Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 08:39, контрольная работа
Собственность — полное и неограниченное господство над вещью.
Право собственности включало в себя:
1) пользование вещью (jus utendi);
2) извлечение из вещи полезных свойств (jus fruendi);
3) распоряжение вещью (jus abutendi).
В древнем праве не было специального термина для обозначения собственности. Древний термин dominium означал «господство» и применялся ко всем случаям, когда чья-либо вещь находилась в чьей-либо власти, применялась к всему тому, что находилось в хозяйстве, в доме. Лишь в I в. н.э. юристы начали ограничивать значение термина dominium, но и тогда он обозначал еще довольно широкий круг явлений, чем собственность.
1.АГНАТСТВО.
Семья, основанная на подчинении власти домовладыки, называлась агнатскои. Все подвластные, подчиненные власти одного домовладыки, считались родственниками, т.е. агнатами. Кровная связь в то время не имела правового значения. Поэтому девушка, вышедшая замуж и перешедшая жить в семью мужа, занимала в ней положение дочери его родителей, т.е. становилась сестрой братьев и сестер мужа, утрачивая при этом родственные связи с кровными родителями со всеми вытекающими из этого последствиями (например, она уже не могла стать наследницей после их смерти). Агнатское родство сохранялось и после смерти домовладыки.
Агнаты могли быть связаны между собой и кровной связью, как например, отец и дети, но юридическое значение имело лишь подчинение власти домовладыки. При этом агнатское родство определялось только по мужской линии, поскольку речь идет о подчинении власти отца семейства. Потомство детей также становилось агнатами своего домовладыки. Родство агнатов различалось по линиям и степеням. Агнаты одного общего предка были родственниками по боковой линии, а последовательно один от другого — родственниками по прямой линии. Степень агнатского родства определялась числом рождений образующих родство (сын — агнат отца первой степени, внук — агнат деда второй степени). Степень родства по боковой линии исчислялась количеством рождений от одного родственника до общего предка плюс число рождений от общего предка до второго родственника. Например, родные братья и сестры — агнаты второй степени по боковой линии, поскольку их разделяет по одному рождению от общего предка; дядя и племянник — агнаты третьей степени по боковой линии, так как дядя с отцом племянника — агнаты второй степени плюс племянник — третье рождение.
После смерти домовладыки его взрослые сыновья становились носителями власти в семье, а жены и дети подпадали под их владычество. Однако при этом свободный от отцовской власти римский гражданин, даже не имеющий семьи, считался домовладыкой. «Домовладыкой (отцом семейства) называется тот, которому принадлежит власть в семье, и правильно он так называется, хотя бы у него и не было сына», — писал Ульпиан (Д.50.16.195). Домовладыка — носитель семейной власти не только наличной, но и потенциальной.
Глубокая зависимость подвластных от домовладыки заметно стесняет гражданский оборот. Никто не желал заключать сделку с подвластным, по которой все полученное поступало в собственность домовладыки, а тот по сделке ни к чему не обязывался. Даже по рабскому пекулию господин принимал на себя обязанности по сделке, заключенной рабом. Подвластные же сами несли ответственность по сделкам, не обладая никаким имуществом. Их двойственное положение, мягко говоря, не способствовало развитию хозяйственного оборота.
Между тем развитие производительных сил активизирует гражданский оборот, рост частной собственности, что, в свою очередь, приводит к зарождению новой когнатской (кровной) семьи. Производство материальных благ в большем количестве, чем могут потребить их производители, порождает стремление родителей закрепить накопленное на' протяжении жизни имущество за кровными потомками, прежде всего детьми. Агнатское родство противоречило естественному желанию родителей оставить наследство своим кровным детям, которые стали агнатами другого домовладыки. Постепенно римляне отдают предпочтение кровному родству, послужившему основой новой, когнатской семьи, связывающей группу людей кровными узами.
Некоторое время эти два вида семьи существовали параллельно, однако когнатская семья в новых условиях вытеснила агнатскую.
2. КОГНАТСТВО.
