Роль русской православной церкви в становлении и укреплении русского государства /XIV-XVII вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 14:54, доклад

Описание работы

Русская церковь сыграла значит. роль в объединит. процессе. В конце XV-начале XVI в. она превратилась в крупнейшего собственника. Она имела свою систему упр-я и суда. У митрополита, главы церкви, был свой “двор”, бояре, войско, служилые люди. Та же организация была и у епископов. Церкви принадлежало право суда по семейным и ряду др. вопросов над всем населением гос-ва. Она же во многом опред. идейную жизнь страны. Это вызвало, с одной стор., стремление гос-ва к подчинению земель церкви, а с др. – внутрицерковную борьбу по вопросам веры.

Работа содержит 1 файл

история зав доклад.docx

— 29.13 Кб (Скачать)

Роль  русской православной церкви в становлении  и укреплении русского государства /XIV-XVII вв.

Русская церковь сыграла значит. роль в объединит. процессе. В конце XV-начале XVI в. она превратилась в крупнейшего собственника. Она имела свою систему упр-я и суда. У митрополита, главы церкви, был свой “двор”, бояре, войско, служилые люди. Та же организация была и у епископов. Церкви принадлежало право суда по семейным и ряду др. вопросов над всем населением гос-ва. Она же во многом опред. идейную жизнь страны. Это вызвало, с одной стор., стремление гос-ва к подчинению земель церкви, а с др. – внутрицерковную борьбу по вопросам веры. Внутрицерковная борьба была связ. с появл. ересей. В XIV в. в Новгороде возникла ересь стригольников. Их называли так из-за обряда подстрижения в монахи – на голове принимаемого в монахи выстригались крестообразно волосы. Стригольники полагали, что вера станет крепче, если она будет опираться на разум.

В конце XV в. в Новгороде, а затем в Москве распр. ересь жидовствующих (ее зачинателем счит. еврейского купца). Еретики отриц. власть священников и требовали равенства всех людей. Это означ., что монастыри не имеют права владеть землей и крестьянами.

На какое-то время эти взгляды совпали  со взглядами Ивана III. Среди церковников также не было единства. Воинствующие церковники во главе с основателем Успенского монастыря Иосифом Волоцким (ныне Иосифо-Волоколамский монастырь под Москвой) резко выступили против еретиков. Иосиф и его последователи (иосифляне, или стяжатели) отстаивали право церкви владеть землей и крестьянами. Оппоненты иосифлян тоже не поддерживали еретиков, но возражали против накопления богатств и земельных владений церкви. Последователей этой т. зр. наз. нестяжателями или сореанами – по имени Нила Сорского, уединившегося в скиту на реке Соре на Вологодчине.

Иван III на церковном соборе 1502 г. поддержал  иосифлян. Еретики были казнены. Русская  церковь стала и гос., и национальной. Церковные иерархи провозглашали самодержца царем земным, властью своей подобным Богу. Церковное и монастырское землевладение сохранялось. Т.о. великокняжеская власть пошла на компромисс с церковью, временно отказавшись от попытки ее подчинения. 
 

 

Глава II. Роль церкви в формировании идеологии  централизованного

                                 государства 
 

   Идеология является одним   из  важнейших  средств  политической  власти  в

регулировании международных отношений,  но,  прежде  всего,  она  важна  для

объяснения  нововведений, реформ,  мероприятий,  не  вызывающих  одобрения  у

населения. Таким образом, можно сказать, что  идеология – это главный  способ

управления  государством, точнее,  его  населением,  призванный  не  убеждать

население в чем-либо новом, а наоборот, объяснять  это новое при  помощи  той

системы  моральных   ценностей,   которая   является   в   данном   обществе

традиционной. Идеология, как показывает  история,  часто  выступает  орудием

политической  борьбы с противниками. Вероятно, именно  это  обстоятельство  и

послужило причиной  обоснования  неограниченной  власти  московских  великих

князей. А поскольку  идеология  по  сути  своей  опирается  на  традиционную

систему ценностей (В Русском государстве  – православие), то и  «создателями»

ее  являются наиболее видные церковные  деятели,  главной  целью  которых  (в

силу  их  рода  деятельности  и  интересов)  было  обоснование  независимого,

первенствующего положения церкви по сравнению со светской властью.

   Одним из таких идеологов   был  Иосиф  Волоцкий,  чья   активная  борьба  с

еретиками принесла ему большое влияние  на дела русской церкви. Но в  большей

степени  росту  его  влияния  содействовал   конфликт   между   новгородским

архиепископом Серапионом и великим князем  Василием  III,  решившим  принять

Иосифо-Волоколамский монастырь под свою власть (испокон веков Волоцкий  удел

подчинялся  в церковном отношении  Новгородскому  архиепископу).  Владыка  не

побоялся  наложить проклятие на Санина, объявив: «Что еси отдал монастырь в

великое  государьство,  ино  то  еси  отступил  от  небесного,  а пришол  к

земному»[31]. Иосиф Санин использовал промах владыки  и  внушил  князю,  что

Серапион  сравнил удельного князя с  небом, а великого – с землей. Серапион  в

1509 г. лишился сана, попал в заключение  и лишь через три года  был   отпущен

в  Троице-Сергиев  монастырь[32].  «Тое  же  зимы   [1509]   сведенъ   бысть

архиепископъ  Серапионъ   съ   архиепископьи   въ   томъ,   что   Осифа   не

благославил»[33].

