Результаты работы Совета министров под руководством П. А. Столыпина

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 01:02, курсовая работа

Описание работы

Отсюда вытекает цель данной работы - выявить результативность работы кабинета П. А. Столыпина. Для наиболее полного достижения цели предполагается решить следующие задачи:
- проанализировать задачи, поставленные перед кабинетом П. А. Столыпиным;
- изучить основные законопроекты Совета министров и определить, насколько результативным стало проведение их в жизнь;
- охарактеризовать роль отдельных министров кабинета в эффективности его работы, а также факторы, повлиявшие на результативность или нерезультативность отдельных реформ и мероприятий (интриги, позиция императора, факторы внутренней и внешней политики и т. д.).

Содержание

Введение 3
Глава 1 Задачи кабинета П. А. Столыпина 10
Глава 2. Результаты работы Совета министров под руководством П. А. Столыпина 20
§1. Роль состава кабинета и внешних фаторов в эффективности выполнения задач 20
§2. Результаты кампании по борьбе с терроризмом 30
§3. Результаты аграрной реформы 32
§4. Вероисповедальные реформы и национальный вопрос 37
§5. Преобразование местного управления и суда 47
§6. Вопросы обороноспособности и внешней политики 53
Заключение 78
Источники 82
Литература 83

Работа содержит 1 файл

cтолипин.rtf

— 609.53 Кб (Скачать)

Аналогично было и с проектом земской реформы, провал которой во многом заключался именно в противодействии «правых». В.Н. Коковцов, Д.А. Философов и П.Х. Шванебах  подвергли критике те стороны законопроекта, которыми частично ущемлялись права и интересы дворян. К тому же министр финансов был обеспокоен порядком выборов в волостное собрание. Большинство членов Совета министров поддержали трех министров. Было предложено ввести определенный ценз при выборах в волостное собрание. Также члены правительства высказались против включения в число уездных земских гласных крупных собственников без выборов. "Этим путем, - говорилось в замечаниях министров, - вводится в земскую организацию принцип преобладания капитализма, едва ли могущий встретить в массе населения сочувственное отношение".25

Вообще с императором П. А. Столыпин, как говорится, «не сработался». Грандиозная личность реформатора была слишком велика для Николая II. В какой-то мере император, наверное, завидовал авторитету и влиянию своего премьера. Этот вывод можно сделать на основании свидетельства С.И. Шидловского, который отмечает, что, назначая В.Н. Коковцова на пост председателя Совета министров, Николай II заметил ему: "У меня к Вам еще одна просьба; пожалуйста, не следуйте примеру Петра Аркадьевича, который как-то старался все меня заслонять, все он и он, а меня из-за него не видно было".

Характерны поэтому перестановки в кабинете, вызванные неумением министов правильно понять и реализовать задачи, поставленные П. А. Столыпиным, или же интригами и противодействием Петру Аркадьевичу.

Правительство П.А. Столыпина было неоднородно: в конце июля 1906 г. из 13 министров 1 был крайне правый (государственный контролер П.Х. Шванебах), 5 умеренно правые (двора -- барон В.Б. Фредерике, морской -- А.А. Бирилев, военный -- А.Ф. Редигер, путей сообщения-- Н.К. Шаффгаузен-Шенберг-Эк-Шауфус, юстиции-- И.Г. Щегловитов) и 7-- умеренные либералы (внутренних дел -- П.А. Столыпин, финансов -- В.Н. Коковцов, просвещения -- П.М. фон Кауфман, иностранных дел -- А.П. Извольский, торговли и промышленности -- Д.А. Философов, главноуправляющий землеустройством и земледелием князь Б.А. Васильчиков и обер-прокурор Синода П. П. Извольский).

Впоследствии состав кабинета постоянно менялся, что связано было с тем, что министры не оправдывали ожимданий П. А. Столыпина. Бролее подробно эта проблема будет рассмотрена во второй главе, где будет сделана попытка проанализировать, насколько результаты деятельности кабинета зависели от действий (или бездействия) конкретных министров, а также насколько от состава кабинета зависело выполнение поставленных П. А. Столыпиным задач.

