Российская история во второй половине 18 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 17:37, контрольная работа

Описание работы

Екатерина II Великая (1762–1796) вступила на русский престол 33 лет от роду и правила прак-тически всю вторую половину XVIII столетия, которую в обиходе стали называть екатери-нинской эпохой. Такая характеристика во многом объясняется успехами России на мировой арене и решением ряда внутриполитических задач при Екатерине и ее соратниках.

Содержание

I. Введение………………………………………………………………….………… 3 стр.
II. Российская империя при Екатерине II …………………………………….. 4 стр.
1. Внутренняя политика Екатерины II…………………………………………. 4 стр.
2. Крестьянская война………………………………………………………….. 5 стр.
3. Внешняя политика Екатерины II ……………………………………………. 6 стр.
4. Историческое значение деятельности Екатерины II……………….………. 7 стр.
III. Российская империя при императоре Павле I……………………………… 8 стр.
1. Внутренняя политика Павла 1………………………………………………… 8 стр.
2. Внешняя политика Павла 1……………………………………………………. 9 стр.
3. Крестьянский вопрос и меры по его решению при Павле 1 ……………….. 9 стр.
4. Историческое значение деятельности при Павле 1…………………………… 10 стр.
IV. Социально-экономическое развитие России во второй половине XVIII в 11 стр.
V. Русская культура второй половины XVIII в……………………………... 12 стр.

Список используемой литературы………………………………………………… 16 стр.

Работа содержит 1 файл

История.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

      В течении 20 лет ситуация оставалась без изменений, но в 1791 г. прогрессивно настроенная шляхта добилась принятия новой конституции и укрепления государственного строя Польши. Это противоречило договору 1768 г. и внешнеполитическим интересам участников первого раздела Польши. Они ввели войска и в 1793 г. произвели второй раздел Польши.

      В ответ на это в 1794 г. вспыхнуло  восстание под руководством Т.Костюшко. Восставшие были разбиты, Костюшко отправлен в Сибирь, и Польша в 1795 г. окончательно поделена. Результатом трех разделов стала ликвидация Польши как государства и вхождение в состав России исконных русских земель – Правобережной Украины (кроме Галиции) и Белоруссии, а также Литвы и Курляндии.

ИСТОРИЧЕСКОЕ  ЗНАЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕКАТЕРИНЫ II

 

      Историческое  значение деятельности Екатерины II определяется довольно легко на основании того, что было сказано нами об отдельных сторонах екатерининской политики.

      Мы  видели, что Екатерина по вступлении на престол мечтала о широких  внутренних преобразованиях, а в  политике внешней отказалась следовать  за своими предшественниками, Елизаветой и Петром III. Она сознательно отступала  от традиций, сложившихся при Петербургском дворе, а между тем результаты её деятельности по своему существу были таковы, что завершили собой именно традиционные стремления русского народа и правительства.

      В делах внутренних законодательство Екатерины II завершило собой тот  исторический процесс, который начался при временщиках. Равновесие в положении главных сословий, во всей силе существовавшее при Петре Великом начало разрушаться именно в эпоху временщиков (1725–1741), когда дворянство, облегчая свои государственные повинности, стало достигать некоторых имущественных привилегий и большей власти над крестьянами – по закону. Наращение дворянских прав наблюдали мы во время Елизаветы и Петра III. При Екатерине же дворянство становится не только привилегированным классом, имеющим правильную внутреннюю организацию, но и классом, господствующим в уезде (в качестве землевладельческого класса) и в общем управлении (как бюрократия). Параллельно росту дворянских прав и в зависимости от него падают гражданские права владельческих крестьян. Расцвет дворянских привилегий в XVIII в. необходимо соединялся с расцветом крепостного права.  Поэтому время Екатерины II было тем историческим моментом, когда крепостное право достигло полного и наибольшего своего развития. Таким образом деятельность Екатерины II в отношении сословий была прямым продолжением и завершением тех уклонений от старорусского строя, какие развивались в XVIII в. Екатерина в своей внутренней политике действовала по традициям, завещанным ей от ряда ближайших ее предшественников, и довела до конца то, что они начали.

      Напротив, в политике внешней Екатерина, как  мы видим, была прямой последовательницей Петра Великого, а не мелких политиков XVIII в. Она сумела, как Петр Великий, понять коренные задачи внешней русской политике и умела завершить то, к чему стремились веками московские государи. И здесь, как в политике внутренней, она довела до конца свое дело, и после нее русская дипломатия должна была ставить себе новые задачи, потому что старые были исчерпаны и упразднены.