   Конфликт с Серапионом побудил  Иосифа Санина сформулировать  новый взгляд

на   предназначение   царской   власти   в   Русском   государстве.   Игумен

провозгласил, что властью своей государь подобен  «вышнему  богу».  Государя

русского, доказывал Санин, сам «Господь Бог  устроил  вседержатель  во  свое

место и посадил на царском престоле…  и  всего  православного  христианства,

всея  Руския земля власть  и попечение вручил  ему»[34].  Иосиф тем самым

укреплял  не  только  авторитет  великого  князя,  но  и   роль   церкви   в

государстве: если великий князь получает власть от Бога, то перед Богом он

несет и  ответственность  за  нее,  за  надлежащую  заботу  о  богатствах  и

процветании церкви. Иосиф Волоцкий являлся идеологом «воинствующей церкви»,

шедшей  на союз  с  самодержавной  властью,  поддерживавшей  ее  при  условии

сохранения  и укрепления своих позиций в  государстве[35].

   Принятая  в  1439  году  Флорентийская   уния  стала  тяжелым  ударом   по

каноническому сознанию русских.  Церковные  каноны  предписывали  послушание

Вселенскому патриарху в Константинополе. Религиозная  совесть  не  позволяла

признать  патриарха-отступника.  Уния  предоставила  Русской  церкви  веские

основания  для  обретения  самостоятельности.  Митрополит  всея  Руси   грек

Исидор, горячий сторонник унии, был  арестован  и  позже  бежал  из  Москвы.

Русские  пошли  на  крайне  болезненное  для  них  решение:  в  1448  г.  не

Константинопольским патриархом, как прежде, а собором  русских епископов  был

поставлен митрополит Московский и всея Руси. Им стал  архиепископ  Рязанский

Иона, избранный на митрополию еще  в  1441  г.,  но  не  утвержденный  тогда

Константинополем.  Началась  эпоха  автокефалии.  В   области   политической

идеологии эта эпоха отмечена  утверждением  самобытной  версии  византийской

идеи  вселенского  самодержавия.  В  Византии  названная  идея  опиралась  на

историософское учение о «четырех  царствах».  Константинопольские идеологи

понимали  эти царства как сменявшие  друг друга мировые  империи:  Ассирийское

царство, Вавилонское, Персидское и Римское. Константинополь - «новый Рим»  -

продолжает  историю Римской империи уже  как православного царства[36].

     На  Руси  эта  идея  трансформировалась  в  историософскую  доктрину  о

преемственности христианского царства Москвой. Концепция  «Москва  –  третий

Рим»  тесно связанна с версией о происхождении московских великих князей  от

римских  императоров  («Сказание  о   князьях   Владимирских»).   Эту   идею

сформулировал  игумен  псковского  Елеазарова  монастыря  Филофей  в   своих

посланиях  великому  князю Василию III.  Согласно  его взглядам,   прежде

существовало  два мировых христианских центра: сначала древний  Рим,  который

пал ввиду отказа от  «истинного  христианства»,  затем  Константинополь.  Но

Византийские  правители тоже изменили христианству,  пойдя  в  1439  году  на

унию  с  католической  церковью.  Следствием  этого  было  падение  Византии,

завоеванной турками в 1453 году. Москва же не признала Флорентийской унии  и

стала  мировым   центром   христианства.   Так   как   только   православное

христианство  является «истинным», а все другие веры ложны и  «богопротивны»,

то  Москва,  рассуждал  Филофей,  «избрана  Богом и является  единственным

законным  наследником древнего Рима»; «четвертому  же риму  не  бывать»,  т.к.

могут быть только три мировых царства, после чего наступит конец  света[37]. 

   Эта концепция была необходима  молодому, недавно объединенному Российскому

государству, пытавшемуся  обосновать  свое  место  в  системе  международных

политических  отношений. Тезис о «Москве –  третьем Риме» был призван  служить

не  только обоснованию мирового значения Русского государства, но  и,  прежде

всего, обоснованием исключительного значения церкви. В нем ярко  воплотилось

враждебное   отношение   ко   всему   иноземному,   проповедь    религиозной

нетерпимости, стремление к безусловной необходимости  существующих  порядков,

освященных  тезисом о «богоизбранном» царстве.

   Многие исследователи считают,  что с венчанием Ивана IV  на  царство  идея

«Москвы – третьего Рима» получила реальное воплощение. Одним из  инициаторов

венчания  был митрополит Макарий,  одной из  задач которого  было  усиление

влияния церкви в политической жизни страны. В.Б. Кобрин основанием  венчания

на  царство считает популярную в  то время  легендарную  повесть  «Сказание  о

князьях Владимирских»[38], согласно которой император Август  послал  своего

брата Пруса править в  прибалтийские  земли.  Рюрик  – основатель  правящей

Информация о работе Роль русской православной церкви в становлении и укреплении русского государства /XIV-XVII вв