Роль спецслужб СССР в борьбе с диссидентами

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Победа в Великой отечественной войне изменила психологию советского народа. Народ почувствовал свою силу, значимость. Миллионы советских людей побывали за рубежом, увиденное там сильно подорвало веру во внушаемые сталинской пропагандой мифы о неизбежном кризисе капитализма, нищете и эксплуатации трудящихся. Возросло чувство собственного достоинства, патриотизма, проявился огромный интерес к культурным ценностям. Победа давала основание надеяться на прекращение борьбы с внутренними и внешними врагами. В обществе витал дух надежды на улучшение жизни (ведь самое страшное было уже позади), на свободу, которая была завоевана кровью.

Содержание

Введение. 3
Актуальность. 4
Цели. 4
Задачи. 4
Глава 1. Виды диссидентских движений в СССР. 5
§1 Понятие диссидентства. 5
§2 Диссидентские организации 1950 х-1980 гг. 8
Глава 2. Общество, власть, диссиденты. 18
§1 Правовая ответственность за инакомыслие в СССР. 18
§2 Влияние диссидентов на общество и власть. 19
Заключение. 26
Библиография. 27

Работа содержит 1 файл

Курсовая-Роль спецслужб СССР в борьбе с диссидентами.docx

— 317.14 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО «ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ПРИБОРОСТРОИТЕЛЬНЫЙ

КАФЕДРА «БЕЗОПАСНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ»


 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

«ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННАЯ  СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В РОССИИ»

ТЕМА КУРСОВОЙ РАБОТЫ:

Роль спецслужб СССР в  борьбе с диссидентами.

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент группы ПС-330

Капустин Александр Вячеславович

Проверил:

Саликов Демьян Геннадьевич

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2013

 

Оглавление

Введение. 3

Актуальность. 4

Цели. 4

Задачи. 4

Глава 1. Виды диссидентских движений в СССР. 5

§1 Понятие диссидентства. 5

§2 Диссидентские организации 1950 х-1980 гг. 8

Глава 2. Общество, власть, диссиденты. 18

§1 Правовая ответственность за инакомыслие в СССР. 18

§2 Влияние диссидентов на общество и власть. 19

Заключение. 26

Библиография. 27

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Победа в Великой отечественной  войне изменила психологию советского народа. Народ почувствовал свою силу, значимость. Миллионы советских людей  побывали за рубежом, увиденное там сильно подорвало веру во внушаемые сталинской пропагандой мифы о неизбежном кризисе капитализма, нищете и эксплуатации трудящихся. Возросло чувство собственного достоинства, патриотизма, проявился огромный интерес к культурным ценностям. Победа давала основание надеяться на прекращение борьбы с внутренними и внешними врагами. В обществе витал дух надежды на улучшение жизни (ведь самое страшное было уже позади), на свободу, которая была завоевана кровью. Лучшую жизнь каждый понимал по своему: одни ждали освобождения репрессированных, другие – роспуска колхозов, третьи – свободы слова, альтернативных выборов и других гражданских свобод.

Во время правления Сталина  принимались жесткие меры в борьбе с инакомыслием. Система власти по-прежнему носила жёстко централизованный характер. Сталинское руководство, опасаясь потери контроля над страной, стремилось возродить  атмосферу страха, идеологического  диктата, характерных для конца 30-х  годов.

Сведения  о настроениях народа, поставляемые агентурой, жалобы трудящихся, адресованные в партийные и правительственные  органы, газеты, лично И.В. Сталину, свидетельствовали  о неблагополучии в обществе, росте  недовольства. Но подлинной оппозиции, имеющей сформулированную программу  противостояния власти и силу для  её реализации, после войны не было. Только после смерти Сталина наступает  период послабления, приход к власти Никиты Сергеевича Хрущёва запомнился "оттепелью", во время которой  и появилось диссидентство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность.

