Римская Империя в эпоху принципата и домината

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является рассмотрение государственного устройства и форм государственного правления Рима в период империи.
Для этого мы поставили перед собой следующие задачи:
-рассмотреть формы правления в Римской Империи;

-дать характеристику государственному строю Рима в период Принципата и Домината;

-рассмотреть государственный аппарат в период Римской Империи, в эпоху Принципата и Домината.

Содержание

Введение
3

Глава 1. Римское государство в эпоху Принципата
5

1.1
Принципат исторические предпосылки
5

1.2
Правовые полномочия принципса
6

1.3
Особенности принципата как политической системы
8

1.4
Социально-экономическое положение Римской Империи а I –III вв н.э.
10

Глава 2. Кризис римской республики и переход к монархии
16

2.1
Причины и результаты политической анархии III в.
16

2.2
Преодоление политического кризиса
18

Глава 3 Римское государство в эпоху Домината
22

3.1
Преобразования Диоклетиана
22

3.2
Идеологические основы государства в период становления монархии
27

3.3
Закат Римской Империи
33

Заключение
35

Список используемой литературы
37

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Римская Империя в эпоху принципата и домината.doc

— 212.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

  В истории Римской Империи существовало два основных политических периода: Принципат и Доминат. Принципат представлял собой замаскированную под республику монархию, Доминат  - являлся абсолютной монархией, уже без республиканских элементов ранней римской истории. Начавшись с правления императора Августа, принципат формально имел разделение на законодательную и исполнительную власть. Первая принадлежала сенату, вторая находилась в руках принципса. Разделение властей, однако, не было полным. Принципс, император и "отец народа", имел право законодательной инициативы, сенат - управлял некоторыми провинциями. Законы вступали в силу после утверждения их принципсом, хотя принимались сенатом. Указы императора могли иметь силу закона без утверждения сената, как это и происходит в России, без всякой оглядки на республиканские нормы.

Однако не все перечисленные отступления от идеального народовластия делали римскую республику империей. В политической теории четко закрепилась грань, отделяющая президентскую республику от монархии. Ее суть: выборы. Если глава страны реально избирается народом - это очень ограниченная, но республика. Если избрание есть лишь утверждение приемника, определяемого прежним главой государства или его окружением - это монархия. Срок полномочий ничего не решает, его можно сдвигать в любую сторону, отменять или соблюдать. Такой монархией был римский принципат.   

  Глава римского государства I-III веков, как правило, не являлся кровным наследником, предыдущего правителя. Он был приемником, его усыновляли, назначали на важные посты. Приемник принципса совершал "великие подвиги": громил врагов, искоренял средиземноморское пиратство, улучшал города и наводил где-нибудь долгожданный порядок.   Когда подходил срок и прежний император отправлялся водить компанию со своими предшественниками и другими олимпийскими богами, новый глава государства утверждался сенатом. Это был демократический ритуал, "республика" "выбирала" своего главу. В России этот обряд выглядит почти так же, с той разницей что президента "избирает весь народ" на определенный, в действительности определяемый самим президентом, срок. Однако за кажущимся демократическим преимуществом России перед тиранией древнего Рима кроется бесправие отечественного парламентаризма. Сенат (олигархический) эпохи принципата имел куда больше полномочий, чем парламент России - Государственная Дума - вообще исполняющий роль палаты для поддержания. Сенат Рима и принципа, конечно, не избирал, народ и сами "парламентарии" Рима утверждали нового главу "республики" не без страха за собственную жизнь. Но в России выборы тоже весьма условны.

     Римская империя не была федерацией. Не является ей и Россия. Отмена выборов территориями губернаторов, то есть глав самоуправляемых областей, угроза роспуска местных парламентов при нежелании их утвердить президентского кандидата совершенно перечеркивает любой федерализм. Экономически регионы давно уже не самостоятельны. В сущности, государство имеет унитарную природу, что не прибавляет ему реальной устойчивости. Лишив народ права выбирать  глав своих территорий президент внешне укрепил свою власть, но отныне сделался виновником всего. Сотни тысяч полицейских - только временная отсрочка, но отнюдь не защита.   

  Политика, которую проводит в России власть, ухудшает положение населения как экономически, так и социально. Но президентский принципат и ликвидация федерализма нужны именно затем, чтобы проводить эту политику и дальше: таковы интересы экономически господствующего класса, исполнительным органом которого является государство. Вернув из склепа истории монархию, российская власть рассчитывает использовать ее как самый сильный механизм в борьбе против народа.

  

 

Список литературы.

1.      Голубович В. И. Экономическая история зарубежных стран. - М., 2001.

2.      Егоров, А. Б. Рим на грани эпох: проблемы рождения и формирования принципата. Л., 1985.

3.      Ельницкий, Л. А. Возникновение и развитие рабства в Риме в VIII-III вв.до н.э.   М., 1964.

4.      Ковалев, С. И. История Рима : учебник.   Л., 1986.

5.      Машкин, Н. А. Принципат Августа.  М., 1949.

6.      История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие/Под ред. П.Н.Галанзы, Б.С.Громакова. М., 2000.

7.      История государства и права зарубежных стран: Учебник/Под ред. О.А.Жидкова, Н.А.Крашенинниковой. М., 2002 Ч.1

8.      История древнего Рима : Учебник./ Под ред. В.И. Кузищина. - М. 2008.

9.      История политических и правовых учений. Учебник /Под ред. В.С. Нерсесянца – М., 2001.

10. История политических и правовых учений.Учебник/ Под ред. О.Э. Лейста – Н.: Издательство «Зеркало» - 1999.

11. История политических учений. Учебник /Под ред. О.В. Мартышина - М., 2000г.

12. История древнего мира : в 3 т. / Под ред. И. М. Дьяконова и др. -  М., 1988.

13. История Европы. Т.1 . Древняя Европа. М., - 1988.

14. Краткий словарь юридических терминов римского права. Свердловск, 1999.

15. Мотылев. Экономическая история капиталистических стран. - М., 2000

16. Насибуллин Р.А. Очерки истории зарубежного права. Ч.2. Екатеринбург, 2001.

17. Новицкий И.Б. Основы римского гражданского права. Уч.ебник. М, 2002.

18. Новицкий И.Б. Римское право М., 2001.

19. Савельев В.А. История римского частного права. М., 2003.

20. Сборник документов по всеобщей истории государства и права /Сост. К.Е.Ливанцев. Л.,2000.

21. Скрипилев Е.А. Основы римского права. М., 2003.

22. Утченко, С. Л. Юлий Цезарь.  М., 1976.

23. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права/ Под ред. З.М. Черни­ловского. М., 1999.

24. Хрестоматия по истории древнего Рима/ Под ред. С.Л.Утченко. М., 2002.

25. Черниловский З.М. Лекции по римскому частному праву. М., 2001.

26. Штаерман Е.М. Социальные основы религии Древнего Рима.  М.,1987.

27. Штаерман, Е. М. Кризис античной культуры.   М., 1975.

 



Информация о работе Римская Империя в эпоху принципата и домината