Российское государство и право в первой половине XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 21:30, контрольная работа

Описание работы

Консерватизм и реакционность политической надстройки России первой половины XIX в. предопределили такие же особенности российской правовой системы. Все изменения в праве производятся только для того, чтобы отстоять устои феодализма, абсолютистские порядки. В силу этого и изменения в праве, в его существе невелики.
Стремление удержать и подкрепить устои шатающегося феодализма приводит к идее своеобразной феодальной законности. Вслед за Петром I, требовавшим неуклонного соблюдения законов, ту же мысль проводит спустя столетие Александр I. При этом он демагогически связывает и себя рамками законности. В одной из резолюций Александр I писал: «Закон должен быть для всех единствен. Коль скоро я себе дозволяю нарушать законы, кто тогда почтет за обязанность наблюдать их?» Стремление закрепить существующие порядки приводит к идее систематизации законодательства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………стр.3
§1. Развитие общественного строя в первой половине XIX века………………………………………………………………………………………………………стр.4
§2 . Развитие формы государственного единства России в первой половине XIX века………………………………………………………………………………………………стр.9
§ 3. Изменения в государственном механизме России в первой половине XIX века………………………………………………………………………………………………стр.16
§ 4.Систематизация российского права в первой половине XIX в…………………………………………………………………………………………………………..стр.23
Заключение…………………………………………………………………………………………стр.27
Литература……………………………………………………………………………………………стр.29

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 56.37 Кб (Скачать)

Сложившаяся ранее тенденция к  инкорпорации присоединенных земель продолжала развиваться. Тем не менее, существовали районы, имевшие особый правовой статус, причем достаточно вольный. Особый правовой статус этих районов складывался, разумеется, в феодальных формах.

Широкое самоуправление имела в  составе Российской империи Финляндия. Став частью России, она не только ничего не потеряла, но и впервые в своей  истории приобрела государственность, хотя и с определенными ограничениями. Эти льготы были обусловлены исторической обстановкой, в которой происходили присоединение и развитие Финляндии. Она вошла в состав России не без поддержки определенных кругов финского общества, компенсацией, за что и стало самоуправление. Царское правительство не хотело иметь под боком у столицы очаг недовольства. Наоборот, оно было заинтересовано в том, чтобы подходы к Петербургу с запада и северо-запада охранялись в спокойных условиях. Кроме того, самоуправление Финляндии не было источником особого беспокойства для царизма, этот край не причинял царскому правительству столько хлопот, как, скажем, Польша или Кавказ. Существовало и определенное давление западноевропейских кругов на царя.

Правовой статус Финляндии в  составе Российской империи был  предметом споров между дореволюционными государствоведами. Так или иначе, но Финляндия в составе империи обладала атрибутами государственности. Она официально именовалась Великим княжеством, имела органы власти, в том числе сейм, правда, не собиравшийся с 1809 по 1863 гг. В Финляндии были независимые от России судебная и правовая системы. В 1813 г. был выработан даже проект Конституции Финляндии, однако силу закона он не получил. Конечно, титул великого князя финляндского перешел к императору России, а в Финляндии его особу представлял генерал-губернатор. Больше всего взаимоотношения Финляндии с Российской империей походили на классически феодальную систему персональной унии. Финляндия получила даже особый таможенный статус. Она смогла с выгодой для себя торговать как с Западом, так и с Россией. Между Финляндией и Россией в 1811 г. была восстановлена таможенная граница, создавшая льготный режим для финской буржуазии. Эти, как и другие, обстоятельства привели к тому, что экономика Финляндии, особенно ее отсталых восточных районов, в составе Российской империи резко пошла в гору.