Это тем более важно рассмотреть в рамках данного исследования, поскольку в составе кабинета были как грамотные и знающие свое дело министры, так и люди, которые не всегда понимали суть проблем, касающихся ведомства, во главе которого их поставили. Часто случалось, что министры единодушно подписывали журналы заседаний, но в кулуарах и на "всеподданейших докладах" высказывали иную точку зрения 

Положение министров в кабинете и отношения с ними премьера были различными. Если касаться этого вопроса, то тут расходятся мнения историков.

А.П. Бородин, основываясь на свидетельствах Тимашева, отмечает, что правительство Столыпина было объединенными, а А.Ф. Смирнов, наоборот, утверждает, что оно "не было единой командой единомышленников, да император и не стремился к этому, предпочитая иметь дело со своими докладчиками, в случае разногласия сохраняя за собой роль верховного арбитра и право единолично завершать любое важное дело". 26

Несогласные с премьером министры «уходили в отставку, -- писал С. И. Тимашев, бывший министром торговли и промышленности с 5 ноября 1909 г. до 17 февраля 1915г.,-- а если они задерживались и начинали подпольную интригу, то в один прекрасный день находили у себя на столе указ об увольнении (...). Для проведения в Совете министров задуманной меры нужно было вперед заручиться поддержкой Петра Аркадьевича, и тогда успех был обеспечен».

Сам П.А. Столыпин, однако, не был удовлетворен. По свидетельству А. И. Гучкова, он как-то признался? «Ошибочно думать, что русский кабинет даже в его современной форме есть власть. Он -- только отражение власти. Нужно знать ту совокупность давлений и влияний, под гнетом которых ему приходится работать».27

Перемены в составе правительства за время премьерства П.А. Столыпина не затронули лишь четыре министерства: внутренних дел, двора, финансов и юстиции. Все они, кроме последней (замена в мае 1911 г. С. М. Лукьянова В. К. Саблером на посту обер-прокурора Синода), производились по инициативе П.А. Столыпина или с его согласия.

27 июля 1906 г. были замещены вакансии, возникшие в результате увольнения А. С. Стишинского и князя А. А. Ширинского-Шихматова. Главноуправляющим землеустройством и земледелием был назначен князь Б.А. Васильчиков, крупный землевладелец и более общественный деятель, нежели бюрократ. Обер-прокурором стал П. П. Извольский, брат министра иностранных дел. Оба имели репутацию «умеренных либералов и симпатизировали октябристам».28

13 июня 1907 г. был уволен П. Х. Шванебах, а 12 сентября государственным контролером был назначен умеренный либерал П.А. Харитонов. Причиной увольнения Шванебаха были не взгляды его, а попытки определять общую политику и интриги.

В январе 1908г. П.М. Кауфман был заменен А.И. Шварцем. Сделано это было по инициативе П.А. Столыпина: надо было навести порядок в образовании. В сентябре 1910г., в связи с болезнью, он был заменен Л.А. Кассо, также по рекомендации П.А. Столыпина. Вот как он характеризовал Л.А. Кассо в телеграмме Николаю II: «С высочайшего разрешения В.И.В. я, проездом через Москву, дважды беседовал с профессором Кассо. Впечатление: человек умный, хорошего правого направления, твердый, решительный, воспитанный. Недостатки: иностранная фамилия и заграничное воспитание. Мое мнение: по настоящему времени -- Кассо кандидат наиболее подходящий, несмотря на отсутствие  административного опыта».  22 сентября Николай II дал согласие на кандидатуру Л.А. Кассо. В правых кругах этим выбором были недовольны, пытались скомпрометировать, распуская слухи о «влечении» к Кассо «девицы Веселкиной, у которой мать -- Столыпина». Между тем В.Ф. Джунковский свидетельствует: «Я хорошо знал Кассо (...). Это был умный и очень образованный человек, чрезвычайно скромный (.,.). Это был честный и благороднейший человек, прямой, весьма консервативных взглядов и твердого характера, но не упрямый, каким был Шварц, кроме того, это был человек и доброжелательный (...). В Думе (...) левые его не поддерживали, так как он был не их лагеря, а правые -- так как держался он от них в стороне, не подыгрывался к ним».