      Итак, Екатерина  – традиционный деятель, несмотря на отрицательное её отношение к русскому прошлому, несмотря, наконец, на то, что она внесла новые приемы в управление, новые идеи в общественный оборот. Двойственность тех традиций, которым она следовала, определяет и двоякое отношение к ней потомков. Если одни не без оснований указывают на то, что внутренняя деятельность Екатерины узаконила ненормальные последствия эпох XVIII в., то другие преклоняются перед величием результатов её внешней политики. Как бы то ни было, историческое значение екатерининской эпохи чрезвычайно велико именно потому, что в эту эпоху были подведены итоги предыдущей истории, завершились исторические процессы, раньше развивающиеся. Эта способность Екатерины доводить до конца, до полного разрешения те вопросы, какие ей ставила история, заставляет всех признать в ней первостепенного исторического деятеля, независимо от ее личных ошибок и слабостей.

РОССИЙСКАЯ  ИМПЕРИЯ ПРИ ИМПЕРАТОРЕ ПАВЛЕ 1

 

Правление Павла Петровича длилось всего пять лет, но за этот небольшой срок наметились весьма серьезные изменения во внешней и внутренней политике России, в аппарате управления, в социальной сфере. Причины весьма противоречивых и незавершенных преобразований 1796—1801 гг. порой сводят к стремлению императора всё делать наперекор матери, но вряд ли так можно объяснить реформирование армии, отмену привилегий дворян и горожан, установление нового порядка престолонаследия, неоднозначные перемены во внешнеполитических ориентациях и т.д. 
Царствование Павла, на первый взгляд, выбивалось из общего течения русской истории XVIII столетия; обозначился разрыв с предшествующей традицией — разрыв, во многом объяснимый новыми условиями, новыми вызовами времени, и внешними, и внутренними. Существует, однако, вполне очевидная преемственная связь между деятельностью Павла и Петра Великого. Многие историки — вслед за Ключевским — говорят и о другой линии преемственности, протянутой из павловского времени в XIX столетие.
 

ВНУТРЕННЯЯ  ПОЛИТИКА ПАВЛА I 

      Приход  Павла к власти в ноябре 1796 г. сопровождался  милитаризацией жизни дворца Петербурга в целом. Новый император сразу же попытался как бы зачеркнуть все сделанное за 34 года царствования Екатерины II, и это стало одним из важнейших мотивов его политики. В целом в его внутренней политике можно выделить несколько взаимосвязанных направлений – преобразования в государственном управлении, сословная политики и военная реформа. По первому из них Павел значительно усилил значение генерал-прокурора Сената, придав ему фактически функции главы правительства, соединив их с функциями министров внутренних дел, юстиции и частично финансов. Был восстановлен ряд ранее ликвидированных коллегий. Одновременно император стремился заменить коллегиальный принцип организации управления единоличным. В 1797 г. было создано министерство уделов, ведавшее земельными владениями царской семьи, а в 1800 – министерство коммерции. Ещё более решительно Павел расправился с созданной Екатериной системой местных учреждений: частично было упразднено городской самоуправление, социальное обеспечение, некоторые низшие судебные инстанции и др. Важным законодательным актом Павла явился изданный в 1797 г. закон о порядке престолонаследия, действовавший в России вплоть до 1917 г.

      В области сословной политики Павел  предпринял ряд шагов по наступлению на "дворянские вольности". В 1797 г. был объявлен смотр всем числящимся в полках офицерам, а не явившиеся были уволены в отставку. Были также серьезно ограничены привилегии для неслужащих дворян, а в 1800 г. велено большинство из них определить в военные. С 1799 г. вводился порядок перехода с военной службы на гражданскую лишь с разрешения Сената. Не служившим государству дворянам было запрещено участвовать в дворянских выборах и занимать выборные должности; вопреки законодательству Екатерины II в отношении дворян применялись телесные наказания. В то же время Павел старался ограничить приток в ряды дворянства недворян. Его основной целью было превратить русское дворянство в дисциплинированное, поголовно служащее сословие. Столь же противоречивой была и политика Павла по отношению к крестьянству. За четыре года царствования он раздарил около 600 тыс. крепостных, искренне полагая, что за помещиком им будет жить лучше. В 1796 г. произошло закрепощение крестьян в области войска Донского и в Новороссии, в 1798 г. отменен введенный Петром III запрет на покупку крестьян владельцами не из дворян. Вместе с тем в 1797 г. была запрещена продажа дворовых и безземельных крестьян с молотка, а в 1798 г. – украинских крестьян без земли. В 1797 г. Павел издает Манифест о трехдневной барщине, вводивший ограничения на эксплуатацию помещиками крестьянского труда и ограничивавший их владельческие права.

