Роль спецслужб СССР в борьбе с диссидентами

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Победа в Великой отечественной войне изменила психологию советского народа. Народ почувствовал свою силу, значимость. Миллионы советских людей побывали за рубежом, увиденное там сильно подорвало веру во внушаемые сталинской пропагандой мифы о неизбежном кризисе капитализма, нищете и эксплуатации трудящихся. Возросло чувство собственного достоинства, патриотизма, проявился огромный интерес к культурным ценностям. Победа давала основание надеяться на прекращение борьбы с внутренними и внешними врагами. В обществе витал дух надежды на улучшение жизни (ведь самое страшное было уже позади), на свободу, которая была завоевана кровью.

Содержание

Введение. 3
Актуальность. 4
Цели. 4
Задачи. 4
Глава 1. Виды диссидентских движений в СССР. 5
§1 Понятие диссидентства. 5
§2 Диссидентские организации 1950 х-1980 гг. 8
Глава 2. Общество, власть, диссиденты. 18
§1 Правовая ответственность за инакомыслие в СССР. 18
§2 Влияние диссидентов на общество и власть. 19
Заключение. 26
Библиография. 27

Работа содержит 1 файл

Курсовая-Роль спецслужб СССР в борьбе с диссидентами.docx

— 317.14 Кб (Скачать)

В конце 1970-х гг. в Москве действовала группа "советских еврокоммунистов" (А.В. Фадин, П.М. Кудюкин, Б.Ю. Кагарлицкий и др.). Группа издавала "самиздатские" журналы "Варианты" (М., 1977–1982), "Левый поворот" (М., 1978–1980), "Социализм и будущее" (М., 1981–1982). В апреле 1982 г. "молодых социалистов" арестовали, однако назначенный на 12 февраля 1983 г. суд не состоялся.

В диссидентстве социал-демократического направления наибольшую известность  имели братья Р.А. и Ж.А. Медведевы. Они полагали, что все недостатки общественно-политической системы  проистекают из сталинизма, являются результатом искажения марксизма-ленинизма  и видели основную задачу в "очищении социализма". Начиная с 1964 г. Р. Медведев ежемесячно издавал самиздатский журнал, позднее вышедший на Западе под названием "Политический дневник" (М., 1964–1970. № 1–70). Каждый номер печатался на машинке тиражом до 40 экз., распространялся  среди "надежных" людей. Журнал имел корреспондентов и авторов в  научно-исследовательских институтах Москвы и даже в ЦК КПСС (в их числе  был Е. Фролов, ответственный работник журнала "Коммунист"). В журнале  отражалось отношение к различным  событиям в стране и за рубежом. По выражению А. Сахарова, это было "таинственное издание... нечто вроде самиздата  для высших чиновников". Позднее  выходил альманах "XX век" ("Голоса социалистической оппозиции в Советском  Союзе") (М., 1976–1977, № 1–3).

Он выпускался издательством, созданным Р. и Ж. Медведевыми  за границей, переводился на итальянский, японский, английский и французский  языки. Альманах был собранием работ советских авторов (Р. Медведев, М. Максудов, А. Красиков, А. Зимин, А. Бехметьев, Н. Пестов, М. Богин, М. Якубович, Л. Копелев, С. Елагин и др.) о проблемах советской истории и современности, западной и восточной демократии и др. Р. Медведев не признавал правозащитного движения (считал его "оппозицией экстремистского толка"), надеялся, что социалистическое течение станет массовым и позволит осуществить в СССР серьезную программу демократических реформ, а в последующем (в начале XXI в.) — бесклассовое коммунистическое общество. Тем не менее, Р. Медведев в 1969 г. был исключен из партии "за взгляды, несовместимые с членством в партии", его брат Жорес, автор разоблачительной книги о Т.Д. Лысенко, критических работ о положении науки в СССР, в мае 1970 г. принудительно помещен в психиатрическую больницу. В результате протестов представителей интеллигенции (П.Л. Капица, А.Д. Сахаров, И.Л. Кнунянц, А.Т. Твардовский, М.И. Ромм и др.) освобожден, однако в 1973 г. лишен советского гражданства, выдворен из страны. После ввода советских войск в Чехословакию социал-демократическое направление начинает терять своих сторонников. Разочаровывается в нем и академик А.Д. Сахаров, занявший одну из ключевых ролей в диссидентстве после публикации в "самиздате" в июне 1968 г. работы "Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе" (либерально-западническая программа движения).

На развитии диссидентства  в конце 60-х гг. существенным образом  сказались демонстрация протеста против ввода войск в Чехословакию и  суд (октябрь 1968 г.) над ее участниками, исключение в ноябре 1969 г. А.И. Солженицына  из Союза писателей СССР за публикацию на Западе романов "В круге первом" и "Раковый корпус", присуждение  ему Нобелевской премии по литературе (1970).