 

Исследование такого явления как диссидентство –  актуально. Деятельность диссидентов  и результаты этой деятельности оцениваются  неоднозначно. Этому способствует неоднородность представителей диссидентства СССР, а также субъективный подход многих авторов, описывающих данное общественное явление. Существует большое количество исторических и историографических источников по данной теме: отечественная и зарубежная литература, переписка, публицистика, документы государственных органов, мемуары, аудио и видео интервью.

История диссидентства  содержится в научных и литературных трудах Алексеевой Л.М. , Амальрик А.А. ,Буковского В.К., Сахарова А.Д.- активных участников диссидентского движения СССР, а также  в ряде работ других авторов, в  том числе зарубежных.

 

 

Цели.

 

Цель данной курсовой работы – выявление особенностей возникновения диссидентского движения и закономерностей функционирования в советском обществе.

Задачи.

 

1) Определить виды диссидентских движений в СССР в 1950х-1980х гг.;

2) Указать ответственность за инакомыслие в СССР;

3) Рассмотреть взаимоотношения власти и диссидентов.

 

Глава 1. Виды диссидентских движений в СССР.

 

§1 Понятие диссидентства.

 

Согласно современному определению диссиденты - (от лат . dissidens - несогласный), 1) в странах, где государственной религией является католицизм или протестантизм, верующие-христиане, не придерживающиеся господствующего вероисповедания. В переносном смысле - инакомыслящие. 2) Название участников движения против тоталитарного режима в бывших социалистических странах с кон. 1950-х гг. Диссиденты в разных формах выступают за соблюдение прав и свобод человека и гражданина (правозащитники), против преследования инакомыслия, протестовали против ввода советских войск в Чехословакию (1968) и Афганистан (1979). Диссиденты подвергались репрессиям со стороны властей, многие были осуждены по сфабрикованным обвинениям в шпионаже, государственной измене и т. п., принудительно помещены в психиатрические лечебницы ("карательная психиатрия"), высланы или вынуждены эмигрировать (В. И. Буковский, П. Г. Григоренко , А. Д. Сахаров, А. И. Солженицын и др.) .

Людмила Алексеева в  своей «Истории инакомыслия в СССР» разделяет движения «инакомыслящих» на: национальные, религиозные и гражданские. Начиная описание с национальных движений, она заявляет в предисловии : «Я начала с национальных движений не только потому, что они — наиболее широкие и наиболее традиционные, но и потому, что возникли они раньше большинства религиозных и намного раньше гражданских». Ей выделены: Украинское национальное движение, Литовское национально-религиозное движение, Эстонское национально - демократическое движение, Латвийское, Армянское, Грузинское национальное движение, Крымско-татарское движение за возвращение в Крым, движение месхов за выезд на родину, Еврейское движение за выезд в Израиль, движение советских немцев за выезд в ФРГ, Русское национальное движение. Так начало оппозиционных настроений в Украине, по мнению Алексеевой, связано с проводимой советской властью коллективизацией. Она указывает, что Начиная с 30-х годов, на Украине ведется последовательная политика русификации ,направленная на вытеснение украинского языка русским во всех областях общественной жизни ,и увеличение доли русского населения в городах и промышленных центрах. Национальные движения преимущественно были сосредоточены в западной части Украины, а демократические - в восточной. Данный историографический источник требует критического отношения.

Вся интерпретация исторических фактов у Алексеевой направлена на дискредитацию советской власти и деятельности КГБ. Неудивительно  ведь по признанию самого автора - работа была написана по гранту Госдепартамента  США как «справочное» пособие. Тем  не менее в книге перечислены реально существовавшие движения, поэтому она представляет ценность для исследования. Другим слабым местом этого автора является то, что под диссидентами понимается лишь одна из его форм - правозащитное движение. По мнению Вдовина А.И. : «Такой подход в сущности, не позволяет ни выявить специфику этого феномена ,ни определить хронологические рамки диссидентского движения». А.А.Данилов рассматривая феномен диссидентства выделяет следующие периоды движения:

1)1965-1972гг.-от дела А.Синявского и Ю.Даниэля до начала целенаправленной борьбы с движением КГБ;

2)1973-1974гг. характеризуются  автором как период кризиса  движения;

3)1974-1975гг. автор называет  этапом «широкого международного  признания»;

4)1976-1981гг - хельсинский  период.