      В армии Павел, отвергая достижения русской  военной мысли предшествующих десятилетий, стремился ввести прусские военные порядки. Обучение солдат сводилось в основном к шагистике. Император считал, что армия – это машина и главное в ней механическая слаженность войск и исполнительность. Инициатива же и самостоятельность вредны и недопустимы. Стремление Павла к мелочной регламентации сказалось и на его вмешательстве в повседневную жизнь подданных. Так, специальными указами были запрещены определенные фасоны одежды, причесок, танцы, в которых император видел проявление свободомыслия. Была введена жесткая цензура, запрещен ввоз книг из-за границы.

КРЕСТЬЯНСКИЙ  ВОПРОС И МЕРЫ ПО ЕГО РЕШЕНИЮ ПРИ  ПАВЛЕ I

 

      Как отмечают многие историки, царствование Екатерины II было временем наибольшего расцвета крепостничества. Начав с теоретического протеста против крепостного права в черновиках "Наказа", Екатерина кончила заявлением, что "лучше судьбы наших крестьян у хорошего помещика нет во всей вселенной".

      В бытность свою цесаревичем Павел  не раз говорил о бедственном  положении русского крестьянства и необходимости улучшения его жизни. По мысли Павла, в целях устранения причин народного недовольства следовало бы "снять с народа излишние налоги и пресечь наряды с земли".

      И действительно, в первые же дни Павловского  царствования была облегчена рекрутская повинность. Указом от 10 ноября 1796 г. был отменен набор, объявленный Екатериной (подобная отмена произошла и в 1800 г.) Армия с 500 тыс. сократилась до 350 тыс. человек. 12 ноября 1796 г. на Совете Его Императорского Величества был принят указ о замене хлебного сбора 1794 года "по причине неудобств в приеме" умеренной денежной податью, "считая по 15 коп. за четверик" и начиная сбор со следующего 1797 года. Вслед за этим была понижена цена на соль; прощение недоимок подушной подати на огромную сумму в 7 млн. руб., что составляло 1/10 часть годового бюджета. Целая серия указов была направлена на устройство хлебных магазинов для голодных годов. Однако, крестьяне, принужденные нести в эти склады часть собранного хлеба, не были уверены, что в случае голода найдут там зерно.

      Поэтому отдавали его неохотно, часто утаивая. В результате, когда в 1800 г. в Архангельской губернии случился страшный голод, магазины оказались практически пустыми. Кроме узаконивания и мер, направленных по отношению ко всему крестьянскому населению, следует отметить некоторые мероприятия, связанные с главными группами крестьянства: удельными, казенными, фабрично-заводскими, помещичьими. 

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ПАВЛА I 

      По  вступлении на престол Павел, дабы подчеркнуть  контраст с матерью, декларировал миролюбие  и невмешательство в европейские дела. Однако, когда в 1798 г. возникла угроза воссоздания Наполеоном самостоятельного Польского государства, Россия приняла активное участие в организации антифранцузской коалиции. В том же году Павел принял на себя обязанности магистра Мальтийского ордена, бросив таким образом вызов французскому императору, захватившему Мальту. В 1798–1800 г. русские войска успешно сражались в Италии, а русский флот – на Средиземном море, что вызывало беспокойство со стороны Австрии и Англии. Отношения с этими странами окончательно испортились весной 1800 г. В это же время началось сближение с Францией, и даже обсуждался план совместного похода на Индию. Не дожидаясь подписания соответствующего соглашения,  Павел приказал выступить в поход донским казакам, которые были остановлены уже Александром I

ИСТОРИЧЕСКОЕ  ЗНАЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАВЛА I

 

      Экономическую деятельность Павла нельзя оценить  однозначно.

      Безусловно  на лицо многие полезные преобразования, благотворно влиявшие на развитие и укрепление отечественной экономики. Сюда, прежде всего, следует отнести разрешение крестьянского вопроса; меры по расширению промышленности: создание новых заводов и фабрик, внедрение новых видов производства. Заслуживают внимания и административные мероприятия, направленные на централизацию управления основными отраслями хозяйства страны.

      С другой стороны большим минусом  Павловского правления являются финансовая и торговая политики.

      После правления Павла в экономическом  мировом положении России особых изменений не произошло. Несмотря на все попытки правительства поправить плачевное состояние экономики, страна по-прежнему была экономически отсталой, а в некоторых областях наметились даже ухудшения по сравнению с предыдущим правлением. Стране необходимы были коренные изменения в экономической политике. Павла нельзя обвинить в отсутствии стремления к реформам.

      Однако, ему не доставало четко выработанной цели того, что он хочет достигнуть. Петр знал, что он хотел сделать  со страной. У Павла, кроме армейской  реформы, ничего конкретного не было. В такой ситуации он решил приняться сразу за все, тогда как опыт многих государств показывает, что благосостояние достигается постепенно.

Информация о работе Российская история во второй половине 18 века