Римское право

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 11:09, реферат

Описание работы

Римское право связано со всеми основными правовыми системами современности в их историческом развитии и закладывает основы сравнительного подхода к правовым институтам.
Римское право пережило своего создателя - античное рабовладельческое общество. Оно непосредственно или опосредованно легло в основу гражданского, а частью - уголовного и государственного прав многих феодальных, а затем буржуазных государств (например, послужило одним из источников образцового свода законов - Гражданского кодекса Наполеона 1804 года).

Работа содержит 1 файл

Римское право контрольная.docx

— 67.13 Кб (Скачать)

РИМСКОЕ ПРАВО

 

 

Вариант 1

  1. Предмет римского частного права.

 

Римское право связано со всеми основными  правовыми системами современности  в их историческом развитии и закладывает  основы сравнительного подхода к  правовым институтам.

Римское право пережило своего создателя - античное рабовладельческое общество. Оно  непосредственно или опосредованно  легло в основу гражданского, а  частью - уголовного и государственного прав многих феодальных, а затем  буржуазных государств (например, послужило  одним из источников образцового  свода законов - Гражданского кодекса  Наполеона 1804 года).

Римское право становится предметом изучения: оно начинает применяться в судах, переходит в местные и национальные законодательства. Совершается то, что носит название рецепции. Слово receptio (лат.) означает "восприятие, усвоение, заимствование", имеется в виду заимствование положений римского права другими государствами более позднего периода, в основном - западноевропейскими, когда не только романо-германская, англо-саксонская, позже - российская, но что парадоксально - и современная китайская правовые системы впитали в себя основные положения римско-правового юридического искусства, того юридического тезауруса, значение которого не может умалить даже время.

Все правовое развитие Западной Европы вплоть до настоящего времени идет под знаком римского права, его материальное действие не исчезло и теперь: все самое  ценное из него перелито в параграфы  и статьи современных кодексов многих государств мира и действует под  именем этих последних.

Россия  же получила римское правовое наследие, если можно так выразиться, из вторых рук - из Византии. Изучая римское право, различая особенности Востока и  Запада, мы не можем не задумываться об истоках, состоянии и судьбах  российского права. Проходившая  в нашей стране в течение длительного  времени и по разным каналам рецепция римского права, была прорывом западной цивилизации на просторы российской государственности. Хотя в России и  не было рецепции римского права в  западном варианте, но все, же имел место  тонкий, неуловимый процесс культурного  заимствования. Римское право постепенно становилось элементом русской  культуры.

Римское право - это ряд правовых систем, которые сменяли друг друга на протяжении 13-вековой истории Рима (VIII в. до н.э. - VI в. н.э.). Из этого следует, что это не одно римское право, а ряд следовавших друг за другом юридических систем, накладывающихся во времени одна на другую, постоянно связанных между собой и последовательно сменяющих одна другую с историческими законами развития.

Предметом изучения римского права являются важнейшие  институты имущественного права  периода принципата (I-III в. н.э.) и  периода абсолютной монархии - домината (с конца III в. до середины VI в.).

Принципат (от лат. principatus, от princeps - наипервейший) - это форма государственного устройства, при котором у власти стоит один человек, но ему помогают управлять выборные государственные органы, избираемые народом.

Доминат (от лат. dominatus, от dominus - господин, хозяин) - форма государственного устройства, при котором у власти стоит один человек, управляет без ограничения.

За свою более чем тысячелетнюю историю  римское право с развитием  общества не раз претерпевало глубокие структурные изменения. Выделяют несколько  этапов развития римского права. Достаточно распространенной периодизацией является разделение истории права на четыре периода.

Архаический период (753-367 гг. до н.э.). Римское право  служило в основном для регулирования  патриархальных общественных отношений.

Предклассический период (367-27 гг. до н.э.).

Классический  период (27 г. до н.э. -284 г. н.э.). Римское право достигает наивысшего развития и приспосабливается для регулирования развитых товарно-денежных отношений.

