Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 08:39, контрольная работа
Собственность — полное и неограниченное господство над вещью.
Право собственности включало в себя:
1) пользование вещью (jus utendi);
2) извлечение из вещи полезных свойств (jus fruendi);
3) распоряжение вещью (jus abutendi).
В древнем праве не было специального термина для обозначения собственности. Древний термин dominium означал «господство» и применялся ко всем случаям, когда чья-либо вещь находилась в чьей-либо власти, применялась к всему тому, что находилось в хозяйстве, в доме. Лишь в I в. н.э. юристы начали ограничивать значение термина dominium, но и тогда он обозначал еще довольно широкий круг явлений, чем собственность.
Домовладыка имел полную власть над всеми членами семьи (женой, детьми, внуками, правнуками, женами сыновей и т. д.), включающую право жизни и смерти, отказа от новорожденного, продажи в рабство, телесных наказаний, выдачи по ноксальному иску, расторжения брака женатых сыновей, изгнания из дома. Он полностью обладал также имуществом семьи и распоряжался им по своему усмотрению. Никакие обстоятельства не освобождали сыновей и внуков от подчинения домовладыке: ни возраст, ни занятие должности магистрата. Оно прекращалось лишь со смертью или по воле paterfamilias. С его смертью сыновья, освободившись от patria potestas своего отца, становились домовладыками, жены сыновей переходили под власть своих мужей, внуки - под власть своих отцов, над вдовой (теперь — persona sui juris) учреждалась опека сыновей. Сами римляне осознавали исключительность положения paterfamilias: «Едва ли еще есть, какие-нибудь люди, которые имели бы над детьми своими такую же власть, как мы», - писал Гай (D.50.16,196).
Новейшие исследования,
в частности работы
На patria potestas основывалась римская семья и, как уже отмечалось, агнатическое родство, которое, в свою очередь, являлось основанием возникновения права наследований, а также установления опеки над недееспособными. Поскольку римская семья — это совокупность лиц, подчиненных одной и той же patria potestas, вес они — агнаты главы семьи; Агнатами являлись не только кровные родственники (сын, дочь, внуки), но некровные (жена подвластного сына или усыновленный). Причем агнатическое родство возникало по мужской линии. Так, дочь paterfamilias, выйдя замуж, становилась агнаткой в семье мужа, агнатические связи с семьей отца прекращались.
Социальные процессы, следовавшие за развитием экономических отношений, последовательно ограничивавшие patria potestas с одновременным расширением личных и имущественных прав подвластных, привели в конечном счете к вытеснению агнатического родства когнатическим. Инициатива в этой эволюции принадлежала претору, затем была продолжена императорским законодательством. Окончательно принцип когнатического родства был утвержден Новеллами Юстиниана.
В когнатическом
родстве различаются линии и
степени. Линия называется
Степень родства как в прямой, так и в боковой линии определяется числом рождений между двумя родственниками, на которое они отстоят одно от другого. Мать и сын находятся в первой степени родства — их родство возникло в результате рождения сына. Родные брат и сестра — родственники второй степени, дядя и племянник — третьей. Боковое родство может быть полнородным (при общности отца и матери) и неполнородным: единокровным (при общем отце) и единоутробным (при общей матери).
От родства отличается свойство, представляющее собой отношение одного из супругов к родственникам другого. Следовательно, родственники супругов между собой в свойстве не сострят. Степень свойства соответствует степени родства между супругом и тем из его родственников, применительно к которому определяется степень свойства, связывающего его с другим супругом. Так, сестра жены состоит во второй степени свойства с ее мужем. Отношения свойства прекращаются расторжением брака.
Древнейшая форма римского брака — cum manu, устанавливающая власть мужа над личностью жены. Со вступлением в брак женщина становилась persona aliena juris с соответствующими последствиями.
