Россия при Николае I

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 04:48, реферат

Описание работы

Цель данной работы – анализ царствования Николая I, его роль для развития России.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
- проанализировать внутреннюю политику при Николае I;
- дать характеристику развитию общественной мысли;
- рассмотреть вопросы внешней политики;
- охарактеризовать культуру первой половины XIX в.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Николай I: политика репрессий и бюрократического реформаторства……………………………………………………………………5
1.1. Внутренняя политика при Николае I…………………………………5
1.2. Крестьянская реформа………………………………………………...8
1.3. Национальный вопрос………………………………………………..11
2.Теория официальной народности. Славянофилы и западники………14
2.1. Общественное движение…………………………………………….14
2.2. Западничество и славянофильство………………………………….16
3. Внешняя политика……………………………………………………...20
4. Культура первой половины XIX в…………………………………….23
Заключение………………………………………………………………..25
Список использованной литературы…………………………………….27

Работа содержит 1 файл

Россия при Николае 1.docx

— 66.01 Кб (Скачать)

К середине XIX в. в России по сравнению с его началом  количество промышленных предприятий выросло более чем в семь раз и достигло примерно 15 тыс. Объем промышленного производства за годы правления Николая I увеличился в два раза, в обрабатывающей промышленности стало использоваться гораздо больше вольнонаемного труда, чем крепостного.

Правительством Николая I предпринимались меры и для стабилизации финансовой системы, на которой отрицательно сказывались высокие военные расходы, содержание растущего бюрократического аппарата. Возглавлявший Министерство финансов Е.Ф. Канкрин (1774−1845) сумел сократить дефицит государственного бюджета. Доходные статьи увеличивались за счет введения новых косвенных налогов, повышения ввозных таможенных пошлин и др. По мере возможности сокращались расходы на содержание государственного аппарата, двора, армии.

Большую роль в стабилизации финансовой системы сыграла денежная реформа, проведенная Е.Ф. Канкриным в 1839-1843 гг. Был выпущен в обращение новый кредитный рубль, приравненный к 1 рублю серебром. Старые обесценившиеся ассигнации были выкуплены у населения по курсу 3 рубля 50 копеек за один кредитный рубль или рубль серебром. В результате денежная система стабилизировалась: в обращении находились серебряные, золотые монеты и равноценные или бумажные деньги. Однако сменившие Канкрина министры финансов не обладали его способностями и не сумели обеспечить нормальное развитие финансовой системы, кроме того, выросли военные расходы (особенно в связи с Крымской войной), и к концу царствования Николая I вырос государственный долг, кредитные билеты начали падать в цене4.

 

1.3. Национальный  вопрос

 

Неприятие Николаем I любого проявления свободомыслия сказывалось  в его борьбе с национально-освободительным движением внутри империи. Одним из главных в первые годы правления Николая был польский вопрос. В конце 1830 г. под влиянием революционных событий в Западной Европе в Польше началось восстание, главной целью которого было восстановление независимого государства в границах 1772 г., т.е. до первого раздела польских земель между Россией, Австрией и Пруссией. В начале 1831 г. Николай 1 был лишен польского престола, провозглашена независимость Польского государства. Лишь в сентябре царские войска под командованием генерала И.Ф. Паскевича (1782-1856) сумели разгромить восставших. Началось усмирение Польши: конституция, данная еще Александром I в 1815 г., была уничтожена, Царство Польское объявлено частью Российской империи. Управление возлагалось на Административный совет во главе с наместником императора, польские министерства были заменены управлениями и комиссиями, подведомственными русским министерствам. Польская армия, до этого входившая в армию империи как отдельный элемент, была расформирована, военные распределены по русским полкам. Постепенно на территории Польши были введены русские система налогов, судопроизводство, деньги.

