Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 20:41, контрольная работа
Духовная жизнь и деятельность Грозного не исчерпывалась проявлениями жестокости и цинизма. До самой смерти он хранил в себе добрые уроки времён Избранной рады, её метод постановки тем управления и способность систематического выполнения их на деле. И как не судить о личном поведении Грозного, он останется государственным деятелем и политиком крупной величины.
Введение………………………………………………………………………..….3
1.Начало правления Ивана IV. Реформы избранной рады. Церковная
реформа и их оценка………………………………………………...……………5
2.Созыв первого Земского собора. Судебник Ивана IV……………………..10
3.Внешняя политика Ивана IV. Ливонская война……………………………..12
4.Опричнина и ее влияние на судьбу Российского государства.
Мнения современников и историков об опричнине…………………………..17
Заключение……………………………………………………………………….25
ТЕСТ…………………………………………………………………………………..27
Список литературы……………………………………………………………....28
Рецензия преподавателя…………………………………………………………29
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-
(РГТЭУ)
Кемеровский институт (филиал)
Кафедра гуманитарных дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Отечественная история»
на тему «Российское государство в XVI в.»
Вариант № 8
Выполнил:
студент группы ПИс-122
экономического факультета
Зачётная книжка № 111023
Зайков А.В.
Проверил: ст.пр. Девяткина Н.П.
Кемерово 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Начало правления Ивана IV. Реформы избранной рады. Церковная
реформа и их оценка………………………………………………...………
2.Созыв первого Земского собора. Судебник Ивана IV……………………..10
3.Внешняя политика Ивана IV. Ливонская война……………………………..12
4.Опричнина и ее влияние на судьбу Российского государства.
Мнения современников и историков об опричнине…………………………..17
Заключение……………………………………………………
ТЕСТ……………………………………………………………………
Список литературы…………………………………
Рецензия преподавателя……………………
Введение
От «Истории Российской» князя Михайлы Щербатова (1789) до труда Р. Ю. Виппера «Иван Грозный» (1922) понимание Грозного и его эпохи пережило ряд этапов и пришло к существенному успеху. Главная трудность в изучении историками эпохи Грозного и его личного характера не в том, что данная эпоха и её центральное лицо сложны, а в том, что для этого изучения очень мало материала. Бури Смутного времени и знаменитый пожар Москвы 1626 года тому причина. События XVI века приходится изучать по случайным остаткам и обрывкам материала. Мы не знаем почерка Грозного, не имеем ни клочка бумаги, им самим написанного. Московское летописание XVI века стало делом официальным, и летописи поэтому сдержанны и тенденциозны. Казённые летописцы, пользуясь частными летописными записями, или же обезличивали их, или же переделывали на свой лад. Излагая по - своему происходящие события, они держались строго правительственной точки зрения. Царь и его казённые летописцы излагали московские дела по - своему, но по - своему же их изображали политические противники Грозного. При таком состоянии исторического материала, конечно, невозможно составить серьёзную, практически полную биографию Грозного.
Пресловутый князь А. М. Курбский, убежавший от московского террора в Литву, там написал свою «Историю о великом князе Московском». Это очень умный памфлет, направленный на обработку общественного мнения в Литве. В нём много ценного и точного исторического содержания, и поэтому все тенденциозные выходки Курбского против Грозного получают особую силу. Но всё - таки это памфлет, а не история, и верить его автору на слово нельзя. Ещё в большей степени пристрастны иностранные сказания о Грозном. Наиболее ярким образцом можно счесть «послание» лифляндцев Таубе и Крузе о «Великого князя Московского неслыханной тирании». Даже сдержанный Флетчер, учёный англичанин, бывший в Москве спустя пять лет после кончины Грозного, не избег общего настроения: он приписывает личной вине Грозного все неустройства московской жизни того времени. Каким же взглядом оценивают историки деятельность великого царя, опираясь на подобные летописные известия и литературные сказания?