Но уже в законах XII таблиц содержалась норма, позволявшая избежать строгих последствий брака cum manu. В случае заключения брака с недостатками формы супружеская власть (manus) приобреталась одногодичным непрерывным осуществлением брака (usus). Тем самым признаком брака признавалась непрерывная в течение года супружеская общность. Давность прерывалась (usurpatio) и manus не наступала, если женщина проводила три ночи подряд вне дома мужа, (trinoctium). Эта процедура могла повторяться ежегодно. Таким образом, воля супругов была направлена на брак, но не на manus. Современный итальянский романист Ф. Серрао признает важнейшим элементом этой, по существу новой, формы брака «супружескую склонность» — желание обоих супругов состоять в браке. Его коллега Л. Пеппе считает, что введение еще в архаическую эпоху положения trinoctium связано со специфическими интересами и активным поведением женщин. Реализация этого положения позволяла учитывать различные группы интересов — имущественные интересы самой женщины, ее агнатов или ее мужа, но важно было согласие и воля самой женщины.
При браке без manus женщина не становилась агнаткой в семье мужа, но оставалась под властью своего отца или своих агнатических опекунов. В соответствии же с принципом цивильного права без manus не создается агнатическая семья. Тем не менее, брак без manus признавался justum matrimonium, т. е. браком цивильного права. Дети от такого брака следовали правовому положению отца, они — римские граждане, агнаты своего отца находятся под его patria potestas. Следствием trinoctium, таким _ образом, явилась тенденция отрицания manus как: непременного признака римского брака. Довольно продолжительное время обе формы брака сосуществовали. С постепенной утратой значения manus отпадает и требование trinoctium. Из некоторых свидетельств античных авторов можно сделать вывод, что брак без manus — sine manu уже во второй половине республики был преобладающим; В классический период sine manu — неформальный свободный союз супругов — единственная, форма брака.
Брак sine manu заключался посредством простого соглашения, юридически завершающим актом которого был привод, невесты в дом жениха. В отличие от cum manu, в которой определяющей была воля мужа, брак sine manu расторгался односторонним заявлением одного из супругов без указания каких-либо оснований развода.
В агнатической семье, оснований на patria potestas, жена не имеет ни личных, ни имущественных прав, она на положении дочери главы семьи приравнена к своим детям, подчинена одной и той же отцовской власти. Напротив, брак sine manu основан на равенстве супругов. В то же время его нельзя назвать «браком без мужней власти». В браке sine manu отцовская власть (patria potestas) трансформировалась во власть супруга, выражавшегося в праве определять место жительства, принципы воспитания, детей семейные расходы. С другой стороны, жена — uxor (супруга), хозяйка дома, мать своих детей. Взаимодействие соответствующих, правовых норм с социально-психологическими факторами создало в поздне республиканском Риме образ римской женщины — матери и хранительницы дома, готовой действовать во имя общественного блага и в первую очередь — мужа. На матерях лежало бремя воспитания подрастающего поколения, что отразилось в историко-культурной традиции и сказалось на роли женщины в трудные периоды римской истории. Высокая оценка социального и политического значения женщин характерна для римской идеологии уже в I в. до н.э., как об этом свидетельствует выступление на римском форуме Гортензии в 42 г. до н.э. в поддержку протеста 1400 богатых римских женщин, средства которых триумвиры предназначали для военных целей. Еще более ранняя аналогичная оценка содержится в изложенной Ливнем речи трибуна Луция Валерия в 195 г. до н.э.