Другим национальным районом, обладавшим первоначально широким государственно-правовым статусом, была Польша, получившая после  присоединения к России Герцогства Варшавского название Царства Польского. По мнению современных польских исследователей, статус Польши в составе Российской империи после 1815 г. можно определить как личную унию5. Царство Польское получило конституцию, которой Александр I даже присягнул, что создало своеобразное положение, когда самодержавный в империи монарх стал ограниченным в ее части. Конституция Царства Польского была более либеральной, чем Конституция Герцогства Варшавского, дарованная ему Наполеоном. Конституция Царства Польского вообще была наиболее либеральной из конституций тогдашней Европы. В Центральной Европе Польша являлась единственным государством, обладавшим парламентом, избираемым прямыми выборами всеми общественными классами, хотя и с незначительным участием крестьян. В Царстве Польском была сохранена своя армия, в качестве официального государственного языка выступал польский, органы власти формировались, как правило, из поляков. Существовал герб Царства Польского, католическая религия была объявлена пользующейся "особым покровительством правительства". Сохранилось гражданское законодательство, введенное в Герцогстве Варшавском в 1808 г., по образцу Кодекса Наполеона.

Предоставление конституции Царству  Польскому, как и другие льготы, было своеобразным утешением для поляков, лишившихся самостоятельного государства6. Для России же включение нового края в состав империи оказалось источником беспокойств на всем протяжении XIX и даже XX вв. В то же время вряд ли можно согласиться с мнением некоторых авторов, что для России присоединение такого в то время экономически развитого района не имело хозяйственного значения. 

Даже столь широкие права, которые  получило Царство Польское, не устраивали, впрочем, определенную часть поляков, преимущественно шляхту. Она мечтала  о восстановлении независимой Польши, притом в границах Речи Посполитой, т.е. с включением в ее территорию литовских, белорусских и украинских земель. Это явилось главной причиной восстания 1830 - 1831 гг. Однако восстание привело к потере и существовавших вольностей. Уния сменилась инкорпорацией. Был упразднен сейм. Правовое положение края стало определяться Органическим статутом, изданным Николаем I в 1832 г. Из государства Царство Польское превратилось в провинцию, даже ее административное деление было в конце концов изменено: вместо воеводств были учреждены губернии (1857 г.)  Прибалтика была инкорпорирована еще в предыдущем веке. В данный период она делилась на три губернии - Эстляндскую, Лифляндскую и Курляндскую, объединенные одним генерал-губернаторством. Управление Остзейским краем строилось на общеимперских началах, однако здесь были и свои особенности, преимущественно в организации сословного управления и суда. Для Прибалтики был издан даже свод местных узаконений, гарантирующих древние привилегии дворянству, мещанству, духовенству.

Включение молдавских земель в состав Российской империи, присоединение  к ней большей части молдавского  народа не привели, однако, в это  время к воссозданию молдавской государственности. Больше того, молдавские земли были разделены между разными  административными единицами, а  молдавское население было смешано  в одной административной единице  с инонациональным. Границы административных единиц сложились по историческому (очередность присоединения) и географическому принципам.

Тем не менее, Бессарабия, где проживало компактное большинство молдаван, получила особый правовой статус. Этот статус не предполагал элементов государственности, но местное население, разумеется, феодалы, получило определенные права в управлении краем.

Молдавским боярам удалось сохранить  старую систему управления краем  и после присоединения Бессарабии к России. Желая упрочить свою социальную базу в Бессарабии, царизм впервые годы поддерживал это стремление и временно (с 1812 по 1828 г.) сохранил выгодное боярству административное устройство, существовавшие до этого в крае поземельные отношения, законы и обычаи.

По "Правилам временного правления  Бессарабской областью" 1813 г. управление Бессарабией осуществлялось гражданским  губернатором (им был назначен молдавский боярин Скарлат Стурдза) и Временным областным правительством во главе с губернатором.

Бессарабия была поделена на девять цинутов, в каждый из которых губернатором назначались исправники из молдавских бояр. Им подчинялись околаши (волостные старшины).

В 1816 г. в Бессарабии была учреждена  должность наместника, при котором  функционировал Временный комитет, а по "Уставу образования Бессарабской области" 1818 г. были учреждены Верховный  совет во главе с наместником  в составе 11 человек и областной  суд. Впоследствии этот порядок был  отменен, и по "Учреждению для  управления Бессарабской областью" 1828 г. на ее территории была введена  общерусская административная система. Запрещалось ведение делопроизводства на молдавском языке.

