Россия в эпоху дворцовых переворотов (1725-1762 гг.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 19:38, реферат

Описание работы

Реформаторский курс Петра Великого продолжила Екатерина II, которая сумела выразить национальные интересы русского народа и войти в историю как великая императрица, правившая страной тридцать четыре года (1762-1796). Выдающийся историк и общественный деятель консервативного направления Н.М. Карамзин писал об императрице: «Екатерина II была истинной преемницей величия Петрова и второю преобразовательницей новой России». Ее царствование положило начало эпохе «просвещенного абсолютизма».

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

1. Причины дворцовых переворотов. Екатерина I и Петр II. Царствование Анны Иоанновны……………………………………………………………...5

2. Внутренняя и внешняя политика Елизаветы I (1741-1761)……………20

3. Правление Петра III. Внутренняя и внешняя политика………………..27

Заключение…………………………………………………………………...31

Список использованной литературы……………………………………….36

Работа содержит 1 файл

Отечественная история. 11 тема.docx

— 70.80 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Отечественная история 

    Тема 11. Россия в эпоху  дворцовых переворотов (1725-1762 гг.). 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Содержание 

    Введение………………………………………………………………………..3

    1. Причины дворцовых переворотов. Екатерина I и Петр II. Царствование Анны Иоанновны……………………………………………………………...5

    2. Внутренняя  и внешняя политика Елизаветы I (1741-1761)……………20

    3. Правление Петра III. Внутренняя и внешняя политика………………..27

    Заключение…………………………………………………………………...31

    Список  использованной литературы……………………………………….36 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение

     Перенапряжение  сил России в годы петровских преобразований, разрушение традиций, насильственные методы реформирования вызывали неоднозначное  отношение различных кругов русского общества к петровскому наследию и создавали условия для политической нестабильности.

     С 1725 года после смерти Петра I и до прихода к власти в 1762 году Екатерины II на престоле сменилось шесть правителей и множество политических сил, стоящих  за ними. Эта смена не всегда проходила  мирным и законным путем, вот почему данный период историк В.О. Ключевский образно и метко назвал «эпохой  дворцовых переворотов».

     Основная  причина, легшая в основу дворцовых  переворотов, состояла в противоречиях  между различными дворянскими группировками  по отношению к петровскому наследию. Дворцовые перевороты были порождены  острой борьбой различных группировок  за власть. Как правило, она сводилась  чаще всего к выдвижению и поддержке  того или иного кандидата на престол.

     Активную  роль в политической жизни страны в это время стала играть гвардия, которую Петр I воспитал как привилегированную «опору» самодержавия, взявшую на себя право контроля за соответствием личности и политики монарха тому наследию, которое оставил ее «возлюбленный император».

     Отчужденность народных масс от политики и их пассивность  служили благоприятной почвой дворцовых  интриг. В значительной степени дворцовые  перевороты были спровоцированы нерешенностью  проблемы престолонаследия в связи  с принятием Указа 1722 года, сломавшего традиционный механизм передачи власти.

     Реформаторский  курс Петра Великого продолжила Екатерина II, которая сумела выразить национальные интересы русского народа и войти  в историю как великая императрица, правившая страной тридцать четыре года (1762-1796). Выдающийся историк и общественный деятель консервативного направления Н.М. Карамзин писал об императрице: «Екатерина II была истинной преемницей величия Петрова и второю преобразовательницей новой России». Ее царствование положило начало эпохе «просвещенного абсолютизма». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Причины дворцовых переворотов. Екатерина I и Петр II. Царствование Анны Иоанновны.

     Периодом (эпохой) дворцовых переворотов в  отечественной истории принято  называть 1725 – 1762 гг., когда в Российской империи верховная власть переходила из рук в руки преимущественно путем переворотов, которые совершались дворянскими группировками при поддержке и содействии гвардии. В течение 1725 - 1761 гг. на российском престоле сменилось шесть монархов.  

