Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 21:11, реферат
Белорусский народ имеет богатейшую многовековую историю. Ее составляет огромная работа народа по развитию хозяйства и созданию материальных ценностей, а также героические страницы борьбы против иноземных захватчиков, выдающиеся достижения в области науки и культуры. Ценности, накопленные белорусским народом, – то богатство, которое передается из поколения в поколение, являются необходимым условием прогрессивного развития нашего общества. Нельзя идти вперед, не учитывая и не используя предыдущего опыта.
. Роль и место Беларуси в процессах общественно-исторического развития
1.1 Беларусь в восточнославянском мире (V – первая половина XIII в.)
1.2 Беларусь в Великом княжестве Литовском (вторая половина XIII – первая половина XVI в.)
1.3 Белорусские земли в составе Речи Посполитой (вторая половина XVI – XVIII в.)
Список использованных источников
Реферат: Роль и место
Беларуси в процессах общественно-
Роль и место
Беларуси в процессах общественно-
СОДЕРЖАНИЕ
1. Роль и место
Беларуси в процессах
1.1 Беларусь в восточнославянском
мире (V – первая половина XIII в.)
1.2 Беларусь в Великом
княжестве Литовском (вторая
1.3 Белорусские земли
в составе Речи Посполитой (вторая
половина XVI – XVIII в.)
Список использованных
источников
1. Роль и место
Беларуси в процессах
Белорусский народ
имеет богатейшую многовековую историю.
Ее составляет огромная работа народа
по развитию хозяйства и созданию
материальных ценностей, а также
героические страницы борьбы против
иноземных захватчиков, выдающиеся
достижения в области науки и
культуры. Ценности, накопленные белорусским
народом, – то богатство, которое
передается из поколения в поколение,
являются необходимым условием прогрессивного
развития нашего общества. Нельзя идти
вперед, не учитывая и не используя
предыдущего опыта.
Беларусь является
частью Европы, поэтому белорусский
народ двигался по своему историческому
пути одновременно с европейцами. Крупнейшие
народы Европы – русский, белорусский,
украинский, польский, чешский, болгарский,
сербский и др. – принадлежат
к славянской языковой группе, которая
в свою очередь входит в индоевропейскую
языковую семью. Кроме славянских языков
индоевропейская семья включает германскую
(немцы, голландцы, скандинавы, англичане
и др.), романскую (итальянцы, французы,
испанцы и др.), иранскую (иранцы, таджики,
осетины, афганцы), индийскую (народы Индии
и Пакистана) языковые группы, а также
языки армян, греков и некоторых Других
народов мира.
Много тысячелетий
назад предки всех этих современных
народов составляли единую общность,
говорили на одном языке, имели схожие
быт, общественное устройство, религиозные
представления и т. д. Эта древняя
общность называется индоевропейцами.
С течением времени индоевропейцы
расселились на огромной территории
от Восточной Европы до Индии (откуда
и название). На новых местах проживания
они приспосабливались к
Примерно 3–2 тысячелетия
назад от единой индоевропейской
общности обособились предки славян,
которых условно называют праславянами.
Местом их проживания в то время была территория
между Эльбой, Вислой и Нёманом. С увеличением
численности населения, а также в результате
давления со стороны соседей праславяне
начали расселяться на новых территориях.
Они заселили почти всю Центральную и
Восточную Европу. На севере славяне дошли
до Балтийского моря, на западе – до реки
Эльбы, на юге – до Греции, на востоке –
до верховьев рек Волги, Оки, Дона.
В VIII–IX вв. сформировались
союзы племен восточных славян, занимавшие
территорию Восточной Европы. Вдоль
среднего течения Днепра жили поляне,
на север от них – древляне, на
северо-восток – северяне, на запад
– волыняне (бужане), а на юго-западе,
возле Черного моря и Дуная, находились
уличи и тиверцы. В лесной зоне (Полесье)
расселились дреговичи, радимичи (по реке
Сож), вятичи (по реке Ока). Вдоль Западной
Двины, у истоков Волги и Днепра жили кривичи,
которые продвинулись также на север и
восток. Самым северным союзом славянских
племен были ильменские словене, поселившиеся
возле озера Ильмень и реки Волхов.
Соседями восточных
славян стали западные славяне (поляки,
словаки, чехи и др.) и часть южных
славян (болгары). В Прибалтике жили
предки литовцев и латышей (древние
балты), а также предки современных эстонцев.
В процессе смешения
различных славянских групп с
местным населением возникли и закрепились
новые, свойственные только им признаки:
восточнославянский тип речи, единая
культура, общее этническое самосознание.
Освоение новой
территории, развитие хозяйства ускорили
процесс разрушения родоплеменного
строя. Именно в этих условиях у восточных
славян, как и у западных и южных,
впервые сформировалась государственность.
Политическим центром первого
История Беларуси в
контексте регионального
Белорусский народ
как часть всего восточного славянства
связан с русским и украинским
народами общим происхождением, близостью
исторического и культурного
развития. Вместе с тем каждый народ
– неповторимое явление в этой
славянской общности, а взаимодействие
разных народов взаимообогащает их.
В богатой истории
Древней Руси белорусские земли
выделяются своей яркой самобытностью.
Автор «Слова о полку Игореве»,
горячий приверженец Всеслава Полоцкого,
много рассказывает о Полоцкой земле
и ее властителях, идеализируя их
поступки. Всех современных ему русских
князей он делит на «Ярославлих внуков»
(потомков Ярослава Мудрого) и «Всеславлих
внуков» (потомков Всеслава Полоцкого).