После присоединения Молдавии к  России некоторое время сохранялись  местные особенности и в судебных учреждениях. Но в 1818 г. при наместнике был учрежден областной суд в  составе уголовной и гражданской  палат. Уголовный суд руководствовался русскими, гражданский - молдавскими  законами, в том числе Шестикнижием Арменопуло.

Финляндия, Польша и другие западные районы империи, будучи включенными  в нее, не стали тем не менее колониями России. По своему экономическому развитию они стояли на одном уровне с Центральной Россией, и их экономика продолжала успешно развиваться в составе империи. Переселение шло не на вновь присоединенные территории из метрополии, а как раз наоборот - из Прибалтики и Белоруссии на восток, в глубь России. Западные районы империи стали не сырьевой, а наоборот, промышленной базой страны.

По-другому дело обстояло на востоке  и юго-востоке империи. С завершением  вхождения Закавказья в Российскую империю существовавшая здесь ранее  государственность была постепенно упразднена. Уже в 1801 - 1802 гг. было упразднено Карталино-Кахетинское царство и  из его территории образована Грузинская губерния. В 1810 г. было упразднено Имеретинское царство, а в 1829 г. - Гурийское княжество. Некоторые мелкие феодальные владения в Грузии сохранились, однако, до самого конца периода (до 1857 г. - Мегрелия, до 1858 г. - Сванетское княжество). Управление Грузией было вверено командиру отдельного Кавказского корпуса, который одновременно был "главнокомандующим Грузии". Непосредственное управление Грузией было сосредоточено в Верховном грузинском правлении, во главе которого стоял царский генерал, он же - помощник главнокомандующего по гражданскому управлению.

Государственность в Северном Азербайджане не сохранилась. Его территория после  перехода в состав России была разделена  на провинции, а последние - на магалы. Однако магальное управление возглавлялось чиновниками из местных феодалов (во главе провинции стояли русские чиновники). Правда, первоначально и в Азербайджане, подобно Грузии, сохранялись мелкие феодальные владения. Но уже в 1804 - 1806 гг., в ходе присоединения, были ликвидированы Ганджинское, Бакинское и Кубинское ханства. Позднее были упразднены ханства, признавшие сюзеренитет русского царя: в 1819 г. - Шекинское, в 1820 г. - Ширванское, в 1822 г. - Карабахское, в 1826 г. - Талышское.

Сходные процессы проходили и в  Казахстане. Однако в силу значительно  меньшей развитости этого района они шли медленнее. Сказались, конечно, и необъятные просторы казахских  степей, и их большая отдаленность от центра империи.

Процесс добровольного присоединения  Казахстана к России, начатый еще  в XVIII в., завершился в середине XIX в. переходом Старшего жуза под сюзеренитет русского царя. Уже в XVIII в. отношения Казахстана с Российской империей строились как типично феодальные отношения сюзеренитета-вассалитета. Правда, современные казахские исследователи видят здесь и протекторат7. Однако вряд ли в это время можно говорить о протекторате, свойственном более развитым, буржуазным империям.  Со временем власть казахских ханов все более слабеет. Устанавливается порядок, по которому ханы, избранные местными султанами, должны утверждаться российским правительством. А царь утверждает только угодных ему, т.е. более покорных, лиц. В XIX в. ханская власть вообще упраздняется. Казахстан включается в общую систему управления империи, хотя сохраняет свои существенные особенности, связанные с кочевым хозяйством и родоплеменной организацией. При этом единого статуса для разных районов Казахстана установлено не было, западные и восточные его области управлялись на основе различных специальных законов (Устав о сибирских киргизах 1822 г., Положение об управлении оренбургскими казахами 1844 г. и др.).

Таким образом, в развитии формы  государственного единства в данный период можно отметить две взаимосвязанные  тенденции: к усложнению, вызванную расширением территории империи, и к упрощению, обусловленную политикой царизма на укрепление централизации, единообразия и в определенной мере русификации национальных окраин. Причем архаичные, чисто феодальные формы государственного единства (сюзеренитет-вассалитет, личная уния) сменяются свойственными буржуазному государству отношениями административной инкорпорации, унитаризма, хотя процесс этот не будет доведен до конца.