Историк XVIII века князь М. М. Щербатов в своей «Истории Российской» вынес впечатление, что Грозный «в столь разных видах проявляется, что часто не единым человеком является». Порабощённый противоречиями своих источников, историк перенёс их на характер своего героя. Он не удержался от того, чтобы не объяснить эти противоречия путём догадок и умозаключений, и попытался указать некоторые личные свойства Грозного. Недостатки Грозного он противопоставил его «проницательному и дальновидному разуму» и в этом видел внутреннее противоречие и двойственность характера царя.
Теперь нет ни малейшего сомнения в том, что Грозный принадлежал к числу образованнейших людей своего века, получив свои знания и образовав умственные интересы в кружке митрополита Макария. Вместо старых представлений о последних годах жизни Грозного, как о времени унылого бездействия и безумной жестокости, перед историками развернулась картина обычной для грозного широкой деятельности. Вокруг Грозного менялись лица и их влияния, сам царь мог жить добродетельно или порочно, - всё равно, свойства московской политики оставались при нём одинаковыми. Эта политика была большого размаха, и Грозный во втором периоде своих реформ, в опричнинской ломке аграрно - классового строя совершенно тот же, как и в первом периоде церковно - земских преобразований. Он - крупная политическая сила.
1.Начало правления Ивана IV. Реформы избранной рады. Церковная реформа и их оценка
Великий князь Иван Васильевич Грозный родился 25 августа 1530 года. Его отцу, Великому князю Василию Ивановичу было в то время более пятидесяти лет. Он с большим церемониалом крестил сына Ивана в Троице - Сергиевом монастыре, а через год после его рождения в день его ангела «Иоанна - Усекновение главы», 29 августа 1531 года, торжественно построил, по вековому русскому обычаю, церковь на Старом Ваганькове в Москве (где ныне Ваганьковский переулок). Это была благодарственная за рождение сына «обетная» церковь. На этом торжестве присутствовал и его годовалый виновник «князь Иван»1.
Грозный потерял отца, не имея и четырёх лет отроду. Василий умирал в тяжких страданиях, и, предчувствуя роковой исход, стал заблаговременно строить свою думу. Он много занимался составлением завещания и беседами с избранными боярами. Его целью было передав княжение маленькому сыну, образовать около него как бы регенство - боярский совет из доверенных лиц. Таковыми являлись его «сестричичи», князья Бельские (сыновья его двоюродной сестры), князь Михаил Львович Глинский (родной дядя княгини Елены), князья Шуйские, их родич князь Борис Иванович Горбатый - Суздальский, Михаил Семёнович Воронцов и некоторые другие. Особенно он доверялся князю Михаилу Глинскому, боярину Михаилу Юрьевичу Захарьину и своему приближённому дьяку Шигоне. Всё же Василий скончался в тревоге за свою семью и за судьбу государства 4 декабря 1533 года.
Едва успели похоронить великого князя, как уже начались в правительстве Смуты. Великая княгиня Елена Васильевна, которой теперь принадлежало правление государством, освободила себя от установленной над ней опёки и совершила правительственный переворот. Она арестовала своего знаменитого дядю Михаила Глинского и князей Ивана Бельского и Воротынского. Бельский Семён и родственник Захарьина Иван Ляцкий скрылись от опасности опалы в Литву. Во время этого переворота Шуйские остались в правительстве, но главная сила и власть сосредоточилась в руках любимца княгини - Телепнева-Оболенского. С конца 1534 и до конца 1538 года продолжалось это правление великой княгини. 3 апреля 1538 года Елены не стало, а Телепнев был взят «боярским советом» князей Шуйских и их единомышленников. Таким образом, с падением Телепнева восстановился при великом князе Иване тот состав регентства, какой был намечен умиравшим Василием.
Если бы в среде дворцовых вельмож сохранилось согласие, они явились бы обычным регентством, династическим советом, действовавшим в интересах опекаемого монарха. Но эти люди на глазах у малолетнего царя перессорились, превратили время своего господства в непрерывную Смуту. Кругом царило насилие и произвол, за которым не было никакой политической программы, никакого определяющего начала2.