В мае 1908 г. оставил свой пост Б.А. Васильчиков. Л.М. Клячко в «Речи» объяснил это расхождением его с П.А. Столыпиным на почве указа 9 ноября, а также домогательствами правых. П.А. Столыпин считал это «сплошным вымыслом»: «С кн. Васильчиковым у меня никаких разногласий не было(...). Кн. Васильчиков сам настойчиво домогался ухода по своим домашним обстоятельствам, и после того, что смета его прошла в Думе и Совете, ходатайство его было уважено». Версия П.А. Столыпина подтверждается письмом Николая II императрице-матери от 27 марта 1908 г.: «Давно уже кн. Васильчиков говорил мне, что он желает уйти из министерства земледелия. Я его все удерживал. Теперь он настойчиво просит об этом, и мне пришлось согласиться. Он объясняет свое желание уйти тем, что его недостаточно поддерживает Столыпин и его товарищи. Но это не так. По-моему, ему просто надоело служить и хочется заняться своими собственными делами и сделаться свободным. Это жаль, потому что он хороший человек, с настоящим именем». Таким образом, даже если действительно Б.А. Васильчиков был недоволен П.А. Столыпиным, его никто не смещал -- он сам ушел. Не было здесь и домогательств правых. «Не знаю причину ухода Васильчикова, -- писал А.Г. Булыгин С.Д. Шереметеву. -- На мой вопрос мне ответили: «по барству, надоело и ушел»». Не был ставленником правых и назначенный вместо Б.А. Васильчикова А. В. Кривошеий. Как и А.Н. Шварц, он был назначен исключительно по представлению П.А. Столыпина. Он знал А.В. Кривошеина по Гродно: там тогда проживали его мать и сестра. Затем высоко оценил его как управляющего Крестьянским банком. А.В. Кривошеий «не чувствовал себя вождем, -- свидетельствует И. И. Тхоржевский. -- Ему не хватало ораторского дарования, огня, внешней властности -- всего, что было в таком избытке у Столыпина, уступавшего Кривошеину в уме, широте, гибкости». Они, продолжает И.И. Тхоржевский, «отлично дополняли друг друга. Один -- вождь, рыцарь, весь -- сила и смелость. Другой -- такт, расчет, осторожность. И оба -- энтузиасты. Энтузиасты не самодержавия, как называют их слева, а великой России, нуждавшейся в исторической скрепе власти».

Правда, у правых от этой замены доля удовлетворения была. «Не думаю, чтобы земледелие улучшилось при работе Кривошеина, -- продолжал А. Г. Булыгин в цитированном выше письме  к С.Д. Шереметеву, -- но уже большой плюс, что он, несомненно, правый, хоть и дружен с каменноостровским просп(ектом)».

В марте 1909 г. был уволен А.Ф. Редигер «за то, что он два раза в Думе не только не ответил против речи Гучкова, но согласился с ним и этим не защитил честь армии». «Вина» военного министра была существеннее: рассчитывая получить поддержку Думы, «он охотно раскрыл перед комиссией (государственной обороны) все дефекты военной организации». Назначенный вместо него В.А. Сухомлинов был кандидатом царя. П.А. Столыпин скоро его разглядел и, смертельно раненый, просил В.Н. Коковцова «доложить государю о необходимости замены Сухомлинова «ввиду сумбура в его голове». -- Наша оборона, -- сказал Столыпин, -- в руках человека неподходящего, ненадежного, не умеющего внушить к себе уважения».

Назначение в мае 1909 г. С.Д. Сазонова, свояка П.А. Столыпина, товарищем министра иностранных дел и замена им в сентябре 1910 г. А.П. Извольского на посту министра иностранных дел объясняется стремлением П.А. Столыпина взять под свой контроль внешнюю политику, на которую он не мог влиять «благодаря особенности Основных законов».

Перемены в морском министерстве не имели политического характера: в январе 1907 г. А.А. Бирилева сменил И.М. Диков, которого в январе 1909 г. -- С.А. Воеводский, а его в марте 1911г.-- И.К.Григорович.              

Не изменила облика кабинета и замена в январе 1909 г. Н.К. Шауфуса на посту министра путей сообщения С.В. Рухловым. .

Вместо умершего 6 декабря 1907 г. Д.А. Философова был назначен И.П. Шипов, бывший в кабинете С.Ю. Витте министром финансов, настроенный довольно либерально и независимый. В январе 1909г. его сменил В.И.Тимирязев, тесно связанный с торгово-промышленными кругами. В ноябре этого же года он был заменен С. И. Тимашевым, назначенным по желанию П.А. Столыпина.