Постклассический период (284-565 гг. н.э.). Происходила систематизация и кодификация норм римского права

Каждому периоду соответствовала своя правовая система. В архаический период возникло и развивалось древнейшее римское  право, названное по имени древнейшего  племени квиритским. Позднее эта система права получило название цивильного права IUS CIVILE, которое распространяло свое действие исключительно на римских граждан. Представление о цивильном праве дают Законы 12 таблиц. Этот закон регулировал патриархальные общественные отношения в городе.

Цивильное право применялось только к римским  гражданам. Все остальное население, включая иностранцев, действовало  по праву народов IUS GENTIUM. Это право  лучше и быстрее приспосабливается  к развивающимся потребностям. Вырастая на базе экономических отношений, в  которых участвовали и римляне, и представители других народностей, право народов становится универсальным  правом, т.к. оно применяется ко всем участникам торгового оборота, независимо от их гражданства. Его действие распространялось на все римское население, включая  перегринов. Право народов регулировало имущественные отношения, возникавшие между перегринами и римскими гражданами, а также публично-правовые вопросы, вопросы торгового права (международной торговли).

Римские юристы под термином IUS GENTIUM стали  обозначать более широкую категорию - общее право для всех народов, полагая, что сюда входят правила, подсказываемые самой природой человека. Отсюда они  еще употребляли выражение IUS NATURALE (естественное право). Развитие права народа относят к предклассическому периоду.

В классическом периоде происходит развитие рабовладения. Рост групп рабовладельцев сопровождался  обострением классовых противоречий. Старые нормы цивильного права стали  недостаточными. Их нужно было пополнять  и исправлять. Эта работа легла  на высшую патрицианскую магистратуру, учрежденную в 362 г. до н.э., - в лице цивильного городского претора, в ведение  которого поступили все судебные дела. В связи с этим возникает  преторское право IUS PRAETORIUM.

Претор  разрешал споры между римскими гражданами и иностранцами или между самими иностранцами на территории Римского государства. Поскольку на перегринов не распространялось цивильное право, претор вынужден был применять, с одной стороны, международные правовые нормы, заключенные Римским государством, с другой стороны, - то, что относилось к праву, общему для всех народов. То, что было общее для всех народов, известных Риму, и было правом народов.

В своем  отправлении правосудия претор пользовался прежде всего понятием справедливости и международным правом. При этом складывались определенные обыкновения, которые претор стал отражать в эдиктах. Постепенно эдикты претора перегринов образовали новую общность, новую правовую систему в рамках римского частного права. Поскольку это был Римский магистрат и поскольку право применялось на территории Римского государства - право это было Римское. С другой стороны, оно отличалось по своим подходам, по своим идеям, которые оно в себе заключало, по тем правилам, которые содержались в эдиктах, по тем формулам исков, которые там содержались, от цивильного права. Потому что оно приняло на себя еще одно поколение международного гражданского оборота, с одной стороны, с другой стороны - некоторые нормы, взятые из иностранного права. Преторы по делам перегринов занимались творчеством. Для решения споров с иностранными гражданами на территории Рима они создавали новые, более гибкие, более удачные, чуждые присущему цивильному праву формализму нормы.

Все эти  три системы права постепенно приходят к взаимному слиянию. Этому  способствует римская экономика, интерес  господствующего класса в развитии гражданского и торгового оборота. При практическом применении системы  находились в постоянном взаимодействии; наблюдалось взаимное влияние одной  системы на другую. Право народов  влияло на цивильное право ввиду  того, что первое больше отвечало потребностям хозяйственной жизни Рима. Некоторые  нормы цивильного права проникали  в систему права народов (например, по Законам 12 Таблиц нормы о краже  не распространялись на перегринов; в практике эти нормы стали применяться и к перегринам). При Юстиниане цивильное право и право народов составили единую систему права, в которой преобладало право народов как право более развитое.

В результате цивильное право, право народов  и преторское право в совокупности можно назвать единым термином - частное право (IUS PRIVATUM), которое соответствовало более или менее гражданскому праву.

Все римское  право можно разделить на две  части:

публичное право;

частное право.

1. Публичное  право (juspublicum) - совокупность норм, регулирующих вопросы религиозного характера и вопросы управления. Это право, которое "adstatumreiRomanaespectat" (относится к положениям Римского государства). Публичное право включало в себя святыни, служение жрецов, положение магистратов.