В данной периодизации также  смешиваются «правозащитное» и  диссидентское движение.

Представляет интерес  монография доктора исторических наук Александра Владленовича Шубина «Диссиденты, неформалы и свобода в СССР» (Вече,2008). Серьезным шагом вперед по сравнению со многими другими исследованиями проблемы стала попытка рассмотреть явление шире границ собственно диссидентских кругов, но в связи с общественно-политической активностью в различных ее проявлениях. Вопреки преобладающим в историографии истории СССР 1945–1984 годов мнениям, А.В. Шубин исходит из того, что Советский Союз после сталинской эпохи уже не представлял собой такое тоталитарное государство, которое осуществляет всеохватывающий идеологический контроль над жизнью широких слоев населения. Политический строй Советского Союза этого периода характеризуется А.В. Шубиным как авторитарный режим при концентрации власти в руках представителей бюрократической элиты. По мнению автора, этот режим уже не осуществлял полномасштабного идеологического контроля над духовной жизнью граждан, проявляющейся в творчестве, и допускал определенный уровень политической и культурной свободы в рамках действий, не ведущих к разрушению стабильного функционирования политической системы, но главное – не разрушающих авторитет правящей элиты на международной арене. А.В.Шубин выделяет такие группы диссидентов как : демократические социалисты, марксисты-ленинцы, анархисты, либеральные демократы-западники, русские консерваторы - националисты, сталинисты.

Отличительными особенностями  зарождения диссидентского движения в  СССР в 50-е годы является подпольная (скрываемая от властей) деятельность и использование такой возможности  для мобилизации сторонников  и пропаганды оппозиционных идей и программ, как «тамиздат» и «самиздат».

Таким образом, диссидентом  мог быть определен любой гражданин  СССР, несогласный с проводимой внутренней или внешней политикой государства и выражающий свой несогласие открыто или скрытно.

 

§2 Диссидентские  организации 1950 х-1980 гг.

 

К первым проявлениям  легального диссидентства в литературной среде можно отнести книгу  В. Дудинцева "Не хлебом единым" (1956), выступление К. Паустовского в ее защиту, выступление О. Берггольц против постановлений ЦК ВКП(б) по вопросам литературы и искусства, принятых в 1946–1948 гг. Публичными проявлениями диссидентства было чтение стихов (обычно не принятых к печати в советских подцензурных изданиях) на собраниях нонконформистской молодёжи у памятника В.В. Маяковскому в Москве (1958–1961 гг., активные участники В.Н. Осипов, Э.С. Кузнецов, И.В. Бокштейн).

Со второй половины 1950-х  гг. в разных городах возникали  диссидентские подпольные организации, численностью в пределах десятка  человек. В Москве — "Русская национальная партия", или "Народно-демократическая  партия России" (1955–1958 гг., организатор  В.С. Поленов и др.), "Российская национально-социалистическая партия" (1956–1958 гг., А.А. Добровольский). В Ленинграде — кружок под руководством студента В.И. Трофимова (1956–1957 гг.) и др. Деятельность организаций пресекалась органами КГБ.

В конце 1956 — начале 1957 г. на истфаке МГУ сложилась группа марксистского толка под руководством Л.Н. Краснопевцева. Ее участники пытались создать новую концепцию истории КПСС и новую идеологию. Весной 1957 г. они установили связь с польскими оппозиционерами. Писали исторические заметки об СССР как помехе прогресса цивилизации. Выступали против "сталинского социализма", за создание рабочего самоуправления. В июле 1957 г. распространили листовки с требованиями суда над сообщниками Сталина, усиления роли Советов, права рабочих на забастовки, отмены 58-й статьи Уголовного кодекса. В феврале 1958 г. девять членов этого кружка были осуждены за "антисоветскую" деятельность на 6–10 лет заключения.