Когнатская семья и когнатское родство пережили древнеримское государство. Кровное родство и сейчас лежит в основе семейно-правовых отношений. Оно также определяется по линиям и степеням. Различают две линии — прямую и боковую.
Прямая делится на восходящую и нисходящую. Если родственники происходят последовательно один от другого (отец, сын, внук, правнук и т.д.), то это родственники по прямой линии. Родственники, от которых произошло конкретное лицо, называются родственниками по прямой восходящей линии (отец, дед, прадед, мать, бабушка, прабабушка и т.д.). Родственники, которые произошли от данного конкретного лица, составляют прямую нисходящую линию (дети, внуки, правнуки).
Родственники, которые
произошли от
одного общего
предка, являются родственниками по
боковой линии.
Степень родства по крови определяется в соответствии с теми же правилами. Родство одного лица мы всегда устанавливаем по отношению какого-либо другого конкретного лица. Например, Клавдий — двоюродный брат Антония. Поскольку оба они произошли от одного общего предка — деда, то являются родственниками по боковой линии. Степень же родства определяется количеством рождений, образующих это родство, отсчетом от общего предка (но без учета его). Между дедом и его внуком Клавдием имеется два рождения. Точно также деда и его второго внука Антония разделяют два рождения. Итого: четыре рождения образуют родство между двоюродными братьями Клавдием и Антонием. Они — родственники четвертой степени.
Родственники жены,
с одной стороны, и родственники
мужа, с другой, являются между собой
свояками. Братья и сестры, которые имеют
общего отца и общую мать, называются
полнородными братьями и сестрами. Братья
и сестры, которые имеют общую мать и разных
отцов, называются единоутробными.
Если же у них общий отец, но разные матери,
то они — единокровные. Те и другие
называются не полнородными братьями
и сестрами. Если же у них разные отцы и
разные матери, то они не состоят в кровном
родстве и называются сводными.
Определение линии и степени родства имеет важное значение для установления прав на наследство, поскольку в наследственном праве действует принцип: более близкая степень родства отстраняет от наследства последующую степень.
Характерные особенности
римской семьи нашли отражение
в римском семейном праве, которое
отличается завершенностью, последовательностью.
Многие его положения сохранили жизнеспособность
и по сей день.
По римскому праву в семейных отношениях дети подчинялись только отцовской власти.
Древнее цивильное право наделяло полной безграничной властью отца над своими подвластными (сыном, дочерью, внуком от сына, женой in manu).
Произвол отцовской власти ограничивался родственным судом, выговорами цензора (nota censona), наказаниями жрецов. По законам XII таблиц, если отец (патерфамилиас или домовладыка) продавал cboci о сына трижды, ч-о он терял власть над ним.
В императорский период отцовская власть стала носить лишь воспитательный характер.
Средством признания наличия отцовской власти самим подвластным или третьим лицом служил prae] udicium.
Отец (патерфамилиас) не мог подать иск против своего подвластного в силу существования отношений власти-подчинения и вытекающей из них принудительной силы отца (патерфамилиаса) над подвластным.
Согласно старому цивильному праву полная власть отца (патерфамилиаса) распространялась не только на саму личность подвластную, но и на имущество подвластного. Дети, находящиеся под отцовской властью, имели право совершать только мелко бытовые сделки, которые заключались от имени и в пользу отца. В результате таких приобретений отец (патерфамилиас) мог оставлять своим подвластным какую-либо часть имущества в их личное пользование, т.е. пекулий, которое, как и пекулий рабов считался собственностью отца (домовладыки).
Позднее за подвластными, в отличие от рабов, начинает признаваться при обретательная способность какого-либо имущества для личного пользования.
Если отец (домовладыка)
умирал, то пекулий переходил его наследникам
вместе с остальным имуществом. Если же
умирал подвластный, пекулий переходил
отцу (домовладыке). Если в результате
эмансипации подвластный приобретал независимость
от отцовской власти, и отец (патерфамилиас)
не требовал возврата пекулия, пекулий
оставался у подвластного.
