Российский парламентаризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 11:12, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи исследования. Основной целью курсовой работы является выявить сущность, содержание и основные характеристики процесса становления и развития российского парламентаризма.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
1) проанализировать понятия и сущность парламентаризма.
2) охарактеризовать исторические формы парламентаризма.
3) исследовать современные разновидности парламентаризма
4) изучить этапы формирования российского парламентаризма.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Структура парламентаризма 7

§ 1. Понятие парламентаризма в политической науке 7

§ 2. Исторические формы парламентов 9

Глава 2. Парламентаризм в России 13

§ 1. Этапы формирования российского парламентаризма 13

§ 2. Современный российский парламентаризм. 17

Заключение 22

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая Российский Парламентаризм.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, сравнивая приведенные выше современные взгляды ученых, можно сказать, что парламентаризм, рассматривается по двум основаниям. Первое – парламентаризм рассматривается как теоретическая концепция, которая обосновывает деятельность именно законодательной власти. Второе – в зависимости от роли парламента в системе разделения властей. Здесь выделяются точки зрения о ведущей роли парламента и о его привилегированном положении среди органов государственной власти.

    

     § 2. Исторические формы парламентов

 

     Система народного представительства существовала еще у древних государств. В  эпоху родоплеменного устройства общества высшим

                                                       

                                                         10

законодательным органом общины было «народное собрание». В разных государствах оно именовалось  по разному.

     У древней и средневековой Руси существовало «вече» - для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни. Участниками вече были «мужи» — главы всех свободных семейств сообщества (племени, рода, поселения, княжества). Их права на вече были различны в зависимости от социального статуса.

     В древнем Риме народные собрания назывались «комициями», которых существовало три вида:

    • Куриятные – собрание патрициев (лат. patricii, от pater – отец) по куриям (лат. сuria – муж, взрослый мужчина). В эпоху царствия (VIII—VI века до н. э.) решали вопросы войны и мира, избрания царей. В эпоху республики, с появлением других видов комиций, потеряли политическое значение, сохранив формальное право вручения верховной власти магистратам (от лат. magistratus — сановник, начальник), а также право решения вопросов касающихся религии.
    • Центуриатные комиции - собрания по центуриям (лат. centuria — сотня, от centum – сто), объединявшим и патрициев, и плебеев (лат. plere — наполнять) по принципу имущественного ценза. Они были основаны в середине VI в. до н. э. Сервием Туллием. Изначально это были собрания воинов. Центуриатные комиции решали вопросы войны и мира, избирали высших магистратов, исполняли судебные функции. Созывались высшими магистратами.
    • Трибутные комиции - собрания всех граждан по территориальным округам - трибам (лат. tribus, от tribuo — делю,

                                                

                                                 11

      разделяю). Образовались они из сходок плебеев, где избирались народные трибуны и плебейские эдилы (лат. aedilis от aedes — храм) – должностные лица. В результате борьбы плебеев с патрициями с 287 до н. э. эти комиции получили законодательную власть а потом и судебную, а также право избирать всех низших магистратов, превратившись в важнейший вид народных собраний.

     У монголов, а позже и у некоторых  тюркских народов, народное собрание называлось «курултай» - орган народного представительства, всенародный съезд знати для решения важнейших государственных вопросов. Понятие курултай в своем значении вошло в употребление только на рубеже XII-XIII веков, когда Чингисхан объединил мелкие монгольские племена.

     Аналогично  «курултаю» в период ханства у  казахов собирался «маслихат». Собирался раз в год для: перераспределения кочевых маршрутов, объявления войны, заключения мира, избрание ханов и принятия законов. Мужчины должны были брать с собой оружие.

     У древних скандинавских и германских племен народное собрание именовалось  «тинг». Оно состояло из свободных мужчин страны или области. Тинги имели законодательные полномочия, право избирать вождей или королей. Под влиянием скандинавов тинги появились и в северной Англии.

           Парламентов различных видов и вариаций в истории государств большое множество, здесь приведены только некоторые из них. Получается, что формальный источник власти народа присутствовал всегда в каждом государстве.

     Сама  потребность в парламентской форме правления нарастала по мере развития и укрепления государств в различных странах мира. Причинами

 

                                                      12

этого были: расширение территорий, разрастание масштабов, увеличение экономики и производства государств и многое другое.

     Парламент выполнял роль слияния власти и общества. Постепенно из представительного органа, призванного сглаживать конфликты между властью и народом, парламент превратился в большинстве стран в высший государственный орган.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                         13

     Глава 2. Парламентаризм в  России

 

     § 1. Этапы формирования российского парламентаризма

 

     Парламентаризм  в России имеет свою особенность  развития, которая выражается в главенствующей роли государства в процессах  социальной интеграции и изменении общественных отношений.

     Первый  этап начала формирования отечественного парламентаризма берет свое начало во времена политического развития Киевской Руси и земель Новгорода  и Пскова (IV – V века). На ранней стадии развития парламентаризма его зачатками можно считать совещательный орган при князе, состоявший из бояр и знатных дружинников. Законы разрабатывались и утверждались князем вместе с его приближенными. Однако эти начинания не получили последующего развития. Княжеские междоусобицы и вражда  не способствовали устремлениям к демократическому правлению. В большей мере не оставляло для этого возможностей татаро-монгольское иго. В Новгороде и Пскове все было иначе, здесь фактически сложились феодально-республиканские политические режимы у которых ведущую роль занимало Вече. Вече избирало и смещало высших должностных лиц, изменяло законодательство, принимало решения по важнейшим делам общества.