В 1956–1957 гг. в Ленинграде действовал кружок молодого ленинградского математика Р.И. Пименова. Его участники  устанавливали связи другими  молодежными кружками в Ленинграде, Москве, Курске, пытались консолидировать  их деятельность. В сентябре 1957 гг. пять участников кружка были осуждены за то, что "создали из студентов библиотечного  института нелегальную группу для  организованной борьбы с существующим строем", а фактически — за распространение  листовки против безальтернативных  выборов.

В октябре 1958 г. пресечена  деятельность группы выпускников ленинградского университета во главе с М.М. Молоствовым. Они были арестованы за содержание переписки, которую вели между собой, за обсуждение возможности создания организации и рукописи о путях реформирования социализма.

Осенью 1963 г. генерал-майор  П.Г. Григоренко, в дальнейшем видный участник правозащитного движения, и  несколько его сторонников распространяли в Москве и Владимире листовки от имени "Союза борьбы за возрождение  ленинизма".

В 1962–1965 гг. в Ленинграде существовала подпольная марксистская "Лига коммунаров". Она руководствовалась  программой "От диктатуры бюрократии — к диктатуре пролетариата" (Л., 1962, авторы В.Е. Ронкин, С.Д. Хахаев), распространяла листовки с призывом к революционной борьбе с советской бюрократией, самиздатский журнал "Колокол" (Л., 1965).

Наиболее многочисленной из всех подпольных диссидентских организаций (28 членов, 30 кандидатов) был ленинградский "Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа" (1964–1967 гг., руководил И.В. Огурцов), намеревавшийся предложить стране православно-почвеннические ценности с соответствующим государственным устройством.

Подпольные кружки действовали  также в Саратове ("Группа революционного коммунизма", О.М. Сенин и др., 1966–1970 гг.), Рязани (группа Ю.В. Вудки, 1967–1969 гг.), Горьком (группа В.И. Жильцова, 1967–1970 гг.). Их участники чаще всего вдохновлялись социал-демократическими идеалами, но в практической деятельности ориентировались на общедемократические и либеральные ценности, налаживали контакты с открыто действующим движением за права человека в Москве и др. городах. В еще большей степени это можно сказать о раскрытом в 1969 г. в Таллине "Союзе борьбы за демократические права" (Г. Гаврилов), издававшем самиздатский журнал "Демократ" на русском и эстонском языках, и "Эстонском демократическом движении" (1970–1974 гг., руководил С.И. Солдатов).

В конце 70-х гг. в Москве образовался кружок "либеральных  коммунистов", группировавшихся вокруг самизатских журналов "Поиски" (М., 1978–1979. № 1–8), "Поиски и размышления" (1980. № 1–4). Их редакторы и авторы (П.М. Абовин-Егидес, В.Ф. Абрамкин, Р.Б. Лерт, Г.О. Павловский, В.Л. Гершуни, Ю.Л. Гримм, В.В. Сокирко, М.Я. Гефтер, П.А. Подрабинек и др.) были людьми преимущественно левосоциалистических взглядов, сторонниками либерализации советской системы, расширения в ней свобод. Они пытались осуществить синтез идей, которые могли бы лечь в основу плавного реформирования системы и в то же время получить поддержку хотя бы части советского общества, включая реформаторское крыло правящей элиты. Особую позицию в кружке занимал В.В. Сокирко, являвшийся также автором, составителем и редактором самиздатского сборника "В защиту экономических свобод" (М., 1978–1979. Вып. 1–6). Он предлагал образовать буржуазно-либеральную партию, которая выступала бы как оппонент КПСС за развитие экономических свобод, за некое "буржуазно-коммунистическое", "весьма либеральное и коммунистическое будущее общество".

Информация о работе Роль спецслужб СССР в борьбе с диссидентами