Дети, находившиеся под отцовской властью, имели право совершать мелко-бытовые сделки, которые заключались от имени и в пользу отца. Отец мог наделить подвластного, достигшего определенного возраста имуществом для самостоятельного ведения хозяйства (пекулий). Запрещалось заключать какие-либо сделки, влекущие исполнение обязательств внутри семьи между подвластными домовладыки и подвластным и домовладыкой.
Правовой статус внебрачных детей
В римском праве отсутствовал четкий механизм регулирования положения внебрачных детей. За внебрачными детьми признавалось право на получение алиментов от матери и ее родственников. Дети, рожденные от конкубины, могли получать алименты и от матери, и от отца, а также определенную долю наследства, в случае отсутствия наследников у отца.
Прекращение отцовской власти
Согласно старому праву прекращение отцовской власти происходило в случае, когда подвластный становился flamen I rial is или virgo Vestalis, no праву Юстиниана - в случае получения подвластным сапа епископа или патриция.
Позднее императорскому праву были известны следующие случаи прекращения отцовской власти:
- смерть домовладыки;
- смерть подвластного;
- утрата свободы домовладыкой или подвластным;
-лишение домовладыки отцовской власги;
- приобретение подвластным почетных званий;
- эмансипация.
Сервитут – вещное
право пользования чужой вещью.
Виды сервитутов:
1) предиальные (от слова preadium – имение),
или земельные. Их назначение – восполнить
недостающие участку блага и свойства.
Устанавливаются на земельный участок.
Обязательное условие – существование
двух участков: господствующего и служащего.
По общему правилу господствующий и служащий
земельные участки должны быть соседними,
но в позднейшем праве достаточно того,
чтобы фактически пользование одним участком
происходило в интересах другого.
Виды предиальных
сервитутов:
– городские – устанавливаемые в
пользу застроенных участков.
Виды:
положительные – право пользования служащим строением в качестве подпоры для господствующего (право опереть балку о стену соседа или вделать ее в стенку соседа, право возводить коптильню рядом с двором соседа, отвод дождевой воды на крышу или двор соседа); отрицательные – имевшие своей целью не допустить изменений в служащем участке, которые сделали бы пользование господствующим участком менее удобным или менее приятным.
– сельские – устанавливаемые в пользу полевых, незастроенных участков.
Виды:
Дорожные (Iter – право переходить и проезжать через соседний участок; Via – право провозить тяжести; actus – право прогонять скот и проезжать);
Водные (aquae ductus – право провести воду с соседнего участка; aquqe haustus – право черпать воду на соседнем участке);
Пастбищные сервитуты;
2) личные – принадлежащие определенным лицам персонально:
-Узуфрукт – право пользования чужой вещью и получение от неё плодов с сохранением целостности сущности вещи. Может быть пожизненым или на определённый срок. Он не передается по наследству, не отчуждается, сдается в наем, но после смерти держателя сервитута право нанимателя прекращается. Узуфруктулей обязан пользоваться вещью в соответствии с ее хозяйственным назначением, принимать меры к ее сохранению.
-узус – право пользования вещью без права пользования е плодами. Разрешалось исполььзовать столько плодов, сколько необходимо пользователю для удовлетворения своих личных потребностей.
- habitatio – право пожизненного проживания в доме или его части.
- право
пользования рабочей силой
Способы
установления сервитута:
– по воле собственника служащей вещи
как односторонним актом воли, так и по
договору;
– по суду;
– по закону;
– по давности.
Сервитут утрачивается:
– с гибелью вещи, которая служит ее предметом.
К физической гибели приравнивается юридическая.
В случае разделения земельного участка
на части предиальный сервитут связывается
с каждой частью, т. е. если разделен господствующий
участок, то для каждого вновь образованного
участка приобретается самостоятельный
сервитут. Если разделен служащий участок,
то сервитут обременяет каждый из образованных
участков;
– со смертью субъекта (только личные
сервитуты);
– если сервитут соединяется с правом
собственности;
– вследствие отказа от него;
– в случае неосуществления в течение
10 и 20 лет.
Сервитутное право защищается абсолютным
иском (actio confessoria), противоположным собственническому
негаторному иску