Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:22, реферат
После распада СССР и образования СНГ сложилась принципиально новая внешнеполитическая ситуация для России. Россия сократилась в своих геополитических параметрах. Она потеряла ряд важных морских портов, военных баз, курортов, появился анклав – Калининградская область, отделенная от России Белоруссией и Литвой. Она не только лишилась традиционных союзников в Восточной и Центральной Европе, но и получила вдоль своих "прозрачных" границ ряд государств с недружественно настроенным руководством (особенно в Прибалтике). Россия как бы отдалилась от Европы, стала еще более северной и континентальной страной.
I. Введение
II. Положение России в современном мире
III. Россия и страны СНГ
IV. Перспективы развития, приоритетные цели для России
V. Заключение
VI. Список литературы
III. Россия и страны СНГ
Нельзя назвать безоблачными
и отношения России со странами СНГ,
Балтии и бывшего соцлагеря. Спустя
10 лет после образования СНГ страны- участницы
находятся дальше друг от друга и прежде
всего от России.
За десятилетие своего существования
СНГ пережило несколько этапов:
-Первый этап – 1991-1993
гг. Союзные республики приобретают политическую
независимость, оформляют государственность
и самостоятельные финансово-экономические,
таможенные и пограничные структуры. Однако
по-прежнему их народнохозяйственные
комплексы продолжают работать в рамках
единого экономического пространства
с единой валютой. И хотя в рамках СНГ принимаются
сотни решений, направленных на сохранение
единого рынка, центробежные тенденции
усиливаются.
- Второй этап – 1993-1996 гг. Страны СНГ упрочили
свой политический суверенитет, самостоятельно
вошли в мировое сообщество, наработали
хозяйственные связи с ближайшими соседями,
не входившими в Советский Союз. В рамках
же Содружества отношение к принимаемым
совместным решениям становится все более
жестким и критичным. Остаются невыполненными
договоренности о создании Экономического
и Платежного союзов и многие другие. Однако
между отдельными государствами появляется
стремление установить более тесные связи.
Это выражается в образовании Таможенного
союза трех стран и Центральноазиатского
экономического сообщества.
- Третий этап начался с 1997 г. Всеми участниками признается кризис в Содружестве, который проявляется в невыполнении основополагающих решений, отказе ряда стран в сотрудничестве по многим экономическим вопросам и в структурных организациях СНГ. Начинается поиск путей совершенствования деятельности, новых объединяющих целей и задач. Отдельные государства и ученые предлагают идею объединения всех исполнительных органов СНГ и выдвижение на первый план экономического сотрудничества, создания зоны свободной торговли, тарифного, таможенного и валютного союзов.
В настоящее время продолжается переориентация внешнеторговых потоков России и других стран – членов Содружества на рынки дальнего зарубежья. В частности, в 1999 г. по сравнению с 1998 г. объем взаимной торговли снизился на 21,3% и равен лишь 27,6% в общем ее объеме (в 1998 г. – 31,2%). При этом доля России во внешнеторговом обороте Азербайджана составляла 59%, Армении – 74, Белоруссии – 88, Грузии – 48, Казахстана – 81, Киргизии – 40, Молдовы – 65, Украины – 77%.
Это отмечал и бывший председатель Федерального Собрания РФ Егор Строев на одном из экономических форумов: «Необходимо в ближайшее время остановить неблагоприятные тенденции региональной торговли в Содружестве. В СНГ доля взаимных поставок составила в 1990 г. 72,1% общей стоимости их экспорта, а сейчас – 36,5%. Для сравнения: в ЕС доля межстрановой торговли в общем объеме экспорта превышает 61%».
Тем не менее события последнего времени показывают лишь усиление дезинтеграционных процессов между странами Содружества. Политики и экономисты стран СНГ в своих программах развития ориентируются на Запад, и в частности на США. Россия же продолжает все больше удаляться от них, как в экономических, так и в политических сферах.