Династически полоцкие князья составляли
отдельную ветвь Рюриковичей. У Полоцкой
земли были все условия для обретения
независимости от Киева. В этом она уподоблялась
Великому Новгороду. В Полоцке, сильном
торговом центре, как и в Новгороде, очень
влиятельным было местное боярство, существовало
вече, собирались «братчины», которые
противостояли князьям. Полоцк сам выбирал
себе князей. Раньше других земель Руси
Полоцкая земля окончательно обособилась
от власти Киева.
Длительным и самобытным
периодом в истории Беларуси является
время вхождения белорусских
земель в состав Великого княжества
Литовского (середина XIII – вторая половина
XVI в.) – одного из наиболее значительных
государств Европы того времени. Земли
Беларуси и Литвы стали основным ядром
этого огромного и сильного государства.
Со второй половины
XVI в. и до конца XVIII в.
белорусские земли входили в состав нового
государственного образования – Речи
Посполитой.
Геополитическое положение
белорусских земель характеризовалось
их расположением на границе двух
подсистем европейской
Первоначально белорусские
земли, входившие в состав Древнерусского
государства, принадлежали к восточнославянской
(православной) подсистеме европейской
христианской цивилизации. Однако со времени
подписания Кревской унии (1385) языческо-православное
Великое княжество Литовское, в состав
которого входили и белорусские земли,
стало католическим государством. Католическое
духовенство, пришедшее в Великое княжество
Литовское из Польши, а также феодалы-католики
заняли привилегированное положение.
Все некатолики стали неполноправными.
С католицизмом пришли на белорусские
земли польский язык и культура. Западнорусские
феодалы Литвы, стремясь сохранить свои
привилегии, отказались от веры, языка
и культуры своего народа и постепенно
перешли в единую шляхетскую польскую
нацию. Белорусский народ лишился своей
элиты. Он оказался в положении «крестьянской
нации», единственным объединяющим фактором
для которой оставалась православная
церковь. Этническая принадлежность отождествлялась
с конфессиональной: католик – значит,
поляк, православный – русский.
Под знаком раскола
общества на православных и католиков
проходила вся последующая
В целом путь белорусского
народа через стадии древней и
средневековой истории, истории
нового и новейшего времени отражает
всеобщие исторические закономерности.
В 1991 г. начала создаваться суверенная
Республика Беларусь, а в ее недрах
– общество социальной справедливости.
Осознание же исторического прошлого
помогает избегать ошибок сейчас и
в будущем.
Особенности формирования
и развития белорусского народа. Каждый
народ имеет свою культуру. Нельзя
смешивать научно-техническую
На базе каких этнокультурных
традиций формировались язык и культура
белорусского этноса?
Вхождение западных
земель Руси в состав Великого княжества
Литовского совпадает с началом
процесса формирования белорусской
этнической общности. Именно в это
время предки белорусов стали
осознавать себя как отдельный народ
со своим историческим прошлым, обычаями,
хозяйственным и жизненным
На протяжении XIV–XVI
вв. в условиях сильной верховной
власти и единого законодательства
в ВКЛ формировались и
После Кревской унии
в формирование белорусской этнической
общности активно включился и католический
польский фактор. На западнорусских и
южнорусских землях начала укореняться
культурная традиция, воспринимавшаяся
местным населением как чуждая.
На перекрестке
трех упомянутых этнокультурных традиций
– восточнославянской, балтской и польской
– формировалось и этническое самосознание
белорусов. Значительная часть населения
бывших западнорусских земель не отделяла
себя по этническим признакам от жителей
других регионов бывшей Руси. До конца
XVIII в. белорусы пользовались преимущественно
самоназванием «русские» или «русины»,
чувствуя себя наследниками общей восточнославянской
культуры. Долгое время этническая принадлежность
отождествлялась с религиозной: «русский»
означало православный в отличие от «поляка»
– католика. И только в конце XIX – начале
XX в. термин «Белая Русь» распространился
на всю белорусскую этническую территорию,
а за жителями закрепилось название «белорусы».
1.1 Беларусь в восточнославянском
мире (V–первая половина XIII в.)
Раннефеодальная государственность
восточных славян на территории Беларуси.
В VIII–IX вв. в результате славяно-балтского
взаимодействия на территории современной
Беларуси возникло три территориальные
культурно-этнические общности: дреговичи,
кривичи и радимичи. Дреговичи занимали
большую часть Южной и значительную часть
Средней Беларуси (между Припятью и Западной
Двиной). Радимичи заселяли земли между
Днепром и Дисной (основной ареал их расселения
– бассейн реки Сож). Кривичи жили на севере
Беларуси и в соседних районах Подвинья
и Поднепровья (в верховьях рек Западной
Двины, Днепра и Ловати). Кривичи, дреговичи
и радимичи представляли собой союзы племен.
Еще до середины IX в.
на территории, заселенной древнеславянскими
племенами, начали формироваться племенные
княжения – промежуточная стадия между
союзом племен и государством. У каждого
княжения была своя территория, складывающаяся
из земель бывших родовых общин, свой князь
с дружиной, система налогообложения и
права. Власть князя была уже наследственной.
Князья вместе с дружинами защищали территории
княжения от внешних врагов, осуществляли
военные походы в соседние земли, вершили
суд над своими подданными.
Развитие земледелия
и скотоводства, городов, ремесла
и торговли, а также необходимость
объединения для обороны
Информация о работе Роль и место Беларуси в процессах общественно-исторического развития