Российское государство при трех царях из династии Романовых

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 18:09, контрольная работа

Описание работы

К началу XVII века процесс становления российской государственности не имел полной завершенности, в нем накопились противоречия, вылившееся в тяжелый кризис, охвативший и хозяйство, и социально-политическую сферу, и общественную мораль, этот кризис получил название «Смута». Смутное время (1598-1613) – период фактического безвластия, хаоса и небывалых общественных потрясений.

Содержание

Оглавление
Введение 3
1. Российское государства при первых трех царях из династии Романовых. 4
2. Соборное Уложение 1649 г. Переход от сословно-представительной монархии к абсолютизму. 9
3. Церковный раскол, его влияние на духовную и культурную жизнь России. 11
Заключение 15
Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

к заказу 2851 - история.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

    Во  второй половине XVII в. перестают созываться Земские соборы, монарху-самодержцу они больше не нужны. Последний Земский собор полного состава состоялся в 1653 г., после него цари ограничивались проведением государственных совещаний с представителями отдельных сословий по различным вопросам. Таким образом, отмирает важнейший сословно-представительный орган Российского государства.

    В конце XVII в. изменяется положение и  Боярской думы, которая оставалась боярской к этому времени  только по названию, потому что в 1688 г. из 62 членов Боярской думы только 28 принадлежали к старым боярским родам, остальные  были выходцами из дворян или представителями других сословий. Из постоянно действующего государственного органа, обладающая массой полномочий Боярская дума превращается в нерегулярно функционирующее учреждение.  Место Боярской думы заняла так называемая Ближняя дума, состоявшая из небольшого числа наиболее доверенных царю лиц.

    После принятия Соборного Уложения в законодательной  практике Российского государства появились правовые акты (именные указы), изданные от имени монарха, Боярская дума не принимала участие в издании этих приказов. Несмотря на их второстепенный характер: служебные назначения, указы воеводам и т.д., сам факт их наличия свидетельствовал об укреплении самодержавного начала в государственном управлении6.

    В 1682 г., Федор Алексеевич ликвидировал местничество (порядок распределения служебных мест с учетом происхождения и служебного положения предков, эта система превратила боярство в замкнутую корпорацию, подменяла общесоциальные интересы сословными). Эта мера была осуществлена в интересах среднего дворянства, не довольного тем, что, начиная службу, члены знатных родов минуют низшие должности. Отмене местничества предшествовала подготовительная работа специальной комиссии, возглавлявшейся В. В. Голицыным, которая предложила расписать служилых людей, включая бояр, по полкам на командные должности, «чтобы были меж собою без мест». Отмена местничества нанесла серьезный удар устоям боярско-княжеской аристократии в государственном управлении.

3. Церковный раскол, его влияние на духовную и культурную жизнь России.

    Особую  актуальность во второй половине XVII в. приобрел вопрос о взаимоотношении государства и церкви. По обычаю патриарх всея Руси имел власть блтзкую к монаршей. Иван IV ввел институт патриархата с целью возвеличить свою империю. Раньше митрополит московский был иерархически полчинен патриарху константинопольскому, а теперь появилась должность, не имеющая подчинения. В России сложилось двоевластие, характерное для средневековой Европы, но с досадным исключением: в Европе был один папа римский и сотня монархов, а в России они стояли один на один.

    В 1652 г. патриархом Московским и всея Руси избирается Никон, который мечтает о превращении русской церкви в центр мирового православия. Властный и энергичный, он весной 1653 г. приступает к церковным реформам.

    Первым  шагом Патриарха Никона на пути литургической  реформы, сделанным сразу после вступления на Патриаршество, было сравнение текста Символа веры в редакции печатных московских богослужебных книг с текстом Символа. Обнаружив расхождения между ними (а также между Служебником и другими книгами), Патриарх Никон решился приступить к исправлению книг и чинопоследований. Примерно через полгода по восшествии на патриарший престол, 11 февраля 1653 года, Патриарх указал опустить в издании Следованной Псалтири главы о числе поклонов на молитве преподобного Ефрема Сирина и о двуперстном крёстном знамении. Часть справщиков высказали своё несогласие, в результате трое были уволены, среди них старец Савватий и иеромонах Иосиф (в миру Иван Наседка). Спустя 10 дней, в начале Великого поста 1653 года, Патриарх разослал по московским церквам «Память» о замене части земных поклонов на молитве Ефрема Сирина поясными и об употреблении троеперстного крестного знамения вместо двуперстного. Так началась реформа, равно как и протест против неё — церковный раскол, организованный бывшими товарищами Патриарха протопопами Аввакумом Петровым и Иваном Нероновым.