К нему относились нормы, определяющие правовое положение  государства и его органов  и регулирующие их отношения с  частными лицами. Римское публичное право содержало нормы о судопроизводстве: формах судебного процесса, вызове в суд, доказывании и доказательствах, процессуальном представительстве; уголовного права: о преступлениях и наказаниях, об ответственности за преступления; о законах, сенатус-консультах и долговременном обычае; о порядке похорон и церемоний; о правоспособности и дееспособности лиц, о структуре власти, о занятии государственных должностей. Нормы публичного права носили повелительный характер (императивные) и не могли быть изменены. Применялись методы власти и подчинения. Публичное право неразрывно связано с обязанностями.

2. Частное  право (jusprivatum) - совокупность норм, регулирующих вопросы имущественных и семейных отношений в римском обществе. Это право, которое относится "adsingulorumutilitatem" (касается выгоды, интересов отдельных лиц). Частное право регулировало отношения частных лиц между собой и в институтах, связанных с производством, обменом вещей и услуг. Частное право делилось на комплекс имущественных (по поводу вещей) и личных прав (абсолютных, неотчуждаемых).

Частное право противопоставляется публичному. Римский юрист Ульпиан проводит разграничение - публичное право обращено к статусу, к состоянию римского государства, частное - имеет выгоду, интересы отдельных лиц.

Отличие частного права от публичного права  можно провести:

по интересу, т.е. частное право, защищает интересы отдельных граждан и частных  лиц, а публичное защищает общественные;

по методу формирования правовых норм, т.е. в частном  праве действуют диспозитивные  нормы (условно-обязательные), а в  публичном праве действует императивная норма (запретительная);

по составу: частное право имеет 5 разделов (право  собственности, договоры и иные обязательства, семейное право, наследование, защита частных прав), а публичное право 3 раздела (права и обязанности  чиновников, права и обязанности  священников, уголовное право).

Итак, публичное  право регулировало властные отношения  и содержало обязательные для  сторон нормы. В связи с этим его  положения не могли быть изменены соглашениями частных лиц, а частное право регулировало имущественные отношения, основывалось на равенстве сторон, его положения могли быть изменены участниками обязательств.

Частное право содержало стройную разработанную  систему норм, регулирующих различные  виды имущественных и иных отношений.

Деление права на публичное и частное  было воспринято многими современными правовыми системами.

Самое наивысшее  достижение римского права - это создание одной из двух моделей общественных отношений. Римское право создало  западную модель. Рассмотрим эти две  модели - восточную и западную.

Восточная модель отношения к человеку и  бытию есть модель преображения действительности. Человек по природе алчен, невоздержен, эгоистичен, а потому и в отношениях между людьми не может быть гармонии. Единственное состояние, к которому стоит стремиться - идеальное, божественное совершенство. Для этого следует преобразить человеческую натуру, произвести в самом человеке очищение, просветление его духа.

Эта модель проявляется в практике христианских монастырей, буддизме, суфизме и  мало способствует развитию частного права. Для развития права необходим  отказ от обязательного преображения несовершенного по природе человека. Только рассмотрение человека таким, какой  он есть, вместе со всеми его недостатками, страстями и интересами, только уважение к его свободе вместе со стремлением  укрепить государственность как  наиболее всеохватывающую модель человеческого  общежития могут выдвинуть проблему права на первый план.

Именно  так подходит к человеку вторая модель отношений, нашедшая выражение в  культуре Запада и в римском праве  в частности.

Отсюда  прагматизм римского права, сам образ  римского судопроизводства.

Вторая  особенность римского права - отношение  авторов древности к слову. Римские  юристы были мастерами правовых определений, создали юридическую терминологию. Многие термины гражданского права, а также институты гражданского права могут быть лучше осознаны лишь при изучении римского права. Римское  право отличается четкостью определений, хорошей юридической техникой.

Римское частное право наделяет человеческий индивид такой свободой воли и  так твердо убеждено в его возможности  предусмотреть все возможные  последствия своих поступков, что  мера ответственности человека за эти  поступки не может быть смягчена ничем.

Информация о работе Римское право