Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 20:31, реферат
Важность этой темы состоит в том, что на новом этапе становления белорусского государства, после навязывания белорусам чужой культуры, языка и идеологии, необходимо восстановить подлинную историю белорусского народа. Важно знать тот факт, что Беларусь в XIV веке входила в состав одного из самых развитых государств Европы – Великого Княжества Литовского. На протяжении нескольких веков государственным языком в Великом Княжестве Литовском был старобелорусский, что свидетельствовало о том, что белорусы играли важнейшую роль в управлении государством. У княжества были активно налажены торговые и экономические контакты с западноевропейскими странами. Многие элементы их культуры и права стали использоваться и в Великом Княжестве Литовском.
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Происхождение и суть магдебургского права…………………………………5
2. Основные особенности социально-экономической жизни Беларуси в XIV – XVI вв………………………………………………………………………………...8
3. Магдебургское право на территории Беларуси………………………………..11
4. Магдебургское право в Минске………………………………………………...14
Заключение………………………………………………………………………….17
Список использованных источников……………………………………………...18
Приложение А………………………………………………………………………19
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
«УО» БЕЛОРУССКИЙ
Кафедра экономической истории
РЕФЕРАТ
По дисциплине: История Беларуси
на тему: «Роль магдебургского права в социальном развитии белорусских городов»
Студентка
УЭФ, 1-й курс, ДЭП-1
Проверил
кандидат
исторических наук,
доцент
Минск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Происхождение и суть магдебургского права…………………………………5
2. Основные особенности социально-экономической
жизни Беларуси в XIV – XVI вв…………………………………………………………………………
3. Магдебургское право на территории Беларуси………………………………..11
4. Магдебургское право в Минске………………………………………………...14
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………...
Приложение А………………………………………………………………………19
ВВЕДЕНИЕ
Магдебургское право возникло в конце XIII века в Германии и почти сразу же распространилось на территории Беларуси, которая на тот момент находилась в составе Великого Княжества Литовского. Расположение белорусских земель в центре Европы содействовало их развитию в русле мирового экономического, политического и культурного процессов. В то время Беларусь освоила многие приобретения Запада, в том числе и организацию жизни города на основе самоуправления, совмещая нормы магдебургского права с традициями самоуправления, которые существовали в Полоцке и в Витебске и других древних городах во времена Киевской Руси.
Важность этой темы состоит
в том, что на новом этапе становления
белорусского государства, после навязывания
белорусам чужой культуры, языка
и идеологии, необходимо восстановить
подлинную историю белорусского
народа. Важно знать тот факт,
что Беларусь в XIV веке входила в
состав одного из самых развитых государств
Европы – Великого Княжества Литовского.
На протяжении нескольких веков государственным
языком в Великом Княжестве Литовском
был старобелорусский, что свидетельствовало
о том, что белорусы играли важнейшую
роль в управлении государством. У
княжества были активно налажены
торговые и экономические контакты
с западноевропейскими
В чем же состоит актуальность данной темы? Дело в том, что эпоха магдебургского права приходится на времена наибольшего расцвета Беларуси, когда она являлась одним из передовых государств, а народ – одним из наиболее развитых в Европе. Получая магдебургское право, горожане в случае войны выходили защищать не только государство, но и свою «городскую независимость», свои свободы.
Целью данной работы является определение влияния магдебургского права на социально-экономическое развитие городов Беларуси. Задачи данного исследования:
1) выяснить происхождение и суть магдебургского права;
2) изучить права, которые получили города при даровании им магдебургского права;
3) выявить особенности магдебургского права в городах Беларуси.
Объектом исследования данной работы является организация жизни в городах в период феодализма. Предмет исследования – магдебургское право (немецкое право на самоуправление в городах).
Для написания данного реферата были использованы электронные ресурсы, а также книжные материалы. Описание особенностей магдебурского права на территории Беларуси были взяты из пособия «История государства и права Беларуси» И.Н. Кузнецова и В.А. Шелкопряса. Из Википедии (свободной электронной энциклопедии) был взят материал о сути и происхождении магдебургского права, а также об особенностях его в Минске. В Викитеке (свободной электронной библиотеке) предоставлен материал о источниках магдебурского права и о правах городов, пользовавшихся правом на самоуправление. Для написания реферата были использованы и другие электронные ресурсы: http://rodina.by/; http://minsk.gov.by/; http://www.vostlit.info/; http://lichm.narod.ru/.
1. Происхождение и суть магдебургского права.
Магдебургское право (нем. Magdeburger Recht) — одна из наиболее известных систем городского права, сложившаяся в XIII веке в городе Магдебург как феодальное городское право, согласно которому экономическая деятельность, имущественные права, общественно-политическая жизнь и сословное состояние горожан регулировались собственной системой юридических норм, что соответствовало роли городов как центров производства и денежно-товарного обмена.
