Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 11:09, реферат
Римское право связано со всеми основными правовыми системами современности в их историческом развитии и закладывает основы сравнительного подхода к правовым институтам.
Римское право пережило своего создателя - античное рабовладельческое общество. Оно непосредственно или опосредованно легло в основу гражданского, а частью - уголовного и государственного прав многих феодальных, а затем буржуазных государств (например, послужило одним из источников образцового свода законов - Гражданского кодекса Наполеона 1804 года).
РИМСКОЕ ПРАВО
Вариант 1
Римское
право связано со всеми основными
правовыми системами
Римское
право пережило своего создателя - античное
рабовладельческое общество. Оно
непосредственно или
Римское
право становится предметом изучения:
оно начинает применяться в судах,
переходит в местные и
Все правовое развитие Западной Европы вплоть до настоящего времени идет под знаком римского права, его материальное действие не исчезло и теперь: все самое ценное из него перелито в параграфы и статьи современных кодексов многих государств мира и действует под именем этих последних.
Россия же получила римское правовое наследие, если можно так выразиться, из вторых рук - из Византии. Изучая римское право, различая особенности Востока и Запада, мы не можем не задумываться об истоках, состоянии и судьбах российского права. Проходившая в нашей стране в течение длительного времени и по разным каналам рецепция римского права, была прорывом западной цивилизации на просторы российской государственности. Хотя в России и не было рецепции римского права в западном варианте, но все, же имел место тонкий, неуловимый процесс культурного заимствования. Римское право постепенно становилось элементом русской культуры.
Римское право - это ряд правовых систем, которые сменяли друг друга на протяжении 13-вековой истории Рима (VIII в. до н.э. - VI в. н.э.). Из этого следует, что это не одно римское право, а ряд следовавших друг за другом юридических систем, накладывающихся во времени одна на другую, постоянно связанных между собой и последовательно сменяющих одна другую с историческими законами развития.
Предметом изучения римского права являются важнейшие институты имущественного права периода принципата (I-III в. н.э.) и периода абсолютной монархии - домината (с конца III в. до середины VI в.).
Принципат (от лат. principatus, от princeps - наипервейший) - это форма государственного устройства, при котором у власти стоит один человек, но ему помогают управлять выборные государственные органы, избираемые народом.
Доминат (от лат. dominatus, от dominus - господин, хозяин) - форма государственного устройства, при котором у власти стоит один человек, управляет без ограничения.
За свою более чем тысячелетнюю историю римское право с развитием общества не раз претерпевало глубокие структурные изменения. Выделяют несколько этапов развития римского права. Достаточно распространенной периодизацией является разделение истории права на четыре периода.
Архаический период (753-367 гг. до н.э.). Римское право служило в основном для регулирования патриархальных общественных отношений.
Предклассический период (367-27 гг. до н.э.).
Классический период (27 г. до н.э. -284 г. н.э.). Римское право достигает наивысшего развития и приспосабливается для регулирования развитых товарно-денежных отношений.
Постклассический период (284-565 гг. н.э.). Происходила систематизация и кодификация норм римского права
Каждому периоду соответствовала своя правовая система. В архаический период возникло и развивалось древнейшее римское право, названное по имени древнейшего племени квиритским. Позднее эта система права получило название цивильного права IUS CIVILE, которое распространяло свое действие исключительно на римских граждан. Представление о цивильном праве дают Законы 12 таблиц. Этот закон регулировал патриархальные общественные отношения в городе.
Цивильное
право применялось только к римским
гражданам. Все остальное население,
включая иностранцев, действовало
по праву народов IUS GENTIUM. Это право
лучше и быстрее
Римские юристы под термином IUS GENTIUM стали обозначать более широкую категорию - общее право для всех народов, полагая, что сюда входят правила, подсказываемые самой природой человека. Отсюда они еще употребляли выражение IUS NATURALE (естественное право). Развитие права народа относят к предклассическому периоду.
В классическом
периоде происходит развитие рабовладения.
Рост групп рабовладельцев сопровождался
обострением классовых
Претор разрешал споры между римскими гражданами и иностранцами или между самими иностранцами на территории Римского государства. Поскольку на перегринов не распространялось цивильное право, претор вынужден был применять, с одной стороны, международные правовые нормы, заключенные Римским государством, с другой стороны, - то, что относилось к праву, общему для всех народов. То, что было общее для всех народов, известных Риму, и было правом народов.
В своем отправлении правосудия претор пользовался прежде всего понятием справедливости и международным правом. При этом складывались определенные обыкновения, которые претор стал отражать в эдиктах. Постепенно эдикты претора перегринов образовали новую общность, новую правовую систему в рамках римского частного права. Поскольку это был Римский магистрат и поскольку право применялось на территории Римского государства - право это было Римское. С другой стороны, оно отличалось по своим подходам, по своим идеям, которые оно в себе заключало, по тем правилам, которые содержались в эдиктах, по тем формулам исков, которые там содержались, от цивильного права. Потому что оно приняло на себя еще одно поколение международного гражданского оборота, с одной стороны, с другой стороны - некоторые нормы, взятые из иностранного права. Преторы по делам перегринов занимались творчеством. Для решения споров с иностранными гражданами на территории Рима они создавали новые, более гибкие, более удачные, чуждые присущему цивильному праву формализму нормы.
