Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 21:30, контрольная работа
Консерватизм и реакционность политической надстройки России первой половины XIX в. предопределили такие же особенности российской правовой системы. Все изменения в праве производятся только для того, чтобы отстоять устои феодализма, абсолютистские порядки. В силу этого и изменения в праве, в его существе невелики.
Стремление удержать и подкрепить устои шатающегося феодализма приводит к идее своеобразной феодальной законности. Вслед за Петром I, требовавшим неуклонного соблюдения законов, ту же мысль проводит спустя столетие Александр I. При этом он демагогически связывает и себя рамками законности. В одной из резолюций Александр I писал: «Закон должен быть для всех единствен. Коль скоро я себе дозволяю нарушать законы, кто тогда почтет за обязанность наблюдать их?» Стремление закрепить существующие порядки приводит к идее систематизации законодательства.
Введение…………………………………………………………………………………стр.3
§1. Развитие общественного строя в первой половине XIX века………………………………………………………………………………………………………стр.4
§2 . Развитие формы государственного единства России в первой половине XIX века………………………………………………………………………………………………стр.9
§ 3. Изменения в государственном механизме России в первой половине XIX века………………………………………………………………………………………………стр.16
§ 4.Систематизация российского права в первой половине XIX в…………………………………………………………………………………………………………..стр.23
Заключение…………………………………………………………………………………………стр.27
Литература……………………………………………………………………………………………стр.29
Еще раньше были реформированы органы отраслевого управления. Петровские коллегии уже на протяжении XVIII в. постепенно хирели. Принцип коллегиальности, существовавший в этих органах, все больше заменялся единоначалием их президентов, а сами коллегии при Екатерине II одна за другой упразднялись. В начале своего правления, в 1802 г., Александр I ввел новые органы отраслевого управления - министерства. Опыт их работы был обобщен и закреплен в 1811 г. "Общим учреждением министерств". Создавались министерства иностранных дел, военное, финансовое, юстиции и др. Круг министерств на протяжении рассматриваемого периода менялся.
Главным отличием министерств от коллегий
было утверждение принципа единоначалия.
Министр полностью отвечал за
руководство вверенной ему
Одновременно с министерствами был создан Комитет министров. Правда, положение о нем было принято десять лет спустя, в 1812 г. Это был совещательный орган при царе, имевший, прежде всего межведомственные и надведомственные функции, т.е. он решал вопросы, касающиеся сразу нескольких министерств или превышающие компетенцию министра. Кроме того, у него был еще собственный круг полномочий, в частности Комитет, наблюдал за губернаторами и губернскими правлениями. В состав Комитета министров входили председатели департаментов Государственного совета, министры, главноуправляющие ведомствами, государственный секретарь.
Учреждением, в котором наиболее
ярко отразился абсолютистский порядок
устройства высших органов управления,
явилась Собственная его
Тайная полиция существовала и до Николая. При восшествии на престол Александр I упразднил Тайную экспедицию, действовавшую с XVIII в. Однако уже в 1805 г., уезжая на войну с Наполеоном, он создал Временный комитет высшей полиции для наблюдения за общественным мнением. После Тильзитского мира этот комитет был преобразован в Комитет общественной безопасности, которому вменялась в обязанность и перлюстрация частных писем. В конце царствования Александра I создаются органы политической слежки и в армии10. Другого рода известность получило II отделение императорской Канцелярии. Оно провело колоссальную работу по систематизации законодательства России.
Местное управление не претерпело в данный период существенных изменений. Во главе губерний стояли губернаторы, на окраинах группы губерний возглавлялись генерал-губернаторами. Во главе уездов стояли капитан-исправники, осуществлявшие свои функции совместно с нижним земским судом, который был не судебным, а полицейским органом. Уезды делились на станы. Для управления казенными крестьянами были созданы волости. Во главе волостей стояли волостные правления из волостного головы, старост и писаря.