Особое городское право появляется в Германии после ознакомления германских императоров, совершавших походы в Италию, с итальянскими городами. Оттон Великий основал, по образцу и по обычаю городов римских, на Заале, Эльбе и Одере саксонские города. Города обыкновенно основывались на том месте, где съезжались на торг, ярмарку; место это означалось особым знаком — Weichbild (от слово Wich, одного корня с лат. viens, греч. οίχος — дом, укрепленный дом, бург), представлявшим собой крест и при нем меч или шляпу, или щит, а впоследствии колонну Роланда, и означавшим королевскую власть, которой непосредственно были подчинены города. Впоследствии, когда города освободились от королевской власти, Weichbild стало означать городское право. Это название употреблялось в саксонском праве; в аллеманском ему соответствует Markrecht, в баварских и австрийских областях — Burgfrieden. Преимущественно под Weichbild подразумевается магдебургское городское право. Древнее магдебургское право шеффенов, вместе с Саксонским зерцалом, Швабским зерцалом, Саксокским вейхбильдом и другими подобными сборниками прав, послужило основанием гражданского и уголовного законодательства, судостройства и судопроизводства в средневековой Германии. В прусских владениях немецкого ордена магдебургское право шеффенов (Magdeburgisches Schöppenrecht), под именем хелминского права, служило общим законом страны и сохранило это значение и после падения ордена, до XVII в.
Город Магдебург был основан в 805 году Карлом Великим в месте, где шла оживленная торговля со славянскими племенами — вендами и аварами. Уже в XII веке Магдебургская городская община добилась некоторых привилегий (известна привилегия, дарованная архиепископом Викманном в 1188 году патрициату, “лучшим” города Магдебурга в ограждение от плебса, городских низов, которых архиепископ пренебрежительно называл глупцами).
Одним из важнейших органов власти того времени был суд. Он был орудием усмирения и ограбления (штрафами и вирами) подвластных, примирения (в некоторой мере) господствующих. Вокруг суда, его организации шла ожесточенная борьба между городами и феодалами, а внутри городов — между городской верхушкой (патрициатом), рядовыми горожанами и плебсом. Этим объясняется то, что важнейшие источники права, в частности Магдебургские источники, тогда носили характер судебников. В городах развивались суды шеффенов. В Магдебурге они рано приобрели значительное влияние. К ним обращались за советами по отдельным делам и даже за “записями” (кодексами) городского права (города Гольдберг, Неймарк, Бреслау, Гёрлиц и др.). Известны обязательства городов обращаться в спорах, возникавших между ними, за решениями магдебургских шеффенов (такие обязательства давали городу Бреслау города Лигниц, Ольмюц, Намслау и др.).
Магдебургские источники широко использовали “Саксонское зерцало”, приспособив его к потребностям развивавшихся городов, их ремесла и торговли, их борьбы против феодального грабежа и сопротивления угнетаемых.
Саксонский Вейхбильд был записан, по-видимому, в 60-х годах XIII столетия. До нас дошло лишь издание XV века. Отражая борьбу за самостоятельность судебной власти, подчеркивая превалирующее значение городского права, которое “весьма долго существовало со старых времен”, Вейхбильд был составлен в форме наставления шеффенам и ратманам о том, как нужно судить, а горожанам — о том, как они “должны искать свое право”. Города настойчиво добивались определения своих прав хотя бы в условиях относительной законности.
И. Вейхбильд говорил словами купцов, обращенными к королю: “Если каждой земле дано и установлено свое право, то и они хотят знать, при каком праве они существуют”.
“Право, сообщенное шеффенами в Магдебурге городу Гёрлицу в 1304 году” (Приложение А), представляет собою один из наиболее значительных памятников Магдебургского права.
К XIV веку немецкие города в результате острой борьбы полностью или частично освободились от власти местных феодалов. Росла их экономическая мощь. Феодалы, все более запутывавшиеся в долгах, вынуждены были давать политические “вольности” городам, ибо “у жителей городов было могучее оружие против феодализма — деньги”. Самостоятельные города сами для себя формировали право. Например, местный феодал, маркграф Бранденбургский, не принимал никакого участия в передаче магдебургского права городу Гёрлицу; его согласия на эту передачу не испрашивали. В Гёрлицком документе — в заключительной его части — упомянуто лишь о том, что “право города, Магдебурга было сообщено шеффенами Магдебурга горожанам города Гёрлица с доброй волей” и что свидетелями этого являлись “Бертольд Ронебиц рыцарь, Хеннинг — сын господина Яна, Купе Лянга, Бетман Конинг, Вальтер фон Слонштете, Бертрам Брандан, Хейнеман рыцарь, Бертольт фон Рандове, Бруно сын Бернгарда”. Bce они были представителями городской верхушки — патрициата и связанного с ним рыцарства. Из их среды выбирали шеффенов “на длительный срок” (в Вейхбильде— “на постоянный срок”). Шеффенов в известной мере противопоставляли, городским советникам (ратманам) — представителям более широких кругов горожан. Ратманов выбирали лишь на один год, и они могли собираться, как правило, только “по совету мудрейших”.
