Римское право

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 03:43, контрольная работа

Описание работы

В моей контрольной работе мы должны рассмотреть возникновения обязательств в римском праве и рассмотреть свод законов по Салической правде (по точному наименованию — «Салический закон» — Lex Salica), составленная в V-VI веках н. эры.

Содержание

1. Введение 3
2. Роль римского права в истории развития частного права 5
3. Основания возникновения обязательств в римском частном праве 9
4. Заключение 13
5. Казусы 14
6. Список использованной литературы 16

Работа содержит 1 файл

контрольная работа по римскому праву.doc

— 68.50 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ 

1. Введение                      3

2. Роль римского права в истории развития частного права                     5 

3. Основания возникновения обязательств в римском частном праве    9   

4. Заключение                                                                                               13 

5. Казусы              14

6. Список использованной литературы         16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

       Римское право — памятник истории.  Оно складывалось в обстановке  острой социальной борьбы, в которой приходилась от многого отказываться, сохраняя самое лучшее. Это сформировало такие его черты, как строгость, жесткость правовой регламентации, рационализм и житейская мудрость. Подобные качества предопределили становление строгой юридической системы, связанной широкими принципами, объединяющими правовые нормы.

Еще в 1835 г. Эдуард Гиббон в своем «Историческом  обозрении римского права» писал, что  он с недоверчивостью принимается  за изображение предмета, глубоко  изученного многими учеными, юрисконсультами, и наполнившего собой обширные книгохранилища. Но, несмотря на широко-масштабность многовекового процесса изучения наследия Древнего Рима, предмет римского права остается актуальным, и по сей день.

Прежде  всего, надо сказать, что термином «римское право» обозначается право античного Рима, право Римского государства рабовладельческой формации. По одному известному выражению, римляне «трижды покоряли мир». Первый раз — легионами, второй — христианством, третий раз — правом. Возведенное в ранг «писаного разума», римское право классического периода было широко воспринято феодальными государствами Западной Европы, оно и по сей день лежит в основе многих институтов современного права.

Первая  римская кодификация права восходит к середине V столетия до н. э. Она получила название «Законов XII таблиц». В течение многих веков они считались в Риме основным источником права — публичного и частного (fons omnis publici privatique juris).

Свое  название Законы получили в связи  с тем, что были написаны на 12 деревянных досках, выставлявшихся на городской площади. Никто поэтому не мог «отговариваться названием закона». Законы XII таблиц были в своей основе записью обычного права. Больше всего в ней нуждались плебеи (для защиты от произвола патрицианских судей). Кодификация права была для них этапом в борьбе за уравнение с патрициями.

В моей контрольной работе мы должны рассмотреть  возникновения обязательств в римском  праве и рассмотреть свод законов  по Салической правде (по точному наименованию — «Салический закон» — Lex Salica), составленная в V-VI веках н. эры. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Роль  римского права в  истории развития частного права 

     Основное  значение римского частного права состоит  в его рецепции (от лат. receptio - схватываю, усвояю). Падение Западной Римской империи (последняя четверть V в.) завершило первую эпоху истории римского права.

     Последующая историческая жизнь римского права  свелась, во-первых, к прямому продолжению  традиций римского права в Восточной  Римской империи (Византийская империя); во-вторых, к его рецепции; в-третьих, к научному освоению философии и догмы римского права.

     Достижения  римского правового развития были отражены в Восточной Римской империи  в VI в. в кодификации императора Юстиниана, которая дала новую жизнь римскому праву и дошла до нас как знаменитый Свод гражданского права (Corpus iuris civilis).

     С падением Западной Римской империи  многие варварские вожди (короли), установившие свою власть на ее территории, продолжали применять римское право.

Смешиваясь  с национальным правом во второй половине I тысячелетия, оно сохранилось в праве Бургундского и Вестготского королевств, Франкского государства, в Испании. Здесь на основе кодекса Феодосия (первая половина V в.) были созданы обновленные систематизации: римский закон, собрание новелл Феодосия, эдикт Теодориха (V в).

