Роль магдебургского права в социальном развитии белорусских городов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 20:31, реферат

Описание работы

Важность этой темы состоит в том, что на новом этапе становления белорусского государства, после навязывания белорусам чужой культуры, языка и идеологии, необходимо восстановить подлинную историю белорусского народа. Важно знать тот факт, что Беларусь в XIV веке входила в состав одного из самых развитых государств Европы – Великого Княжества Литовского. На протяжении нескольких веков государственным языком в Великом Княжестве Литовском был старобелорусский, что свидетельствовало о том, что белорусы играли важнейшую роль в управлении государством. У княжества были активно налажены торговые и экономические контакты с западноевропейскими странами. Многие элементы их культуры и права стали использоваться и в Великом Княжестве Литовском.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Происхождение и суть магдебургского права…………………………………5
2. Основные особенности социально-экономической жизни Беларуси в XIV – XVI вв………………………………………………………………………………...8
3. Магдебургское право на территории Беларуси………………………………..11
4. Магдебургское право в Минске………………………………………………...14
Заключение………………………………………………………………………….17
Список использованных источников……………………………………………...18
Приложение А………………………………………………………………………19

Работа содержит 1 файл

История.Реферат.docx

— 65.45 Кб (Скачать)

Ремесленники одной специальности  были объединены в цеха. Они создавались  с целью защиты общественных, политических и имущественных прав города. Это  были своеобразные монополизированы структуры, которые помогали ремесленникам  избежать конкуренции, а также обезопасить  местный городской рынок от изделий  иногородних и иноземных ремесленников. Цех представлял собой не только производственную кооперацию, но и  военную единицу. Во время военных  действий цеха превращались в военные  отряды, которые защищали город и  крепость, занимая ранее определенное для каждого цеха место дислокации. Цеховые уставы, защищая ремесленников  от конкуренции, как и любые монополизированные структуры, приостановливали развитие городского ремесла, ограничивали производственную деятельность, удерживали тенденции к застою.

Некоторые цеха, особенно в  крупных городах, объединяли большое  количество ремесленников. Так, например, цех Мясников в Слуцке насчитывал в своем составе более 100 человек, в том числе 38 мастеров. Возглавляли  цеха самые зажиточные мастера. Для  помощи мастера нанимали подмастерья  и учеников, которые не столько  учились, сколько выполняли функции  слуг. Положение учеников было не лучшее, чем у дворовых слуг в феодальным имении. Мастера имели право наказывать и бить учащихся. Поэтому побеги среди учеников были частым явлением, меры по пресечению побега предусматривались уставом каждого цеха.

В XIV – XVI вв. развивается  внутренняя и внешняя торговля городов  Беларуси. Торги и ярмарки становятся атрибутом хозяйственной деятельности городов и местечек. Торги, как  правило, устраивались 1 – 2 раза в неделю. Ярмарки существовали только в крупных  городах и проводились раз  в год. В них участвовали не только местные, но и иностранные  торговцы и купцы. Города Беларуси торговали  с русскими, украинскими, польскими  городами, а также с некоторыми городами Востока. На внешний рынок  Беларусь поставляла рожь, сало, лес, угль, меха, кожу, изделия ремесленников. Импортировались железо, медь, олово, свинец, металлические изделия, фламандское и английское сукно, голландское полотно, вино, соль, сельдь, предметы роскоши.

Такими были основные особенности  социально-экономической жизни Беларуси в XIV – XVI вв. Усиливалась экономическая  зависимость крестьян от феодалов. Шел процесс их массового закрепощения. Центрами культурной жизни, развития ремесел  и торговли становились города. Их роль в экономике Беларуси возрастала. Города расширялись за счет притока  сельского населения. Обнаружились социальная и управленческая структуры. Города боролись за право на самоуправление (Магдебургское право), что расширило возможности развития ремесла и торговли [5].

3. Магдебургское право на территории Беларуси.

В XIV-XV веках начинает развиваться законодательство, которое постепенно ограничивает обычное право. В первую очередь издаются законы в форме привилеев (грамот), в которых юридически подтверждались права и льготы феодалов и оформлялось правовое положение сословий шляхты, а также закреплялись автономные права некоторых земель, городов, княжеств.

Развитие ремесла, торговли, рост количества городов и городского населения внесли изменения в  материальную и духовную жизнь людей, что в свою очередь вызвало  необходимость перестройки правовых отношений и самого права. Если до середины XV века в каждом местном княжестве действовало свое местное право, то в результате всех этих изменений возникла потребность в едином для всего государства праве и приведении его в определенную систему.