В прилегающих к Царству  Польскому западных губерниях (в  Литве, Белоруссии, на Правобережной  Украине), где дворянство сохраняло  пропольскую ориентацию, проводилась  политика русификации. Польский язык изгонялся из школ, администрации, судов. У помещиков, принимавших участие в восстании 1830−1831 гг., были конфискованы имения, крестьяне переведены в разряд государственных. В 40-50-х годах на Правобережной Украине и Белоруссии была проведена инвентарная реформа, регламентировавшая права помещиков.

Одновременно с польским восстанием активизировалась национально-освободительная борьба народов Северного Кавказа. В 1828 г. на территории горного Дагестана и Чечни был образован имамат − религиозное государство, глава которого (имам) обладал неограниченной светской и духовной властью. Религиозно-идеологической основой имамата стал мюридизм, одна из разновидностей суфизма − мистического течения в исламе. Мюриды призывали к духовному совершенствованию мусульман, объединению шиитов и суннитов, беспрекословному подчинению вождям и духовным наставникам. Они считали, что мусульмане не могут находиться под властью царя-немусульманина. Характерной чертой мюридизма был религиозный фанатизм, стремление неукоснительно соблюдать предписания ислама, нормы шариата, преследовать отступников и неверных.

В 1830 г. имам Гази-Магомед  объявил России джихад (газават) − священную войну, началась продолжительная Кавказская война. Особую роль в ней сыграл Шамиль, ставший в 1834 г. имамом. Он укрепил свое государство, пытался заручиться поддержкой Турции и Англии.

Военные действия то затихали, то усиливались. Горцы широко использовали для обучения молодежи практику набегов на соседние территории, захвата добычи и заложников. Пленных брали и в ходе военных действий, их либо использовали в качестве рабов, либо получали за них выкуп. В 40-е годы Шамилю удалось добиться наибольших успехов, нанести русским войскам несколько серьезных поражений, самым чувствительным из которых стало сражение в Ичкерийском лесу в 1842 г. В 1848 г. посланец Шамиля сумел убедить черкесские народы принять окончательное решение присоединиться к войне с Россией.

Однако среди горцев не было единства, постоянные набеги вызывали недовольство соседей, в самом имамате  росла эксплуатация простых жителей и они все более отходили от мюридизма. Кроме того, с 1846 г. русские войска изменили тактику и вместо отдельных карательных экспедиций начали планомерное продвижение в горные районы. Вновь применили тактику, эффективность которой была проверена еще генералом А.П. Ермоловым в годы царствования Александра I: для вытеснения горцев в лесах прорубались просеки, поля, селения и сады опустошались, чтобы оставить Шамиля без продовольствия и людей и принудить его сдаться. В 1853 г. отряды Шамиля были окончательно вытеснены в горный Дагестан. Но Кавказская война в годы царствования Николая I так и не была закончена. Окончательно подчинить народы Северного Кавказа России удалось уже при Александре II5.

 

 

 

 

2.Теория официальной народности. Славянофилы и западники

 

2.1. Общественное  движение

 

Политика в идеологической и культурной сфере при Николае I опиралась на теорию официальной народности. Сформулировал ее в 1832 г. С.С. Уваров (1786−1855), человек высокообразованный, не чуждый в молодости либеральных идей, однако отказавшийся от них в угоду властям. С 1820 г. он был попечителем Петербургского учебного округа, с 1818 г. − президентом Академии наук, а в 1833−1849 гг. − министром народного просвещения.

Суть теории официальной  народности была выражена в знаменитой уваровской формуле «православие, самодержавие, народность». Считалось, что Россия выгодно отличается от западных стран своей религией, формой правления, которые обеспечивают патриархальное, спокойное, бескризисное развитие государства. Немаловажную роль в этом играет и характер русского народа, религиозного и монархически настроенного, не стремящегося ни к каким переменам. По сути Уваров, добавив понятие «народность», развил основные идеи, которыми руководствовался в своей деятельности Николай I, − приоритет православия, незыблемость самодержавия.