"Нобелевская лекция" Солженицына стала выражением  либерального почвеннического направления  в движении. В этой связи он  писал: "Когда в Нобелевской  лекции я сказал в самом  общем виде: Нации это богатство  человечества..." это было воспринято  всеобще одобрительно... Но едва  я сделал вывод, что это относится  также и к русскому народу, что также и он имеет право  на национальное самосознание, на  национальное возрождение после  жесточайшей и суровой болезни,  это было с яростью объявлено  великодержавным национализмом". Свою идеологию писатель неоднократно  определял не как национализм,  а как национальный патриотизм.

После заключения Хельсинкских соглашений была создана Московская группа содействия выполнению гуманитарных статей этих соглашений (май 1976 г.). В  нее вошли член-корреспондент  Армянской Академии наук Ю.Ф. Орлов (руководитель) и еще 10 человек: Л.М. Алексеева, М.С. Бернштам, Е.Г. Боннэр и др. Вскоре подобные группы возникли на Украине, в Грузии, Литве и Армении. В январе 1977 г. при московской Хельсинкской группе образована рабочая комиссия по расследованию использования психиатрии в политических целях, одним из основателей которой стал А.П. Подрабинек. В феврале 1977 г., оказавшись перед перспективой расширения оппозиции, власти перешли к репрессиям против участников хельсинкских групп.

В 60–80-е гг. в диссидентстве  было заметным течение русской либеральной  национально-патриотической мысли, дающее о себе знать главным образом  в "самиздатской" публицистике, являвшейся своеобразным ответом на "самиздат" либерально-космополитического толка. Первым из ставших известными широкой  публике текстов русских "националистов" было "Слово нации", написанное 31 декабря 1970 г. A.M. Ивановым (Скуратовым) как ответ на анонимную "Программу  Демократического движения Советского Союза", появившуюся в 1969 г. Основным для России в "Слове" представляется национальный вопрос. Констатировалось, что русские играют в жизни  страны непропорционально малую  роль. Изменить положение должна была национальная революция под лозунгом "Единая Неделимая Россия", которая  превратила бы русский народ в  господствующую нацию. В национальном государстве, которое необходимо было построить, традиционная русская религия  должна занять подобающее ей почетное место. Важным событием в русском  либерально-патриотическом движении стало  появление журнала "Вече", который  тоже был своеобразным ответом на диссидентские либеральные и  национальные издания. Инициатором  издания стал В.Н. Осипов, отсидевший 7 лет на строгом лагерном режиме за организацию "антисоветских сборищ" на площади Маяковского в Москве в 1960–1961 гг. и поселившийся в 1970 г. в  Александрове. Журнал задумывался как лояльный по отношению к власти (на обложке значились фамилия и адрес редактора). Первый номер журнала вышел 19 января 1971 г. Почти сразу же на журнал был повешен ярлык шовинистического антисемитского издания. В этой связи редакция 1 марта выступила с заявлением, в котором говорилось: "Мы решительно отвергаем определение журнала как „крайне шовинистического"... Мы отнюдь не собираемся умалять достоинства других наций. Мы хотим одного укрепления русской национальной культуры, патриотических традиций в духе славянофилов и Достоевского, утверждения самобытности и величия России. Что касается политических проблем, то они не входят в тематику нашего журнала". Число постоянных читателей журнала составляло примерно 200–300 человек. Он рассылался в 14 городов России, а также в Киев и Николаев. Одним из кругов "Веча" были "молодогвардейцы", члены "Русского клуба". Степень их вовлеченности в издание журнала ограничивалась темой защиты памятников истории и культуры, некоторой финансовой поддержкой.

Наиболее ярким выразителем  русской идеологии применительно  к новым условиям был Г.М. Шиманов, издавший на Западе книгу "Записки из Красного дома" (1971). Публицист обнажал корень мирового зла (и трагедии России), усматривая его в катастрофическом тупике западной цивилизации, по сути, отказавшейся от христианства и заменившей полноту духовной жизни фальшивым блеском материального благополучия. Он полагал, что судьба России не только ее судьба, но всего человечества, которое сумеет выйти из тупика, опираясь на традиционные духовные ценности русского народа. Русским нужно объединяться на своих духовных основах. И в этом объединении атеистическая советская власть не является препятствием, ибо она может быть преобразована изнутри, главное же возродить в себе коренное русское самосознание. Журнал просуществовал недолго. В феврале 1974 г. в редакции произошел раскол, а в июле, после выпуска 10-го номера журнала, он был закрыт. Осипов решил возобновить издание под новым названием "Земля", вскоре был выпущен его первый номер. Тем временем КГБ начало следствие по факту издания журнала. В конце ноября 1974 г. Осипов был арестован, а пока находился под следствием, B.C. Родионов и В.Е. Машкова выпустили второй номер "Земли". На этом история журнала закончилась. В сентябре 1975 г. В.Н. Осипов осужден Владимирским облсудом на 8 лет строгого режима.

