Россия в эпоху дворцовых переворотов (1725-1762 гг.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 19:38, реферат

Описание работы

Реформаторский курс Петра Великого продолжила Екатерина II, которая сумела выразить национальные интересы русского народа и войти в историю как великая императрица, правившая страной тридцать четыре года (1762-1796). Выдающийся историк и общественный деятель консервативного направления Н.М. Карамзин писал об императрице: «Екатерина II была истинной преемницей величия Петрова и второю преобразовательницей новой России». Ее царствование положило начало эпохе «просвещенного абсолютизма».

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

1. Причины дворцовых переворотов. Екатерина I и Петр II. Царствование Анны Иоанновны……………………………………………………………...5

2. Внутренняя и внешняя политика Елизаветы I (1741-1761)……………20

3. Правление Петра III. Внутренняя и внешняя политика………………..27

Заключение…………………………………………………………………...31

Список использованной литературы……………………………………….36

Работа содержит 1 файл

Отечественная история. 11 тема.docx

— 70.80 Кб (Скачать)

     Верховники растерялись, пытались лавировать, чтобы сохранить захваченную ими власть. Они пробовали найти компромисс между кондициями и дворянскими проектами. А в это время в политической жизни России нарастала новая грозная сила. В дворянской среде все более крепла самодержавная партия. Ее основной пружиной являлись гвардейские полки, правительственная бюрократия, часть дворянства, которая ненавидела зарвавшихся вельмож. В этой среде стал разрабатываться свой проект государственного устройства России: уничтожение Верховного тайного совета, ликвидация кондиций, восстановление неограниченного самодержавия, возрождение власти Сената такой, какой она была при Петре I. Для этой группы людей петровский абсолютизм являлся идеальным образцом управления страной.

     Обо всем этом Анна Иоанновна имела полную информацию. При подъезде к Москве она остановилась на несколько дней в одном из сел, где депутация от Преображенского полка и кавалергардов бурно приветствовала ее и потребовала восстановления самодержавия.

     Уже находясь в Москве, Анне Иоанновне  поступила новая челобитная, в  которой дворяне просили ее принять  самодержавство и уничтожить кондиции. Императрица потребовала принести кондиции и на глазах зала разорвала их. Так закончилась попытка ограничить самодержавие в России.

     Анна Иоанновна окружила себя преданными и близкими ей людьми. Из Курляндии был вызван ее фаворит – обер-камергер Эрнст Иоганн Бирон. С тех пор он постоянно находился с царицей и направлял ее действия. Человек представительный и образованный, Бирон предпочитал оставаться в тени, но держал в руках все нити управления страной. Коренные интересы России Бирону были чужды. Под стать ему оказались глава правительства А.И. Остерман и глава армии – фельдмаршал Б.Х. Миних. Выходцев из немецких земель поставили во главе гвардейских полков.

     Анна Иоанновна уничтожила Верховный тайный совет. Вместо него появился Кабинет в составе трех человек. Ведущая роль в нем принадлежала А.И. Остерману. Была воссоздана и Тайная канцелярия (орган политического сыска).

     По  настоянию Бирона и Остермана  Анна Иоанновна удалила от власти Д.М. Голицына, который оказался в Шлиссельбургской крепости. Долгоруких разослали по их имениям, а потом отправили в Березов, где еще недавно томился Меншиков.

     Для упрочения своего положения императрица  провела ряд мероприятий. Срок службы был установлен в 25 лет. Был отменен  закон о единонаследии, теперь имения можно было делить между сыновьями; поместья были окончательно уравнены с вотчинами и должны были именоваться  имение–вотчина. Был создан Кадетский  корпус, откуда дворянские дети выходили сразу офицерами и не должны были, как при Петре, тянуть солдатскую лямку. Все это примирило дворянское сословие с властью.

     Новое правительство пошло навстречу  промышленникам: старые порядки обеспечения  предприятий крепостным трудом подтверждались. Более того, предпринимателям разрешалось  покупать крестьян и без земли. Сфера  крепостного труда в экономике  расширилась.