     В литературе преобладают рассуждения  о «ничтожности» преемников Петра I. «Приемниками Петра I, царствовавшими до 1762 г. - пишет, историк Н.П. Ерошкин, - оказались слабовольные и малообразованные люди, проявлявшие подчас больше заботы о личных удовольствиях, чем о делах государства». В последнее время, однако, наблюдается определенный пересмотр оценок, позволивший прийти к выводу о том, что во второй четверти XVIII в. наблюдается не ослабление, а, напротив, усиление абсолютизма. Так, историк Д.Н. Шанский утверждает: «абсолютизм как система в эти годы неуклонно укреплялся и приобретал большую зрелость по сравнению с предшествующим периодом». [7: С.199]  

     Начинается  борьба придворных группировок за власть, чему способствовал тот факт, что  после смерти императора Петра I в январе 1725 г. не оказалось прямых наследников российского престола по мужской линии. В соответствии с законом о престолонаследии, вызванным делом царевича Алексея Петровича, император сам должен был назначить себе преемника, но не успел. Борьба за престол между дворянскими группировками приводила к власти преимущественно женщин из царской семьи, либо детей. Их смена носила характер дворцовых переворотов.

     Объяснялось это узкокорыстными интересами главным  образом двух дворянских группировок: титулованного, но не родовитого дворянства (Меншиков, Толстой, Головкин, Апраксин, Ягужинский, Бутурлин), которые были обязаны своим возвышением Петру I и «Табелю о рангах» и родовитого потомственного дворянства (Голицын, Долгоруковы, Репнин), считавшего, что управлять – их исконное право. Между ними шла борьба за власть и связанные с ней новые преимущества и привилегии.

     На  первых порах, пока дворянско-чиновничий бюрократический аппарат управления еще только складывался, огромную роль в стране играла гвардия. Гвардейские полки пополнялись главным образом за счет детей дворян и были своеобразными офицерскими училищами. Одновременно гвардия использовалась и для личной охраны императора, и для организации контроля за деятельностью различных учреждений. От позиции гвардейских полков во многом зависело, кто будет занимать трон. Сословные интересы придворных группировок влияли на позицию гвардии.

     Важно то, что гвардейцы были носителями типично преторианской психологии. Служа при дворе, они видели его  жизнь изнутри. Подробности быта, поведение монархов, вельмож были всегда перед глазами стоявших в карауле солдат, являлись основной темой разговоров и воспоминаний в гвардейской казарме. Многолетняя служба при дворе приводила к тому, что гвардейцы чувствовали свою причастность к крупным и мелким событиям жизни двора и его обитателей. Пышность двора, ослеплявшая провинциала, не приводила их в состояние благоговения, да это было и невозможно- столько видели и примечали глаза стоящих подчас у каждой двери часовых. Может быть, больше их знали только лакеи. Но почему же перевороты совершались не лакеями? Дело в том, что гвардия представляла собой сплоченное, хорошо обученное воинское соединение со сложившимися традициями и ярко выраженным корпоративным духом, что обеспечивало ей единство, дисциплинированность и согласованность действий в ответственные моменты истории, в отличии от корпораций чиновников, придворных и т.п. или лакеев. Все это порождало у гвардии особое, преувеличенное представление о своей роли в жизни страны. [3: С.6]

     Общими  предпосылками дворцовых переворотов  являлись: 1. противоречия между дворянскими группировками по отношению к петровскому наследию и острая борьба различных группировок за власть, сводившаяся чаще всего к выдвижению и поддержке своего кандидата на престол; 2. активная позиция гвардии, которую Петр воспитал как привилегированную «опору» самодержавия; 3. пассивность народных масс, абсолютно далеких от политической жизни столицы; 4. обострение проблемы престолонаследия в связи с принятием Указа 1722 г., сломавшего традиционный механизм передачи власти; 5. духовная атмосфера, складывающаяся в результате раскрепощения дворянского сознания от традиционных норм поведения и морали, подталкивала к активной, зачастую беспринципной политической деятельности. [6: С. 321]

     В дворцовых переворотах VIII много общего между собой. Иногда кажется, что их организаторы сознательно подражали друг другу. Не случайно же юная княгиня Дашкова несколько наивно перечитывала сочинения историков о заговорах прошлого, чтобы составить план свержения Петра III. Россия накапливала опасный опыт борьбы с собственным правительством, а правительство все никак не могло найти надежные средства защиты. [7: С.20]  

    Екатерина I (1725-1727) 

     28 января 1725 года, в день кончины  Петра Великого, под бой барабанов двух гвардейских полков, подошедших к императорскому дворцу, на российский престол взошла супруга Петра I Екатерина Алексеевна. Ей присягнули первые лица государства – члены сената, Синода, вельможи, высшие военные чины. 