В 1974 г. бывший член ВСХСОНа Л.И. Бородин начал издание журнала "Московский сборник", посвятив его проблемам нации и религии. В своей издательской деятельности он опирался на помощь молодых христиан, которые группировались вокруг Г.М. Шиманова (прораб В.В. Бурдюг, поэт С.А. Бударов и др.), принадлежали к пастве отца Дмитрия Дудко и поддерживали отношения с другими диссидентами либерально-патриотической ориентации. Тиражом 20–25 экземпляров вышло два номера, подготовлено еще два, но издание прекратилось. Бородин, получив в прокуратуре "Предупреждение по Указу ПВС СССР от 1972 г." о том, что его действия могут нанести ущерб безопасности страны и повлечь наказание, отошел от издания, вернулся в Сибирь и занялся литературной деятельностью. В 1982 г. он был арестован и осужден за публикацию своих произведений на Западе к 10 годам лагерей и 5 годам ссылки.

В середине 70-х гг. произошла  идеологическая переориентация математика и диссидента И.Р. Шафаревича (академик РАН с 1991 г., президент Московского  математического общества). Он написал  ряд работ с критикой тоталитарной системы. Особенно широкую известность  приобрели его статьи "Обособление  или сближение?", "Есть ли у России будущее?", вошедшие в сборник "Из-под  глыб" (составлен А.И. Солженицыным, издан в 1974 г. в Париже), а также  книги "Социализм, как явление  мировой истории" (впервые опубликована в Париже в 1977 г.) и "Русофобия" (написана в 1980 г., распространялась в  самиздате, многократно переиздавалась начиная с 1989 г.). Эти работы создали автору репутацию идеолога национально-православного движения, сразу же вызвав критику в кругах демократически настроенной интеллигенции, профессиональных историков и этнографов, находящих в них разного рода натяжки и неточности. Однако теория "малого народа", развиваемая Шафаревичем вслед за французским историком О. Кошеном, получила широкое признание в патриотических кругах.

Во второй половине 70-х  гг. в диссидентстве появилось  течение, позднее названное "национал-коммунистическим". Оно претендовало на то, чтобы вместе с властями бороться против сионизма за самобытное Российское государство. Существовали две группировки таких "коммунистов": православные во главе с Г.М. Шимановым и Ф.В. Карелиным; язычники во главе с A.M. Ивановым (Скуратовым), В.Н. Емельяновым, В.И. Скурлатовым. Обе группировки активно отмежевывались от диссидентства в его либеральной ипостаси, критиковали деятельность МХГ, Рабочей комиссии, Христианского комитета защиты верующих, Солженицынского фонда. В 1980–1982 гг. выпущено пять номеров самиздатского журнала "Многая лета". Основными его авторами, кроме редактора Шиманова, были Ф.В. Карелин и В.И. Прилуцкий. Вокруг них группировался кружок из десятка единомышленников. Основная идея журнала состояла в том, чтобы склонить советскую власть к политике "здравого смысла", укрепить власть за счет коммун, объединенных по родовому и религиозному признакам. В 1982 г., после угроз КГБ, Шиманов прекратил выпуск журнала. С его закрытием организованные структуры русского национального диссидентского движения перестали существовать.

В религиозном отношении  в русском национально-патриотическом движении были не только христиане. К  середине 70-х гг. сформировались небольшие, но устойчивые группы "неоязычников", призывавших вернуться к дохристианским верованиям. "Неоязычники" считали  праславян и древних славян частью племен древних ариев, имевших общую культуру и религию на пространстве от Индии до Испании.

Диссидентство как общественное явление представляло собой спектр общественных организаций и движений, литературных направлений, художественных школ, совокупность индивидуальных диссидентских поступков. Известное оппозиционное единство диссидентству как общественному явлению придавало активное неприятие сложившихся в СССР порядков, стремление к свободе и правам человека. Однако цели, способы и результаты пере обустройства советского общества и государства представители различных направлений диссидентства видели неодинаково. Поэтому о внутреннем единстве между всеми диссидентами говорить нельзя.

 

 

Глава 2. Общество, власть, диссиденты.

 

§1 Правовая ответственность  за инакомыслие в СССР.