В Гёрлице, как и во многих немецких городах, между шеффенами и ратманами нарастала борьба за власть, в особенности за судебную, отражавшую борьбу патрициата и рядовых горожан. Гёрлицкое право свидетельствует о том, что “шеффенскому сословию” удалось в значительной степени отстоять свое привилегированное положение. И может быть, для его закрепления патрициат Гёрлица просил шеффенов Магдебурга “сообщить” ему право Магдебурга.
Разнообразны постановления Гёрлицкого права. Мы находим в нем постановления, во многом повторявшие постановления “Саксонского Зерцала”, нередко дословно — о структуре суда, порядке судопроизводства, о различных видах преступлений и наказаний, направленных на охрану собственника и собственности, о владении (gewehre), отчасти терявшем чисто феодальные черты и приобретавшем все более явные черты зарождавшейся буржуазной собственности, об имущественных отношениях, о брачносемейных и наследственных отношениях, характеризовавшихся подчеркнуто зависимым и неравноправным положением женщин.
В XIII—XVIII веках магдебургское право распространилось в Польше и Великом Княжестве Литовском. В Польше магдебургское право активно вводил Казимир III Великий.
Бывали случаи лишения магдебургского права, так в 1623 году за убийство униатского архиепископа Иосафата Кунцевича права лишился Витебск, в 1634 за сдачу города без сопротивления российским войскам — Дорогобуж.
Жители городов, которые получили магдебургское право, освобождались от феодальных повинностей, от суда и власти воевод, старост и других государственных чиновников. На основе магдебургского права в городе создавался выборный орган самоуправления — магистрат. С введением магдебургского права отменялось действие местного права, однако допускалось применение местных обычаев, если нормы, необходимые для решения спора, не были предусмотрены Магдебургским правом.
Магдебургское право не распространялось на еврейское население, не считавшееся частью исконного населения восточноевропейских городов. Исключение составил лишь литовский город Троки, где евреи в 1444 году получили Магдебургское право в качестве самостоятельной группы горожан.
Магдебургское право продолжало предоставляться и после присоединения территорий Речи Посполитой к Российской империи. Так, город Романов получил магдебургское право в 1817 году.
В 1831 году указом императора Николая Первого магдебургское право было отменено по всей империи, кроме Киева, где оно сохранилось до 1835 года [1, 3, 7].
2. Основные особенности
социально-экономической жизни
Вместе с частновладельческими были и государственные, или великокняжеские города. Их население считалось свободным. Однако в XVI в. в этих городах появились владения вельможных и духовных феодалов вместе с зависимым от них людом. Частные владения в великокняжеских городах получили название «юридик». Они составляли обособленную часть города и не подчинялись власти городского самоуправления.
С ростом городов горожане стремились избавиться от феодальной зависимости и обрести свободу, а также право на самоуправление. Феодальная зависимость мешала развивать городские промыслы и торговлю. Поэтому с конца XIV в. литовские князья стали прощать городам право на самоуправление, названное магдебургским на примере того права, которым обладал г. Магдебург. По магдебургскогому праву, население освобождалось от выполнения отработочных повинностей в пользу феодала. Они заменялись единым денежным налогом. До второй половины XVI в. магдебургское право получили почти все крупные города Беларуси. Минску оно было даровано в 1499 г.
Что же собой представляло
городское самоуправление? Главным
органом административного
Население городов формировалось за счет беглых крестьян, а также из ремесленников, переселенных феодалами в город. Среди жителей городов около 80% были белорусы. Здесь жили также русские, украинцы, литовцы, поляки, евреи, немцы, татары. Наибольшую часть населения составляли ремесленники и торговцы. Они назывались мещанами. Кроме них в городах имелось большое количество городских низов (плебс). Были и нищие-наймиты (жабраки-наймиты). Население в городах и поселках занималось и сельским хозяйством, обеспечивая себя всем необходимым.
До второй половины XVI в. в крупных городах ремеслом занималось большое множество жителей. В Беларуси было известно более 100 ремесленных специальностей. Высокого уровня достигло ювелирное дело. Значительную роль играла отделка металла. Белорусские ремесленники занимались также обработкой дерева, кости, камня. Особенно славились белорусские мастера-кожевники. Юхт, замша, сафьян и другие изделия пользовались большим спросом в Польше и городах Прибалтики, куда вывозились эти изделия целыми партиями. Высоким уровнем развития выделилось и стекловаренное ремесло. Мастера-стекловары в Шидловце (около Слонима) умело производили бокалы, чашки и другую посуду. Значительную часть населения городов составляли торговцы, преимущественно мелкие. Но были и крупные купцы, которые занимались оптовой торговлей. В некоторых городах (Могилев, Слуцк и др.) купцы имели свои союзы (братства), подобные цехам ремесленников.
Информация о работе Роль магдебургского права в социальном развитии белорусских городов