Роль и место Беларуси в процессах общественно-исторического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 21:11, реферат

Описание работы

Белорусский народ имеет богатейшую многовековую историю. Ее составляет огромная работа народа по развитию хозяйства и созданию материальных ценностей, а также героические страницы борьбы против иноземных захватчиков, выдающиеся достижения в области науки и культуры. Ценности, накопленные белорусским народом, – то богатство, которое передается из поколения в поколение, являются необходимым условием прогрессивного развития нашего общества. Нельзя идти вперед, не учитывая и не используя предыдущего опыта.

Содержание

. Роль и место Беларуси в процессах общественно-исторического развития


1.1 Беларусь в восточнославянском мире (V – первая половина XIII в.)


1.2 Беларусь в Великом княжестве Литовском (вторая половина XIII – первая половина XVI в.)


1.3 Белорусские земли в составе Речи Посполитой (вторая половина XVI – XVIII в.)


Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 41.58 Кб (Скачать)

Вся земля – и  та, что находилась в пользовании  отдельной семьи, или «дыма», и  та, которой пользовались все жители села (леса, болота, озера, реки и т. д.), – принадлежала специфическому крестьянскому  объединению, называвшемуся общиной. Крестьянская, или сельская, община являлась коллективным землепользователем. Она распределяла между крестьянами землю и панщину, контролировала выполнение ими законов и повинностей, наблюдала за их поведением, положением крестьянских хозяйств, своевременным выполнением сельскохозяйственных работ, регулировала пользование выгоном и лесом, решала споры между общинниками, иной раз помогала бедным, особенно в неурожайные (голодные) годы. 

Аграрная реформа 1557 г. Жигимонта II Августа, вошедшая в историю под названием «волочная помера», повысила прибыльность княжеских фольварков, обеспечила массовое закрепощение крестьян, которые теряли право перехода от одного хозяина к другому и становились полностью крепостными. Статуты Великого княжества Литовского 1566 и 1588 гг. определили сначала 10-летний, а затем и 20-летний срок розыска беглых крестьян и возвращения их хозяевам. Это означало окончательное юридическое закрепление крепостного права на белорусских землях, которое просуществовало почти 300 лет. Осуществление волочной померы в Западной и Центральной Беларуси привело к замене общинного землепользования подворным. Общинное землепользование осталось только в Восточной Беларуси. 

Росли города и поселения  городского типа – местечки. Они  возникали как на государственных, так и на частновладельческих  землях. Около 40 % городов принадлежали феодалам. Жители этих городов несли  феодальные повинности в пользу своего хозяина. Население государственных, или великокняжеских, городов считалось  лично свободным. Однако в XVI в. в этих городах появились так называемые «юридики» – владения светских и духовных феодалов, которые не подчинялись власти городского самоуправления. Города являлись центрами культурной жизни, ремесел и торговли. Большую часть их населения составляли ремесленники и торговцы. Они назывались мещанами. С конца XIV в. литовские князья начали давать городам привилеи или грамоты на магдебургское право – самоуправление. Панщинная и другие повинности в пользу феодала заменялись единой денежной податью. Создавался орган административного управления городом – магистрат. Он состоял из рады и лавы (суда). Магистраты размещались в специальных зданиях – ратушах. 

Формирование белорусской  народности 

На западнорусских землях в ВКЛ продолжался процесс  образования новой этнической общности – белорусской народности. Она, как  и русская и украинская, формировалась  на основе древнерусской народности. Что же такое народность? Народность – это исторически сформировавшаяся общность людей (этническая общность), для которой характерны единые язык, территория, общие экономическое устройство, этническое самосознание, психический склад и культура. 

Белорусская народность формировалась и существовала в XII–XIX вв. Народности как этнической общности предшествовали такие общности, как род и племя. Начало формирования народностей белорусов, русских  и украинцев восходит к тем  далеким временам, когда восточные  славяне расселились на территории современной Беларуси, России и Украины  и взаимодействовали с местными этносами, ассимилируя их. 

Дальнейший процесс  формирования белорусской народности продолжался в период политической раздробленности и во времена  ВКЛ. В XIII–XVI вв. единые верховная власть, государственное управление, законодательство содействовали более тесным политическим, экономическим и этническим связям между княжествами, воеводствами, поветами и волостями ВКЛ. Постепенно формировались этническая территория белорусов, общие черты в хозяйственной деятельности, обрядах, обычаях, народном художественном творчестве и бытовой культуре на этой территории. 