 

Для борьбы с диссидентами власть использовала соответствующие  положения советского законодательства, дискредитацию через средства массовой информации. Проводником карательной  политики являлся в основном КГБ. Диссиденты, как правило, обвинялись в таких преступлениях как "общественно  опасное умышленное деяние, направленное на подрыв или ослабление советского общенародного государства, государственного или общественного строя и  внешней безопасности СССР, совершенное  в целях подрыва или ослабления Советской власти". Для уголовного преследования диссидентов до 1960 г. использовался пункт 10 статьи 58 Уголовного кодекса РСФСР 1926 г. и аналогичные  статьи уголовных кодексов других союзных  республик. «Контрреволюционная агитация»  предусматривала лишение свободы  на срок до 25 лет. С 1960 г. статья 70 УК РСФСР 1960 г. - «антисоветская агитация» и  аналогичные статьи уголовных кодексов других союзных республик предусматривали  лишение свободы на срок до 7 лет  плюс 5 лет ссылки (до 10 лет плюс 5 лет ссылки для ранее судимых за подобное преступление). С 1966 г. также была введена статья 190-1 УК РСФСР «Распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй», предусматривавшая лишение свободы на срок до 3 лет. По данным Верховного суда и прокуратуры СССР, в 1956–1987 гг. за подобные преступления было осуждено 8145 чел. За 1956–1960 гг. ежегодно в среднем осуждалось 935 чел., в 1961–1965 гг. — 214, в 1966–1970 гг. — 136, в 1971–1975 гг. — 161, в 1976–1980 гг. — 69, в 1981–1985 гг. — 108, в 1986–1987 гг. — 14 человек.

Специфическим видом  наказания диссидентов было принудительное, по определению суда, помещение их в психиатрическую больницу, что  с юридической точки зрения не являлось репрессивной санкцией. К  диссидентам применялась и такая мера воздействия как лишение советского гражданства. С 1966 по 1988 г. за действия, "порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР" были лишены советского гражданства около 100 человек, в т.ч. М.С. Восленский (1976), П.Г. Григоренко (1978), В.П. Аксенов (1980), В.Н. Войнович (1986). Несколько заключенных оппозиционеров (Г. Винс, А. Гинзбург, В. Мороз, М. Дымшиц, Э. Кузнецов) были обменены на арестованных за границей двух советских разведчиков, а В.К. Буковский — на оказавшегося в заключении лидера чилийских коммунистов Л. Корвалана.

На «демократическом»  западе отношение к своим внутренним инакомыслящим было мягко говоря не очень демократичным. В 50-х гг. в политической жизни США происходит усиление тоталитарных тенденций, связанных с понятием маккартизма. В 1954г. принят «Акт 1954 года о контроле над коммунистами». Он объявил коммунистическую партию незаконной. Закон 1954г., как и принятый в 1950г. закон «Маккарэна» запрещал коммунистам получать заграничный паспорт, состоять на государственной службе. Мировой коммунизм представлялся серьезной угрозой американскому образу жизни. Маккартизм – политический экстремизм, нетерпимость к инакомыслию, использование сомнительных методов расследования случаев предполагаемой угрозы безопасности, создание атмосферы страха и подозрительности.

Таким образом, относительно жесткое преследование диссидентов в СССР диктовалась ещё внешней политикой, холодной войной.

 

§2 Влияние диссидентов  на общество и власть.

 

Развитию диссидентства  во многом способствовал «тамиздат» — издание за рубежом с последующей популяризацией зарубежным радиовещанием и распространением в СССР созданных вне рамок социалистического реализма, неподцензурных литературных произведений: Б.Л. Пастернак Доктор Живаго (1958); А.Д. Синявский. Суд идет (1959), Любимов (1963); В.С. Гроссман. Жизнь и судьба (1959), Все течет (1963); Ю.М. Даниэль. Говорит Москва (1961), Искупление (1963) и др. Внутри СССР распространялся "самиздат" — изготовление на пишущих машинках в нескольких экземплярах, с последующей перепечаткой диссидентских материалов и документов.

Первым самиздатским литературным журналом был "Синтаксис" (М., 1959–1960, ред. А.И. Гинзбург). Вышло  три номера, тираж которых достигал 300 экз. Состоял из стихов московских и ленинградских поэтов, публикации которых встречали препятствия  со стороны цензуры. В № 1 журнала (декабрь 1959 г.) публиковались А. Аронов, Н. Глазков, Г. Сапгир, И. Холин, С. Чудаков; в № 2 (февраль 1960 г.) — А. Аврусин, Б. Ахмадулина, Б. Окуджава, В. Шестаков; в № 3 (апрель 1960 г.) — Д. Бобышев, И. Бродский, А. Кушнер, В. Уфлянд и др. Все выпуски перепечатаны в энтеэсовском журнале "Грани" (1965. № 58). Были частично подготовлены еще два выпуска (4-й посвящался ленинградской поэзии, 5-й — поэтам республик Прибалтики). Однако с арестом Гинзбурга (июль 1960 г.) выпуск "Синтаксиса" прекратился.

Информация о работе Роль спецслужб СССР в борьбе с диссидентами