Моральная деградация, поразившая римское общество в конце республики, имела своим следствием кризис семейных устоев, чему способствовала и свобода брачных отношений. С целью сохранения стабильности семейных отношений, пресечения злоупотреблений свободой развода и стимулирования вступления в брак и деторождения Август издал ряд законов. Lex julia 18 г. до н.э. предусмотрел уголовную ответственность за нарушение супружеской верности (adulderium). В то же время этот закон легализовал внебрачные сожительства лиц, между которыми брак был запрещен законом (например, браки между вольноотпущенниками и представителями сенаторского сословия). Такое сожительство лиц, ни одно из которых не состояло в браке, с намерением создания жизненной общности называлось конкубинатом. Дети; рожденные в конкубинате, хотя и не признавались за конными, все же имели некоторые права наследования после родителей, ряд прав был признан и за конкубиной. Конкубинат, следовательно, отличается от случайных связей, не порождавших никаких правовых последствия. Lex julia et Papia Poppea 4 и 9 гг. установили для мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и для женщин в возрасте от 20 до 50 лет, не состоявших в браке и не имевших детей, ряд ограничений в имущественных правах. Не состоявшие в браке не наследовали по завещаниям, а состоявшие в браке, но бездетные, наследовали половину завещанного. При этом мужчина не считался бездетным, если у него один ребенок, женщина, если у нее трое детей и четверо — у вольноотпущенниц. Женщины, удовлетворявшие этим требованиям, имели ряд привилегий, в том числе ограниченное право наследовать по завещаниям. Названный закон 18 г. до н. э., не затрагивая принципа свободы развода, установил правило, чтобы о расторжении брака объявлялось в присутствии 7 свидетелей (обычно с вручением разводного письма). Были — также установлены имущественные санкции в случае заявления о разводе без основательной причины. Если поведение жены послужило поводом к разводу, приданое оставалось у мужа, если виновен последний, пред брачный дар сохранялся за женой. Какого-либо основательного выяснения причин развода судом или другим органом не было. Фактически брак мог быть расторгнут при отсутствии причин. Возможность вмешательства государства в брачные отношения с целью принудительного их сохранения римское право не предусматривало.
Предпринятые законодательные
меры не достигли цели и в то же время не
поколебали основ брака sine manu. Определенная
стабильность семейных устоев, утвердившаяся
в последующем, связана с ремиссией отрицательных
процессов в римском обществе. Создав
свободную форму брака с равенством супругов,
с полной свободой развода, римское право
совершило огромный исторический прыжок,
надолго опередив другие народы в регулировании
брачных отношений.
С древнейших времен римская семья была моногамной и патриархальной. Как устойчивое объединение она возникает с разложением родового строя. Первая историческая форма моногамии уже основана на власти отца семейства. «Ниспровержение материнского права было всемирно-историческим поражением женского пола. Муж захватил бразды правления и в доме, а жена была лишена своего почетного положения, закабалена, превращена в рабу его желаний, простое орудие деторождения» писал Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства».
Семья — это основанное на браке или кровном родстве небольшое объединение лиц, связанных общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Древнеримская семья носила на себе отпечаток родового строя. Она строилась по принципу подчинения власти главы семейства — pater familias (патерфамилиас). В состав семьи кроме главы семейства входили его жена, дети и их потомство, другие родственники, кабальные, а также рабы. Термином familia обозначалась совокупность всего имущества, детей, рабов и другой рабочей силы. Предполагается, что сначала этот термин охватывал только рабов, принадлежащих данной семье, а позже и все остальное имущество, рабочую силу (жену, детей, кабальных, других лиц). Это объединение основывалось не на кровной связи (ее в ту пору еще не знали), а на власти домовладыки, которая в древнейшие времена мало чем отличалась от власти над рабами. Под власть домовладыки подпадали не только жена, дети и их потомство, но и жены сыновей, мужья дочерей, если они переходили жить в се-» мью жены (примаки), а также все другие лица.
Таким образом, по семейному положению римские граждане делились, как уже отмечалось, на лиц своего права (persona sui juris) и лиц чужого права (persona alieni juris). К первым относились домовладыки, ко вторым — остальные члены семьи, так называемые подвластные. Для полной гражданской правоспособности требовалось, чтобы лицо занимало в семье независимое, самостоятельное положение, т.е. ею обладали только домовладыки. Их сыновья независимо от возраста, семейного и общественного положения при жизни отца или деда всегда были подвластными с весьма ограниченной гражданской правоспособностью. Они не могли первоначально быть собственниками имущества. Приобретенное ими имущество автоматически становилось собственностью домовладыки. Подвластные могли заключать гражданско-правовые сделки только от имени и в пользу домовладыки, власть которого над семьей практически не ограничивалась. Он был единственным носителем и имущественных прав в семье.