Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 14:54, доклад
Русская церковь сыграла значит. роль в объединит. процессе. В конце XV-начале XVI в. она превратилась в крупнейшего собственника. Она имела свою систему упр-я и суда. У митрополита, главы церкви, был свой “двор”, бояре, войско, служилые люди. Та же организация была и у епископов. Церкви принадлежало право суда по семейным и ряду др. вопросов над всем населением гос-ва. Она же во многом опред. идейную жизнь страны. Это вызвало, с одной стор., стремление гос-ва к подчинению земель церкви, а с др. – внутрицерковную борьбу по вопросам веры.
Роль русской православной церкви в становлении и укреплении русского государства /XIV-XVII вв.
Русская церковь сыграла значит. роль в объединит. процессе. В конце XV-начале XVI в. она превратилась в крупнейшего собственника. Она имела свою систему упр-я и суда. У митрополита, главы церкви, был свой “двор”, бояре, войско, служилые люди. Та же организация была и у епископов. Церкви принадлежало право суда по семейным и ряду др. вопросов над всем населением гос-ва. Она же во многом опред. идейную жизнь страны. Это вызвало, с одной стор., стремление гос-ва к подчинению земель церкви, а с др. – внутрицерковную борьбу по вопросам веры. Внутрицерковная борьба была связ. с появл. ересей. В XIV в. в Новгороде возникла ересь стригольников. Их называли так из-за обряда подстрижения в монахи – на голове принимаемого в монахи выстригались крестообразно волосы. Стригольники полагали, что вера станет крепче, если она будет опираться на разум.
В конце XV в. в Новгороде, а затем в Москве распр. ересь жидовствующих (ее зачинателем счит. еврейского купца). Еретики отриц. власть священников и требовали равенства всех людей. Это означ., что монастыри не имеют права владеть землей и крестьянами.
На какое-то время эти взгляды совпали со взглядами Ивана III. Среди церковников также не было единства. Воинствующие церковники во главе с основателем Успенского монастыря Иосифом Волоцким (ныне Иосифо-Волоколамский монастырь под Москвой) резко выступили против еретиков. Иосиф и его последователи (иосифляне, или стяжатели) отстаивали право церкви владеть землей и крестьянами. Оппоненты иосифлян тоже не поддерживали еретиков, но возражали против накопления богатств и земельных владений церкви. Последователей этой т. зр. наз. нестяжателями или сореанами – по имени Нила Сорского, уединившегося в скиту на реке Соре на Вологодчине.
Иван III на церковном соборе 1502 г. поддержал иосифлян. Еретики были казнены. Русская церковь стала и гос., и национальной. Церковные иерархи провозглашали самодержца царем земным, властью своей подобным Богу. Церковное и монастырское землевладение сохранялось. Т.о. великокняжеская власть пошла на компромисс с церковью, временно отказавшись от попытки ее подчинения.
Глава II. Роль церкви в формировании идеологии централизованного
Идеология является одним
из важнейших средств
регулировании международных отношений, но, прежде всего, она важна для
объяснения нововведений, реформ, мероприятий, не вызывающих одобрения у
населения. Таким образом, можно сказать, что идеология – это главный способ
управления государством, точнее, его населением, призванный не убеждать
население в чем-либо новом, а наоборот, объяснять это новое при помощи той
системы моральных ценностей, которая является в данном обществе
традиционной. Идеология, как показывает история, часто выступает орудием
политической борьбы с противниками. Вероятно, именно это обстоятельство и
послужило причиной обоснования неограниченной власти московских великих
князей. А поскольку идеология по сути своей опирается на традиционную
систему ценностей (В Русском государстве – православие), то и «создателями»
ее являются наиболее видные церковные деятели, главной целью которых (в
силу их рода деятельности и интересов) было обоснование независимого,
первенствующего положения церкви по сравнению со светской властью.
Одним из таких идеологов был Иосиф Волоцкий, чья активная борьба с
еретиками принесла ему большое влияние на дела русской церкви. Но в большей
степени росту его влияния содействовал конфликт между новгородским
архиепископом Серапионом и великим князем Василием III, решившим принять
Иосифо-Волоколамский монастырь под свою власть (испокон веков Волоцкий удел
подчинялся в церковном отношении Новгородскому архиепископу). Владыка не
побоялся наложить проклятие на Санина, объявив: «Что еси отдал монастырь в
великое государьство, ино то еси отступил от небесного, а пришол к
земному»[31]. Иосиф Санин использовал промах владыки и внушил князю, что
Серапион сравнил удельного князя с небом, а великого – с землей. Серапион в
1509 г. лишился сана, попал в заключение и лишь через три года был отпущен
в Троице-Сергиев монастырь[32]. «Тое же зимы [1509] сведенъ бысть
архиепископъ Серапионъ съ архиепископьи въ томъ, что Осифа не
благославил»[33].