Не подверглась существенным изменениям и судебная система. Только при Павле I была несколько упрощена структура сословных судов, созданная екатерининскими "Учреждениями для управления губерний". Отпало верхнее звено трех сословных судов: верхний земский суд, губернский магистрат, верхняя расправа. Нижнее звено сословных судов - уездный суд, городовой магистрат, нижняя расправа - замкнулось непосредственно на губернские судебные палаты.
Тем не менее, судебная система оставалась сложной и громоздкой, зараженной волокитой и взяточничеством.
Низкий образовательный
Если в системе
Не претерпела принципиальных изменений
и организация вооруженных сил.
Правда, многочисленные войны первой
половины XIX в. заставили увеличить
состав армии. В то же время был
несколько сокращен срок службы в
войсках. Наиболее заметным событием в
истории вооруженных сил этого
периода было создание военных поселений.
Громадные расходы на армию побудили
к попытке поставить армию
на самообеспечение. В 1808 - 1809 гг. по инициативе
А.А. Аракчеева в нескольких губерниях
государственные крестьяне
Были построены специальные поселки с хорошими каменными домами и хозяйственными помещениями. Солдаты жили с семьями, занимаясь привычным крестьянским трудом. Но сверх того они должны были нести военную службу, т.е. заниматься строевой и всякой иной боевой подготовкой.
Идея военных поселений себя не оправдала. Сэкономить на содержании армии не удалось, когда же попытались такую экономию провести за счет уменьшения ассигнований на военных поселенцев, это привело к волнениям. Восстания военных поселенцев вызывались и злоупотреблениями начальников, притеснениями со стороны командиров. Военные поселения не оправдали себя не только экономически, но и политически: надежда создать из военных поселенцев особую касту - опору самодержавия - не сбылась.
Военные поселения, в конце концов, трансформировались как бы в подсобные хозяйства. Работая в них, солдаты, освобожденные от строя, обеспечивали производимой продукцией определенные воинские части. В конце данного периода в свете надвигающихся реформ эти поселения были вообще упразднены.
Таким образом, политическая надстройка России в дореформенный период оставалась феодальной, приспособленной к защите устоев феодального общества, охраняющей и отстаивающей интересы господствующего класса феодалов от всякой угрозы его существованию и господству. Вместе с тем на государственном механизме не могли не отразиться те серьезные изменения, которые происходили в базисе, - неуклонное развитие капиталистического уклада. Сопротивляясь действию новых сил, самодержавие не могло не идти на некоторые, хотя и не очень значительные, уступки. Так, в 1802 г. было учреждено Министерство коммерции, в 1828 - 1829 гг. - Мануфактурный и Коммерческий советы при Министерстве финансов.
Некоторые отечественные авторы полагают, что уже в данный период феодальное государство в России сделало известный шаг по пути превращения в буржуазную монархию.11С этим можно согласиться с той лишь оговоркой, что это, скорее, не шаг, а шажок. Но совершенно бесспорно, что в середине XIX в. феодальная государственность в России вступила в полосу сильнейшего кризиса. Нужны были перемены. И эти перемены вскоре были произведены буржуазными реформами 60 - 70-х гг.
