Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 21:11, реферат
Белорусский народ имеет богатейшую многовековую историю. Ее составляет огромная работа народа по развитию хозяйства и созданию материальных ценностей, а также героические страницы борьбы против иноземных захватчиков, выдающиеся достижения в области науки и культуры. Ценности, накопленные белорусским народом, – то богатство, которое передается из поколения в поколение, являются необходимым условием прогрессивного развития нашего общества. Нельзя идти вперед, не учитывая и не используя предыдущего опыта.
. Роль и место Беларуси в процессах общественно-исторического развития
1.1 Беларусь в восточнославянском мире (V – первая половина XIII в.)
1.2 Беларусь в Великом княжестве Литовском (вторая половина XIII – первая половина XVI в.)
1.3 Белорусские земли в составе Речи Посполитой (вторая половина XVI – XVIII в.)
Список использованных источников
Вся земля – и
та, что находилась в пользовании
отдельной семьи, или «дыма», и
та, которой пользовались все жители
села (леса, болота, озера, реки и т. д.),
– принадлежала специфическому крестьянскому
объединению, называвшемуся общиной.
Крестьянская, или сельская, община являлась
коллективным землепользователем. Она
распределяла между крестьянами землю
и панщину, контролировала выполнение
ими законов и повинностей, наблюдала
за их поведением, положением крестьянских
хозяйств, своевременным выполнением
сельскохозяйственных работ, регулировала
пользование выгоном и лесом, решала споры
между общинниками, иной раз помогала
бедным, особенно в неурожайные (голодные)
годы.
Аграрная реформа
1557 г. Жигимонта II Августа, вошедшая в историю
под названием «волочная помера», повысила
прибыльность княжеских фольварков, обеспечила
массовое закрепощение крестьян, которые
теряли право перехода от одного хозяина
к другому и становились полностью крепостными.
Статуты Великого княжества Литовского
1566 и 1588 гг. определили сначала 10-летний,
а затем и 20-летний срок розыска беглых
крестьян и возвращения их хозяевам. Это
означало окончательное юридическое закрепление
крепостного права на белорусских землях,
которое просуществовало почти 300 лет.
Осуществление волочной померы в Западной
и Центральной Беларуси привело к замене
общинного землепользования подворным.
Общинное землепользование осталось только
в Восточной Беларуси.
Росли города и поселения
городского типа – местечки. Они
возникали как на государственных,
так и на частновладельческих
землях. Около 40 % городов принадлежали
феодалам. Жители этих городов несли
феодальные повинности в пользу своего
хозяина. Население государственных,
или великокняжеских, городов считалось
лично свободным. Однако в XVI в. в этих
городах появились так называемые «юридики»
– владения светских и духовных феодалов,
которые не подчинялись власти городского
самоуправления. Города являлись центрами
культурной жизни, ремесел и торговли.
Большую часть их населения составляли
ремесленники и торговцы. Они назывались
мещанами. С конца XIV в. литовские князья
начали давать городам привилеи или грамоты
на магдебургское право – самоуправление.
Панщинная и другие повинности в пользу
феодала заменялись единой денежной податью.
Создавался орган административного управления
городом – магистрат. Он состоял из рады
и лавы (суда). Магистраты размещались
в специальных зданиях – ратушах.
Формирование белорусской
народности
На западнорусских
землях в ВКЛ продолжался процесс
образования новой этнической общности
– белорусской народности. Она, как
и русская и украинская, формировалась
на основе древнерусской народности.
Что же такое народность? Народность
– это исторически
Белорусская народность
формировалась и существовала в
XII–XIX вв. Народности как этнической
общности предшествовали такие общности,
как род и племя. Начало формирования
народностей белорусов, русских
и украинцев восходит к тем
далеким временам, когда восточные
славяне расселились на территории
современной Беларуси, России и Украины
и взаимодействовали с местными
этносами, ассимилируя их.