Конфликт с Серапионом побудил Иосифа Санина сформулировать новый взгляд
на предназначение царской власти в Русском государстве. Игумен
провозгласил, что властью своей государь подобен «вышнему богу». Государя
русского, доказывал Санин, сам «Господь Бог устроил вседержатель во свое
место и посадил на царском престоле… и всего православного христианства,
всея Руския земля власть и попечение вручил ему»[34]. Иосиф тем самым
укреплял не только авторитет великого князя, но и роль церкви в
государстве: если великий князь получает власть от Бога, то перед Богом он
несет и ответственность за нее, за надлежащую заботу о богатствах и
процветании церкви. Иосиф Волоцкий являлся идеологом «воинствующей церкви»,
шедшей на союз с самодержавной властью, поддерживавшей ее при условии
сохранения и укрепления своих позиций в государстве[35].
Принятая в 1439 году Флорентийская уния стала тяжелым ударом по
каноническому сознанию русских. Церковные каноны предписывали послушание
Вселенскому патриарху в Константинополе. Религиозная совесть не позволяла
признать патриарха-отступника. Уния предоставила Русской церкви веские
основания для обретения самостоятельности. Митрополит всея Руси грек
Исидор, горячий сторонник унии, был арестован и позже бежал из Москвы.
Русские пошли на крайне болезненное для них решение: в 1448 г. не
Константинопольским патриархом, как прежде, а собором русских епископов был
поставлен митрополит Московский и всея Руси. Им стал архиепископ Рязанский
Иона, избранный на митрополию еще в 1441 г., но не утвержденный тогда
Константинополем. Началась эпоха автокефалии. В области политической
идеологии эта эпоха отмечена утверждением самобытной версии византийской
идеи вселенского самодержавия. В Византии названная идея опиралась на
историософское учение о «четырех царствах». Константинопольские идеологи
понимали эти царства как сменявшие друг друга мировые империи: Ассирийское
царство, Вавилонское, Персидское и Римское. Константинополь - «новый Рим» -
продолжает историю Римской империи уже как православного царства[36].
На Руси эта идея трансформировалась в историософскую доктрину о
преемственности христианского царства Москвой. Концепция «Москва – третий
Рим» тесно связанна с версией о происхождении московских великих князей от
римских императоров («Сказание о князьях Владимирских»). Эту идею
сформулировал игумен псковского Елеазарова монастыря Филофей в своих
посланиях великому князю Василию III. Согласно его взглядам, прежде
существовало два мировых христианских центра: сначала древний Рим, который
пал ввиду отказа от «истинного христианства», затем Константинополь. Но
Византийские правители тоже изменили христианству, пойдя в 1439 году на
унию с католической церковью. Следствием этого было падение Византии,
завоеванной турками в 1453 году. Москва же не признала Флорентийской унии и
стала мировым центром христианства. Так как только православное
христианство является «истинным», а все другие веры ложны и «богопротивны»,
то Москва, рассуждал Филофей, «избрана Богом и является единственным
законным наследником древнего Рима»; «четвертому же риму не бывать», т.к.
могут
быть только три мировых царства,
после чего наступит конец света[37].
Эта концепция была необходима молодому, недавно объединенному Российскому
государству, пытавшемуся обосновать свое место в системе международных
политических отношений. Тезис о «Москве – третьем Риме» был призван служить
не только обоснованию мирового значения Русского государства, но и, прежде
всего, обоснованием исключительного значения церкви. В нем ярко воплотилось
враждебное отношение ко всему иноземному, проповедь религиозной
нетерпимости, стремление к безусловной необходимости существующих порядков,
освященных тезисом о «богоизбранном» царстве.
Многие исследователи считают, что с венчанием Ивана IV на царство идея
«Москвы – третьего Рима» получила реальное воплощение. Одним из инициаторов
венчания был митрополит Макарий, одной из задач которого было усиление
влияния церкви в политической жизни страны. В.Б. Кобрин основанием венчания
на царство считает популярную в то время легендарную повесть «Сказание о
князьях Владимирских»[38], согласно которой император Август послал своего
брата Пруса править в прибалтийские земли. Рюрик – основатель правящей