§ 4 Систематизация российского законодательства в первой половине XIX в. Задача систематизации законодательства была поставлена еще в начале XVIII в. Петром I. В 1720-1725 гг. работала Уложенная комиссия. Был подготовлен проект нового Уложения, текст которого так и не был принят в связи со смертью императора. Работа над новым Уложением была продолжена Екатериной II. В 1767 г. ею была созвана Уложенная комиссия, в состав которой вошли представители различных сословий. К началу комиссии Екатериной II был подготовлен «Наказ», в котором, помимо декларации общих принципов управления государством, излагались принципы проведения кодификационной работы. Ставилась задача не просто пересмотреть старые законы, собрав их воедино, но выработать единое уложение на новых началах. Была разработана новая юридическая техника, основанная на западноевропейском опыте. Было предложено все правовые нормы разделить на «право общее» и «право особенное». «Право общее» должно было включать правовые нормы, регулирующие систему управления государством, порядок судопроизводства, основы судебной системы, основы уголовного права, полицейской системы и благочиния и пр. «Право особенное» регулировало отношения между сословиями, права собственности, обязательственные и брачно-семейные отношения. Комиссия собрала и
систематизировала большое Работа уложенной комиссии была приостановлена в связи с начавшейся войной с Турцией, а в 1774 г. комиссия была окончательно упразднена. В 1796 г. при Павле I вновь была возобновлена работа по созданию Уложения. Но теперь ставилась задача не проведения кодификационной работы, а собрания воедино всех действующих законов. Комиссия подготовила 17 глав по уголовному судопроизводству, 9 глав по вотчинному праву и 13 — по уголовному. В 1801 г. Александром I была создана новая комиссия по подготовке уложения, которая должна была руководствоваться следующими правилами: — законы должны строиться на «непоколебимых основаниях права»; — законы должны определять основы государственного строя (структуру и компетенцию государственных органов, права и обязанности подданных); — законы должны определять основы судопроизводства и судоустройства; — законы должны быть расположены по строгой системе. Комиссии предстояло подготовить: 1) общие государственные законы, взяв за основу те действующие законы, которые «наиболее полезны для блага народа»; 2) законы о судоустройстве и судопроизводстве; 3) местные законы для тех частей государства, где не действовали общие законы. Уложение должно было состоять из шести частей: — «законы органические и коренные» определяли правовой статус императора; — «общие основания и начала права» — содержали общие понятия права (формы права, принципы его толкования, понятия лица, вещи, владения, собственности и др.); — общие гражданские законы (лица, вещи, обязательства); — уголовные законы и устав благочиния; — способы исполнения и применения законов, законы о судоустройстве и судопроизводстве; — местные законы для особых регионов страны. С 1808 г. работой по кодификации начал заниматься М.М. Сперанский, который преобразовал комиссию, разделив ее на Совет, правление и группу консультантов. После открытия Государственного совета в 1810 г. работа по систематизации законодательства была сосредоточена в Комиссии по составлению законов, входившей в состав Государственного совета. Под руководством М.М. Сперанского были подготовлены проекты трех частей гражданского уложения. Основные положения его были заимствованы из Гражданского кодекса Наполеона, что вызвало серьезную критику проекта. М.М. Сперанский вышел из состава комиссии, работу над законодательством возглавил Розенкампф. В 1813-1814 гг. были подготовлены новый проект Гражданского уложения, а также проекты Торгового и Уголовного уложений. Однако и они были отвергнуты при обсуждении в Государственном совете, которым было принято решение о составлении систематического свода действующих законов. После смерти Александра I работа
по систематизации была передана второму
отделению Собственной его К этому времени было принято
окончательное решение Подготовительным этапом к созданию Свода действующих законов была работа над Полным собранием законов Российской империи, В котором были собраны и расположены в хронологическом порядке все законодательные акты, изданные после Соборного уложения 1649 г. Сложность состояла в том, что после 1649 г. ни разу не осуществлялась ни одна публикация свода законов. В архивах было обнаружено свыше 2 тыс. актов, ранее нигде не публиковавшихся. Был составлен реестр отобранных актов, куда вошли законодательные акты, изданные верховной властью и правительственными органами, судебные решения, ставшие судебным прецедентом, толкования к законам и наиболее важные частные решения. Таких актов набралось свыше 50 тыс. В 