Россия 1991-1997: внутренняя и внешняя политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 19:10, реферат

Описание работы

Независимость России была провозглашена Декларацией 12 июня 1990 г. на 1 съезде народных депутатов РСФСР. Но в составе СССР независимость России могла быть лишь номинальной. Российские органы власти, Верховный Совет РСФСР и его Председатель, начали борьбу с союзными властными структурами. Противостояние двух центров власти персонифицировалось в борьбе двух президентов – избранного 15 марта 1990 г. на союзном съезде народных депутатов Президента СССР М. Горбачева избранного 12 июня 1991 г. всенародным голосованием Президента России Б. Ельцина.

Содержание

Введение 3
1. Внутренняя политика России с 1991 по 1997 год 5
2. Внешняя политика России с 1991 по 1997 год 15
Заключение 22
Список использованной литературы 24

Работа содержит 1 файл

Внутренняя политика.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

       Принятие  всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. новой Конституции явилось важнейшим этапом демократических преобразований в России.

       В Конституции заявлено, что Российская Федерация — демократическое федеративное правовое государство с республиканской, формой правления. Человек, его права и свободы являются, по Конституции, высшей ценностью. Признание человека высшей ценностью, признание многопартийности, принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, признание частной собственности наравне с государственной — все это поставило новую Конституцию в один ряд с законодательствами других правовых государств мира. Конституция подвела окончательную черту под советским периодом отечественной истории.

       Декабрьские выборы 1993 г. серьезно изменили расстановку  политических сил в стране. Первым признаком изменения курса Правительства стал выход из него в январе 1994 г. Е.Гайдара и Б.Федорова, наиболее радикальных реформаторов экономики.

       Отличительной чертой правительственной политики в 1994 г. стало стремление к осторожному компромиссу с Государственной думой. Депутаты тоже, с одной стороны, не высказывали явной оппозиции Президенту и Правительству, но с другой — не проявляли и особой охоты в оказании им помощи. Большинство депутатов использовали трибуну Думы не для законотворческой деятельности, а для пропаганды своих взглядов и «зарабатывания» популярности.

       24 февраля 1994 г. Президент впервые  в истории России обратился к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране. Он отметил, что в сфере экономики одинаково неприемлемы как возврат к временам советской плановой системы, так и продолжение неуправляемой «шоковой терапии». [6. С.- 367-368]. Правительство избирает на 1994 г. стратегию активной стабилизации: выборочная поддержка перспективных отраслей народного хозяйства, умеренно жесткая финансовая политика, снижение темпов инфляции.

       В апреле 1994 г. Президент добился подписания большинством политических движений России Договора об общественном согласии, что несколько стабилизировало обстановку в стране.

       В декабре 1994 г. Правительство начало широкомасштабные военные операции на территории Чеченской Республики с целью восстановления там «конституционного порядка». Военные действия привели к многочисленным жертвам среди мирного населения, Чеченские боевики совершили ряд жестоких террористических акций в соседних с республикой регионах.

       Неудачи федеральных войск, гибель мирных жителей породили в российском обществе всплеск разочарования правительственной политикой.

       Подвергаясь все более жесткой критике  оппозиции, Ельцин решил произвести перемены в Правительстве. Так, должности вице-премьера лишился А.Чубайс, с именем которого чаще всего связывались неудачи экономических реформ и потери бюджета при проведении приватизационных мероприятий.

       Ситуация  в российской экономике оставалась предельно сложной. В 1994 г. производственные инвестиции снизились на 33%, в 1995 г. — на 21%. Россия по-прежнему являлась страной, чрезвычайно непривлекательной для иностранных инвестиций (объем их в 1994 г. составил 5 млрд. долларов; для сравнения: Китай получил 34 млрд. долларов, Польша – 8 млрд.). Россия упорно превращалась в инвестора и кредитора западных стран (на несколько десятков миллиардов долларов ежегодно, это — нелегальный вывоз капитала из страны и валюта на руках у населения внутри страны, что, по сути, является формой беспроцентных кредитов для США и Германии), чьи деньги предпочитают иметь россияне. В августе 1995 г. страна испытала первый крупный банковский кризисов стране, как и в начале 30-х гг., сложился огромный недостаток свободных капиталов (внутренних и внешних), крайне необходимых для очередного технологического рывка [4. С.- 339]..

       В феврале 1996 г. Ельцин объявил о решении  вновь выставить свою кандидатуру на президентских выборах 16 июня.