Все эти три системы права постепенно приходят к взаимному слиянию. Этому способствует римская экономика, интерес господствующего класса в развитии гражданского и торгового оборота. При практическом применении системы находились в постоянном взаимодействии; наблюдалось взаимное влияние одной системы на другую. Право народов влияло на цивильное право ввиду того, что первое больше отвечало потребностям хозяйственной жизни Рима. Некоторые нормы цивильного права проникали в систему права народов (например, по Законам 12 Таблиц нормы о краже не распространялись на перегринов; в практике эти нормы стали применяться и к перегринам). При Юстиниане цивильное право и право народов составили единую систему права, в которой преобладало право народов как право более развитое.
В результате цивильное право, право народов и преторское право в совокупности можно назвать единым термином - частное право (IUS PRIVATUM), которое соответствовало более или менее гражданскому праву.
Все римское право можно разделить на две части:
публичное право;
частное право.
1. Публичное право (juspublicum) - совокупность норм, регулирующих вопросы религиозного характера и вопросы управления. Это право, которое "adstatumreiRomanaespectat" (относится к положениям Римского государства). Публичное право включало в себя святыни, служение жрецов, положение магистратов.
К нему относились нормы, определяющие правовое положение государства и его органов и регулирующие их отношения с частными лицами. Римское публичное право содержало нормы о судопроизводстве: формах судебного процесса, вызове в суд, доказывании и доказательствах, процессуальном представительстве; уголовного права: о преступлениях и наказаниях, об ответственности за преступления; о законах, сенатус-консультах и долговременном обычае; о порядке похорон и церемоний; о правоспособности и дееспособности лиц, о структуре власти, о занятии государственных должностей. Нормы публичного права носили повелительный характер (императивные) и не могли быть изменены. Применялись методы власти и подчинения. Публичное право неразрывно связано с обязанностями.
2. Частное право (jusprivatum) - совокупность норм, регулирующих вопросы имущественных и семейных отношений в римском обществе. Это право, которое относится "adsingulorumutilitatem" (касается выгоды, интересов отдельных лиц). Частное право регулировало отношения частных лиц между собой и в институтах, связанных с производством, обменом вещей и услуг. Частное право делилось на комплекс имущественных (по поводу вещей) и личных прав (абсолютных, неотчуждаемых).
Частное
право противопоставляется
Отличие частного права от публичного права можно провести:
по интересу, т.е. частное право, защищает интересы отдельных граждан и частных лиц, а публичное защищает общественные;
по методу
формирования правовых норм, т.е. в частном
праве действуют диспозитивные
нормы (условно-обязательные), а в
публичном праве действует
по составу: частное право имеет 5 разделов (право собственности, договоры и иные обязательства, семейное право, наследование, защита частных прав), а публичное право 3 раздела (права и обязанности чиновников, права и обязанности священников, уголовное право).
Итак, публичное право регулировало властные отношения и содержало обязательные для сторон нормы. В связи с этим его положения не могли быть изменены соглашениями частных лиц, а частное право регулировало имущественные отношения, основывалось на равенстве сторон, его положения могли быть изменены участниками обязательств.
Частное право содержало стройную разработанную систему норм, регулирующих различные виды имущественных и иных отношений.
Деление права на публичное и частное было воспринято многими современными правовыми системами.
Самое наивысшее достижение римского права - это создание одной из двух моделей общественных отношений. Римское право создало западную модель. Рассмотрим эти две модели - восточную и западную.
Восточная модель отношения к человеку и бытию есть модель преображения действительности. Человек по природе алчен, невоздержен, эгоистичен, а потому и в отношениях между людьми не может быть гармонии. Единственное состояние, к которому стоит стремиться - идеальное, божественное совершенство. Для этого следует преобразить человеческую натуру, произвести в самом человеке очищение, просветление его духа.
Эта модель
проявляется в практике христианских
монастырей, буддизме, суфизме и
мало способствует развитию частного
права. Для развития права необходим
отказ от обязательного преображения
несовершенного по природе человека.
Только рассмотрение человека таким, какой
он есть, вместе со всеми его недостатками,
страстями и интересами, только уважение
к его свободе вместе со стремлением
укрепить государственность как
наиболее всеохватывающую модель человеческого
общежития могут выдвинуть
Именно так подходит к человеку вторая модель отношений, нашедшая выражение в культуре Запада и в римском праве в частности.
Отсюда прагматизм римского права, сам образ римского судопроизводства.
Вторая
особенность римского права - отношение
авторов древности к слову. Римские
юристы были мастерами правовых определений,
создали юридическую
Римское частное право наделяет человеческий индивид такой свободой воли и так твердо убеждено в его возможности предусмотреть все возможные последствия своих поступков, что мера ответственности человека за эти поступки не может быть смягчена ничем.