     Времена Анны Иоанновны иногда называют бироновщиной. Однако нельзя связывать бироновщину только с засильем лиц немецкого происхождения. Скорее, это был клан, члены которого были преданы царице, но в основе этой преданности находились, как правило, материальные интересы – получаемые ключевые посты обеспечивали высокие доходы, возможность обогащаться за счет взяток и расхищения государственной казны.

     В понятие «бироновщина» входит создание в России сильного политического сыска, мощной репрессивной организации. Тайная канцелярия сосредоточилась на преследовании тех, кто выступал против императрицы и ее фаворита. Наиболее громким делом Тайной канцелярии стал процесс над администратором А.П. Волынским, который выступил против немецкого засилья в стране. Он был казнен.

     Со  второй половины 1730-х годов Анна Иоанновна все меньше занималась государственными делами. Тяга императрицы к развлечениям и роскоши расцвела пышным цветом. Балы, маскарады, торжественные обеды и ужины, сопровождаемые иллюминациями и фейерверками, сменяли друг друга.

     На  рубеже 1730-1740-х годов Россия находилась в состоянии глубокого экономического, политического и морального кризиса. Финансы страны не выдерживали расточительства  двора и малорезультативных  войн. Ситуацию обостряла обстановка страха, доносов и репрессий. Немецкое засилье в правящих кругах ощущалось все сильней, что возмущало значительную часть русской знати. Гвардейские офицеры отказывались подчиняться иностранным командирам.

     В связи с тяжелым заболеванием Анны Иоанновны встал вопрос о наследовании престола. Детей у императрицы не было, и пришлось вновь выбирать наследников на стороне. Анна Иоанновна остановилась на Иване Антоновиче – двухмесячном сыне своей племянницы Анны Леопольдовны, вышедшей замуж за герцога брауншвейгского Антона Ульриха. Чета уже долгое время жила в России на попечении Анны Иоанновны.

     Вскоре  после этого она почувствовала  себя дурно. Лечивший ее врач объявил, что положение императрицы безнадежно. Анна Иоанновна позвала к себе Бирона и, показав ему документ, по которому он становился регентом при младенце-императоре, сказала, что, по ее мнению, это его смертный приговор. Утром 17 октября 1740 года императрица велела позвать духовенство и попросила читать отходную. «Простите все», - сказала она и испустила дух. 
 

  1. Внутренняя  и внешняя политика Елизаветы I (1741-1761).
 

     Елизавета Петровна, средняя из дочерей Петра  I и Екатерины I (старшая Анна родилась в 1708 г., а младшая Наталья – в 1718 г.), была последней представительницей русской ветви династии Романовых. После ее смерти все последующие представители царской фамилии, правившие Россией, были носителями немецких кровей.

     Елизавета родилась 18 (29) декабря 1709 г., в тот день, когда русская армия, победившая в битве под Полтавой во главе с Петром I, входила в Москву. По этому случаю состоялось трехдневное празднество.

     Сведений  о детстве Елизаветы очень  мало. Известно, например, что к восьми годам она уже умела читать. Елизавету обучали музыке, танцам, умению одеваться, дворцовому этикету. По замыслам Петра его дочери могли  оказаться невестами европейских  монархов, поэтому обучению иностранным  языкам уделялось самое серьезное  внимание, и Елизавета, например, французский  язык знала в совершенстве. В 1721 г. Елизавета была сочтена совершеннолетней, и для нее стали подыскивать жениха. Первой кандидатурой стал французский король Людовик XV – сверстник цесаревны. Переговоры на эту тему велись в течение нескольких лет. Они оказались неудачными, поскольку Людовик предпочел брак с Марией Лещинской – дочерью короля Речи Посполитой Станислава Лещинского. Затем по завещанию матери Елизаветы Екатерины I она должна была выйти замуж за Карла Августа – князя Любского. Но в 1727 г. Князь умирает, не успев обвенчаться с цесаревной. После этого у Елизаветы было множество брачных предложений, но, ни одно из них не привело к свадьбе. [9: С.215]