    В ходе реформы богослужебная традиция была изменена в следующих пунктах:

  1. Широкомасштабная «книжная справа», выразившаяся в редактировании текстов Священного Писания и богослужебных книг, о Царствии Божием стали говорить в будущем («не будет конца»), а не в настоящем времени («несть конца»), из определения свойств Духа Святаго исключено слово «Истиннаго». В исторические богослужебные тексты было внесено также множество других новаций, например, в имя «Ісус» была добавлена ещё одна буква и оно стало писаться «Іисус».
  2. Замена двуперстного крёстного знамения трёхперстным и отмена «метаний», или малых земных поклонов — в 1653 году Никон разослал по всем церквям московским «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны; ещё и тремя персты бы есте крестились».
  3. Крестные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь).
  4. Возглас «аллилуйя» во время богослужения стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая).
  5. Изменено число просфор на проскомидии и начертание печати на просфорах. Хлеб для проскомидии должен быть пшеничным и приготовленным на дрожжах. После церковной реформы патриарха Никона для проскомидии стало использоваться пять просфор (до реформы литургию служили на семи просфорах) в воспоминание евангельского чуда о насыщении Христом пятью хлебами пяти тысяч человек7.

    Патриарху указывали на самочинность таких  действий, и тогда в 1654 году он устраивает собор, на котором в результате давления на участников добивается разрешения провести «книжную справу по древним рукописям греческим и славянским». Однако равнение шло не на старые образцы, а на современную греческую практику. В неделю православия 1656 года в московском Успенском соборе была торжественно провозглашена анафема на тех, кто крестится двумя перстами.

    Резкость  и процедурная некорректность (так, Никон однажды публично избил, сорвал мантию, а затем без соборного  решения единолично лишил кафедры и сослал противника богослужебной реформы епископа Павла Коломенского) проведения реформ вызвала недовольство среди значительной части духовенства и мирян, которое питалось также личной неприязнью к отличавшемуся нетерпимостью и амбициозностью патриарху. После ссылки и гибели Павла Коломенского движение за «старую веру» (старообрядчество) возглавили несколько клириков: протопопы Аввакум, Логгин Муромский и Даниил Костромской, поп Лазарь Романовский, дьякон Фёдор, инок Епифаний, поп Никита Добрынин, по прозвищу Пустосвят и др.

    Большой Московский Собор 1667 года, осудив и  низложив Никона за самовольное оставление кафедры в 1658, анафематствовал всех противников реформ. В дальнейшем в силу государственной поддержки церковной реформы имя Русской церкви было закреплено исключительно за принявшими решения Соборов 1666 и 1667, а приверженцев богослужебных традиций (староверов) стали называть раскольниками и преследовать.

    Протопоп  Аваакум (1620 или 1621— 14 (27) апреля 1682) подверг  точку зрения Никона резкой критике в челобитной царю, написанной им совместно с костромским протопопом Даниилом.

    Аввакум занял одно из первых мест в ряду приверженцев старины и был одной из первых жертв преследования, которому подверглись противники Никона. В сентябре 1653 года его бросили в тюрьму и стали уговаривать принять «новые книги», однако безуспешно. Аввакум Петрович был сослан в Тобольск, затем 6 лет находился при воеводе Афанасии Пашкове, посланном для завоевания «Даурской земли», доходил до Нерчинска, Шилки и Амура, терпя не только все лишения тяжёлого похода, но и жестокие преследования со стороны Пашкова, которого он обличал в разных «неправдах».

    Между тем Никон потерял всякое влияние  при дворе, и в 1663 году Аввакум был возвращён в Москву. Первые месяцы его возвращения в Москву были временем большого личного торжества Аввакума — сам царь показывал расположение к нему. Однако уже вскоре все убедились, что Аввакум не личный враг Никона, а принципиальный противник церковной реформы. Через боярина Родиона Стрешнева царь посоветовал ему, если не присоединиться к реформированной церкви, то по крайней мере не критиковать её. Аввакум последовал совету, однако это продолжалось недолго.