Первые попытки систематизации относились к соглашениям между  Полоцкой землей и другими землями. Первым же кодексом общегосударственного права был Судебник 1468 года. В  нем содержались как нормы  обычного права, так и новые правила, относящиеся к уголовному, процессуальному, административному праву. В Судебнике 1468 года уже прослеживается и определенная, хотя еще довольно примитивная систематизация правовых норм. Кодификации подверглись  и иммунитетные грамоты, которыми обеспечивались привилегии и льготы для класса феодалов и сословия шляхты, в них же систематизировались и нормы государственного права, обеспечивавшие суверенные права государства и ограничивавшие власть великого князя [8].

В годы средневековья белорусские  города были центрами ремесла, торговли, культуры, администрации и оборонительных сооружений. В XIV-XV вв. многие из них получили право на самоуправление, так называемое магдебургское право (от названия немецкого города Магдебург, который в XIII в. получил право на самоуправление).

Привилеи на самоуправление, которые выдавались за подписью великого князя, не противоречили традиционному местному праву, а позже - белорусским законам и тем более не отменяли их. Они только расширяли и обогащали обычное право. Магдебургское право было своеобразной частью законодательства Великого княжества Литовского. Поскольку не все белорусские города имели магдебургское право, то наличие его можно назвать еще и отличительной чертой белорусского городского права.

Первым на территории Беларуси магдебургское право получил Брест (1390), потом Гродно (1391), Слуцк (1441), Высокое (1494), Полоцк (1498), Минск (1499). До второй половины XVII в. магдебургское право получили почти все более или менее значительные города и местечки (более 50). Этому способствовало то, что ВКЛ постоянно подвергалась нападениям, и государство было заинтересовано в преобразовании городов в форпосты своей обороны. Получая магдебургское право, мещане в случае войны выходили охранять не только государство, но и свою «городскую независимость», свою свободу.

По магдебургскому праву вместо многочисленных натуральных повинностей горожане платили один денежный налог, размер которого был четко определен. Они освобождались от суда и власти великокняжеских чиновников, что в значительной мере укрепляло неприкосновенность имущества и свободу экономической деятельности горожан. Горожане могли заниматься ремеслом, торговлей и земледелием, выбирать городской орган власти – магистрат, ратушу, создавать ремесленные объединения -цехи. Предусматривались и определенные льготы в области торговли. Так, мещане Полоцка, Вильни и других городов с магдебургским правом освобождались от торговых пошлин на территории всего Великого княжества Литовского. Города с магдебургским правом в отличие от обычных городов имели право до 4 раз в год проводить ярмарки, на которых приезжие купцы должны были продавать товар только оптом, от чего город имел определенную выгоду. Великий князь был заинтересован в переходе городов на самоуправление и укреплении их экономического положения: чем богаче был город, тем стабильнее налоги поступали в государственную казну. Кроме того, жители городов с магдебургским правом за предоставленные им гражданские права возлагали на себя дополнительные обязанности, в частности, ремонтировать и обновлять за свой счет оборонительные сооружения, что также было выгодно государству.

Согласно Привилею на магдебургское право в городе создавались органы самоуправления, независимые от воевод и старост. Городское управление - магистрат, ратушу - возглавлял войт из шляхты или богатых мещан, назначаемый великим князем. Войт приносил на кресте клятву, что будет верно служить городу. Это был выборный орган самоуправления. Он собирал налоги, выполнял судебные функции, управлял общественными работами, осуществлял контроль за торговлей, принимал в городскую общину новых мещан и т.д. Магистрат (ратуша) состоял из 2-х структурных частей: городской рады, куда входили 12-20 мещан-радцев, избираемых из законорожденных, проживающих в городе, богатых мещан. Не выбирались нехристиане, бедняки, калеки и чужаки. Радцы из своей среды избирали 2, 4, 6 бурмистров, которые и руководили повседневной текущей работой рады; лавы, куда помимо войта, входили избираемые лавники. Лава действовала чаще всего как судебный орган, рассматривая уголовные дела, а рада и управляла городом, и рассматривала гражданские дела мещан. Магистрат собирал налоги, следил за правильностью мер и весов на рынках, защищал интересы городских торговцев и ремесленников, объединенных в цехи — своеобразные средневековые профсоюзы. Полоцкий цех кожевенников и скорняков пользовался, к примеру, утвержденным городскими властями правом: на расстоянии трех миль от города отбирать у всех мастеров-единоличников товар, а их самих сажать в тюрьму.

При органах самоуправления находились и другие должностные лица.