Дальнейший процесс
формирования белорусской народности
продолжался в период политической
раздробленности и во времена
ВКЛ. В XIII–XVI вв. единые верховная власть,
государственное управление, законодательство
содействовали более тесным политическим,
экономическим и этническим связям между
княжествами, воеводствами, поветами и
волостями ВКЛ. Постепенно формировались
этническая территория белорусов, общие
черты в хозяйственной деятельности, обрядах,
обычаях, народном художественном творчестве
и бытовой культуре на этой территории.
Складывался также
единый старобелорусский, или древне-
белорусский, язык. Для него характерны
«дзеканье» и «цеканье» («дзед», «цень»),
твердое произношение звука «р», «аканье»
и «яканье» («бяроза»), использование приставных
звуков в начале слова («возера», «iльняны»,
«iмгла» и т. д.). Древнебелорусский язык
постепенно стал официальным языком государственных
документов и законодательства. Он обогатился
элементами языков русского, польского,
литовского и других народов.
Определенную роль
в этнической консолидации играл
конфессиональный фактор. Признак веры
становился своеобразным признаком
народа. Понятие «православный» в
то время отождествлялось с
Этническое самосознание
– еще одно свойство народности.
Его формирование проходит более
сложно и продолжительно по сравнению
с другими признаками. Этническое
самосознание появляется у народа тогда,
когда он начинает отделять себя от
других народов. В период существования
ВКЛ белорусы отличали себя от поляков
и литовцев, которые разговаривали
на чужом языке и насаждали
чужую католическую религию. Значительно
позже белорусский народ начал
отличать себя от русского народа. Население
белорусских территорий ВКЛ долго
называло себя русскими и язык свой
русским. Так, русским называл себя
в своих книгах великий белорусский
просветитель XVI в. Франциск Скорина, и
язык своих книг он тоже называл русским.
Этническое самосознание белорусов сформировалось
позже остальных этнических признаков.
Еще один признак
народности – культура. Она формировалась
под воздействием культур соседних
народов: русского, польского и литовского,
а также под влиянием западноевропейских
культурных традиций и традиций гуманизма.
1.3 Белорусские земли
в составе Речи Посполитой (вторая
половина XVI – XVIII в.)
беларусь восточнославянский
литовский посполитый
Ко второй половине
XVI в. сложились условия для более
тесного государственного объединения
ВКЛ с Польшей. Первая группа причин
этого объединения связана с
внешнеполитическими
Можно назвать и
еще одну причину возникновения
нового государства. После трех браков
у польского короля и великого
князя литовского Жигимонта II Августа
не было наследников. Поляки опасались,
что после смерти Жигимонта II Августа
личная уния, объединявшая два государства,
окончательно прекратится. Они были заинтересованы
в разводе"и новом браке. Жигимонт II
Август решил развестись с третьей женой
и жениться в четвертый раз. Развод и разрешение
на четвертый брак можно было получить
только у папы римского. В этой ситуации
Жигимонт II Август начал выслуживаться
перед Ватиканом, папой римским и католическим
духовенством, добросовестно исполнять
их приказы и предложения по усилению
католицизма на территории ВКЛ и присоединению
последнего к Польской Короне.
В таких условиях
10 января 1569 г. в Люблине собрался
общий сейм ВКЛ и Польши с целью
заключения более тесной унии между
государствами. Поляки выставляли разные
условия, вплоть до ликвидации белорусско-литовской
государственности. Послы же ВКЛ
хотели сохранить союз с Польшей,
но при этом не утратить свою самостоятельность
и независимость. Переговоры затягивались.
В конце февраля 1569 г. послы ВКЛ
покинули Люблин.
Такое поведение
представителей ВКЛ вызвало возмущение
со стороны польских магнатов. Под
их давлением Жигимонт II Август начал
осуществлять план расчленения и аннексии
отдельных частей ВКЛ. 5 марта 1569 г. он объявил
о присоединении к Польше Подляшья и приказал
подляшским послам присягнуть Польше
под угрозой лишения должностей и привилегий.
