Режиссерский анализ пьесы Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад»

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:42, практическая работа

Описание работы

Пьеса "Вишневый сад" - последнее произведение Чехова. В восьмидесятые годы Чехов передавал трагическое положение людей, утративших смысл своей жизни. Пьеса была поставлена на сцене Художественного театра в 1904 году. Наступает двадцатый век, и Россия становится окончательно капиталистической страной, страной фабрик, заводов и железных дорог. Этот процесс ускорился с освобождением крестьянства Александром II.

Работа содержит 1 файл

Режесёрский анализ пьесы_Вишнёвый сад.doc

— 77.50 Кб (Скачать)

     Казалось  бы, Аня и Петя Трофимов являются надеждой автора на будущее. Но разве  может такой человек, как Петя Трофимов, "вечный студент" и "облезлый барин" изменить эту жизнь? Ведь выдвинуть новые идеи, войти в будущее и повести за собой остальных могут только умные, энергичные, уверенные в себе люди, люди действующие. А Петя, как и другие герои пьесы, больше говорит, чем действует; он вообще ведет себя как-то нелепо. А Аня еще слишком молода, она еще не знает жизни, чтоб ее изменить.

     Итак, основной трагизм пьесы состоит  не только в продаже сада и имения, в котором люди провели свою молодость, с которым связаны их лучшие воспоминания, но и в неспособности тех же самых людей что-либо изменить для улучшения своего положения. Мы, безусловно, сочувствуем Любови Андреевне Раневской, но не можем не заметить ее инфантильного, порою нелепого поведения. Мы постоянно ощущаем нелепость событий, происходящих в пьесе. Нелепо выглядят Раневская и Гаев с их привязанностями к старым предметам, нелеп Епиходов, а Шарлотта сама явялется олицетворением ненужности в этой жизни.

     Основной  конфликт произведения это конфликт времен, непонимание одного поколения  другим. В пьесе нет связи времен, разрыв между ними слышится в звуке разорванной струны. И все же автор выражает свои надежды на будущее. Недаром стук топора символизирует переход от прошлого к настоящему. А когда новое поколение посадит новый сад, придет и будущее.

     А. П. Чехов писал пьесу "Вишневый сад" перед революцией 1905 года. Поэтому сам сад является олицетворением России того времени. В этом произведении Антон Павлович отразил проблемы уходящего в прошлое дворянства, буржуазии и революционного будущего. При этом Чехов по-новому изобразил главный конфликт произведения. Открыто конфликт в произведенни не показан, однако мы ощущаем внутренний конфликт, происходящий между героями пьесы. Трагедия и комедия неразрывно проходят через все произведение. Мы одновременно и сочувствуем персонажам, и осуждаем их за бездеятельность. 

     Психологический портрет Лопахина:

     В пьесе «Вишнёвый сад» основной конфликт, отражая глубокие общественные противоречия конца XIX – начала XX века, заключается  в желании Раневской сохранить  за собой вишнёвый сад и в стремлении Лопахина превратить вишнёвый сад в капиталистическое предприятие.

     Но, подчёркивая индивидуальные положительные  особенности дворянских персонажей, Чехов убедительно показывает, что, будучи представителями паразитического  класса, отживающих общественных отношений, они являются отрицательными в своих определяющих чертах.

     Так, доброта Раневской не выражает её жизненных принципов. Это лишь условность, видимость, манеры поведения человека по существу откровенно эгоистичного. Эгоизм Раневской воспитан в ней  всем образом её жизни, привычкой к тому, чтобы люди преклонялись перед её богатством, благоговели перед её красотой и выполняли её прихоти.

     Смысл жизни она видит лишь в сменяющихся  личных удовольствиях, в сердечных  увлечениях, но и здесь она не обладает ни глубиной, ни цельностью чувств. В сущности – это всего-навсего чувствительно- слезоточивая, капризная и легкомысленная барыня, с весьма не глубокими, быстроменяющимися настроениями. Лично у меня Любовь Андреевна вызывает неприязнь, это действительно человек прошлого, отживающий свой век, потому что она уже не сможет жить по-новому, не сможет изменить свои жизненные принципы. У действующих лиц «Вишнёвого сада» противоречие между социально-типическим и индивидуальным наиболее резко проявляется в характере купца Лопахина.

     Лопахин не является той общественной силой, которая была способна в корне  изменить жизнь и внести в неё  начала подлинной справедливости и  красоты. Свою огромную энергию, хозяйственную  практическую сметку он направляет на удовлетворение не общественных интересов, и личных стремлений к наживе и обогащению.

     Но  у Лопахина есть такие индивидуальные качества, которые находятся в  противоречии с сущностью его  характера. Это известная мягкость, доброта, лиризм, стремление к красоте. Разве типично для купца сочувствие Раневской, стремление помочь помещице спасти вишнёвый сад от продажи и появления неловкости оттого, что приобрёл вишнёвый сад именно он. Разве типична для купечества такая черта Лопахина, о которой говорит Трофимов: - «тонкая, нежная душа»?

     Но  поступки Лопахина определяются не этими  частными, индивидуальными чертами, а теми, которые отражают социально-типическую сущность его характера. Несмотря на свойственную ему сентиментальность, Лопахин купил имение Раневской, которой он многим обязан, он явно бестактно, при ней начинает рубить вишнёвый сад.

     На  мой взгляд, Лопахин – человек  цели, и как он ведёт себя с Раневской и остальными, это не имеет большого значения - главное то, что это человек практичный, жизнедеятельный и на него всегда можно положиться, ведь это человек настоящего. 
 

Информация о работе Режиссерский анализ пьесы Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад»