Роль Григория Распутина в правлении Николая II

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 00:33, реферат

Описание работы

Актуальность выбранной нами темы в том, что такие «влиятели» существуют и по сей день. Однако в наше время эти люди остаются в тени. Что невозможно сказать о Г. Распутине, которому отводилась роль некоего рупора русской земли, голоса простои русского народа, свободного от «западной порчи», коснувшейся столичного общества. Он должен был укреплять колеблющегося царя в стремлении следовать во внутренней политике курсом, определяемым исторической традицией, русскими «национальными началами». Распутин казался им тем человеком, который способен во времена смуты укрепить дух царя и царицы, поддержать их в упрочении исконных основ русской государственности.

Работа содержит 1 файл

курсовая по истории.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

     Умение  врачевать Распутин проявлял в своей  жизни много раз. Об этом его умении рассказывали некоторые жители Покровского. Следователь комиссии Временного правительства В. Руднев установил несомненный факт излечения им припадков пляски Св. Витта у сына близкого знакомого Распутина - Симановича, студента коммерческого института, причем все явления болезни исчезли навсегда после двух сеансов, когда Распутин усыплял больного.

     Тот же Руднев описывает и другой яркий случай проявлений этой особенной психической силы Распутина, когда он был вызван зимой 1914-1915 года в будку железнодорожного сторожа Царскосельской дороги, где после крушения поезда лежала в совершенно бессознательном состоянии с раздробленными ногами и тазобедренной костью и с трещинами черепа Анна Александровна Вырубова. Около нее в то время находились Государь и Императрица. Распутин поднял руки кверху, обратился к лежащей Вырубовой со словами: “Аннушка, открой глаза”1. И тотчас она открыла глаза и обвела теми комнату, в которой лежала. Конечно, это произвело сильное впечатление на окружающих...”.

     Большая часть посещений Распутиным других лиц связана с приглашениями помочь больному. В этом он, как правило, не отказывал никому. Приходя к больному, он прежде всего молился, проводя руками над его телом.

     Как отмечается многими современниками, Распутин по природе был человек  широкого размаха, двери его дома всегда были открыты; там всегда толпились многочисленные посетители.

     Раздавал  он деньги не только в Петербурге, но и в Москве, и по дороге своим  случайным попутчикам, и, конечно, у  себя на родине, в Покровском.

     В общем, к деньгам Распутин относился  по-философски: если их не было, не горевал, а если появились, легко раздавал их. Как было установлено следственной комиссией Временного правительства, после его убийства семья осталась без гроша, так что его дети вынуждены были ходатайствовать пособия у царя. В начале 1917 года царь перевел семье Распутина на банк в городе Тюмени пособие 150 тысяч рублей.

     Неоднократно  делались различные попытки подкупить  Распутина, дать ему “отступного”, чтобы он уехал из Петербурга.

     Бывший  председатель Совета министров граф Витте, знавший Распутина лично, был самого высокого мнения о его нравственных качествах и интеллекте. По его мнению, Распутин был своего рода “сверхчеловеком”, “силой природы”, которую нельзя мерить обыкновенной меркой холодного рассудка.

     До  конца дней своих Распутин был малограмотен. Писем сам не писал. За него их писал кто-то из почитателей. Они же читали письма, приходящие к нему со всех концов России. Сам Распутин писал только телеграммы и короткие записки. Все свои книжечки он диктовал кому-то из своих последователей, и они слово в слово записывали все, что он говорил, даже если это казалось и не совсем грамотным. 

§2. Духовная связь с Николаем II и царицей

     Трагедию  Распутина невозможно понять без  знания тех особых взаимоотношений, которые сложились между ним  и царской семьей. Все нападки, клевета, ложь, которые обрушились на Распутина, на самом деле предназначались не ему, а царю и его близким. Нащупав самое тонкое, самое нежное, самое интимное место в жизни царской семьи, враги царя и России стали с методической старательностью и изощренностью бить в него, как в свое время они били по Иоанну Кронштадтскому, находившемуся в дружеских отношениях с Александром III.

     В течение более десяти лет Григорий Распутин был для царской семьи  одним из самых близких людей, а в какие-то периоды даже самым близким. И царь, и царица, и царские дети, безусловно, любили его и верили ему. Это, конечно, не означало, что их вера была слепа. Существуют достоверные сведения, что царь и царица неоднократно собирали информацию о нем и проверяли те клеветнические сведения, которые довольно часто представляли им, чтобы оттолкнуть их от Распутина.