     Таким образом, на первом этапе становления  парламентаризма на Руси в раннефеодальной монархии наряду с князем и его дружиной важную роль играло народное собрание – Вече, уходящее своими корнями в эпоху племенных сходов. Это было продолжение традиций военной демократии родоплеменного периода, направленное на ограничение власти князя.

     Второй  этап в развитии российского парламентаризма связан с процессом объединения русских земель вокруг Москвы (XVI – XVII века). Образовывалось единое общенациональное государство.

                                                         14

     Позже сложившиеся условия развития страны привели к установлению сильной исполнительной власти с правительственными органами. К нему должна быть отнесена и Боярская Дума, которая в принципе никогда не выполняла функции общенационального сословно-представительного органа. Кроме Боярской Думы к элементам представительной демократии также относятся Земские соборы, земские избы. Их можно считать элементами сословно-представительной демократии, именно они были началом той демократии, которую в современном мире называется представительной, имея в виду все общество, все его составные части.

     Третий  этап в развитии отечественного парламентаризма охватывает период с начала XVIII в. до 1917 г. и характеризуется движением к буржуазному парламентаризму.

     В первой четверти XVIII в. окончательно завершился процесс отмирания сословно-представительной монархии в России. Ее сменила абсолютная монархия. В истории России начался период абсолютизма.   Возникновение парламентаризма в России в современном его понимании можно считать с выходом «Манифеста об усовершенствовании государственного порядка» (17 октября 1905 г.), по которому Государственная Дума провозглашалась «законодательным учреждением». «Положение первого в истории российского государства постоянно действующего представительного органа изначально было двойственным. С одной стороны, согласно Манифесту от 17 октября 1905 г., «никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы». С другой стороны, статья 87 «Основных государственных законов» позволяла императору издавать между сессиями Думы любые указы и манифесты, имевшие силу закона»14. В нем особое внимание обращалось на разграничение двух понятий – идеи «разделения властей», основанного на

                                                         15

рациональном  подходе к ветвям государственной власти, и более «европейской» идеи «ограничения власти» государя, которая далеко не всегда подразумевала четкое и рациональное отделение исполнительной власти от законодательной. «Император, как и прежде, назначал и смещал министров, ответственных только передним. Ему принадлежало исключительное право заключать договоры с другими государствами. Прерогативы Думы вообще не распространялись на вопросы внешней политики. Хотя Дума и получила право утверждать государственный бюджет, многие его статьи (расходы Синода и основных министерств — императорского двора, военного, морского, внутренних и иностранных дел) были изъяты из ее ведения, так что она могла контролировать не более половины бюджета. К тому же Дума была лишена права пересмотра Основных законов, являвшегося исключительно императорской прерогативой. Таким образом, базовые принципы функционирования Российской империи изменились мало: император фактически оставался верховной властью»15. Это объясняется спецификой развития российской либеральной мысли. Отечественные либералы под разделением властей подразумевали только способ ограничения самодержавной власти, и, понятно, что при таком взгляде нельзя было рассчитывать на реализацию принципа разделения властей в его европейском понимании. «С первых дней своего существования российский парламент стал выступать в качестве оппонента самодержавной власти, жестко критикуя проводимую ею политику»16. «Умами владеет одна мысль, проявляющаяся различно - то в постановлениях сословных собраний, то в произведениях печати, то под видом «самоуправления» или «децентрализации», то в систематическом противопоставлении правительства «обществу» или «народу», то в форме доктрины о земстве и воспоминаний о роли прежних Земских соборах. Эта

                                                             16

мысль заключается в том, что во всех европейских государствах разным сословиям предоставлена некоторая доля участия в делах законодательства или общего государственного управления и что если так везде, то так должно быть и в России»17.Попытка внесения в систему государственной власти отдельных элементов западного принципа государственности каждый раз воспринималась господствующей политической элитой как разрушение целостности государства.

     Попытка осуществить западный вариант разделения властей и парламентаризма в России в начале ХХ в. не увенчалась успехом. По мнению

многих  ученых, это объясняется, во-первых, нежеланием царизма иметь орган власти, призванный осуществлять законодательную власть; во-вторых, господством в течение многих столетий в России самодержавной власти, отсутствием реальных прав и свобод личности. Все это в совокупности и предопределило консерватизм, и медлительный характер процессов развития парламентаризма в России.

     В исторический отрезок времени с 1917 г. до середины 80-х гг. ХХ в. функционировали организации особого типа государственной власти, не имеющие подобия в мире. В то время в России развивалась совершенно иная система народного представительства – Советы, которые складывались как противоположность формам парламентской демократии. С юридической точки зрения съезды Советов являлись законодательными органами государственной власти. Однако целый ряд элементов их правового положения противоречил статусу законодательного органа в общепринятом смысле.

     За  годы советской власти страна оказалась изолированной от мировой

практики  развития и совершенствования парламентаризма.

 

                                                              17

         Начало четвертого этапа связано с курсом М.С. Горбачева на политические реформы.

     Начиная с первых лет перестройки, в политической системе общества ведущие элементы парламентаризма присутствовали практически в полном объеме, но еще отсутствовали системный характер и стабильность. Процессы демократизации советского общества носили поверхностный, почти неуправляемый характер, которые вели к ослаблению государственности, расшатыванию связей между союзными республиками, развертыванию национал-сепаратистских движений.

Информация о работе Российский парламентаризм