     Молодость ее прошла не назидательно. Ни строгих  правил, ни приятных воспоминаний не могла  царевна вынести из беспризорной второй семьи Петра, где первые слова, какие выучивался произносить ребенок, были тятя, мама, солдат, а мать спешила как можно скорее сбыть дочерей замуж, чтобы в случае смерти их отца не иметь в них соперниц по престолонаследию. Подрастая, Елизавета казалась барышней, получившей воспитание в девичьей. Всю жизнь она не хотела знать, когда нужно вставать, одеваться, обедать, ложиться спать. Большое развлечение доставляли ей свадьбы прислуги: она сама убирала невесту к венцу и потом из-за двери любовалась, как веселятся свадебные гости. В обращении она была то чересчур проста и ласкова, то из пустяков выходила из себя и бранилась, кто бы ни попадался, лакей или царедворец, самыми неудачными словами, а фрейлинам доставалось и больнее. Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспиталась среди новых европейских веяний и преданий благочестивой отечественной старины. То и другое влияние оставило на ней свой отпечаток, и она умела совместить в себе понятия и вкусы обоих: от вечерни она шла на бал, а с бала поспевала к заутрене, благоговейно чтила святыни и обряды русской церкви, выписывала из Парижа описания придворных версальских банкетов и фестивалей, до страсти любила французские спектакли и до тонкости знала все гастрономические секреты русской кухни. Послушная дочь своего духовника Дубянского и ученица французского танцмейстера Рамбура, она строго соблюдала посты при своем дворе, так что гастроному канцлеру А. П. Бестужеву-Рюмину только с разрешения константинопольского патриарха дозволено было не есть грибного, и во всей империи никто лучше императрицы не мог исполнить менуэта и русской пляски. Религиозное настроение согревалось в ней эстетическим чувством. Невеста всевозможных женихов на свете, от французского короля до собственного племянника, при императрице Анне спасенная Бироном от монастыря и герцогской саксен-кобургмейнингенской трущобы, она отдала свое сердце придворному певчему из черниговских казаков, и дворец превратился в музыкальный дом: выписывали и малороссийских певчих, и итальянских певцов, а чтобы не нарушить цельности художественного впечатления, те и другие совместно пели и обедню и оперу. Двойственностью воспитательных влияний объясняются приятные или неожиданные противоречия в характере и образе жизни Елизаветы. Живая и веселая, но не спускавшая глаз с самой себя, при этом крупная и стройная, с красивым круглым и вечно цветущим лицом, она любила производить впечатление, и, зная, что к ней особенно идет мужской костюм, она установила при дворе маскарады без масок, куда мужчины обязаны были приезжать в полном женском уборе, в обширных юбках, а дамы в мужском придворном платье. [5: С.313-314]

     Елизавету, дочь Петра I, дворцовые группировки всегда рассматривали как реальную претендентку на царский трон. Не случайно, например, во время правления юного царя Петра II «верховники» (члены Верховного тайного совета) опасались влияния на него со стороны Елизаветы. После неожиданной смерти Петра II имя Елизаветы фигурировало в числе возможных претендентов на престол. Но заправлявшие всем лидеры Верховного тайного совета Долгорукие и Голицыны сделали так, чтобы не допустить этого. Елизавета в их глазах могла стать продолжательницей идей своего отца, Петра I, но именно отрицание петровских реформ составляло стержень политики «верховников». Однако эти беспокойства были напрасны. Елизавета в тот период, т. е. в 1730 г., и не стремилась к власти. По утверждениям историков, все ее помыслы были поглощены развлечениями, модами, любовными похождениями.

     Во  время правления Анны Иоанновны (1730-1740) Елизавета формально занимала высокое место при дворе. Но чувствовала себя очень неуютно. Причиной тому были весьма натянутые отношения с императрицей. В основе их лежали личные антипатии. Анна Иоанновна боялась заговоров в пользу Елизаветы. Поэтому на протяжении всех десяти лет своего царствования она пристально следила за цесаревной, ее друзьями и любовниками. Зная об этом, Елизавета старалась как можно реже бывать в царском дворце. Большую часть времени она проводила в своем дворце у Марсова поля в кругу друзей. Здесь у нее была возможность в полной мере следовать своим желаниям и пристрастиям. Среди прочего Елизавета организовала у себя хор из украинских казаков, создала собственный театр.