     Царь  и царица не были религиозными фанатиками. Их религиозность носила органичный, традиционный характер. Православие  для них было ядром существования. Идеалом - кристальная вера русских царей эпохи первых Романовых, вера, неразрывно сплетенная с другими идеалами Святой Руси, народными традициями и обычаями.

     “Я  люблю народ, крестьян. Вот Распутин действительно из народа”2, - говорила царица, а царь считал, что Григорий - “хороший, простой, религиозный русский человек. В минуты сомнения и душевной тревоги я люблю с ним беседовать, и после такой беседы мне всегда на душе делается легко и спокойно”. Эту мысль он неоднократно повторяет в переписке и в беседах.

     Царь  с царицей уважительно называли Распутина “наш друг” или “Григорий”, а Распутин их “Папой и Мамой”, вкладывая  в это смысл “отец и мать народа”. Беседовали с друг другом только на “ты”.

     В жизни царской семьи - по мнению Вырубовой - Распутин играл такую же роль, как святой Иоанн Кронштадтский. “Они также верили ему, как отцу Иоанну Кронштадтскому, страшно ему верили, и когда у них горе было, когда, например, наследник был болен, обращались к нему с просьбой помолиться”

     Царь  и царица часто обращаются к Распутину за помощью и молитвой. Вот довольно характерная строчка из письма царицы царю: “Я просила Аню телеграфировать нашему Другу, что дело обстоит очень серьезно и что мы просим его помолиться”

     Дело  доходит до того, что царица видит  особые свойства в вещах, принадлежащих Распутину, рассматривает как своего рода святыню. Распутин еще на первых встречах с дядей царя Великим князем Николаем Николаевичем по тону разговоров, которые велись в его окружении, понял, какой замысел он скрывает в своей душе. Дело в том, что часть Дома Романовых считала Николая II слабым царем, полагая, что укрепить положение династии может только отречение его от престола и возведение на него Великого князя Николая Николаевича (Николая Большого). Первоначально поднимался вопрос о коронации Николая Николаевича на царствование в Польше или Галиции. Распутин пишет царице, опасается, что царь пойдет на это. “Григорий ревниво любит тебя, и для него невыносимо, чтобы Николай (Николаевич.) играл какую-либо роль” (письмо от 20 сентября 1914 г.). Неоднократно Распутин напоминает царю об этой опасности, усугубленной тем, что назначенный верховным главнокомандующим, Николай Николаевич сосредоточил в своих руках огромную власть, минуя царя. Смещение Николая Николаевича с поста верховного главнокомандующего было неожиданным и спутало все планы заговорщиков. Реакция министров на его отставку (они даже написали письмо царю с просьбой изменить свое решение) показала, насколько велико было влияние Николая Николаевича и насколько он был близок к цели в 1914-1915 годах.

     Распутин  безоговорочно не одобряет либеральную, масонскую струю, которую вносил в Дом Романовых Великий князь  Николай Михайлович, известный как  историк. В разговоре с царицей  Распутин о нем однажды сказал так: “Не проглянуло нигде милости Божией, ни в одной черте письма, а одно зло - как брат Милюков, как все братья зла...”, “Человек он ничтожный, добра-то он делает, а милости Божией и на делах нет, никто его не слушает, а потом убедись на нем”. В то время эти слова могли быть смело отнесены ко всему российскому либерализму.

     Безусловно, царь прислушивался к советам  Григория. Из царской переписки видно, что царь внимательно выслушивал предложения Распутина и нередко  принимал их. Особенно это касалось кандидатур на посты руководителей  Святейшего Синода и передвижения епископов в различные епархии, хотя на последнем этапе своей жизни во всех случаях он высказывал только свое мнение. Влияние его на царя было чисто духовным. А царь ждал от Григория высших духовных откровений, как бы санкций Божественной власти.

     Царь  и царица ужасно страдали от той  кампании лжи и клеветы, которая  организованно велась против Распутина, а на самом деле против них самих. После газетной кампании по поводу очередного сфабрикованного дела против Григория (о кутеже в ресторане “Яр”) царица написала царю: “Если мы дадим преследовать нашего Друга, то мы и наша страна пострадаем за это. - Год тому назад уже было покушение на него, и его уже достаточно оклеветали. Как будто бы не могли призвать полицию, немедленно и схватить его на месте преступления - какой ужас!” Эта мысль, что они не могут защитить близкого им человека, все время тревожит царскую чету, как и мысль, что он страдает за них. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Влияние Г. Распутина на правление Николая II

     §1. Г. Распутин в семье Романовых

     До  сих пор можно услышать, что  Григорий Распутин был чуть ли не «подлинным царем» России и, если бы его не убили  в декабре 1916 г., наша история выглядела бы сегодня совершенно иначе. Однако это миф, вернее, отголоски мифа, созданного противниками последних Романовых. Распутин лично не только не играл сколько-нибудь самостоятельной политической роли, но нет данных, свидетельствующих о том, что он пытался играть ее. По этой версии Распутин был просто использован силами, боровшимися за влияние и власть, — крайне правыми и либеральной оппозицией. Они-то и превратили его в политическую фигуру, сыгравшую в судьбе российской монархии поистине роковую роль.

