интервенции…..8
Заключение……………………………………………………………………………………………………….12
Список использованной литературы……………………………………………………………….13
Заключительный тур переговоров проходил с декабря 1616 года в деревне Столбово близ Тихвина. 27 февраля 1617 года стороны приняли окончательные условия мира. Швеция возвратила России Новгородский, Старорусский, Порховский, Ладожский, Гдовский уезды и Сумерскую волость, но удержала за собой Ижорскую землю с городами Копорье, Орешек, Ям, Ивангород, а также город Корела (Кексгольм) с уездом. Россия оказалась отрезанной от Балтийского моря. Кроме того, шведы получали контрибуцию в размере 20 тысяч рублей.
Русское население отошедших к Швеции земель (за исключением крестьян и приходского духовенства) получило право выезда в Россию в течение двух недель. Столбовский мир признавал право свободной торговли для купечества обеих стран как в Швеции, так и в России, но запрещал проезд шведских торговцев с товарами через Россию на Восток и русских купцов через шведские владения в Западную Европу. Границы, установленные Столбовским миром, сохранялись до Северной войны 1700-1721 годов.
Сложнее оказалось достигнуть мира с Речью Посполитой. Парировав слабые попытки Михаила Федоровича вернуть в 1615 году Смоленск, польские войска под номинальным командованием королевича Владислава перешли в 1617-1618 годах в наступление. Однако взять столицу приступом им не удалось. Будучи ограниченным в средствах и связанным сеймом обещанием прекратить военные действия в 1618 году, Сигизмунд III Ваза согласился на переговоры.
Перемирие
было заключено 1 декабря 1618 года в селе
Деулино (близ Троице-Сергиевой лавры)
сроком на 14,5 лет. В состав русской делегации
входили бояре Ф. И. Шереметев, Д. И. Мезецкий,
окольничий А. В. Измайлов. Польское посольство
возглавляли А. Новодворский, Л. Сапега,
Я. Гонсевский. Россия, ослабевшая в период
Смутного времени, была вынуждена уступить
Речи Посполитой Смоленскую (за исключением
Вязьмы), Черниговскую и Новгород-Северскую
земли — всего 29 городов. Несмотря на заключение
перемирия, королевич Владислав не отказался
от претензий на русский престол. После
Деулинского перемирия был произведен
обмен пленными, и находившийся в польском
плену Филарет, отец царя Михаила Федоровича,
вернулся на родину.
Заключение.
Смута начала XVIIв., как и опричнина Ивана Грозного, была суровым испытанием России. По мнению крупнейшего исследователя Смутного времени С.Ф. Платонова, Смута прошла через три этапа: династический(борьба боярства за власть), социальный(междоусобная борьба социальных слоев и вмешательство в эту борьбу соседних государств), национальный(борьба русских людей с интервентами).
Смута была тяжелым потрясением всей политической, экономической, социальной и духовной жизни России. В событиях тех лет приняли участие все слои общества. Решался вопрос о самом существовании государства Российского, о пути дальнейшего развития России.
Смутное время
сильно ослабило Россию, ее народ, но и
показало, что в российском обществе
немал запас нравственных сил, социального
опыта, здравого смысла, которые помогли
народу осознать общность интересов и
целей, преодолеть Смуту, очистить страну
от «воров» и интервентов, поддержать
нового царя. Важную роль в спасении страны
сыграла Русская православная церковь.
Литература