1830 г. Полное собрание законов Российской империи было подготовлено и опубликовано. Оно состояло из 40 томов законов и 6 томов приложений. В него вошли в хронологическом порядке все действующие и утратившие силу законы с 1649 г. Одновременно велась работа над Сводом действующих законов. При его составлении была использована следующая юридическая техника: — статьи Свода, основанные на одном действующем указе, излагались словами указа без изменений; — статьи Свода, основанные на нескольких указах, излагались словами главного указа с дополнениями и пояснениями из других указов; — каждая статья сопровождалась ссылками на указы, не вошедшие в нее; — при наличии противоречащих друг другу указов выбирался наилучший или более поздний; — сложные тексты упрощались. Свод законов состоял из 8 разделов: 1) Основные государственные законы. 2) Учреждения: центральные, местные и устав государственной службы. 3) Законы правительственных сил: уставы о повинностях, о податях и пошлинах, таможенный, монетный, горный, о соли, лесной, оброчных статей и счетные уставы. 4) Законы о состояниях. 5) Законы гражданские и межевые. 6) Уставы государственного благоустройства: духовных дел, иностранных исповеданий, кредитный, торговый, промышленный, путей сообщения, почтовый, телеграфный, строительный, о сельском хозяйстве, о найме на сельские работы, о трактирных заведениях, о благоустройстве в казачьих селениях, о колониях иностранцев на территории империи. 7) Уставы благочиния. 8) Законы уголовные. Свод законов включал лишь действующие законы, которые делились на основные группы в соответствии с наличием, по замыслу М.М. Сперанского, двух правовых порядков: государственного (разделы 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8) и гражданского (разд. 5). Впервые гражданское право было выделено в отдельную отрасль. Формального выделения других отраслей не было произведено, однако структура Свода свидетельствует о том, что сложились отрасли права: государственное, гражданское, административное, уголовное. Каждая статья Свода сопровождалась комментарием, не имевшим, однако, силы закона. В 1832 г. был опубликован Свод законов Российской империи в 15 томах, а в 1835 г. он был введен в действие. В последующие годы неоднократно производилось его переиздание. |
Заключение
Исследовав в данной работе изменения в государственном аппарате России в первой половине 19 века необходимо отметить, что в первой половине XIX в. абсолютная монархия в России стремилась приспособить государственный аппарат к изменениям в экономическом строе (кризис феодального строя, складывание в недрах феодальной формации капиталистического уклада). Специфическими чертами монархии была ее политическая гибкость (лавирование между реформами и военно-полицейскими методами управления), укрепление внешней "законности" императорской власти и деятельности учреждений, проекты реформ, исходящие от представителей высшей бюрократии, усиление карательного аппарата и идеологического воздействия крепостнического государства.
Усложнение задач государства вызвало необходимость создания ряда высших государственных учреждений с более четким функциональным назначением: Государственного совета, Комитета министров, Собственной е. и. в. канцелярии, превращения Сената в высший орган суда и надзора.
На рубеже XVIII и XIX вв. произошла
смена коллегиальной формы
Сложившаяся ситуация привела к
тому, что в 1804 г. была создана новая
кодификационная комиссия под руководством
М.М. Сперанского. Комиссия создала
проекты гражданского, уголовного и
торгового уложения. Но уложения эти
не были приняты, так как содержали
в какой-то мере нормы буржуазного
права и представляли собой попытку
реформировать
Литература
1 Буганов В.И., Преображенский А.А., Тихонов Ю.А. Эволюция феодализма в России. Социально-экономические проблемы. М., 1980. С. 153.
2 Калнынь В. Очерки истории государства и права Латвии в XI - XIX веках. Эпоха феодализма и домонополистического капитализма. Рига, 1980. С. 114.
3 Зайончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX веке. М., 1978. С. 9.
4 История государства и права Казахской ССР. Ч. 1. Алма-Ата, 1982. С. 106 - 107.
5 Бардах Ю., Леснодорский Б., Пиетрчак М. История государства и права Польши. М., 1980. С. 331.
6 .: Бардах Ю., Леснодорский Б., Пиетрчак М. Указ. соч. С. 350.
7 История государства и права Казахской ССР. Ч. 1. С. 88.
8 Ерошкин Н.П. Крепостническое самодержавие и его политические институты (первая половина XIX века). М., 1981. С. 29.
9 Сафонов М.М. Проблема реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII и XIX вв. Л., 1988. С. 36 - 38.
10 Федоров В.А. Александр I // Вопросы истории. 1990. N 1. С. 62 - 65.
11 Ерошкин Н.П. Указ. соч. С. 33, 37 и сл.
Информация о работе Российское государство и право в первой половине XIX века