Права горожан, структура  и компетенция власти с течением времени постоянно менялась, выдавались новые грамоты, устанавливались  новые порядки. В некоторых городах мещане выкупали должности войта и эти должности становились выборными, в других городах войты как ранее назначались. Единого закона об органах управления в ВКЛ не было долгое время. Только законом 18 апреля 1791 года была сделана попытка ввести единые правила для всех городов и упорядочить суд. Вводилась единая подсудность дел, которую мог рассматривать городской магистрат. Полагалось создать специальные апелляционные суды, которые бы пересматривали решения магистратов и решали наиболее крупные проблемы.

Важно так же отметить, что  в грамотах на магдебургское право не говорится о том, где нужно смотреть нормы этого права, и какую редакцию магдебургского права руководство Великого Княжества Литовского считает обязательной для применения. Это право не давало готовой формы организации городской власти, поэтому оно и не могло быть просто перенесено с немецких и польских городов. Магдебургское право определенными методами вырабатывалось на месте при активном участии городского населения. В связи с этим очевиден факт того, что в каждом городе немецкое право на самоуправление имело свои особенности.

На Беларуси магдебургское право было отменено по приказу Екатерины II в Могилевской губернии в ноябре 1775 года, в Минской - в мае 1795, в Западной губернии  Беларуси - в декабре 1795 года [6, гл.6.11].

Подводя итог можно сказать, что в большинстве своем в  грамотах на магдебургское право в городах ВКЛ размещались нормы местного права и новые нормы, которые выделили горожан в отдельное сословие феодального общества – мещане. Города получили широкий перечень прав, которые способствовали их дальнейшему экономическому развитию. Основываясь на магдебургском праве, белорусские города в эпоху средневековья развивались в русле общеевропейского исторического процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Магдебургское право в Минске.

Магдебургское право было распространено в 1499 г. на г. Минск, который находился в составе Великого княжества Литовского, поскольку в этот период право на самоуправление городов начало свое распространение на всей территории современной Беларуси. В то время Великое княжество Литовское находилось в постоянном соприкосновении с передовыми западноевропейскими государствами содействовало их развитию в русле мирового экономического, политического и культурного процессов.

Эпоха магдебургского права приходится на времена наивысшего расцвета княжества, когда она являлась одним из передовых государств, а народ — одним из наиболее развитых в Европе.

14 марта 1499 года, Великий  князь Литовский Александр Ягеллончик даровал одноименную грамоту городу Минску, который не был первым из средневековых беларусских городов, получивших грамоту на магдебургское право. До этого оно было присвоено также Бресту (1390), Гродно (1391), Слуцку (1441) и Высокому (1494) и еще некоторым другим.

Согласно этой грамоте Минск получал право на формирование органов самоуправления, независимых от власти воевод, панов, старост, а также учреждать городской герб (1591 г.) и знамя города. В тексте жалованной грамоты Минску разрешалось построить ратушу – здание для заседаний магистрата: "… А таксама маюць магчымасць на зручным месцы паставіць ратушу, каля якой могуць мець таварную краму, збожжавыя клеці, цырульню. Там жа ў ратушы могуць мець бочку мерную і медны посуд с гарадскім гербам. Усе прыбыткі з ўсяго гэтага войт с бурмістрамі могуць скарыстаць дзеля гарадскіх патрэб...". В городской ратуше хранились единицы измерения веса и объёма (городские весы и т.п.).

Как существующая ратуша упоминается  в 1582 году. Но в 1591 году в документах вновь говорится о её строительстве. В начале XVII века сведения о ратуше есть в документах 1617 года, говорится, что стоит она на площади Высокого рынка. Известно также, что здание сильно пострадало от пожара в 1640 году и было вновь отстроено. В XVIII веке здание сильно обветшало, но усилиями минского войта С.Буржинского она была вновь восстановлена в 1744 году. Перестроена в конце XVIII века губернским архитектором Фёдором Крамером. Разрушена в 1851 году.

Кроме ратуши, после 1499 года, Минск получил право на свой собственный  герб, существование которого свидетельствовало  о довольно высоком экономическом  и культурном уровне города. Герб присутствовал  на печати города, чем подчеркивалась его независимость от княжеской или королевской власти.

Главой городского управления объявлялся назначаемый великим  князем — войт, присягавший на распятии в верной службе городу. Под главенством  войта, в городе действовал собственный  судебный орган — лава — в  обязанности, которой входило рассмотрение криминальных дел. Непосредственно  внутренней политикой города, а также  рассмотрением частных и административных судебных дел, занималась избираемая горожанами — рада, во главе которой стояли бургомистры. По окончании срока своих полномочий, бургомистры выступали перед радой с отчетом о проделанной работе. Городская рада и лава совместно образовывали магистрат. Основными задачами магистрата были:

Информация о работе Роль магдебургского права в социальном развитии белорусских городов