    В 1664 году Аввакум был сослан в Мезень, где он пробыл полтора года, продолжая  свою проповедь и поддерживая  своих приверженцев, разбросанных по всей России. В 1666 году Аввакум был вновь привезён в Москву, где 13 мая после тщетных увещеваний на соборе, собравшемся для суда над Никоном, его расстригли и прокляли в Успенском соборе.

    И после этого не отказывались от мысли  переубедить Аввакума, расстрижение которого было встречено большим возмущением и в народе, и во многих боярских домах, и даже при дворе, где у ходатайствовавшей за Аввакума царицы было в его день расстрижения «великое нестроение» с царём. Вновь уговаривали Аввакума уже перед лицом восточных патриархов в Чудове монастыре, но он твёрдо стоял на своём. В это время его соратников казнили. Аввакум же был наказан кнутом и сослан в Пустозёрск (1667 год). При этом ему не вырезали языка, как Лазарю и Епифанию, с которыми он и Никифор были сосланы в Пустозёрск.

    14 лет он просидел на хлебе и воде в земляной тюрьме в Пустозёрске, продолжая свою проповедь, рассылая грамоты и послания. Наконец, его резкое письмо к царю Фёдору Алексеевичу решило участь и его, и его товарищей: все они были сожжены в срубе в Пустозёрске.

    Аввакум почитается в большинстве старообрядческих церквей и общин как священномученик и исповедник.

Заключение

    После Смуты Русь восстанавливалась долго. Лишь в середине XVII в. появились положительные тенденции в росте благосостояния страны.

    В процессе налаживания жизни после  Смутного времени дворянство все более выдвигается на передний план и представляет собой значительную силу. В 1649 г., согласно Соборному Уложению, крестьяне навсегда прикреплялись к своей земле, а соответственно и к помещику. Юрьев день, по которому крестьяне могли покинуть господина, отменили навсегда.

    Политическая  жизнь XVII в. была отмечена становлением самодержавия. Процесс укрепления царской власти, начатый еще Иваном IV (Грозным), пришел к ослаблению и постепенному упразднению сословно-представительных органов. Земские соборы, к которым ранее неоднократно обращался после Смутного времени Михаил Романов, с 1653 г. перестают собираться совсем. Боярская дума разбавляется поддерживающими самодержавие думными дьяками и дворянами, составляющими до 30 % от общего числа. Такая мера позволила взять под царский контроль боярство. Последующая отмена местничества лишь подтверждает всевозрастающую царскую власть.

    Разрастающиеся  приказы становятся опорой царю. В  последней четверти XVII в. в России существовало свыше 40 приказов. Для контроля над их деятельностью был учрежден Тайный приказ. Но полностью проследить деятельность других приказов он был не в состоянии, так как тех было слишком много.

    В XVII в. ликвидируются местные выборные органы самоуправления. Их место занимают воеводы, назначаемые из центра и получающие кормление за счет местного населения. Во второй половине того же века появляются первые полки «нового строя», состоявшие из «охочих людей» (добровольцев), получавших за свою службу жалованье.

Список  литературы

  1. Беляев  И.Д. История российского законодательства. Серия «Мир культуры, истории и философии» - СПб . 1999 – с.256
  2. Веселовский С. Б. Род Кобылы // Исследования по истории класса служилых землевладельцев. — С. 140—141.
    1. Маньков А.Г. Уложение 1649 года - кодекс феодального права России. – Л., 1980.
    1. Никольский Н.М. История русской церкви. - М . 1983.
    2. Политическая история России.  - М . 1995. Т.1.
    3. Политическая история. Россия – СССР - Российская Федерация - М., 1996. Т. 1.
    4. Пресняков А.Е. Российские самодержцы. – М., 1990.
  1. Пчёлов Е. В. Романовы. История династии. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. — 494 с.
    1. Талина Г.В. Царь Алексей Михайлович: личность, мыслитель, государственный деятель. - М., 1996.

Информация о работе Российское государство при трех царях из династии Романовых