По смерти матери Иван Грозный, тогда ещё ребёнок, был окружён людьми, которые заботились только о собственных выгодах. Перед глазами ребёнка происходила борьба партий: прибить, оборвать противника, сослать его, умертвить, - вот чем оканчивалось дело. У ребёнка - сироты отнимали людей, которых он любил. Перед ним нагло оскорбляли их, потом заточали, замучивали; перед ним Шуйские и их друзья позволяли себе оскорблять память отца его и матери, потому как оказалось, что вельможи не любили великого князя Василия и его жену Елену. Иван тем более оскорблялся этим, что хорошо понимал своё значение, понимал, что он государь, но те самые люди, которые так оскорбляли его, пугали, не обращая никакого внимания на его слёзы и просьбы, - те же самые люди при известных церемониях, например при посольском приёме, стояли перед его престолом в виде покорных слуг. Таким образом, ребёнок привыкал видеть в вельможах своих врагов, но удерживать их и бороться с ними на деле не мог; бессильный гнев, раздражение, досада оставались внутри его и портили его природу: ребёнок затаивал месть до удобного случая. Как только Иван начал подрастать, в нём обнаружились дурные наклонности. Он находил удовольствие мучить животных, а люди, которые должны были смотреть за ним, не останавливали его, позволяли ему делать всё, что он хотел. И вскоре Иван принялся за людей: первой его жертвой был вельможа - правитель, князь Андрей Шуйский. Насилие Шуйского над Фёдором Семёновичем Воронцовым, человеком, который успел приблизиться к молодому государю и понравиться ему, переполнила чашу терпения Ивана, и в конце 1543 года, когда ему было тринадцать лет, он велел схватить и убить Шуйского. Смертью князя Андрея закончилось время Шуйских. Родственники и приверженцы его в последствии подвергались опалам и казням.
По - прежнему не доверяя знатным людям, он приблизил к себе придворного священника Благовещенского собора Сильвестра и Алексея Фёдоровича Адашева, своего ложничего, человека очень незначительного происхождения. Сильвестр, как лицо духовное, как человек, отличающийся высокой нравственностью, имел особенно сильное влияние на улучшение нравственности Ивана. Эти люди построили своё влияние на личной приязни и моральном подчинении царя и удалили от него всех прежних опекунов. Они желали не только нравственно исправить самого Грозного, но и улучшить правление. В митрополите Макарии они нашли помощника и вдохновителя.
Таким образом, около Грозного, видевшего до той поры зло и произвол, образовалась впервые идейная среда. Она оказала могучее влияние и на ход государственных дел и на развитие личностных правительственных способностей, которыми бесспорно был одарён Иван. Но укоренившиеся в нём с детства дурные инстинкты и привычки уже невозможно было истребить.
Образование нового правящего кружка
около Грозного совершилось, конечно
же, не сразу. Адашеву и Сильвестру
удалось сразу сокрушить
Это был частный кружок, во главе которого стоял поп Сильвестр, о котором говорили, как о всемогущем временщике. И сам царь признавался, что покорился воли Сильвестра. Рядом с ним молодой сверстник Грозного Алексей Адашев, занимал второе место, хотя именно Адашев был проводником того влияния, которое шло от Избранной рады. Адашев был из провинциального дворянства, и к дворцу попал в числе тех ребят, которые были взяты для игр к маленькому великому князю Ивану. По - видимому, на придворную карьеру Адашева повлияли его личные качества. О нём отзывались, как о человеке добром, разумном, дельном, и его личные качества нашли широкую популярность даже за пределами его родины. Из остальных членов Избранной рады по имени точно (со слов самого Грозного) известен только князь Дмитрий Курлятев, старый слуга великого князя Василия Ивановича, 1548 или 1549 году пожалованный в бояре. Да ещё к раде можно причислить князя Андрея Михайловича Курбского. О других лицах можно лишь гадать.
Судя по общей тенденции рады, в ней преобладал княжеский элемент, вероятно, княжата из разных удельных линий составляли в ней большинство. Сам Грозный сделал на это намёки в письме Курбскому, указывая на главные вожделения членов рады. В письме он называет княжат изменниками, а самого Курбского «рождение исчадия ехиднова». Известно, что в1553 году именно Избранная рада отошла от Грозного, держалась Владимира Андреевича, и не желала воцарить малютку сына Грозного, в тот момент, когда сам Грозный был очень болен3.