Не последнюю роль в
этом процессе играют расширение НАТО
и желание многих стран бывшего
соцлагеря, в том числе и стран СНГ, вступить
в Североатлантический Союз. И хотя вероятность
вступления различных стран оценивается
по разному, процесс расширения западных
структур на основе НАТО представляется
неизбежным. Причем, по сравнению с процессом
создания Европы без границ, он, по мнению
специалистов, будет более широким. Оценки,
касающиеся участия стран СНГ, Балтии,
Восточной Европы в НАТО, в целом значительно
превышают оценку их сближения с Россией.
Не смотря на достаточно непримиримую
позицию России в отношении расширения
НАТО, у нее, к сожалению, нет альтернативы
против вступления стран-республик бывшего
СССР в Североатлантический блок, кроме
СНГ, образования, как отмечалось выше,
скорее временного.
IV. Перспективы развития,
приоритетные цели для России.
Несомненно, что главным для России региональным приоритетом является постсоветское пространство - в силу исторических, геополитических, экономических, гуманитарных и иных соображений. Есть механизм для упрочения наших позиций на пространстве СНГ.
Но очевидно, что члены
СНГ в неодинаковой степени готовы
к сближению. Учитывая европейский
опыт, а равно интересы и позиции
наших соседей на постсоветском
пространстве, наиболее достижимо на
нынешнем этапе экономическое
В новой «Концепции внешней политики РФ» записано: «Упор будет делаться на развитии добрососедских отношений и стратегического партнерства со всеми государствами - участниками СНГ. Практические отношения с каждым из них необходимо строить с учетом встречной открытости для сотрудничества, готовности должным образом учитывать интересы Российской Федерации, в том числе в обеспечении прав российских соотечественников. Приоритетное значение будут иметь совместные усилия по урегулированию конфликтов в государствах - участниках СНГ, развитию сотрудничества в военно-политической области и сфере безопасности, особенно в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом».
В условиях все нарастающих дезинтеграционных тенденций в отношениях России и стран СНГ особое значение приобретают так называемые транснациональные корпорации, т.е. фирмы, имеющие свои хозяйственные подразделения в двух и более странах и управляющие этими подразделениями из центра на основе проведения согласованной политики для достижения наивысшего результата. Целью ТНК является развитие межгосударственной торговли, расширение сбыта продукции на общей территории и предоставления услуг путем создания в этих странах дочерних предприятий и производственных и торговых филиалов. Благодаря этому у многих ТНК “иностранный компонент” в производстве, торговле, услугах, капиталах, общем числе занятых достигает 50 – 90%. Возникла уникальная возможность объединить весь цикл — научные исследования, технологические разработки, производство, сбыт и последующее обслуживание в ходе комплектования — в единое целое, не ограниченное государственными пределами и с широким использованием конкурентных методов. На 600 крупнейших зарубежных ТНК приходится 20-25% всей добавленной стоимости в товарах стран с рыночной экономикой.
Еще один традиционный приоритет внешней политики России - Европа. Мы неразрывно связаны с этим континентом географически, исторически, цивилизационно; от ситуации в Европе и наших отношений с европейскими странами напрямую зависят безопасность России и перспективы ее политического и экономического реформирования. Отношения с ЕС имеют для России ключевое значение.
Однако, не смотря на мнение экспертов о приоритетности научно - технического сотрудничества России и ЕС, в «Концепции внешней политики» во главу ставятся военно-политические связи: «Характер отношений с ЕС определяется рамками Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, от 24 июня 1994 г., которое еще не заработало в полную силу. Конкретные проблемы, прежде всего проблема адекватного учета интересов российской стороны в процессе расширения и реформирования ЕС, будут решаться на основе одобренной в 1999 году Стратегии развития отношений Российской Федерации с Европейским союзом. Предметом особого внимания должно стать формирующееся военно-политическое измерение ЕС».