Самым известным стал Римско-Вестготский  закон, или сокращение Аллариха (Бревиарий), VI в. С утверждением королевского законодательства у варваров применение римского права сократилось, а к VIII в. кое-где его было запрещено применять.

Юстиниановская кодификация (Византия) VI в. несколько оживила правоведение, было сделано несколько переработок юстиниановского Свода - Эклога при Льве Исавре (740 г.); Прохирон Василия Македонянина (870-879 гг.), Базилика Льва Мудрого (886-911 гг.), когда весь Свод был слит в один кодекс из 60 книг на греческом языке.

Последняя переработка Свода Юстиниана - Шестикнижие  Арменопула, официально введенное в  Греции 15 августа 1830 г. В Молдавии и  Бессарабии в 1401 г. были введены Василики (Базилики), наряду с которыми применялось и Шестикнижие Арменопула.

Впервые всеобщее применение римского права  в Европе было официально осуществлено в XII в. по Закону Лотаря II (1125-1137 гг.). Германские императоры, считавшие себя преемниками римских, активно способствовали рецепции римского права.

Римское право вводилось как субсидиарное, но по объему занимало первое место. Будучи приспособлено к новым условиям, оно образовало "современное римское  право", действовавшее в Германии до 1 января 1900 г.

     Кодекс  Наполеона (1804 г.) стал приспособлением старого римского права к капиталистическим отношениям. Он был воспринят в Бельгии, Голландии, на Пиренейском и Апеннинском полуостровах, в Польше, Румынии, в Центральной (кроме Мексики) и Южной (кроме Бразилии) Америке, Луизиане, Квебеке. Менее последовательно римское право нашло отражение в Германском гражданском уложении (ГГУ), 1896 г.

В Англии не было прямой рецепции римского права. Тем не менее принципы римского права  и отдельные нормы в соответствующем  изменении вошли в английское право. Римское право изучалось во всех средневековых университетах, в том числе английских.

В России прямой рецепции римского права также  не было, однако оно оказало на Россию заметное влияние. Своеобразие этого  влияния заключалось в том, что  Кодекс и Дигесты Юстиниана проникли в Россию в X-XII вв. из Византии вместе с христианством. Но, как справедливо указывает В.А.Тархов, тема эта пока недостаточно исследована в современной литературе.

Почему  же стала возможной рецепция римского права? Чем объяснить столь большое влияние римского права в последующие века и в современной правовой действительности?

Русский дореволюционный цивилист и романист И.А.Покровский писал, что рецепция римского права была и исторической необходимостью, и фактором прогресса, ибо удовлетворяла общеевропейскую потребность в универсальном общем праве, основанном на индивидуалистических (частно-правовых) началах и позволяющем оформить имущественные взаимосвязи различных лиц независимо от их национальной и государственной принадлежности.

Не утратило римское право значение и в наши дни. Общепринятым считается мнение о том, что в силу универсального значения категорий римского права оно является фундаментом юридического мышления вообще. По общеизвестному образному выражению, латынь - материнский язык юриспруденции. Изучение латинской терминологии расширяет кругозор и правовую культуру юриста. И хотя наше законодательство редко использует латинские термины, подбирая им адекватные русские выражения, зарубежное законодательство, наука частного права (цивилистика) широко используют именно латинские термины.

Римское частное право сегодня изучается  во всем мире. В странах Западной Европы оно рассматривается как  возможная нормативная основа для  унификации гражданского и торгового  законодательства. Эти тенденции отражают традиционное единство профессиональной подготовки и юридического языка участников европейского интеграционного процесса.

Современная Россия восстанавливает и развивает  частно-правовые традиции, основанные на положениях римского права, с учетом современного опыта. Новый Гражданский кодекс закрепил и развил наиболее прогрессивные положения цивилистики. Здесь уместно вспомнить отношение к римскому праву в советскую эпоху развития российской государственности и права. После октябрьских событий 1917 г. В.И.Ленин заявлял, что мы ничего частного не признаем, и требовал применять не Corus iuris romani (Свод римского права), а революционное правосознание.