       Его основным соперником стал лидер коммунистов, депутат Государственной Думы Г.А.Зюганов. Лейтмотивом предвыборных пропагандистских усилий сторонников Б.Н.Ельцина стало стремление доказать избирателям, что победа президента-коммуниста приведет к реставрации советских порядков, новому переделу собственности, разжиганию социальных конфликтов, идеологическому контролю власти над обществом, возрождению недоверия и враждебности со стороны развитых стран (прежде всего западноевропейских и США) к России. Коммунисты и их союзники строили свою избирательную кампанию на резкой критике, прежде всего, социальной политики правительства. Оснований для этого было более, чем достаточно: не только работники здравоохранения, просвещения, армия, а также практически во всех основных, базовых отраслях промышленности люди по несколько месяцев не получали заработной платы. Невыплаты пенсий приобрели поистине катастрофические масштабы.

       В 1996 году усилилось действие и другого  важного политического фактора, оказывающего резко негативное влияние на весь ход экономической реформы в России — беспомощность центральной государственной власти, доходящее порой до полного ее паралича. Экономисты с огромной тревогой констатировали, что социальная обстановка в стране ухудшалась буквально на глазах. [2. С.- 156]. В течение 1996 г., несмотря на заверения правительства, российская экономика не сумела преодолеть кризисный этап своего развития.

       В определенной степени Б.Н.Ельцину  помогло то, что после I тура голосования его открыто, поддержал третий по популярности кандидат в Президенты — бывший командующий 14-й армии генерал-лейтенант А.И.Лебедь, сделавший ставку на пропаганду идеи восстановления былого могущества России. Уже перед II туром выборов А.И. Лебедь занял ответственные посты в высшем руководстве страны — он стал секретарем Совета безопасности и помощником Президента по вопросам национальной безопасности. В этом качестве он начал активную работу по прекращению военных действий в Чеченской республике. К концу 1996 года активные военные действия на ее территории завершились. Российские войска покинули Чечню. В республике началась подготовка к президентским выборам. На них в январе 1997 года победил один из соратников погибшего Д.Дудаева – бывший полковник советской армии А.Масхадов. А.И.Лебедь очень недолго пробыл в «команде» Б.Н.Ельцина. Осенью 1996 г. он был, отправлен в отставку Неожиданность его смещения еще раз продемонстрировала скрытую от посторонних глаз жестокую борьбу за власть в высшем руководстве страны.

       Вскоре  после выборов Президент Б.Н.Ельцин на длительное время отошел от активной государственной деятельности. Причиной тому явились сложная операция, перенесенная им, и последовавшая за нею болезнь. В начале 1997 г. политическая оппозиция начала шумную кампанию, направленную на внесение для обсуждения в государственной Думе вопроса от отрешении Б.Н.Ельцина от президентских обязанностей ввиду «неспособности по состоянию здоровья» их исполнять. Усилилась и критика А.Б.Чубайса, который во время избирательной кампании руководил предвыборным штабом Б.Н.Ельцина, а затем возглавил Администрацию Президента. Этот политик достаточно ярко продолжил российскую традицию политического фаворитизма, явно претендуя на наибольшую близость и доверительность в отношениях с Президентом, что постоянно раздражает его политических оппонентов. В 1996 году завершилась первая «пятилетка» новой российской государственности. Итоги ее, особенно экономические, достаточно неутешительны. Производительность труда в российской промышленности, по некоторым достаточно авторитетным подсчетам, за это время снизилась на 45%. 13% трудоспособного населения страны являются полностью или частично безработными. Боясь еще больших социальных потрясений, правительство затягивает банкротство неэффективных предприятий (а их, по оценкам самого правительства, может быть до 70%). За годы реформ разрыв в уровнях душевого дохода между верхними по доходам 10% населения и низшими 10% — вырос до отношения 20:1. Многие широко разрекламированные правительством социальные новшества (страховая медицина, негосударственные пенсионные фонды) оказались абсолютно неэффективными. Стремление решить проблему хронических задержек в выплате зарплаты, пенсий породило, волну «расходных обещаний» со стороны правительства, но добиться ее решения в полной мере так и не удалось. Правительство сумело добиться в 1996 году существенного снижения инфляции. Но этого совершенно недостаточно для того, чтобы обеспечить в стране благоприятный инвестиционный климат как для приложения отечественного, так и иностранного капитала [1. С.- 298].

       Через 5 лет после начала радикальных  реформ в российском 
обществе страна вновь стоит на перепутье.

      
 
 

     2. Внешняя политика России с  1991 по 1997 год.