Складывался также  единый старобелорусский, или древне- белорусский, язык. Для него характерны «дзеканье» и «цеканье» («дзед», «цень»), твердое произношение звука «р», «аканье» и «яканье» («бяроза»), использование приставных звуков в начале слова («возера», «iльняны», «iмгла» и т. д.). Древнебелорусский язык постепенно стал официальным языком государственных документов и законодательства. Он обогатился элементами языков русского, польского, литовского и других народов. 

Определенную роль в этнической консолидации играл  конфессиональный фактор. Признак веры становился своеобразным признаком  народа. Понятие «православный» в  то время отождествлялось с понятием «русский». 

Этническое самосознание – еще одно свойство народности. Его формирование проходит более  сложно и продолжительно по сравнению  с другими признаками. Этническое самосознание появляется у народа тогда, когда он начинает отделять себя от других народов. В период существования  ВКЛ белорусы отличали себя от поляков  и литовцев, которые разговаривали  на чужом языке и насаждали  чужую католическую религию. Значительно  позже белорусский народ начал  отличать себя от русского народа. Население  белорусских территорий ВКЛ долго  называло себя русскими и язык свой русским. Так, русским называл себя в своих книгах великий белорусский  просветитель XVI в. Франциск Скорина, и язык своих книг он тоже называл русским. Этническое самосознание белорусов сформировалось позже остальных этнических признаков. 

Еще один признак  народности – культура. Она формировалась  под воздействием культур соседних народов: русского, польского и литовского, а также под влиянием западноевропейских культурных традиций и традиций гуманизма. 
 

  

1.3 Белорусские земли  в составе Речи Посполитой (вторая половина XVI – XVIII в.) 

беларусь восточнославянский литовский посполитый 

Ко второй половине XVI в. сложились условия для более  тесного государственного объединения  ВКЛ с Польшей. Первая группа причин этого объединения связана с  внешнеполитическими обстоятельствами. Соперничество между Великим  княжеством Литовским и Великим  княжеством Московским за восточнославянские земли вылилось в первой половине XVI в. в целый ряд русско-литовских войн, в результате которых ВКЛ потеряло четверть своих территорий. С 1500 по 1569 г. в пределы Великого княжества Литовского 45 раз врывались полчища крымского хана, в том числе 10 раз опустошали территорию Беларуси. Борьба ВКЛ, Польши и Московского государства за Ливонию привела к длительной Ливонской войне (1558–1583). Чтобы более успешно противостоять внешней агрессии, польские паны предложили ВКЛ объединиться в единое государство под эгидой Польши. Вторая группа причин связана с внутриполитическим развитием ВКЛ. Средняя и мелкая шляхта, недовольная властью великого князя литовского и магнатов, считала положение польской шляхты лучшим, чем собственное, и поэтому активно выступала за объединение с Польшей, для того чтобы получить еще больше привилегий. 

Можно назвать и  еще одну причину возникновения  нового государства. После трех браков у польского короля и великого князя литовского Жигимонта II Августа не было наследников. Поляки опасались, что после смерти Жигимонта II Августа личная уния, объединявшая два государства, окончательно прекратится. Они были заинтересованы в разводе"и новом браке. Жигимонт II Август решил развестись с третьей женой и жениться в четвертый раз. Развод и разрешение на четвертый брак можно было получить только у папы римского. В этой ситуации Жигимонт II Август начал выслуживаться перед Ватиканом, папой римским и католическим духовенством, добросовестно исполнять их приказы и предложения по усилению католицизма на территории ВКЛ и присоединению последнего к Польской Короне. 

В таких условиях 10 января 1569 г. в Люблине собрался общий сейм ВКЛ и Польши с целью  заключения более тесной унии между  государствами. Поляки выставляли разные условия, вплоть до ликвидации белорусско-литовской  государственности. Послы же ВКЛ  хотели сохранить союз с Польшей, но при этом не утратить свою самостоятельность  и независимость. Переговоры затягивались. В конце февраля 1569 г. послы ВКЛ  покинули Люблин. 

Такое поведение  представителей ВКЛ вызвало возмущение со стороны польских магнатов. Под  их давлением Жигимонт II Август начал осуществлять план расчленения и аннексии отдельных частей ВКЛ. 5 марта 1569 г. он объявил о присоединении к Польше Подляшья и приказал подляшским послам присягнуть Польше под угрозой лишения должностей и привилегий. 26 апреля 1569 г. была объявлена аннексия Волыни. Но волынские послы не ехали в Люблин. Тогда король пообещал лишить их поместий и угрожал изгнанием. Под страхом расправы сенаторы и послы Волыни присягнули на верность Польше. Таким же образом к Польше были присоединены Подолье и Киевщина. 

