Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 17:20, реферат
Социология рассматривает экономическое поведение как конкретный случай социального поведения, т.е. комплекс ролей и социальных организаций, на которые оказывают влияние политические и культурные факторы (переменные), включая религиозную систему.
Введение
Глава 1: Основные подходы к анализу места политических и
культурных переменных в экономической жизни
A.Важнейшие структуры в обществе
B.Религия в экономической жизни – анализ Макса Вебера
Глава 2: Религиозная жизнь в развитии капитализма в России ХХ в.
A.Влияние христианства на человеческий труд
B.Роль старообрядчества в развитии капитализма в России
Заключение
Список литературы
Российский
Университет Дружбы Народов
Роль
религии в экономическом мировоззрении
ЭССЕ По дисциплине:
«ИСТОРИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»
Группа: ЭФ 501
Москва 2011
Содержание
Введение
Глава 1: Основные подходы к анализу места политических и
культурных переменных в
Глава 2: Религиозная жизнь в развитии капитализма в России ХХ в.
Заключение
Список
литературы
Введение
Социология
рассматривает экономическое
Глава 1: Основные подходы к анализу места политических и культурных переменных в экономической жизни.
Два
основных подхода к анализу места
политических и культурных переменных
в экономической жизни
Согласно
Марксу, важнейшие структуры в
любом обществе строятся вокруг экономического
производства. Религиозная система
с политической, правовой и другими
системами образует «надстройку», которая
определяется экономическим строем
и оказывает обратное воздействие
на экономический базис. Религиозная
система выполняет
В какой-то
мере этот подход реализуется в социальной
антропологии, данные которой раскрывают
отношение между религией и экономикой
на уровне древнейших связей между
ценимыми достоинствами, желанными
благами и интересами выживания
группы. Во всех обществах на разних
стадиях обнаруживается тенденция
к тому, чтобы представлять «божественное»
в вещах, символизирующих первичные
потребности и средства существования
или в личностях, наиболее удачливых
в добывании пиши. Так, в охотничьем
племени «обожествляться», становиться
объектом почитания может главный
и наиболее ценимый объект oxoты, или
же боги представляются в качестве
великих охотников. У земледельцев
может почитаться зерно, символизирующееся
в умирающих и воскресающих божествах,
или же возникают другие символы
плодородия, которые оказываются
в центре культовых действий, являются
объектами почитания. Это относится
и к самому человеку, его деторождающей
силе в форме культа богини-матери
и фаллических символов. Таким
образом, наиболее ценимым и почитаемым
было поведение, обеспечивающее выживание
группы и ее культуры: самый удачливый
охотник; землепашец, у которого самое
урожайное поле; родители, у которых
много детей. По мере того, как с
развитием производства физическое
выживание перестает быть каждодневной
проблемой, и появляются более долгосрочные
заботы и интересы, боги и герои
становятся защитой того достояния,
тех завоеваний (материальных и культурных),
в которых группа или общество
видят для себя главное, определяющее
саму природу их существования. Теперь
выживание осмысливается не только
в экономических понятиях, но эта
проблема никогда не отрывается от
экономической основы.
Вебер
не оспаривал того, что изменения
в экономической системе
Самым
весомым аргументом в пользу такого
подхода явилась работа Вебера «Протестантская
этика и дух капитализма», в
которойобосновывался тезис о том,
что аскетический протестантизм
внес решающий вклад в развитие капитализма
— общества современного индустриального
типа. Именно эта работа способствовала
росту интереса к пониманию значения
проблемы взаимодействия религии с
экономикой. Большинство исследований
этой проблемы идут в русле предложенного
Вебером подхода и пытаются отыскать
параллели аскетическому
Анализ
Вебером роли протестантской этики
в возникновении «духа
1-) Исторические религии по мнению Вебера
Исторические религии, или мировые религии, в терминологии Вебера, отличались от магического символизма, который обусловливал стереотипизацию разных видов деятельности, в том числе и хозяйственной, тем, что они в качестве религий спасения способствовали рационализации деятельности, вводя такой фактор регуляции, как этика. Отношение между религией и хозяйственной деятельностью является одним из аспектов отношения между религией и миром. По Веберу, это отношение может быть выражено в двух типах поведения, которые он обозначает как аскезу и мистику.
1-а) Мистика ориентирована не на действие, а на обладание, приобщение; в человеке она видит не орудие бога, а сосуд, вместилище воли божьей.
1-б) Аскетизм (доктрина и практика самоотречения путем воздержания от мирских благ и удовольствий), вырастающий из магических представлений, уже на пороге своего появления выступает в двойственном облике: как отречение от мира, с одной стороны, и как господство над миром с другой, господство с помощью обретенных аскетическими упражнениями (практикой магических сил) харизмы. Таким образом, характер аскетизма определяется тем, как понимается угодная богу деятельность; это может быть жизнь монаха-отшельника, и это может быть деятельность «в миру», его преобразование, направленное на то, чтобы подавить греховное начало с помощью мирской профессиональной деятельности.
Эти понятия показывают, каким образом в рамках религии спасения сложились различные виды и способы деятельности вотношении мира, включая и экономику. Такие религии принесли с собой, создали религиозную общину, организацию на чисто религиозной основе: брат по вере должен был стать ближе брата по крови. Так внутри новой социальной общности была разработана этика религиозного братства. Сначала она, как показывает Вебер, просто переняла исконные принципы социально-этического поведения внутри «союза соседей» соседских общин деревенских жителей. Здесь действовали два принципа. Для внутренней морали «как ты мне, так и я тебе»; братская, бескорыстная помощь в беде таково экономическое следствие этой морали, наряду с бесплатным предоставлением в пользование инвентаря, беспроцентной ссудой, гостеприимством, поддержкой неимущего соседа со стороны имущего, безвозмездная работа в случаях нужды на земле соседа или работа за содержание на земле господина. В основе лежит понимание общности судьбы: того, чего сегодня не хватает тебе, завтра может не хватить мне. Отсюда также запрет торговаться с членом сообщества при обмене или ссуде и запрет длительно порабощать его в случае, например, неуплаты долгов.
Второй
принцип, для внешней морали, отношения
к чужим. Здесь уже нет тех
ограничений, которые накладывает
этика братской любви на отношение
к ближнему. Заповеди всех этических
рационализированных религий
2-) Рациональное хозяйство и деловое предприятие
Рационализации
религиозной жизни, жизни религиозной
общины на началах этики религиозного
братства противостояла рациональная
организация экономической
Правда,
связь религиозных сообществ, церквей
с экономическими проблемами, навязываемыми
жизнью, заставляла идти на компромиссы.
Ведь в пределе религиозная этика
вела вообще к отказу от владения экономическими
благами. Избегающий мира аскетизм запрещает
монахам иметь личную собственность
и требует ограничить потребности
самым необходимым. Отношение к
труду — двойственное. С одной
стороны, монах обязан обеспечивать
свое существование собственным
трудом, с другой — труд есть необходимость,
отвлекающая от главного созерцания,
молитвы.
3-) Протестантизм и экономическая система
Прорыв
произошел при переходе от исторической
религии к религии
Информация о работе Роль религии в экономическом мировоззрении