Предпринимая реформу местного управления, царь начинает дело с обновления себя самого. Он, обращаясь к народу, он просит прощения, призывает к исправлению бояр, обличает свои пороки и призывает своих сотрудников к нравственному возрождению. Грозный ограничивает юрисдикцию наместников, вводит в суд присяжных, даёт самоуправление местным обществам, пересматривает Судебник и дополняет его рядом постановлений, направленных на то, чтобы дать торжество правосудию и справедливости. Власть впервые выступает перед народом с заботой об общем благе.
Таковы были первые шаги Грозного по пути реформ, составивших славу его молодости. Правительство произвело перемены в местном управлении и доложило о них церковному собору 1551 года, прося его одобрения. В дополнение к первым преобразованиям, даровало земству право полного самоуправления. Также был внесён ряд перемен в устройство и управление военных сил государства. Были изменены служебные и бытовые условия служилого класса. Произошли перемены в финансово - податной области.
2.Созыв первого Земского собора. Судебник Ивана IV
Не довольствуясь этим, избранная рада направила верховную власть на путь сближения с обществом и устроения государства при общественном содействии. Ее внушению, по всем данным, обязан своим созывом Земский собор. Весьма вероятно, что идея созыва Собора зародилась в среде окружавшего царя духовенства, которое знало Собор церковный для устроения дел церкви. На созыв Собора, быть может, навели царя митрополит Макарий и некоторые другие лица, «пресвитерством почтенные», которые были душой «избранной рады», окружавшей царя. Но и среди боярства, принадлежащего к этой избранной раде, идея Земского собора пользовалась сочувствием. Таким образом, например, Курбский писал впоследствии: «Царь аще и почтен царством, а дарований которых от Бога не получил, должен искати доброго и полезного совета не токмо у советников, но и у всенародных человек, понеже дар Духа дается не по богатству внешнему и по силе царства, но по правости душевной».
С какой же прямой целью был созван первый Земский собор, какое участие принял он в устроении государства? К сожалению, источники не дают нам прямого ответа на эти вопросы, и приходится на этот счет строить догадки и предположения. Опорой для этих догадок служат речи царя, которые он произносил на церковном соборе 1551 года. Из этих речей выносится впечатление, что первый Земский собор созывался для всеобщего примирения, для прекращения тяжб и неудовольствий, накопившихся в обществе от предшествовавшей эпохи боярского, а затем царского произвола и тирании. Обращаясь к митрополиту, епископам, игуменам и всему священному собору, царь говорил им: «в предыдущее лето бил есми вам челом и с боляры своими о своем согрешении, а боляре такоже и вы нас в наших винах благословили и простили, а аз по вашему прощению и благословению и боляр своих в прежних винах во всех пожаловал и простил, да им же заповедал со всеми христианы царствия своего и в прежних всяких делах помиритися на срок, и боляры мои, и вси приказные люди, и кормленщики со всеми землями помирилися во всяких делех». Итак, первый Земский собор собирался в Москве для внутреннего умиротворения государства после неурядиц 30-х и 40-х годов. Роль его, по всем признакам, не ограничилась только общей постановкой этой задачи. Дело в том, что в том же 1550 году царь с братьями и боярами уложил новый Судебник, в коем переработал, дополнил и частью изменил судебник своего деда. Весьма возможно, что импульс и даже материал для этой переработки дали те челобитья, которые к тому времени поступили в Москву из городов и уездов, жалобы на различные непорядки и злоупотребления. Раз царь задумал всех удовлетворить и умиротворить, он непременно должен был принять во внимание и эти заявления и жалобы. Любопытно, что и за окончательной санкцией нового судебника царь обратился к обществу. На церковном соборе 1551 года, на котором присутствовали не одни духовные лица, но и братья князя, князья, бояре «и воини», и который представлял близкое подобие земского собора, царь предложил новый судебник на рассмотрение и утверждение. «Прочтите и рассудите, — говорил он, — аще достойно сие дело, на св. соборе утвердив, подписати на судебники и на уставной грамоте».