     Так в 1725 году бывшая прачка стала государыней  могущественной Российской империи. Вместе с ней к власти пришли сподвижники  Петра I во главе с фаворитом Екатерины Меншиковым. К этому времени в его руках была сконцентрирована огромная власть. Он был президентом Военной коллегии, генерал-фельдмаршалом, вице-адмиралом, подполковником Преображенского полка, генерал-губернатором Петербурга. А.С. Пушкин писал: «Полудержавный властелин стал властелином полным».

     В начале 1726 года с целью поддержки  императрицы был учрежден новый  высший орган управления страной  – Верховный тайный совет. Его  создание стало заключением своеобразного  компромисса между родовитой  знатью и новыми людьми, выдвинувшимися при Петре I. Они на равных принимали участие в работе Совета. Председательствовать в нем должна была императрица. Ни одно решение без общего ведома и обсуждения не утверждалось. Изначально в Верховный тайный совет входили шесть человек: светлейший князь Александр Меншиков, граф Федор Апраксин, барон Андрей Остерман, граф Петр Толстой, граф Гавриил Головкин, князь Дмитрий Голицын. Впоследствии состав Совета расширился. Ему были подчинены сенат и коллегии.

     Однако  вскоре все вернулось на круги  своя. Меншиков фактически стал главой Тайного совета. Сначала он отстоял  себе право лично докладывать  императрице о делах Военной  коллегии, которой руководил, а затем  – и о всех делах, рассматриваемых в Совете. В дни работы «верховников» аудиенция у Екатерины II давалась светлейшему дважды: до начала заседания и после него. Сначала Меншиков совещался с государыней о том, какие вопросы и каким образом решать, а потом давал ей отчет о том, как прошло совещание.

     Нельзя  сказать, что Александр Данилович  преднамеренно изолировал императрицу  от работы в Верховном тайном совете. Без сомнения, светлейшему князю  было выгодно, что Екатерина Алексеевна смотрит на все его, Меншикова, глазами. Но в то же время – разве смог бы он препятствовать императрице, если бы она высказала желание председательствовать на заседаниях верховников? Видимо, и Екатерину такой ход событий устраивал. Оказалось, что государственными делами ей заниматься было неинтересно. Как писал об этой государыне историк С.М. Соловьев, «знаменитая ливонская пленница принадлежала к числу тех людей, которые кажутся способными к правлению, пока не принимают правления. При Петре она светила не собственным светом, но заимствованным от великого человека, которого она была спутницей… Но у нее не было должного внимания к делам, особенно внутренним, и их подробностям, ни способности почина и правления».

     Когда траур по мужу окончился, Екатерина  устроила себе нескончаемый праздник. Балы, маскарады, смотры полков, поездки  по Неве с пальбой из пушек, спуск  на воду галер, торжества по случаю вручения наград, снова балы… Развлечения  императрицы порой длились до утра. День и ночь для Екатерины  поменялись местами. Меншиков иногда часами ждал ее пробуждения, чтобы заняться государственными делами. Французский  посол Кампредон в своих донесениях писал: «Царица продолжает с некоторым излишеством предаваться удовольствиям до такой степени, что это отзывается на ее здоровье». Действительно, Екатерина Алексеевна вскоре стала часто болеть.

     А между тем внутреннее положение  страны требовало от правительства  особого внимания. Более чем 20-летняя война, череда неурожайных лет привели  Россию к тому, что финансовая система  страны оказалась в довольно сложной  ситуации. Не хватало средств на самые неотложные государственные  нужды – например, на поддержание  в боеспособном состоянии флота. Недоимки, накопившиеся за годы недорода и войны, отсутствие учета убыли  населения, распространение обязанности  выплаты подушной подати на младенцев  и стариков, не способных трудиться, довели крестьянство до полного обнищания. Отчаявшиеся люди, чтобы спастись от государственных поборов, наказаний  за недоимки и, наконец, от голодной смерти, бежали «за рубеж польский и в  башкиры». Деревни безлюдели, увеличивался дефицит казны.

Информация о работе Россия в эпоху дворцовых переворотов (1725-1762 гг.)