Что же касается форм коллективной
безопасности, приемлемых для России,
то российские эксперты продолжают искать
решение проблем европейской
коллективной безопасности, прежде всего
по линии ОБСЕ (54,3%), а также оборонительного
союза стран СНГ (51,0%). Это, по-видимому,
связано с очевидной
Россия не может обеспечить
национальные интересы в полном объеме,
не укрепив своего положения в
Азии. Наши основные цели в регионе:
обеспечение безопасности границ; сохранение
стабильности в прилегающих к
ним районах, характеризующихся
достаточно высоким конфликтным
потенциалом; использование экономического
сотрудничества с азиатскими государствами
для модернизации национальной экономики,
прежде всего в восточной части
России. Важнейший наш ресурс - взаимопонимание
с Китаем и Индией. Совпадение взглядов
с этими странами по многим вопросам
мировой политики способствует региональной
и глобальной стабильности. В обоих
случаях задачей является подтягивание
экономических контактов до уровня
политического взаимодействия. Существует
возможность достижения подлинного добрососедства
с Японией, отвечающего интересам обеих
сторон. В рамках существующих переговорных
механизмов следует продолжать поиск
взаимоприемлемого оформления государственной
границы. Перспективен курс на расширение
сотрудничества с Ассоциацией государств
Юго-Восточной Азии (АСЕАН), которую следует
рассматривать как один из важных центров
складывающейся системы международных
отношений.
Необходимо последовательно вести дело
к подписанию Индией и Пакистаном Договора
о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний
и их присоединению к Договору о нераспространении
ядерного оружия, поддерживать линию на
создание в Азии зон, свободных от ядерного
оружия. Нельзя не обратить внимания и
на нарастание геополитических противоречий
в Азиатско-тихоокеанском регионе между
США и КНР. Наступающей стороной является
Китай, который стремительно накапливает
совокупную мощь и все напористее проецирует
ее на регион. Не случайно КНР втянута
почти во все острые проблемы АТР: "узлы"
напряженности, гонку вооружений, распространение
ракетного оружия, межэтнические конфликты.
Именно азиатское направление внешней
политики большинство экспертов считает
наиболее приоритетным.
Главным национальным приоритетом
России является укрепление национальной
безопасности страны, которая сегодня
является одним из самых слабых звеньев
российской внешней и внутренней
политики. Образ угрозы прочно ассоциируется
как с деятельностью
V. Заключение
События последних лет
во многом превзошли самые смелые
прогнозы и предположения. Терракты
11-ого сентября в Нью-Йорке и ответная
акция США в Афганистане буквально перевернули
всю международную политику, как России,
так и всех остальных стран мира. Еще несколько
месяцев назад присутствие сил НАТО в
странах Средней Азии таких, как Узбекистан
и Таджикистан, было попросту невозможным,
сейчас это уже реальность.
Бомбардировки Афганистана ставят под
сомнение саму необходимость существования
Совета Безопасности ООН в его сегодняшнем
виде.
Мировой терроризм стал действительно глобальной угрозой, и в связи с этим на первое место в международных отношениях выходит военно-техническое сотрудничество. Односторонний выход США из договора по ПРО ставит перед нашей страной непростую задачу – удержаться от новой гонки вооружений. Конфликт двух ядерных держав, Индии и Пакистана, еще более остро ставит вопрос о контроле за распространением ядерного вооружения.
В отношениях с развитыми странами Запада Россия не должна играть роль младшего партнера, хотя за рубежом, несомненно, есть круги, заинтересованные в том, чтобы она утратила свое значение мощного государства, занимающего ключевое положение на огромном евразийском пространстве. Задача внешней политики России заключается в решении всех вопросов мирным путем, но при жестком отстаивании собственных интересов.
VI. Список литературы
1. Егор Строев «Россия и страны СНГ в преддверии XXI века» (выступление на Втором Петербургском экономическом форуме).
2. Степан Ситарян «Интеграция стран СНГ: трудности и перспективы взаимодействия» ("Проблемы теории и практики управления" 5/01).
3. Стратегия России в ХXI веке: анализ ситуации и некоторые предложения. Стратегия – 3 ("Независимая газета" № 107-108, 1998 г).
4. Игорь Иванов «РОССИЯ И СОВРЕМЕННЫЙ МИР. Внешняя политика Москвы на пороге XXI века» ("Независимая газета" от 20.01.2000)
5. Е.П. Бажанов «Роль и место России в современном мире» (Центр Стратегических Разработок, 1999-2000)