     В 1904 г. императрица Александра Федоровна могла считать себя счастливой. Бог, казалось, внял ее молитвам: родился наследник-цесаревич. Тем страшнее был удар, когда выяснилось, что ребенок болен. Легко себе представить глубину страданий Александры Федоровны, посчитавшей, что Бог карает ее. Убежденность в этом должна была многократно усиливаться революционной смутой, в которую стремительно втягивалась Россия. Душевные метания императрицы и природная нерешительность императора в глазах тех, кто не забывал «порядка», существовавшего при Александре III, грозили ослаблением самодержавных устоев, размываемых потоком либеральных демократических идей.

     Распутин  вполне мог показаться им тем человеком, который способен во времена смуты  укрепить дух царя и царицы, поддержать их в упрочении исконных основ  русской государственности. Распутину  отводилась роль некоего рупора русской земли, голоса простои русского народа, свободного от «западной порчи», коснувшейся столичного общества. Он должен был укреплять колеблющегося царя в стремлении следовать во внутренней политике курсом, определяемым исторической традицией, русскими «национальными началами». Так правые силы вводили Распутина в среду идеологической и политической борьбы.

     Способен  ли был Распутин сыграть такую  роль? Несмотря на свою малограмотность, он был далеко не заурядным человеком  и отличался острым умом, находчивостью, наблюдательностью и способностью иногда удивительно метко выражаться. Что касается его внешней грубости и простоты обращения, то они, несомненно, были искусственными и имели целью подчеркнуть его крестьянское происхождение. Об уме и особой проницательности Распутина писали многие.

     Распутин  никогда бы не приобрел такого влияния  на царскую чету и прежде всего  на Александру Федоровну, если бы не обладал  способностью успокаивать ее, помогая  наследнику бороться с болезнью, перед  которой оказывалась бессильной медицина. Для убитой горем матери Распутин был спасителем Алексея.

     Следует, однако, со всей определенностью подчеркнуть, что взгляды Александры Федоровны  и Николая II на Распутина существенно  разнились. Присутствие Распутина  тяготило царя. То, что Распутин становится важной пешкой в политической игре, царь знал. В одном из направленных ему докладов, например, прямо указывалось, что кампания против Распутина «при настоящих русских условиях политической жизни приобретает особое значение и указывает на стремление создать искусственным путем антидинастическое движение». Последние два слова Николай II при чтении подчеркнул, но, видимо, не внял им. Почему? До конца он все-таки не смог оценить опасность всех политических последствий антираспутинской кампании, да и кто их вообще тогда мог оценить? В нападках на Распутина он скорее видел вмешательство в свою личную жизнь и не хотел огорчать жену, так горячо уверовавшую в «старца». Увы, у верховной власти, особенно в момент резкого обострения всей общественной жизни, «семейных» дел быть не могло. Все тогда бросалось в костер яростной политической борьбы.

     Николай II умел уходить от назойливых давлений жены, передававшей ему некоторые  рекомендации Распутин.

     Кстати  говоря, многие военные советы Распутина, как это кому-то ни покажется странным, были, как правило, очень удачны. Принятие Николаем Вторым верховного командования военными действиями на себя и ряд удачных операций позволили остановить наступление немцев и стабилизировать фронт. Как справедливо отмечал У. Черчилль, не произойди революция, победа русской армии, возглавляемой царем, была бы обеспечена.

     Распутин  дает царю советы и по продовольственному вопросу. Он понимает, насколько серьезно этот вопрос может быть обыгран враждебными  антирусскими силами. В феврале 1915 года царица пишет супругу: “Григорий несколько расстроен “мясным” вопросом, - купцы не хотят понизить цены на мясо, хотя правительство этого требует, и было даже нечто вроде мясной забастовки. Наш Друг думает, что один из министров должен был бы призвать к себе нескольких главных купцов и объяснить им, что преступно в такое тяжелое время повышать цены, и устыдить их”.

Информация о работе Роль Григория Распутина в правлении Николая II