 

§ 3. Изменения в государственном механизме 

 

В развитии Российского государства  выделяется в качестве самостоятельного период с начала XIX в. до 1861 г. В это  время, особенно в царствование Николая I, абсолютизм достигает своего апогея. Вся власть была сосредоточена в  руках одного лица - императора всероссийского. В Основных законах, открывающих  Свод законов Российской империи, идея самодержавия сформулирована четко  и безапелляционно: "Император  Российский есть монарх самодержавный  и неограниченный. Повиноваться верховной  его власти не только за страх, но и  за совесть сам Бог повелевает". По-прежнему, как видим, самодержавие идеологически обосновывается божественным происхождением. Вместе с тем появляется новая идея - идея законности власти монарха8. Император в данный период стремился лично вмешиваться даже в мелочи государственного управления. Конечно, такое стремление было ограничено реальными человеческими возможностями: царь был не в состоянии обойтись без государственных органов, которые проводили бы его желания, его политику в жизнь. Русский посол в Лондоне граф С.Р. Воронцов в 1801 г. в частном письме писал: "Страна слишком обширна, чтобы государь, будь он хоть вторым Петром Великим, мог все делать сам при существующей форме правления без конституции, без твердых законов, без несменяемых и независимых судов".

Разговоры о конституции велись при Александре I. Были составлены даже два проекта - М.М. Сперанского, а  позже Н.Н. Новосильцева. Несмотря на то, что они были составлены с расчетом, ни в коей мере не колебать устои самодержавия, дальше авторских упражнений дело не пошло.

Спокойно обходясь без конституции, российские императоры не могли в  то же время обойтись без совершенствования  государственного аппарата, без приспособления его к нуждам нового времени. По мнению современных исследователей, необходимость  реформ обусловливалась двумя основными  обстоятельствами. Во-первых, развитие буржуазных отношений в России и  буржуазной революции на Западе требовало  приспособить государственный аппарат  так, чтобы он мог отстоять феодальные порядки. Во-вторых, дворянство, его  верхушка, в том числе и верхи  чиновничества, хотели держать императора в своих руках, чтобы он не вздумал  посягнуть на их классовые привилегии, объективная необходимость ограничения  которых давно назрела.9Развитие государственного механизма в целом характеризуется в предреформенный период консерватизмом и реакционностью. Изменения, в нем происшедшие, невелики и относятся преимущественно к самому началу века, когда молодой Александр I с кружком аристократов-единомышленников решил провести либеральные реформы. Эти реформы, однако, остановились на учреждении министерств и Государственного совета.

Получив от императора поручение, разработать проект преобразования государственного механизма, М.М. Сперанский предложил создать Государственную думу - представительный орган, избираемый собственниками недвижимости, которому вручались законосовещательные прерогативы. Одновременно предлагалось создать сугубо чиновничий Государственный совет, на который возлагались бы тоже законосовещательные и вместе с тем административные обязанности. Идея Государственной думы была решительно отвергнута, ибо в ней увидели попытку ограничения самодержавия, а Государственный совет в 1810 г. был создан.

Через Государственный совет должны были проходить все законопроекты. Он и сам должен был разрабатывать  важнейшие из них. Вместе с тем  в "Образовании Государственного совета" подчеркивалось, что ни один проект не может стать законом без утверждения его императором. На Государственный совет возлагались также обязанности по финансовому управлению.

Совет состоял из общего собрания и четырех департаментов: департамента законов, департаментов дел военных, дел гражданских и духовных, государственной  экономии. Председателем Государственного совета считался сам император. Однако предусматривалось, что он может  поручить функцию председательствования  одному из членов Совета. Практически  в течение рассматриваемого периода  царь сам ни разу не председательствовал  в Совете.

Информация о работе Российское государство и право в первой половине XIX века