     После смерти Анны Иоанновны (1740 г.) и прихода к власти Анны Леопольдовны отношение к Елизавете не изменилось. Цесаревну угнетала та же атмосфера недоверия и подозрительности. Но не только это привело Елизавету на путь дворцового переворота. Значительную роль сыграла, мягко говоря, ревность русских дворян, к так называемой немецкой партии. Засилье немцев, особенно на ведущих государственных постах, после смерти Анны Иоанновны нисколько не уменьшилось. При Анне Леопольдовне они по-прежнему занимали все доходные места. Поэтому антинемецкие настроения среди дворянства и, что особенно важно, в среде русской гвардии были связаны с именами регентши и ее мужа Антона-Ульриха. Наконец, третьим фактором заговора стала политика французского посла маркиза де Шетарди. Он предпринимал немалые усилия, чтобы уговорить Елизавету захватить престол. При этом уговоры дополнялись денежными субсидиями.[9: С.216] дворцовый переворот петр елизавета

     25 ноября 1741 г. Елизавета решилась на переворот. Этому способствовал приказ правительства о выводе гвардии из Петербурга. Оценить это решение не сложно. Правительство, подозревая о готовящейся акции, решило нейтрализовать заговор с тем, чтобы затем начать аресты. Елизавете ничего не оставалось делать, как выступать. Существует несколько версий ареста Анны Леопольдовны и всего ее семейства, но отличаются они лишь тем, что одни включают в число в число действующих лиц саму Елизавету, а другие – нет. Но в целом картина выглядела следующим образом. В ночь на 25 ноября 1741 г. В Преображенские казармы прибывает Елизавета и обращается к солдатам с призывом поддержать ее выступление против регентши Анны Леопольдовны и ее мужа. Во главе отряда из 300 гвардейцев цесаревна двинулась по Невскому к Зимнему дворцу. Солдаты шли очень быстро, и цесаревна стала отставать от них, тогда гвардейцы посадили ее на плечи и буквально внесли в Зимний дворец. Дворцовая охрана не оказала никакого сопротивления. Напротив, охранники тотчас присоединились к Елизавете. Через некоторое время гвардейцы арестовали Анну Леопольдовну со всем ее семейством и отправили во дворец Елизаветы у Марсова поля. Так совершился бескровный переворот, который привел к власти дочь Петра I Елизавету. К утру 25 ноября был подготовлен манифест о восшествии на престол Елизаветы Петровны и разработана формы присяги. После присяги гвардии и чиновничества Елизаветы под приветственные крики и залпы салюта с Петропавловской крепости и Адмиралтейства последовала в Зимний дворец. Началось новое царствование, которое длилось почти двадцать лет.[9: С.217]

     Характеризуя  личность Елизаветы Петровны, современники и историки отмечают фантастическую страсть императрицы к нарядам  и развлечениям, которую она к  тому же культивировала в придворных кругах и в среде высшего дворянства. Теряя с годами свою красоту, царица целые часы проводила у зеркала. Елизавета ревниво следила за прическами и туалетами придворных дам, введя своеобразную монополию  на красоту и оригинальность нарядов  и украшений. В удовлетворении своих  прихотей царица доходила до самодурства. Например, однажды она приказала всем дамам высшего света обрить головы. Это распоряжение было обусловлено не новой модой, а тем обстоятельством, что Елизавета однажды неудачно покрасила волосы и вынуждена была с ними расстаться. Естественно, что при этом она не могла допустить, чтобы другие дамы двора остались безучастными к этой неприятности.

     Василий Осипович Ключевский описывает обстановку при дворе Елизаветы так.

Информация о работе Россия в эпоху дворцовых переворотов (1725-1762 гг.)