26 апреля 1569 г. была объявлена аннексия
Волыни. Но волынские послы не ехали в
Люблин. Тогда король пообещал лишить
их поместий и угрожал изгнанием. Под страхом
расправы сенаторы и послы Волыни присягнули
на верность Польше. Таким же образом к
Польше были присоединены Подолье и Киевщина.
В составе ВКЛ
остались только Беларусь и Литва. Несмотря
на противостояние представителей высшей
знати ВКЛ, они также были вынуждены
подписать унию. 1 июля 1569 г. согласно
Люблинской унии ВКЛ и Польша соединились
в единое государство – Речь Посполитую.
Был выбран единый господарь – король
польский и князь литовский, русский, прусский,
мазовецкий, жемойтский, киевский, волынский,
подляшский и лифляндский. Отменялись
избрание великого князя ВКЛ и его пожизненное
владение княжеством. Выбирался единый
сейм, который должен был созываться в
Польше. Вводились единое налоговое пространство,
денежная единица, проводилась общая внешняя
политика. Все жители Речи Посполитой
имели право приобретать поместья и землю
в собственность в любой части страны.
Отменялись все постановления, законы,
противоречившие унии, а также отдельный
сейм ВКЛ. Высшая знать и должностные лица
должны были присягать королю и Короне
Польской.
Положение Великого
княжества Литовского в составе
Речи Посполитой. В результате жесткой
борьбы за независимость и территориальную
целостность на Люблинском сейме и после
него руководящим кругам ВКЛ удалось сохранить
часть территории бывшего государства,
а также остатки государственности и автономию
в пределах Речи Посполитой. Оба бывших
самостоятельных государства сохранили
свои прежние названия – Великое княжество
Литовское и Польская Корона, а также свои
законы, органы исполнительной власти,
судебную и финансовую системы, местное
самоуправление, вооруженные силы и до
конца XVII в. свои государственные языки.
Статутом Великого княжества Литовского
1588 г. чужеземцам (в том числе этническим
полякам, польским магнатам) запрещалось
на территории княжества покупать землю
и собственность, а также занимать государственные
должности. Таким образом, Речь Посполитая
была федеративным государством, в котором
ВКЛ и Польша имели относительную самостоятельность,
ограниченную деятельностью единого польского
короля и единого органа законодательной
власти – сейма Речи Посполитой. Вместе
с тем в конце XVII–XVIII в. усилилась тенденция
к засилью польских панов и распространению
польского влияния на белорусских и литовских
землях.
В результате Брестской
церковной унии 1596 г. была создана
униатская церковь. Она подчинялась
папе римскому, но обряды сначала оставались
православными, позже они стали
заменяться католическими. При помощи
униатской церкви Ватикан и польское
католическое духовенство пытались
постепенно, незаметно, путем обмана,
через использование
Таким образом, униатская
церковь представляла собой средство
окатоличивания населения на национальной
основе, а не национальную церковь как
символ суверенитета государства. Белорусская
шляхта перешла в католичество, а униатами
стали крестьяне и городские низы, которых
нередко силой и обманом присоединяли
к униатской церкви.
Политические кризисы
Речи Посполитой. Разделы Речи Посполитой.
С начала существования Речи Посполитой
в ней постепенно вызревал политический
кризис? наиболее остро проявившийся во
второй половине XVIII в. и приведший к распаду
этого государства.
Первая причина
для политического кризиса
Во второй половине
XVIII в. Речь Посполитая переживала глубокий
внутриполитический кризис. В стране господствовала
феодальная анархия. Всевластие магнатов
привело к децентрализации власти. Положение
Речи Посполитой осложнялось и тем, что
ее окружали сильные централизованные
государства: Австрия, Пруссия и Россия.
Для них Речь Посполитая имела важное
стратегическое значение в борьбе за влияние
в международной политике. Большое многонациональное,
но политически слабое государство оказалось
перед угрозой потери своей самостоятельности.
Информация о работе Роль и место Беларуси в процессах общественно-исторического развития