В составе ВКЛ  остались только Беларусь и Литва. Несмотря на противостояние представителей высшей знати ВКЛ, они также были вынуждены  подписать унию. 1 июля 1569 г. согласно Люблинской унии ВКЛ и Польша соединились в единое государство – Речь Посполитую. Был выбран единый господарь – король польский и князь литовский, русский, прусский, мазовецкий, жемойтский, киевский, волынский, подляшский и лифляндский. Отменялись избрание великого князя ВКЛ и его пожизненное владение княжеством. Выбирался единый сейм, который должен был созываться в Польше. Вводились единое налоговое пространство, денежная единица, проводилась общая внешняя политика. Все жители Речи Посполитой имели право приобретать поместья и землю в собственность в любой части страны. Отменялись все постановления, законы, противоречившие унии, а также отдельный сейм ВКЛ. Высшая знать и должностные лица должны были присягать королю и Короне Польской. 

Положение Великого княжества Литовского в составе  Речи Посполитой. В результате жесткой борьбы за независимость и территориальную целостность на Люблинском сейме и после него руководящим кругам ВКЛ удалось сохранить часть территории бывшего государства, а также остатки государственности и автономию в пределах Речи Посполитой. Оба бывших самостоятельных государства сохранили свои прежние названия – Великое княжество Литовское и Польская Корона, а также свои законы, органы исполнительной власти, судебную и финансовую системы, местное самоуправление, вооруженные силы и до конца XVII в. свои государственные языки. Статутом Великого княжества Литовского 1588 г. чужеземцам (в том числе этническим полякам, польским магнатам) запрещалось на территории княжества покупать землю и собственность, а также занимать государственные должности. Таким образом, Речь Посполитая была федеративным государством, в котором ВКЛ и Польша имели относительную самостоятельность, ограниченную деятельностью единого польского короля и единого органа законодательной власти – сейма Речи Посполитой. Вместе с тем в конце XVII–XVIII в. усилилась тенденция к засилью польских панов и распространению польского влияния на белорусских и литовских землях. 

В результате Брестской  церковной унии 1596 г. была создана  униатская церковь. Она подчинялась  папе римскому, но обряды сначала оставались православными, позже они стали  заменяться католическими. При помощи униатской церкви Ватикан и польское католическое духовенство пытались постепенно, незаметно, путем обмана, через использование белорусского языка в проповедях окатоличить православное население Беларуси. 

Таким образом, униатская  церковь представляла собой средство окатоличивания населения на национальной основе, а не национальную церковь как символ суверенитета государства. Белорусская шляхта перешла в католичество, а униатами стали крестьяне и городские низы, которых нередко силой и обманом присоединяли к униатской церкви. 

Политические кризисы  Речи Посполитой. Разделы Речи Посполитой. С начала существования Речи Посполитой в ней постепенно вызревал политический кризис? наиболее остро проявившийся во второй половине XVIII в. и приведший к распаду этого государства. 

Первая причина  для политического кризиса возникла в момент подписания Люблинской унии. С того времени вся история Речи Посполитой – это борьба ВКЛ за сохранение независимости. Это ослабляло и Корону Польскую, и княжество в экономическом и военном отношении, делало федеративное государство легкой добычей для соседних стран. Второй причиной политического кризиса стали шляхетские вольности («либерум вето», конфедерации, местные сеймики и др.), подрывавшие основы государственности Речи Посполитой. Они вели к усилению шляхты и ослаблению административного управления. Третьей причиной политического кризиса была религиозная и национальная политика, стремление ополячить жителей ВКЛ, перевести их из православия в католическую веру. Четвертая причина – сочетание национального и религиозного угнетения с феодальным, что вызывало крестьянские выступления и подрывало силу государства. Пятая причина – борьба между магнатами за власть в стране. Обращение разных группировок с просьбами о помощи к соседним странам, создание конфедераций, падение нравов шляхетского сословия, неспособность власти консолидировать государство, а также постоянные войны – все это ослабляло Речь Посполитую. 

Во второй половине XVIII в. Речь Посполитая переживала глубокий внутриполитический кризис. В стране господствовала феодальная анархия. Всевластие магнатов привело к децентрализации власти. Положение Речи Посполитой осложнялось и тем, что ее окружали сильные централизованные государства: Австрия, Пруссия и Россия. Для них Речь Посполитая имела важное стратегическое значение в борьбе за влияние в международной политике. Большое многонациональное, но политически слабое государство оказалось перед угрозой потери своей самостоятельности. 

Информация о работе Роль и место Беларуси в процессах общественно-исторического развития