       После  распада  Советского   Союза   сложилась   принципиально   новая внешнеполитическая ситуация для России. Вместо бывшего СССР образовалось  15 новых государств. Начался раздел вооружения, процесс  создания  национальных армий. Возникли новые  очаги  напряженности,  споры  о  границах,  локальные конфликты, могущие перерасти в новую войну (Карабах, Южная Осетия,  Абхазия, Приднестровье,    Таджикистан    и     др.).     Значительнопострадала обороноспособность России. Границы с бывшими республиками  СССР  практически отсутствовали. Наиболее мощные  группировки  войск  были  расположены  вдоль границ бывшего СССР и теперь стали ядром армии новых государств.  Российский флот лишился баз в Прибалтике.  Была  фактически  разрушена  единая  система ПВО [1. С.- 327]..

       Приоритетным  направлением   внешней   политики   России   становились отношения с ближним зарубежьем. Однако  понимание  этого  пришло  не сразу. Первоначально  российская   дипломатия   уделяла   первоочередное   внимание улучшению отношений с Западом.

       Цели  Союза независимых государств (СНГ) не были четко  определены, не было создано совместных органов, способных  реально выполнять объединяющие функции (как в Европейском  Союзе). Ряд государств,  в первую  очередь Украина, вообще рассматривали СНГ как орган должный   обеспечить «цивилизованный развод» бывших республик СССР. Острые проблемы возникли  уже в ходе раздела вооруженных сил и вооружений бывшего  СССР. Воинские  части, за исключением стратегических ядерных сил, переподчинялись тому государству, на территории  которого  они располагались. Сразу же  возник конфликт между Россией и Украиной по поводу Черноморского  флота. Президент Украины Л. Кравчук перевел все вооруженные формирования, дислоцируемые на территории Украины, в том числе и флот, под ее юрисдикцию. Россия заявила, что Черноморский флот принадлежит ей. Начался стихийный раздел  флота. Этот конфликт осложнился вопросом о статусе города Севастополя. Ряд политических деятелей России стали оспаривать законность передачи в 1954 году Украине полуострова Крым. После долгих переговоров в июне 1995 года президентами двух стран было подписано соглашение о разделе флота в пропорции 2:1 (две трети – России, одна треть - Украине).

       Встал вопрос о разделе ядерных вооружений бывшего СССР, размещенных на территориях России, Украины, Белоруссии и Казахстана. Белоруссия и Казахстан сразу заявили о своем статусе неядерных держав, Украина же объявила себя собственником ядерного оружия, расположенного на ее территории. Только после давления со стороны  США, она отказалась от претензий на то, чтобы стать  ядерной державой  в обмен на  обязательство России поставлять обогащенный уран для украинских АЭС [6. С.- 456]..

       Первоначально  при  создании Союза Независимых   государств   (СНГ) планировалось сохранение единого экономического пространства. Предполагалось  координация экономических реформ, сохранение рубля   в качестве единой валюты. Страны  СНГ  не  смогли договориться о проведении единой экономической политики. Торговля между Россией и странами СНГ  велась в  значительной  части в кредит, который предоставлял  Центральный банк России. Кредиты были беспроцентными или под  очень низкий  процент,  что в условиях инфляции было крайне невыгодно России. В июле 1993  года  Россия ввела новый российский рубль, что привело к распаду  единой  рублевой зоны. Это вызвало гиперинфляцию в  странах СНГ, экономический  кризис и  распад единого экономического пространства.

         В целях сохранения экономических связей 24 сентября 1993  года  девять бывших республик подписали договор об экономическом союзе, предусматривающий углубление интеграции, формирования зоны свободной торговли. Но договор этот остался во многом на бумаге. Российское руководство установило экономические границы, выставило таможенные  посты. Делалось это для того, чтобы оградить российские предприятия от  конкуренции товаров «ближнего зарубежья». Но в результате  Россия  понесла большие политические  потери. Она потеряла свободный выход к рынкам  Европы  и Центральной Азии и вынуждена была платить за  транзит  своих  товаров  через территории государств СНГ. Сокращение товарооборота со странами СНГ  привело и к переориентации их  экономик  на  сотрудничество  с  другими  партнерами. Сейчас на долю стран  СНГ приходится  лишь  25%  внешнеторгового оборота России.

       Важной  проблемой для России  стала  проблема  беженцев.  В  результате распада СССР за пределами России оказалось более  25  млн.  русских. Страны Балтии открыто  взяли  курс  на  вытеснение  русских,  проводя  политику  на правительственном уровне. В Латвии, например, не владеющие  языком  коренной нации не являлись гражданами, не могли избрать и  быть  избранными, владеть недвижимостью, занимать ряд государственных должностей. Этнические  проблемы остро встали в Киргизии, Молдове,  Казахстане  и др. Началось переселение этнических русских и представителей  других  российских  национальностей  в Россию. Число иммигрантов составило 2-2,5 млн. человек. Возникли проблемы с жильем, с трудоустройством беженцев [5. С.- 269-271]..

Информация о работе Россия 1991-1997: внутренняя и внешняя политика