Россия в первой половине XIX в

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 17:49, контрольная работа

Описание работы

Основные тенденции социально-экономического развития страны.
Внутренняя политика Александра I.
Внутренняя политика Николая I.

Работа содержит 1 файл

!!!Россия в первой половине 19в.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

 

В 1826 г. учреждено III отделение  с.е.и.в.к., занимавшееся политическим сыском, имевшее огромные полномочия и фактически поставленное выше закона. Начальнику Третьего отделения, а им долгое время  был А.Х. Бенкендорф, подчинялся также корпус жандармов.

 

Появляются новые министерства и ведомства (например, в 1837 г. - Министерство государственных имуществ). Но император  создает и различные секретные  и специальные комитеты и, минуя  официальные органы, решение многих вопросов сосредотачивает в своих руках. Это приводит к усилению управленческого централизма и режима личной власти Николая I.

 

В "мрачное семилетие" 1848-1855 гг. реакция, вызванная европейской  революцией и неудачами внутриполитического  курса усилилась. Фабрикуется "дело петрашевцев", репрессии падают на инакомыслящих людей, усиливается цензура, сокращается контингент студентов, запрещается выезд за границу, а иностранцам - въезд в Россию и др.

 

К вопросу о крепостных крестьянах можно сказать, что Николай I,как глава государства и патриот, начинает осознавать всю пагубность для судеб страны крепостничества, которое могло вызвать новую пугачевщину, задерживало экономическое развитие, ослабляло военный потенциал. Для решения этого вопроса предпринимается следующее:

  • Создается несколько секретных комитетов для обсуждения и разработки проекта реформы крепостных крестьян.
  • В 1842 г. издан указ об "обязанных крестьянах", который подтвердил монопольное право помещиков на землю и разрешил им по своей воле предоставлять личную свободу крестьянам с выделением им надела не в собственность, как по закону 1803 г. "о вольных хлебопашцах", а только в пользование. За полученную землю крестьянин обязан был нести повинности, нормы которых фиксировались и не могли увеличиваться по инициативе помещика. Практического значения этот указ не имел, т.к. им сумело воспользоваться всего около 27 тыс. чел. мужского пола.
  • В 1847 г. в западных губерниях (Белоруссии и Правобережной Украине), где помещики были преимущественно поляки и интересы русского дворянства не ущемлялись, была проведена инвентарная реформа (т.е. зафиксированы размеры крестьянских наделов и повинностей в пользу помещиков, которые впредь нельзя было изменять).

 

Этими минимальными реформами, нисколько не улучшившими положение  помещичьих крестьян, дело и ограничилось. Николай I, признавая, что крепостное право зло, но, опасаясь общественных потрясений, вызванных его отменой, в итоге пришел к выводу, что "прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным".

 

Реформа государственных крестьян

Более активно и целеустремленно  государство действовало по отношению  к государственным крестьянам. Реформа, проведенная в 1837-1841 гг. министром  государственных имуществ графом П.Д. Киселевым, упорядочила как отношения  государства с крестьянами, так и наделение их землей, укрепила крестьянское самоуправление, привела к открытию больниц и сельских школ, но сохранила и даже увеличила повинности крестьян, полицейский надзор за ними. Кроме того, эта реформа должна была подтолкнуть и помещиков к улучшению быта своих крестьян, стала первым опытом масштабных преобразований в деревне.

 

 Политика в отношении дворянства и купечества

В целях предотвращения "размывания" дворянства под воздействием рыночных отношений и проникновения  в его ряды значительного числа представителей других сословий правительство принимает следующие меры:

  • В 1832 г. для верхов городского населения ( крупные капиталисты, купцы первой гильдии, ученые, художники, писатели, священники, мелкие чиновники), имевших заслуги перед государством, была создана новая привилегированная категория "почетных граждан".
  • В 1845 г. выходит указ, затрудняющий получение потомственного и личного дворянства через выслугу. Например, если по Табели о рангах право на получение потомственного дворянства давал 8-й класс гражданской службы, то теперь — 5-й.

Таким образом, в результате принятых законов сохранялась элитарная  замкнутость дворянства, а купечество и интеллигенция получали некоторые  привилегии, но без перехода в сословие дворянства.

 

Экономическая политика.

В 1839 г. начинается денежная реформа министра финансов Е.Ф. Канкрина, направленная на упорядочение денежного  обращения. В его основу был положен  серебряный рубль, выпускаемые же кредитные  билеты свободно обменивались на серебро, но их объем контролировался и находился в определенной пропорции к государственным запасам серебра.

Правительство, предоставляя заказы и кредиты, стимулировало  предпринимательство, началось строительство  первой железной дороги.

 

В области внешней  торговли проводилась политика протекционизма, защищающая высокими таможенными пошлинами интересы отечественной экономики и приносящая доход государственной казне.

 

Но сохранение крепостничества  тормозило формирование рынка вольнонаемной  рабочей силы, препятствовало накоплению капиталов, что, естественно, стояло на пути развития капиталистического предпринимательства.

 

Итоги внутренней политики:

  • В результате утверждения реакционного внутриполитического курса была подавлена не только оппозиция, но и любое свободомыслие в стране.
  • Бюрократизация государственного аппарата и государственная опека всех сторон жизни общества достигли апогея (это вершина абсолютизма в России). Но, не доверяя обществу и опираясь на чиновничество, император, при отсутствии представительных органов, не мог обеспечить контроль за его деятельностью и, в итоге, с горечью признал, что "Россией правят столоначальники".
  • За годы правления Николая I, требующего повиновения, а не рассуждения, в несколько раз увеличилась численность чиновничества, но качественный состав русской бюрократии в результате ухода из службы мыслящих, совестливых людей значительно ухудшился.
  • Сохранен сословный строй, усилена элитарная замкнутость дворянства.
  • Осознавалась вредоносность крепостного права, но оно было сохранено, а отдельные реформы лишь регламентировали повинности, упорядочивали отношения крестьян с государством.
  • В итоге, внутренняя политика Николая I, укрепляя основы самодержавия и не решая назревших коренных проблем, приводила к застою и отставанию от наиболее передовых стран Запада.
  • При внешнем могуществе и напускном благополучии страна оказалась в кризисном состоянии, а все ее "болезни" выявила Крымская война.
  • Свидетельством кризиса являлись и слухи о самоубийстве царя, который глубоко переживал неудачи в войне и, видимо, осознавал катастрофичность последствий своего правления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Федорова В.А.  История России . XIX — начало  XX в. М.: 2000
  2. Мироненко С.В. Николай I. Попытки реформ. М.: 1997
  3. Государственные крестьяне.Отечественная история: Энциклопедия. Т. 1. М., 1994.
  4. Мунчаев Ш.М. Отечественная история М.: 1999
  5. Борзихина И.В., Куликов В.М. История России М.:2000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Россия в первой половине XIX в