Эти принципы были положены в основу развития системы просвещения. Вступив на престол, Николай I сразу же отдал распоряжение о пересмотре уставов учебных заведений. В 1828 г. был утвержден новый устав для образовательных учреждений низшего и среднего звена. Преемственность их программ была ликвидирована, обучение стало сословным. Приходские одноклассные училища предназначались для детей низших сословий, трехклассные уездные училища − для детей купцов и мещан, семиклассные гимназии, готовившие в университет, − для детей дворян и чиновников. Особое внимание в программах учебных заведений уделялось религиозному и нравственному воспитанию.

В 1835 г. был издан новый  устав для университетов, фактически лишивший их автономии, установивший строгую регламентацию практически всех сторон жизни, негласный надзор за преподавателями и студентами. Для всех факультетов обязательными предметами стали богословие, церковная история и право. Учебные программы должны были опираться на официальную теорию самодержавия, православия, народности.

Революционные события 1848 г. в Европе вызвали дальнейшее усиление реакции в области высшего образования. Был усилен надзор за студентами и профессорами, ликвидированы остатки автономии университетов, ограничено количество студентов, из программ исключены зарубежное право, политэкономия, философия и т.д.

Однако в системе просвещения  при Николае 1 наблюдались и некоторые  положительные сдвиги, обусловленные  объективными потребностями развития страны. Было поднято значение ученых степеней и званий, университетского образования. Открылся ряд специальных учебных заведений − Технологический институт, Строительное училище, Межевой институт, Земледельческий институт, Военно-морская академия. В конце 30-х годов при гимназиях и уездных училищах были открыты «реальные» отделения для подготовки к практической деятельности в промышленности и торговле6.

Наряду с системой образования  важная роль в идеологической политике Николая I отводилась цензуре. В 1826−1828 гг. была разработана новая политика в области печати. Созданное в это время Главное управление цензурой подчинялось Министерству народного просвещения и также руководствовалось принципами официальной теории народности, строго пресекая малейшие отклонения от них. Особое внимание уделялось периодическим изданиям, которые закрывались в случае публикации статей, вызвавших недовольство цензоров, а новый журнал мог быть основан только с разрешения царя.

В 1837 г. была введена проверка произведений, уже прошедших цензуру. Допустившим недосмотр цензорам грозило наказание: отставка, заключение на гауптвахту, в некоторых случаях − даже ссылка. С 1848 г. цензура еще более ужесточилась, дабы не допустить проникновение в Россию революционных идей из Европы.

 

2.2. Западничество  и славянофильство

 

Основным вопросом общественной мысли в Развитие общественной мысли в годы правления Николая I, как и прежде, оставался вопрос о дальнейшем пути развития России. После подавления восстания декабристов общественная мысль развивалась в основном нелегально. Довольно широкое распространение получили тайные кружки, в основном среди студенческой молодежи. Многие из них считали себя продолжателями дела декабристов, распространяли запрещенную цензурой литературу, например, вольнолюбивые стихотворения А.С. Пушкина, К.Ф. Рылеева, М.Ю. Лермонтова и др.

На протяжении 30-40-х годов развитие общественной мысли несколько оживляется, формируются основные ее направления: консервативное, либерально-оппозиционное, радикально-демократическое (революционное).

Консервативное (охранительное) направление опиралось на официальную теорию православия, самодержавия и народности. Наибольшую роль в обосновании и пропаганде официальной идеологии сыграли журналисты Ф.В. Булгарин (1789-1859) и Н.И. Греч (1787−1867), писатель, журналист, историк Н.А. Полевой (1796-1846).

В либерально-оппозиционном направлении общественной мысли на рубеже 30−40 годов сформировались два течения: славянофилы и западники. И те, и другие в основном были представлены дворянской интеллигенцией, критиковали существующую власть, выступали за необходимость реформ, но не революционных преобразований.