Вместе  с тем советский юрист П.И.Стучка писал: "Как ни странно, но нам, "революционерам права", приходится с известным научным увлечением опять и опять останавливаться на праве давно забытых времен, на римском праве".

Таким образом, значение римского права в  истории права состоит в его  рецепци - восприятии основных норм и  институтов римского права в последующие века другими народами и государствами.

О значении римского права для мировой цивилизации  и культуры замечательно сказал Р.Иеринг: "Путем римского права, но превзойдя  его, дальше через него - вот девиз, в котором для меня заключается  значение римского права нового мира". 
 
 
 

Основания возникновения обязательств в римском частном праве 

     «Понятие  обязательства представляет собой  правовые оковы, в силу которых мы принуждаемся что-нибудь исполнить  согласно законам нашего государства. Сущность обязательства состоит не в том, чтобы сделать нашим какой-либо телесный предмет или какой-нибудь сервитут, но чтобы связать перед нами другого в том отношении, чтобы он нам что-нибудь дал, сделал или предоставил». (Павел, Дигесты Юстиниана, 44.7.3).

Если  по Законам XII таблиц должника связывали веревками и цепями (весом в 15 фунтов), убивали или продавали в рабство, то в IX в. уже запретили убивать, а за долги стали отвечать имуществом. Оковы стали правовыми, юридическими.

В содержание обязательства вкладывались три  понятия: дать, сделать (в понятии  действия или воздержания от него), предоставить (в понятии оказать  услуги или принять ответственность), и еще одно дополнительное понятие  — следовать в определенном направлении. Действие, представляющее предмет обязательства, должно было представлять интерес для кредитора.

«Каждый должен приобретать то, что представляет интерес для кредитора, и каждый должен приобретать то, что представляет для него интерес, а между тем  для меня нет интереса, что было дано по договору другому» (Ульпиан, Дигесты Юстиниана). Если приведенное определение Институций Юстиниана воскрешает старинное понятие обязательства на ранних стадиях рабовладельческого общества, то ближе придвигает нас к сути дела определение Павла: «Сущность обязательства не в том состоит, чтобы сделать какой-нибудь предмет нашим, или какой-нибудь сервитут нашим, но чтобы связать другого перед нами, дабы он дал что-нибудь или сделал или предоставил».

Обязательства возникали четырьмя способами:

А) из договора;

В) как  бы из договора;

С) из деликта;

Д) как  бы из деликта.

Данная  классификация — из двух основных и двух дополнительных оснований  возникновения обязательств, — предполагала возможность маневра в договорной практике, исходя из духа закона (как бы из договора и как бы из деликта). Это не определение, а сравнение для случаев из практики деловой жизни, когда возникали обстоятельства, напоминающие договорные обязательства. Например, лицо берется за управление чужим имуществом, хотя ему это не поручалось, по своей инициативе, при определенных обстоятельствах. Тут и возникает обстоятельство, аналогичное устанавливаемому обычным договором поручения.

Таким образом:

Основаниями возникновения обязательств являлись далеко не всякие действия людей в отношении друг друга: "основное деление обязательств сводится к двум видам, а именно всякое обязательство возникает либо из контракта, либо из деликта".

Контрактом (по терминологии классического права) считался договор, признанный цивильным  правом и снабженный исковой защитой. В эту категорию были отнесены лишь известные виды договоров, в древнейшую эпоху – исключительно формальные, в классическую эпоху также и некоторые ненормальные договоры.

Гай в  своих Институциях говорит: «…рассмотрим обязательства, возникающие из контракта. Таких обязательств четыре вида: ибо обязательство возникает, или посредством передачи вещи, или путем произнесения слов, или на письме (путем письменного акта) или вследствие самого соглашения». Отсюда – четыре основных вида контрактов: реальные (т.е. устанавливающие обязательство с передачей вещи), вербальные (или словесные, устные), литеральные (т.е. письменные) и консенсуальные (при которых обязательство возникает вследствие одного consensus, соглашения, без каких-либо формальностей).

Информация о работе Римское право