В феврале 1909 г. был уволен «согласно прошению» П.П. Извольский: им были недовольны и царь, и правые; тяготился им и П.А. Столыпин. Новым обер-прокурором стал 53-летний доктор медицины, директор Института экспериментальной медицины С.М.Лукьянов; он был кандидатом П.А. Столыпина и следовал «в фарватере общей политики своего премьера» .  2 мая 1911 г. С.М. Лукьянов вынужден был оставить свой пост, став жертвой Г.Е. Распутина. Отставка С.М. Лукьянова, как и назначение новым обер-прокурором В.К. Саблера, последовали против желания П.А. Столыпина, он должен был подчиниться указаниям свыше.

В какой мере В.К. Саблер был ставленником правых -- трудно сказать. Объединенное дворянство, по-видимому, к его назначению не имело отношения. «Назначение Саблера вызывает всеобщее недоумение!» -- заметил граф А.А. Бобринский в записке С.А. Панчулидзеву 3 мая 1911 г. Не был в курсе и граф С.Д. Ше-реметев («Назначение Саблера, не есть ли начало оздоровления Совета министров?» ) и зондировал. «На днях написал протяженное (? неразборчиво. -- А.Б.) письмо новому обер-прокурору и получил от него удовлетворительный ответ, -- делился С.Д. Шереметев с другом. -- Мысль обставить Ришелье своеобразными ; коадьютрами не послужит ли к измору(...)».В думских кругах не сомневались, что «крайние правые через В. К. Саблера могут вес-* ти весьма успешную кампанию против П.А. Столыпина».29

По свидетельству А.И. Гучкова, Столыпин как-то признался: "Ошибочно думать, что русский кабинет даже в его современной форме есть власть. Он - только отражение власти. Нужно знать ту совокупность давлений и влияний, под гнетом которых ему приходится работать".30

 

 

 

§2. Результаты кампании по борьбе с терроризмом

 

19 августа 1906 г., спустя неделю после взрыва на Аптекарском острове, в чрезвычайном порядке, минуя Государственную думу, был принят закон о военно-полевых судах. Дела в таких судах рассматривались в течение 48 часов, а смертные приговоры приводились в исполнение не позднее чем через сутки после их вынесения. Эти суды были созданы для подавления революционного движения.

За восемь месяцев военно-полевые суды вынесли 1102 смертных приговора. Писатель Владимир Короленко отмечал, что «казни стали бытовым явлением».

Думская оппозиция подвергала военно-полевые суды резкой критике. Оправдывая эту меру, Столыпин говорил в марте 1907 г.: «Когда дом горит, господа, вы вламываетесь в чужие квартиры, ломаете двери, ломаете окна. Когда человек болен, его организм лечат, отравляя его ядом. Когда на вас нападает убийца, вы его убиваете. Это, господа, состояние необходимой обороны. Оно доводило государство не только до усиленных репрессий -- оно доводило до подчинения всех одной воле, произволу одного человека, до диктатуры, которая иногда выводила государство из опасности и приводила до спасения. Бывают, господа, роковые моменты в жизни государства, когда государственная необходимость стоит выше права и надлежит выбирать между целостью теорий и целостью отечества».31

Приговоры военно-полевых судов утверждались командующими военными округами. Командующий войсками Казанского военного округа И. Карасе не подписал ни одного смертного приговора, не желая, как он говорил, «на старости лет пятнать себя кровью». С другой стороны, командующий Одесским округом барон А. Каульбарс однажды утвердил смертный приговор двум молодым людям, даже не присутствовавшим на месте события, за участие в котором их казнили. Когда одна знатная просительница стала выяснять этот вопрос, он ответил ей: «Успокойтесь, я уже нашёл действительно виновных, и они уже расстреляны».32

Конечно, можно приводить многочисленные примеры «перегибов», однако сейчас, в начале XXI века, когда над страной и миром висит постоянная угоза террора, нам, современным историкам, проще понять П. А. Столыпина чем, скажем, историкам советского периода. В советской итсориографии результаты кампании по борьбе с терроризмом подвергались осуждению. Однако сейчас человечество, ищущее методы борьбы с международнымм терроризмом, должно было бы присмотреться к примерам прошлого. Как кажется, пример П. А. Столыпина демонстрирует хотя и достаточно жесткую, но весьма результативную работу, в тот напряженный период вполдне необходимую российскому обществу.

Информация о работе Результаты работы Совета министров под руководством П. А. Столыпина