Славянофилы считали, что у России, как и у других народов, свой путь исторического развития. Его специфика связана с двумя основами самобытности русского народа: общиной и православием. Русскому народу, по их мнению, чуждо стремление к социально-политическим переменам, революционным потрясениям; даже государство на Руси возникло в результате добровольного призывания власти. Беды России связаны с попытками подражать Западу. Именно Петр I разрушил гармоничный строй Руси, а также ввел крепостное право, за постепенную отмену которого выступали все славянофилы. Для дальнейшего развития страны нужно вернуться к основам народной жизни, отменить крепостное право, наделить крестьян землей. Самодержавная форма правления искони существовала на Руси, она должна быть сохранена, однако не в том виде, как при Николае I. Власть, как это всегда и было, должна советоваться с народом, поэтому как совещательный орган при царе нужно возродить Земские соборы, выражающие мнение народа, а также ввести свободу слова и печати. Основными представителями славянофилов были религиозный философ и писатель А. С. Хомяков (1804−1860), публицист И.С. Аксаков (1823−1886), религиозный философ и публицист И. В. Киреевский (1806−1856), философ, историк и публицист Ю.Ф. Самарин (1819−1876) и др.

Западники исходили из идеи общности исторического пути России и Европы. По их мнению, для дальнейшего развития страны необходимо преодолеть отставание от Запада. Большой шаг на этом пути сделал Петр I, продолжить его начинания нужно путем реформ: отмены крепостного права, ликвидации самодержавия и установления конституционной монархии, гарантии свободы слова, печати, неприкосновенности личности, гласности суда. К западникам относились историки Т.Н. Грановский (1813−1855) и С. А. Соловьев (1820-1879), историк-правовед К.Д. Кавелин (1818−1885), публицист М.Н. Катков (1818-1887), писатели И.С. Тургенев (1818−1883), И.А. Гончаров (1812-1891), поэт Н.А. Некрасов (1821-1877/78) и др.

Радикально-демократическое (или революционное) направление общественной мысли сложилось на рубеже 40−50-х годов. Большую роль в его формировании сыграли В.Г. Белинский, А.И. Герцен, петрашевцы.

В. Г. Белинский (1811−1848) более всего известен как литературный критик, он сотрудничал в журналах «Телескоп», «Отечественные записки», «Современник». Его радикальные взгляды сложились не сразу, сначала он поддерживал официальную теорию народности, однако в начале 40-х полностью отказался от прежних идей. В написанном в 1847 г. и распространявшемся в списках «Письме к Гоголю» В.Г. Белинский остро критикует николаевскую Россию, официальную церковь, насущнейшими вопросами называет уничтожение крепостного права, отмену телесных наказаний, соблюдение законности.

А.И. Герцен (1812−1870) − писатель, философ, один из первых русских революционеров; в молодости вместе с Н.П. Огаревым (1813−1877) руководил студенческим кружком в Московском университете, был арестован, шесть лет провел в ссылке. В 1842 г., вернувшись в Москву, примкнул к западникам. В 1847 г. навсегда уехал за границу, где продолжал борьбу против самодержавия, в 1853 г. в Лондоне открыл Вольную русскую типографию. Большое влияние на его мировоззрение оказало поражение европейских революций 1848−1849 гг.

Отойдя от западников, Герцен разработал основы теории русского социализма. По его мнению, Россия в силу своего самобытного развития может миновать капиталистическую стадию и перейти к социализму. Путь этот идет через крестьянскую общину с ее самоуправлением и совместным владением землей. В дальнейшем теория Герцена стала основой народничества.

В 1844 г. в Петербурге сложился кружок петрашевцев, во главе которого стоял М.В. Буташевич-Петрашевский (1821−1866). Первоначально деятельность кружка носила в основном просветительский характер, на общедоступных «пятницах» обсуждались различные философские, литературные, экономические, политические вопросы, причем наибольшее внимание уделялось теориям социалистов-утопистов Ш. Фурье и К.А. Сен-Симона. В работе кружка принимали участие люди с разными взглядами, в том числе писатели Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, поэт А.Н. Плещеев, художник П.А. Федотов, композитор М.И. Глинка и др.7

Информация о работе Россия при Николае I